Разбор тетралогии Джона Уика от Баба-Яги

Джон Уик — эта та франшиза, в которой каждая часть отличается по-своему, умеет удивлять зрителя. Джон Уик не боится показывать какие-то новые элементы хореографии, экспериментировать с боевыми сценами, кадром, постановкой, работой с цветом и многим другим. Каждый новый фильм повышает ставки, становится более масштабным.

Разбор тетралогии Джона Уика от Баба-Яги

John Wick

«Ты хорошо подумал? То есть, продумал всё, «от и до»? Однажды тебе удалось выйти из дела. Хоть на миг сунешься в этот прудик — и можешь обнаружить, как что-то тянет в твою сторону культи и тащит тебя на самое дно»

Уинстон Скотт

Первый фильм тетралогии являет перед зрителем полноценную, законченную историю, которой не обязательно иметь продолжение. Не зря многие любят именно эту часть. Фильм не просто показывает красочные перестрелки с блестяще поставленной хореографией. Он обладает собственной атмосферой, уникальным шармом. Эта часть обладает великолепно поданной историей о мести. Чем ещё отличается конкретно этот фильм, что над ним работали два режиссера — Чад Стахелски и Дэвид Литч (хоть он и отмечен в титрах как продюсер). Это важно для понимания, как устроено повествование фильма, в чем особенность хореографии.

Так, по сути, под влиянием Дэвида Литча есть отлично поставленный сюжет, с осмысленными кадрами, освещением — то есть, каждый показанный элемент важен для донесения той или иной визуальной, философской мысли. Также, благодаря Литчу мы имеем бои в стиле Gun fu — то есть смесь кунг-фу, где сочетается элегантность и точность, и огнестрельное оружие. Причем Литч не первооткрыватель Gun fu, это скорее оглядка на режиссера Джона Ву, который как раз использовал впервые этот стиль. Примечательно, что арсенал Джона не ограничивается пистолетом. Он также использует автомат Coharie Arms CA-415, дробовик — Kel-Tec KSG, снайперскую винтовку DT SRS.

Начало фильма встречает зрителя блеклым цветом, серой гаммой. Это подкрепляется резкими вставками воспоминаний о жене, показанные в теплой цветовой гамме. Джон (Киану Ривз) — человек сосредоточенный, целеустремленный и удивительно волевой. По-иному — Баба Яга. Именно это лежит в основе главного мотива фильма — Джон сама неотвратимость. Он достигнет своей цели, достанет жертву, как бы она ни сопротивлялась. Поэтому же Вигго Тарасов и говорит сыну Йосифу (Алфи Аллен) — «Джон придёт по твою душу. И ты ничего не сделаешь, потому что ты не можешь ничего сделать.»

Как известно, Баба-Яга — это проводник душ умерших в потусторонний мир, она стоит на границе «иного царства». Именно поэтому Вигго Тарасов напевает песню «Баю-баюшки, не ложися на краю, придет серенький волчок, и укусит за бочок». В совокупности с визуалом, где Джон надевает полностью черный костюм, затягивает ремень, поправляет воротник — действительно создается жуткий образ убийцы. В первом же бою Джона и людей Тарасовых прослеживается четкий стиль Gun fu. Каждое столкновение не просто перестрелка, но и постоянный конфликт в ближнем бою. Каждое движение четкое, выверенное, выражающее профессионализм и борьбу людей.

Отдельно предлагаю рассмотреть цвета, которые использует фильм, их значение. Так, основные цвета — это золотой, красный, синий и зеленый. Золотой (желтый, теплый, светло-коричневый) используется как в «интимных» моментах для Уика (воспоминания о жене и сцены с Дейзи, собакой Джона), так и в эпизодах с Маркусом. В своей квартире Маркус одет в светло-коричневый халат, а некоторая часть интерьера тоже выполнена в золотистых цветах. Находясь в отеле, Уик показан в желтой гамме, что намекает на протекцию, а Маркус, находящийся на соседней крыше, тоже окружен в кадре теплым светом или светло-коричневым фоном. Когда Джон попадает в плен к Вигго Тарасову, зритель подсознательно воспринимает сцену как «безопасную» для Уика. Здесь падает четкий желтый свет от прожекторов, огромные окна занавешены светло-коричневыми тканями. И не зря, потому как все охранники находятся на прицеле у Маркуса.

Зеленый в приоритете обозначает людей, которые так или иначе помогли Джону. Так, Аурелио окружен зеленым приглушенным светом во время звонка к нему Вигго Тарасова. Зеленый свет доминирует в подпольном баре отеля Континенталь, в том числе этот свет отчетливо падает на барменшу, которая передает на салфетке информацию о местоположении Йосифа Тарасова.

Красный и синий необходимо разбирать на примере эпизода с клубом Red Circle. Красным обозначаются точки внимания, а также враги Джона, опасные для него моменты. Так, Уик дожидается, пока охранник выйдет из красной зоны, чтобы устранить его. Красный цвет также заставляет устремлять свое внимание на обозначенную точку. Первый противник в бане полностью покрыт красным, а акцент идет на его пистолете, после на ближнем бое. Люди Тарасовых одеты в красные рубашки, что обозначает их как врагов. Битва с местным «мини-боссом» Кириллом (глава служба безопасности Тарасовых) и Джоном проходит то же в красной гамме, намекая на сложность боя. Также красным светом «обозначалась» Перкинс (Эдрианн Палики) в баре Континенталя, намекая, что она будущий противник.

