Шоу по мотивам книги Нила Геймана от автора «Ганнибала».
Идеи — существа разумные. Они приходят тогда, когда им самим это нужно. Можно было бы сравнить их с кошками, гуляющими сами по себе. Но всё-таки они — не кошки: их не прикормишь. Не зависят они и от фаз Луны, как приливы и отливы. И от погоды тоже не зависят. Просто иногда они приходят. А иногда — нет. Как вдохновляющие сны, о которых вспоминаешь ближе к вечеру.
Нил Гейман однажды сказал, что не черпает идеи для своих книг из снов, но это кажется притворством. Как же это так: человек пишет о снах, лучшие его произведения пронизаны логикой сна — а идеи вдруг не из снов. Давайте ещё предположим, что Лавкрафт истории о Рэндольфе Картере и Неведомом Кадате придумал без участия сновидений. Или что Луну нельзя сорвать с неба и положить в карман. Вздор какой-то.
Идеи — существа разумные. Порой они просто приходят, и ты никогда не можешь знать наверняка, откуда они взялись. Тут всё дело в вере. Если в идею верить, то она материализуется. Об этом книга Нила Геймана «Американские боги». Об идее, вере и снах.
Прибытие в Америку
Разговоры о вере звучат глупо до поры до времени. Пока не случается что-нибудь этакое. Или пока не сядешь в самолёт. Благодаря чему эта груда железа держится в воздухе? Всё дело в открытиях Ньютона, или, быть может, самолёту помогает лететь вера пассажиров на борту? Вера в то, что они долетят. Такой диалог происходит между одноглазым стариком по имени Среда и бывшим заключённым с уникальным, говорящим именем — Тень Мун. Мун как Луна.
У Тени как раз умерла жена, которую он очень любил. Умерла с членом хорошего друга Тени во рту. И так бывает.
Ну а Среда предлагает работу: будешь выполнять мои поручения, охранять и время от времени бить кому-нибудь лицо, если потребуется. Первое такое лицо появляется сразу (правда, Среда тут ни при чём) — Сумасшедший Суини, лепрекон. Суини показывает Тени фокусы с монетами, а ведь Тень и сам в этом деле не промах. Вот только фокусы лепрекона странные какие-то: монеты просто берутся из воздуха. Он так и говорит: просто берёшь их из воздуха и всё. Ну, это как если вдруг поверить, что сейчас должен пойти снег — и он пойдёт. Чертовски простой фокус.
Во сне (если он, конечно, не осознанный) мы всё принимаем как должное. Так приходится жить и Тени: всё-таки перед ним монеты из воздуха достают. Приходится и читателю — Гейман рисует словами картины, которые сложно представить, руководствуясь лишь обычной логикой.
Приходится и зрителю: один из двух шоураннеров сериала — Брайан Фуллер, автор сериала «Ганнибал». И он делает так, чтобы вы со звоном вылетели из реальности вместе с Тенью Мун. Либо откидываетесь в кресле и слепо верите в происходящее, либо жмёте «стоп».
Фуллер искривляет картину перед вами таким образом, чтобы вы запутались. Он рисует медленные, звенящие сцены и смешивает фоновые звуки так, чтобы вышел полный хаос. Он использует кровь, как художественный приём — нарочито гротескно, нереально.
Он скачет от сюжета к сюжету равно как Нил Гейман, а в визуализации образов идёт дальше, чем даже вы, перед сном читая книгу. Начинается первый эпизод в меру реально, но заканчивается кровавой бойней, жертва которой — ваше чувство нормальности.
Книга и сериал «Американские боги» рассказывают о том, как вера народов рождает богов чего угодно. Раньше люди были другими: они смотрели на молнию и думали, что это — проявление воли высшего существа. Они приносили друг друга в жертву, пытаясь призвать ветер, который бы наполнил паруса их кораблей.
Но человечество менялось, и вот теперь мы верим в высокие технологии, телевидение и прочее. И наша новая вера — рождает новых богов. Они существуют где-то в ином мире, где всё становится реальным. Именно туда и отправляет зрителя Брайан Фуллер, а зритель пусть делает всё, что захочет. Но лучше, конечно, просто расслабиться и принять всё происходящее как должное. Если получилось с «Ганнибалом», то получится и с «Американскими богами». После дебютного эпизода сразу станет понятно, готовы вы к этому или нет.
Может, если мы все вместе будем верить в успех сериала «Американские боги», то у него будут хорошие рейтинги, проживёт он множество сезонов и не закроется внезапно, как сделал это «Ганнибал». В конце концов, Луну с неба же можно сорвать и в карман положить.
Источник: DTF