Синий же цвет обозначает уверенность Уика в своих силах. Убийства в туалете происходят на синем фоне. Преследуя Йосифа в клубе, весь зал покрывается синим светом.

«Это был просто гребаный…»

Последние слова Йосифа Тарасова

Кульминацией конфликта Джона Уика и Йосифа Тарасова является эпизод с конспиративной квартирой в Бруклине, где скрывается Йосиф. Вигго говорит — «Они знают, что ты придешь», на что Джон отвечает — «Разумеется. Но это не суть важно».

В это же время начинает играть «Who You Talkin’ To Man?», которая во истину является музыкальным олицетворением конфликта Уика и Йосифа. В тексте есть следующие слова: «И я хочу знать, с кем ты разговариваешь, чувак?», «Кем ты себя возомнил? Какая-то суперзвезда, за кого ты меня принимаешь?», «Я собираюсь схватить тебя за горло, я собираюсь оценить тебя по достоинству, Я собираюсь тебе кое-что сказать, что-то, чего ты никогда не слышал», «Эй, как я тебе теперь нравлюсь?».

Они идеально описывают эмоции Уика, которые он испытывает к Йосифу, что он чувствует в этой сцене. Этот эпизод грамотно переключается между несколькими персонажами, создавая перспективу на сцену с нескольких точек зрения, не разрушая цельность повествования.

В этой сцене у нас, по сути, 3 взгляда на ситуацию — от лица Вигго, от лица Джона и от лица Йосифа. Вигго смирился с ситуацией и просто заглушает боль сигарой. Джон методично идет к своей цели. Причем первая треть сцены воспринимается от лица Джона и Вигго, а потом идет переход перспективы от лица Йосифа. Происходит это в момент, когда Уик убивает из снайперской винтовки охранника. Музыкальная тема останавливается, а сам Тарасов тяжело вздыхает и испытает чувства удивления и страха. И только восклицание другого подручного «Ложись, ложись!» возвращает Йосифа и музыку в этот мир.

Попытка бегства Йосифа неудачна — через несколько мгновений Джон настигает Тарасова и пуля пистолета достигает цели. Музыка специально приглушается, становясь все тише и тише. Мы слышим вздохи Йосифа, как трется его одежда об контейнер, когда он медленно опускается на землю, четкие, строгие шаги Бабы-Яги. Делая контрольный выстрел в голову, мы как бы видим Уика от лица Йосифа. В это же время кадр, как и сознание Тарасова, размывается все больше и больше, а музыка стремится к окончанию. Эпизод заканчивается словами Вигго «готовьтесь», подводя к будущим событиям.

«Нет, дражайший сэр. Я уйду на своих правилах»

Маркус

Первый показанный персонаж в фильме — это Маркус (Уиллем Дефо), лучший друг и наставник Уика, один из самых харизматичных и нераскрытых героев франшизы. Это человек старой закалки, имеющий понятия о чести. Нам сразу дают понять в каких отношениях они состоят: «Всего лишь проведываю старого друга». Это важно, так как Маркус играет значимую роль в событиях фильма. Интересно, если рассматривать, что есть Джон, любящий муж, и Уик, Баба-Яга, профессиональный убийца, то прослеживается следующее.

Маркус «успевает» проститься со старым другом в его новой жизни: «Прощай, Джон». В то же время с Бабой-Ягой его последние слова: «Ты начал новую жизнь. Ещё найдешь способ к ней вернуться. Пора ехать домой». Как по мне, можно было бы снять приквел про жизнь Маркуса, как-никак не зря же он последний из Старой Гвардии.

«Эта жизнь следует за тобой. Она вцепилась в тебя, заражая всех и каждого, кто оказывается рядом с тобой. Мы прокляты, ты да я»

Вигго Тарасов

Вигго Тарасов (Микаэл Нюквист) — самый неоднозначный антагонист франшизы. Прежде, чем начинать конфликт с Джоном, он пытается позвонить ему и договориться. Именно он подводит зрителя к образу Бабы Яги. Мы еще не видели ни разу Уика в действие, но все персонажи, включая Вигго, уже боятся за свою жизнь, зная, что их ждет. Вигго заранее «хоронит» своего сына, зная, на что способен Джон. Кульминацией конфликта Вигго и Джона является финальный эпизод картины. Если до этого Вигго пытался не доводить конфликт до крайней точки, то после убийства Маркуса он дает Джону самый весомый повод для мести.

Сцена с погоней на машинах поставлена красочно, а Вигго показан как человек, ожидающий своей участи. Имея возможность к побегу, Вигго решает довести дело до конца, ибо знает, что Джон рано или поздно доберется до него. Финальная рукопашная схватка с Джоном под ливнем пропитана жаждой возмездия Уика и тщетными попытками бороться против самого вестника смерти. Последние слова Вигго «до скорой встречи, Джон» как будто заключают в себе мнимое мнение, что Джон не выживет после драки.

Под конец фильма, когда Уик лежит практически без сил, издается фраза его жены с видеозаписи на телефоне — «Ну же, Джон. Пошли домой». Это и взятие новой собаки завершает фильм, возвращает к тому, к чему он начинался, является возрождением Джона к новой жизни.

И, как вишенка на торте, предлагаю ознакомиться с простой графикой, созданной Джорджем Хацисом. В стильно оформленных информационных графиках идет подсчет, где, каким образом и сколько человек одолел Джон Уик. Там же можно найти подобные графики по 2 и 3 частям.

John Wick 2

Второй фильм тетралогии закладывает будущую основу следующих частей. В связи с тем, что Дэвид Литч больше не со-режиссировал Джона Уика, поменялся и характер картины. От мелодрамы, интересно поставленного боевика, франшиза переходит к более красочному аттракциону. Он раскрывает тайны криминального мира, показывает много новых элементов в экшене, но делает это по-иному.

«Джон — человек сосредоточенный, целеустремленный и удивительно волевой»

Абрам Тарасов

И как же Джон Уик любит убивать с помощью машины! Он возвращает свой Ford Mustang 1969 года и начинает таранные войны. Машины врезаются в друг друга, их части мнутся, отлетают. Сцена драйвовая. Заключение мира с Абрамом Тарасовым (Питер Стормаре) окончательно завершает сюжетную линию Джона с русской мафией.

Мне действительно нравится, как в начале фильма Джон не успевает выдохнуть, как к нему приходит Сантино Д’Антонио (Риккардо Скамарчо) и предъявляет Вексель. Вексель представляет собой физический носитель свидетельства клятвы крови двух сторон. Под крышкой небольшого хранилища спрятан отпечаток большого пальца «должника», в случае возвращения долга вторая сторона оставляет второй отпечаток, и клятвенные обязательства считаются исполненными.

Казалось бы, Джон вернулся к тому, с чего начинал в первой части, но Сантино на сей раз, в отличие от Тарасовых, полностью уничтожает все то, что было дорого Джону и связывало его с мирной жизнью. Зритель, естественно, встает на сторону Уика, понимая его чувства. Однако же, если дать оценку со стороны, с точки зрения Правил местного криминального мира, Антонио прав в своих действиях — он имеет право требовать исполнение клятвы Векселя. А потому его руки в некотором смысле развязаны в выборе того, как заставить человека все-таки осуществить свою клятву.

Примечателен мир Джона Уика тем, что он не стремится «разжевать» зрителю, каково его устройство. Так, первый фильм конкретно показывал устройство мира, а не рассказывал. Во второй же части нам подают его так, как будто мы уже знакомы с ним, но все-таки напоминают о каких-то важных вещах. Так, нам показывают, как Уинстон (Иэн МакШейн) просматривает принесенные монеты, раскрывая часть экономики Высокого стола. Рассказывает, что есть два непреложных правила — на территории Континенталя кровь не проливать и не пренебрегать Векселем.

Забегая вперед, хочется отметить, что Джон Уик является прямым образом постнеклассическим героем. Так, он легко нарушает со своей стороны Правила — отказывается выполнять клятву Векселя, убивает Сантино на территории Континенталя. В то же время он требует выполнение общих Правил от других. В третьей части Джон приходит к Управляющей в театр Тарковского, то есть к Русска Рома, которая в свою очередь является членом Высокого стола. Да не просто является, причем в статусе «экскоммьюникадо», а требует исполнение его права на помощь, так как он имеет «билет». Приходит к Софии с Векселем, опять же требуя его исполнения.

«Приехал по душу Папы Римского?»

Джулиус (владелец отеля Continental в Риме)

Итак, нам показывают подготовку Джона к убийству Джанны Д’Антонио (Клаудия Джерини). Внимательный зритель заметит, что некий намек на происхождение Уика дается уже в этой части, когда он приходит в еврейский банк. В чемодане у него хранится не только пистолет и монеты, но и заграничный паспорт РФ. После красочных панорам Рима и знакомства с Юлием (управляющий отелем Континенталь в Риме. Его играет Франко Неро), зрителя знакомят с местным сервисом, предоставляемым Континенталем.

А конкретно с Сомелье, с Анжело и Картографом (Питер Серафинович, Лука Моска и Симоне Спинацце соответственно). Во истину этот эпизод является самым сочным по раскрытию мира. Сомелье стильно преподносит выбор оружия, будто бы это дегустация вин или выбор блюд, предлагая изысканные сочетания. Джон оснащается автоматом AR-15, дробовиком Benelli M4 Super 90.

Картограф имеет в своей коллекции как древние, так и современные схемы того же особняка Д’Антонио, так еще и ключи. Анжело, портной, предлагает пошив костюма не только под определенные случаи (светское или официальное мероприятие, утреннее или вечернее), уточняя пуговицы, стиль, брюки, но и снабжает одежду превосходной защитой — карбидные пластины, керамические матрицы, да и вкупе с ламинированной новейшей броней. Да, это меняет правила игры, чтобы многочисленная стрельба была оправданной. В первой части Джон надевал бронежилет под одежду, а когда в него попадали, Уик падал и страдал от боли. Здесь же этот процесс больше игнорируется в угоду скорости экшена и его иной постановки.

«Считай проявлением профессиональной этики»

Кассиан

Как по мне, эпизод с убийством Джанны не обладает шармом Джона Уика. Естественно, он достигает своей цели, но последствия выглядят так, что он больше жертва, загнанная в ловушку. В целом, так это и есть, ибо Сантино предает Джона. Битва в катакомбах под особняком Д’Антонио неоднозначна. С одной стороны, она прекрасна. Здесь есть подготовка Джона, как он оставляет оружие по разным частям туннелей. Экшен бодрый, постоянно с меняющимся вооружением, применением разных тактических приемов. С другой стороны, вся сцена темная, в ней нет прогрессии в локациях, нет разнообразия в цветовой гамме.

Кассиан (Коммон, наст. имя — Лонни Рашид Линн мл.) интересный эпизодический «босс». Мы понимаем его чувства. Зритель знает, что его долг — отомстить за смерть своей подопечной. Причем Кассиан, несмотря на свою злость, проявляет профессионализм, не продолжая схватку на территории Континенталя. Все это делает интересную ситуацию, когда Джон попадает в реверсивную ситуацию — из охотника он превращается в жертву, вынужденную бороться за свое существование.

Интересным их сражения делают не только рукопашные бои, но и перестрелки в разных формах. Причем эти две формы сменяют друг друга. Сначала Джон и Кассиан перестреливаются. Потом Джон и Кассиан перекатываются вниз по лестнице, яростно дерутся, пытаясь достичь друг друга как приемами, так и ранить ножом, или пистолетом. После опять дальний бой, будь это стрельба «наугад» через фонтан или эпичнейшая перестрелка в метро. А теперь бой сменяется на ближний в вагоне метро. Идет медленное нагнетание, подводка к битве. И наконец начинается эстетичная битва на ножах. Да, короткая, но с классной идеей.

Сантино не первый, кто открыл срочный контракт на Джона Уика. Это делал и Вигго Тарасов в первом фильме. Только с отличием, что нам не показывали внутреннюю кухню Администрации (где принимаются заказы и после рассылаются), да из желающих получить награду за голову Джона была только Перкинс. Вот только в случае с Сантино, фильм явно «перебарщивает», насылая на Джона кучу разноплановых убийц. Это хорошо работает в перспективе дальнейших фильмов, но плохо в случае одного конкретного.

«Кто-нибудь, будьте любезны! Дайте ему пистолет!»

Король Бауэри

Знакомство с Королем Бауэри (Лоренс Фишбёрн) важно, так как по значимости персонаж не уступает тому же Уинстону. Эпизод действительно забавный. Сам Джон Уик просит помощи у других, неся за собой смерть. Все-таки интересно, что Бауэри соглашается помогать бороться Джону. Причем очевидно, что помощь человеку, который идет против Правил, влечет последствия.

«Иди. Я закончу это»

Арес

Сантино человек властолюбивый, импульсивный, высокомерный. Это довольно простой и не самый интересный антагонист франшизы. Он ставит свои желания выше Правил, когда заставляет Джона выполнить маркер, чтобы убить сестру, получившей место в Высоком столе заслуженно. Он, по всей видимости, не задумывался, что Джон не просто убийца, когда отдавал приказ устранить его. Да и его бездумное посылание своих людей на смерть, ради его выживания вызывает лишь негатив.

Сцена с выставкой зеркального лабиринта могла быть лучше. Концепт крайне интересный и уже использовался ранее. Однако в Джон Уик это просто красивые декорации, а не способ разнообразить сражения.

Бой с Арес (телохранительница Сантино, её играет Руби Роуз) мог быть намного круче. Как по мне, Джон слишком быстро расправился с ней. Причем персонажа-то подводили в течение всего фильма к финальному сражению, показывая его во многих сценах, но по итогу получили короткий и скучный бой.

«Да, Джон, просто уйди»

Сантино Д’Антонио

Убийство Сантино на территории Континенталя идеально описывает Джона. Это не только проявление его целеустремленности, но и показ состояния его внутреннего мира. Зритель видит человека, которому уже нечего терять, а потому он готов пойти на любой абсурдный поступок. Загнанный человек — самый непредсказуемый.

Сцена с объявлением Джона «экскоммьюникадо» — является простой, но великолепной концовкой. Слова «Уинстон… Скажи им всем… Кто бы не пришел, кто бы это ни был — я убью их всех…» с показом усталого, но уверенного лица Джона впечатляют. Мы видим, как буквально весь мир хочет награду за голову легендарного Джона Уика. Баба-Яга из охотника становится жертвой. Это, демонстрация подтверждения статуса Администрацией, бегущий Джон, на которого все оглядываются, и трек Reckoning за авторством Тайлера Бейтса и Джоэла Дж. Ричарда — создают угнетающий и интригующий эффект.

John Wick 3

«Тик-так, мистер Уик».

Джейсон Манцукас (актер «человека тик-так»)

Чем отличается третья часть, так это структурой фильма. В Джон Уик 1 — первые 40 минут представляют относительно спокойное повествование (за исключением двух моментов с вторжением Йосифа Тарасова, а после и отряда Тарасовых, в дом Уика), с плавно перетекающим, медленным раскрытием Бабы-Яги. В то же время вся остальная часть фильма — это плотный, чистый боевик. В Джон Уик 2 — только первые 10 минут сосредоточие экшена, когда как последующие 40 — это неспешное повествование (за исключением уничтожения дома Джона руками Сантино Д’Антонио). В Джон Уик 3 же — первые 20 минут представляют собой ураганный экшен, а только потом последующие почти 40 минут — неспешное повествование.

Являясь прямым продолжением концовки второй части, Джон Уик 3 не похож на своих предшественников. Он не просто показывает красивую хореографию, перестрелки. Он демонстрирует много новых, впечатляющих моментов. Взять даже начало фильма — здесь и показ навыков Уика в переcборке оружия на примере револьвера, и владение разными типами холодного оружия, а сцена в конюшне вообще «вышибает челюсть».

«Подумайте о своем происхождение. Вы были созданы не для того, чтобы жить как звери, но чтобы следовать добродетели и знанию».

Цитата из Данте Алигьери

Вообще, сцена в Нью-Йоркской публичной библиотеке одна из самых уникальных. Показ сборника «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева элегантно подводит нас к происхождению Джона и к эпизоду с Руска Рома. Битва Джона и Эрнеста (Бобан Марьянович, прямо сербский Дядя Стёпа!) посреди книжных полок, с использованием книги как предмет оружия, это что-то с чем-то. Это этакое продолжение мысли, что Джон может превратить любой предмет (тот же карандаш) в оружие. Джон на фоне Эрнеста кажется крошечным — да и Эрнест засчет роста и длинных рук некоторое время даже доминирует в сражение.

«Мое имя Джардани Йовонович. Я дитя Белоруси. Сирота из твоего племени. Ты должна мне помочь»

Джон Уик

Руска Рома действительно важная организация, и её раскрытие было необходимо. Это не только то место, где рос Джон Уик. Это ещё и часть Высокого стола, хоть и маркиз Винсент де Грамон утверждает, что они занимают лишь «второсортное место». Эпизод красив, полон «русской» эстетикой, а Управляющая (Анжелика Хьюстон, практически Татьяна Кравченко!) поражает своей харизмой.

В Касабланке зрителя знакомят с Софией (Холли Берри) и с её двумя замечательными бельгийскими овчарками малинуа. Также знакомят с местной достопримечательностью — Монетным двором. Функция персонажа Беррада (Джером Флинн) заключается в очередной демонстрации правил криминального мира, а также показа пути к Старейшине. Собаки в бою выглядят правдоподобно (так как при съемке они реально атаковали каскадеров), все совместное сражение Софии и Джона превосходно и свежо.

Старейшина (Саид Тагмауи) в свою очередь играет роль проводника для Джона. Для Джона казалось, будто иного пути нет, как пойти к Старейшине и покаяться. После же посещения Старейшины ему открывается новый путь — союз с Уинстоном, чтобы продолжить воевать против Высокого Стола. Доказ лояльности Старейшине ввиде отрубания безымянного пальца с обручальным кольцом Хелен отсылает нас к ордену ассасинов. А также служит разменной монетой для Джона, чтобы получить временную защиту. Мне кажется, Джон в любом случае продолжил бы воевать против Высокого стола, если бы даже ему не назначили убить конкретно Уинстона. Высокий Стол, получив в свои цепкие руки такого убийцу, не захотел бы отпускать его на покой.

Зрителю дают лицезреть эффектно поставленную битву на мотоциклах. Джон и преследователи перестреливаются, сражаются на мечах, одновременно находясь в дикой динамике поездки — одним словом круто. Эта сцена определенно является не новаторской, ибо напрямую вдохновлена погоней из фильма «Злодейка» (Корея, 2017 год). Но как говорит Киану Ривз — «Кино богато традициями, ссылками на то, что уже когда-то было» — и он чертовски прав.

«Господа, это заведение теперь секуляризовано»

Судья

Судья (Азия Кейт Диллон) — самый не контактный антагонист франшизы. Это значит, что персонаж минимально взаимодействует напрямую с протагонистом. Так, Вигго Тарасов вел рукопашный бой с Джоном, Сантино Д’Антонио был застрелен Джоном, да и много с ним общался лично. Тогда как Судья не только не вела беседу с Джоном, но и не была преследуемой, и даже убитой. Она лишь воздействует на необходимые рычаги, опираясь на свои полномочия. Основываясь на Правилах, она лишь утверждает справедливый суд для Джона и всех, кто помогал ему. То есть, это первый антагонист во франшизе, который не преследует собственных целей — будь это стремление защитить себя (Тарасовы), занять высокое положение в обществе (Сантино, Маркиз), месть (Кассиан), или просто желание большого куша за голову Уика (все второстепенные, третьестепенные антагонисты).

На игнорирование выполнения своих обязательств (Джону убить Уинстона, а Уинстону оставить пост управляющего отелем), судья объявляет новый статус отеля Континенталь — секуляризован. Приготовления Джона и Харона (Лэнс Реддик) к защите отеля показаны эстетично. Греет душу фраза-отсылка к Матрице — «Guns. Lots of guns» (Оружие. Много оружия). Уику снова дают пострелять из крупных пушек — на этот раз это полуавтоматический карабин TTI MPX PCC CA и дробовик Benelli M2 Super 90. Также удивительно и приятно видеть, что Харон не только консьерж. Он также и неплохой боец, выполняющий функцию телохранителя Уинстона.

Как по мне, секуляризация отеля Континенталь бронированным спецназом (вооруженные силы Высокого Стола) получилась не самой выдающейся. Идея добавить противников с крепкой броней — ленивая идея. От усиления таким способом врагов их ликвидация отнюдь не стала интереснее. Да, теперь Уику необходимо не просто стрелять, а выцеливать слабые места противников. Но все равно, можно было придумать что-то более интересное.

«Для меня большая честь сражаться с Вами, мистер Уик»

Один из дуэта шиноби

Помимо этого, часть вводит японскую тематику. Зеро (Марк Дакаскос) со своими приспешниками хороши. Это и вторжение в Руска Рома под Dance of The Two Wolves — эпизод очень красивый и один из любимых в фильме. Это и финальный бой c двумя лучшими учениками (их играют Яян Рухьян и Чечеп Ариф Рахман) Зеро — как по мне, самый эмоциональный эпизод. Сражение происходит не просто с «болванчиками», а конкретными фанатами как Джона, так и своего дела. Да, они скорее третичные антагонисты, у них нет прописанного бэк-граунда, как у некоторых других персонажей. Однако же, нам сразу дают понять — они не только мастера своего ремесла, но и благородные, понимающие люди. Шиноби постоянно дают шанс Уику подняться, перевести дыхание. Мало того, Уик берет свой ремень и элегантно дерется им с шиноби. Это так прекрасно. Джон, в свою очередь, отплачивает им той же монетой — не убивает их после победы.

Персонаж Зеро, как по мне, получился довольно скучным. Он постоянно «подкатывает» к Джону, приговаривая, «я твой фанат», «мы бы могли подружиться, если бы не работа» и т. п. Да и финальный бой с ним, после сражения с его учениками, выглядит блекло и не зрелищно, не говоря уж о краткости сражения.

Финальная сцена на крыше отеля выглядит логично. Принесение клятвы Уинстоном Высокому Столу «обнуляет» секуляризацию и снятие Уинстона с поста администратора. А чтобы подтвердить свое чистосердечное служение Правилам, Уинстону не остается ничего, кроме «убийства» Джона Уика. Ясно, что Уинстон стрелял по Джону не с целью убить, а лишь устроить сцену «убийства» Джона Уика. Подтверждают это две фразы. Уинстон говорит Судье — «Я служил и был маяком порядка 40 лет…», когда как присяга звучит «Я служил. Я буду служить». Харон после «убийства» говорит Уинстону — «Отлично сыграно, сэр».

John Wick 4

Джон Уик 4 является кульминацией как в сюжете, так и в идейности экшен постановки. Эта часть будто бы заключает в себе все наработки предыдущих фильмов. Только делает это в более крупном масштабе. А сам Джон Уик будто окончательно превращается в героя компьютерной игры. Ещё фильм отчаянно старается иногда подсунуть комедийные моменты, но зачастую они не работают и лишь выглядят нелепо.

В первой части Джон получал повреждения (падение со второго этажа, ранение бутылкой и ножом в брюшную полость), во второй тоже (ранение в брюшную полость из пистолета и ножом в ногу) и даже в третьей (в плечо ножом). В четвертой же — ни одного ранения (во время дуэли не учитываем), ноль принятия обезболивающих. Зато Джон много падает, его часто сбивают машины. Его нещадно избивает Килла, кидает на прогиб несколько раз, бросает с огромной высоты вниз, попутно Джон еще ногами задевает балку. Джона инерцией кидает с капоты машины при торможении на большой скорости в кузов другой. Чиди кидает Джона в машину на полном ходу. Джон стремительно падает с 4 этажа на машину. Джон прокатывает своим телом все 222 ступеньки. И что же? А Джон спокойно встает и продолжает спокойно бой. Наверно, приобрел стойкость после такого-то легендарного падения в конце 3 части.

«Даже незрячий увидит верный путь»

Кодзи Шимару

Четвертая часть полноценно развивает «японскую тематику» из третьей части прямиком перемещая зрителя в Осаку. Эпизод во истину красив, он сочится эстетикой. Панорамы улиц сменяются видом на отель Континенталь. Повсюду аутентичный интерьер — сакуры, неоновое освещение, японский выставочный зал. Так ещё все это под Le Castle Vania — Osaka Phonk — великолепнейший трек, будто взятый из Cyberpunk 2077. Нас визуально знакомят как с локациями, так и с местным персоналом, готовя к большой битве. За 38 минут эпизод показывает много разноплановых сцен. Сражение японцев, вооруженных луками, катанами, сюрикенами, против отряда Маркиза — французов в костюмах — выглядит потрясающе. Я бы даже назвал это такой зарисовкой «а что, если бы внутри Высокого Стола началась полномасштабная война».

Акира, персонаж Саваямы Рина, неплохой второстепенный персонаж, её хореография выглядит классно, костюм потрясает. Будущий задел с её местью Кайну интригует.

И снова эти чертовы бронированные спецназовцы, которых приходится Джону хватать, бросать, пытаться попасть в не защищенные точки. Зато Джон с нунчаками великолепен. Это действительно выглядит круто, когда персонаж с их помощью намного украшает сочетание ближнего боя и стрельбу.

Демонстрация боевых способностей Кайна (Донни Йен) во истину впечатляет. Да, может слепой убийца, который четко попадает в цели, выглядит нелепо. Причем нам лишь раз показывают, как он расставляет датчики движения с сигналом, чтобы обнаруживать врагов. Однако это можно простить, видя, как персонаж Донни Йена двигается. Он невероятно быстрый, техничный, но одновременно сдержанный, реагирующий только на внешнюю силу. Его битва с Джоном с точки зрения постановки интересна. Кайн пытается найти Джона, потому Уику приходится максимально приглушать свои действия, создавая эффект напряжения.

Когда Кайн и Джон сталкиваются, это скоростная, элегантная битва, оба персонажа потрясающе двигаются, а в совокупе с общей картинкой на фоне — выставочным залом с великолепным освещением — создается захватывающий визуальный стиль. Как битва идеологий, битва старых друзей сцена неплохо работает, дополнительно раскрывая через короткие диалоги отношения героев.

Кодзи Шимару, персонаж Хироюки Санада, эпизодический, но им проникаешься настолько, насколько нужно. Это истинный самурай, готовый на жертвы ради друга, несмотря на нарушение правил. Его дуэль с Кайном является идеологической. Исполненная в стилистике классических самурайских фильмов, сцена является кульминацией, итогом эпизода в Осаке. Хоть и оба персонажа — Кодзи и Кайн — пытаются защитить то, что им дорого, но пути у них разные. Кодзи сражается за братство, Кайн сражается за благополучие своё и семьи.

«Мистер Никто»

Самый спорный персонаж 4 части — это «Мистер Никто» (Шамир Андерсон), который возглавляет все «смешные» моменты фильма. Казалось бы, интересная идея с охотником, набивающий цену за жертву засчет спасения таковой, совершенно проваливается из-за особенностей сюжета. Сам персонаж целеустремленный, по боевым навыкам довольно сильный, но по итогу слитый. Его проблема в том, что он «занимает» хронометраж, но никак на него не воздействует в целом, в отличие от того же Кайна, Чиди или Киллу.

«Наступает новый день. Новые идеи, новые правила, новый менеджмент»

Маркиз Винсент де Грамон

Маркиз Винсент де Грамон (Билл Скарсгард) является крупнейшим антагонистом во франшизе. Его образ отчасти собирательный — он вбирает характер Сантино Д’Антонио, такой же высокомерный, властолюбивый, отправляющий толпы своих людей, чтобы защитить себя. Маркиз заимствует мотив Судьи (из третьей части) — устранить Джона Уика и всех, кто помогал ему — только делает масштабнее и эффектнее. Внезапно взрывает отель Континенталь в Нью-Йорке, проводит секуляризацию отеля Континенталь в Осаке, повышает (в конечном счете) счет за голову Уика до 40 миллионов долларов. Его заместитель Чиди (Марко Зарор) второй по значимости антагонист фильма. Вплоть до финала он периодически преследует Джона — будь это Осака или Париж.

По боевым показателям персонаж силен — в Осаке среагировал на выстрел стрелы из темноты, в Париже доминировал в бою с Джоном. Но это антагонист-боец, без своей привязанности к Джону. Он лишь исполняет свой долг служения Маркизу. Это отличает его от других антагонистов серии (от Кассиана, Зеро), у которых была четкая связь с Джоном, раскрытие мотивов и характеров. Потому образ Чиди не так сильно привлекает зрителя, он скорее необходим для «смешных» моментов фильма и постоянной напряженности ввиде преследователя от лица Высшего Стола.

«Баба Яга, хе-хе-хе»

Килла Харкан

Эпизод с ночным клубом — это апофеоз всех экшен-сцен в общественных местах франшизы. Он берет лучшее из предыдущих частей — эпизод с клубом Red Circle из первой части и с особняком Д’Антонио из второй. И, помимо этого, делает это в разы эффектнее. Этому помогает выдержанный формат, когда действо происходит под бодрую электронную музыку Le Castle Vania и великолепное светошоу. Это сражение буквально под водопадом воды. Да и не просто перестрелка, а конкретно с акцентированием на ближний бой. Здесь и владение топорами показывается, и отличная хореография с Джоном и Киллу (Скотт Эдкинс).

Эпизод по структуре схож с первой частью. Там Кирилл (глава службы безопасности) является «мини-боссом» в эпизоде с клубом (хотя с ним Джон встретится ещё не раз в течение фильма). Причем даже цвета берутся те же — красный, синий, зеленый. Да и напоминает финальную сцену драки Джона и Вигго, когда шел проливной дождь, а они боролись в ближнем бою. Но Кирилла не раскрывают полноценно через диалоги, как это делают с Киллу. Глава немецкого отделения Высшего Стола в четвертой части является полноценным антагонистом своего эпизода. Киллу предоставляют много экранного времени, неспешно раскрывая его характер. Килла показывает себя не только как умелый игрок в покер, но и как превосходный боец. Ему удается некоторое время доминировать над Джоном засчет выраженной мышечной массе и боевым навыкам. Еще мне нравится, что Джон в этом эпизоде больше схож на Бабу Ягу, которая преследует свою цель, несмотря ни на что.

«Этот хит звучит для Вас, Мистер Уик»

Великолепный, бодрый эпизод начинается с не менее энергичной песни Lola Colette — Nowhere To Run. Припев в треке буквально звучит так «Некуда бежать, детка, негде спрятаться», идеально описывая ситуацию Джона. И показывают неплохую подготовку французских ребят с боеприпасами Dragon Breath.

Выйдя на поверхность, Джона встречает бодрая перепевка на французском языке певицей Мари Лафоре песни The Rolling Stones — Paint It, Black. Вместе с пейзажами парижских улочек боевка выглядит не скучной. Когда Джон начинает наворачивать круги на машине вокруг врагов на Трафальгарской площади, расстреливая их из пистолета, просто поражаешься сцене. Вся перестрелка на площади с уворотами от едущих машин, происходит под трек Gesaffelstein — Hate Or Glory, что придает ей особенный шарм.

«Томас Андерсон из Матрица 4 одобряет»

В заброшенном здании Парижа зрителя ждет сцена, вдохновленная компьютерной игрой The Hong Kong Massacre (инди-игра 2019 года, с видом сверху, с забористым экшеном). Для создания напряженности и хаоса картина предоставляет Джону боеприпасы Dragon Breath. Вообще предлагаю немного погрузиться в историю создания сцены. Перед съемочной группой первой задачей стало возведение достаточно высоких стен — по итогу их высота составила от 12 до 14 футов (365-426 сантиметров). Для съемки сцены использовалась система Spidercam, часто используемая для съемок профессиональных видов спорта. Она подвешена между четырьмя проводами, прикрепленными к разным углам съемочной площадки, и дистанционно управляется с помощью джойстика.

Примечательно, что вся сцена сделана за один непрерывный дубль (за исключением шва, где было необходимо поджечь каскадеров на кухне). Три недели было потрачено, чтобы отрепетировать хореографию, добиться точного результата. Декорации освещались смесью вольфрамовых, светодиодных и неоновых ламп, размещенных снаружи квартиры. Сам Стахелски придерживался идеи использовать воспламеняющиеся боеприпасы специально для выстрела сверху вниз, чтобы добавить жизни сцене. Без Dragon Breath перестрелка была бы намного скучнее. Интересно, что координатор трюков придерживался ритма, считая от 1 до 60 в микрофон, чтобы каждый мог попасть в нужный момент.

«Бесконечная лестница»

Вам было мало продолжительного кувыркания-падения по лестнице в John Wick 2 во время схватки Джона и Кассиана? Что ж, получайте. Долгий подъем с перестрелкой по 222 ступеням к базилике Сакре-Кёр, чтобы потом совершенно тупо и наиграно упасть по этим 222 ступеням вниз от удара Чиди. А потом опять подняться, перестреливая «болванчиков» вместе с Кайном. Гениальная сцена. Зато наконец-то Чиди находит на дьявольской лестнице конец своей истории. Причем очень поэтично — получив удар карандашом в ладонь и укус от собаки «Мистера Никто» в промежность.

«Заносчивый засранец… Он не выстрелил»

Уинстон Скотт

Сцена дуэли совершенно красивая — мало того, что напротив базилики Сакре-Кёр, так ещё и начинается с великолепного рассвета. Здесь работа с цветом, с кадром просто поразительная. Но всё же несмотря на красоту эпизода, события в нём супер-предсказуемые, хоть и сама дуэль вполне выглядит бодро и интригующе.

Финал истории закончен логично, причем читается он двусмысленно. С одной стороны, показ могилы персонажа без его непосредственной смерти — это распространенный художественный приём. Так можно «сохранить» героя для дальнейших фильмов, создать открытый финал. Мы не можем сказать, погиб Джон или нет, мы можем лишь делать предположения.

Возможно, погиб сам Джон Уик, но «любящий муж» Джон теперь окончательно ушел на пенсию. С другой стороны, смерть персонажа подвела бы окончательную, строгую черту всей истории. Такой финал был бы очень дерзким и смелым решением. В конце концов, убивать может лишь тот, кто сам готов быть убит. Да и, возможно, получив официальную свободу после долгой борьбы, у Джона уже не хватило бы моральных и физических сил продолжать жить дальше.

Diagnosis

Как итог, франшиза Джон Уик — это большой сборник самых изумительных трюков с концентрированным экшеном, способный удивлять. Это квинтэссенция всех наработок, когда-либо ранее созданных в боевиках, а также дань уважения им. Обычная красочно поставленная история о мести превратилась в тетралогию, потрясающая миллионы людей по всему миру. Это не только возрождение карьеры Киану Ривза, прославление Чада Стахелски как достойного каскадера и режиссера, но и показ того, как можно создавать насыщенные фильмы-боевики категории «Б».

 

Источник

Читайте также