Казалось, возможности одноплатных компьютеров всегда были строго ограничены простыми задачами вроде домашней автоматизации или обучения программированию. Заставить их тянуть что-то более требовательное, учитывая слабый вычислительный потенциал и совсем небольшой TDP, было чем-то из области фантастики. Однако последние эксперименты раскрыли совершенно неожиданный потенциал Raspberry Pi 5. Оказывается, после негрубой “работы напильником” эта компактная плата размером с кредитку способна запускать современные игры в 4K-разрешении. Но как?
Несмотря на то что архитектура Raspberry Pi имеет серьезные ограничения производительности, на внешние видеокарты они не распространяются. Поэтому, если добавить в систему мощную видеокарту, такой сетап может потянуть даже ААА-тайтлы.
Можно ли играть на Raspberry Pi
Практика показала, что даже Radeon RX 6750 XT в паре с четырехъядерным процессором BCM2712 с более чем скромным TDP в 12 Вт, демонстрирует впечатляющие результаты и практически никогда не достигает полной загрузки. Этот феномен создает парадоксальную ситуацию, при которой игры работают с одинаковой частотой кадров как в 720p, так и в 4K.
Несмотря на ограниченную пропускную способность единственной линии PCIe 2.0, связка показала неожиданно высокую производительность в самых разных играх. И даже использование таких ресурсоемких эффектов, как трассировка лучей, ни на что принципиально не повлияла.
Производительность Raspberry Pi в играх
My Raspberry Pi has a better GPU than Apple’s M4 Pro
Вот какие цифры удалось получить на практике:
Crysis Remastered (2020) на низких настройках в 4K выдает стабильные 20-30 FPS. Для игровых ПК показатель ничтожный, но для столь компактной системы с минимальным TDP и массой других ограничений это фактически невероятное значение.
В Doom Eternal сборка показала себя еще лучше, взяв максимальную отметку в 45 FPS. А это вполне себе играбельная частота кадров. Для сравнения: Doom 2006 года едва выдавал 12 FPS с трассировкой лучей и около 30 FPS — без нее. Ключевую роль в этом достижении сыграли оптимизация драйверов и улучшенная поддержка ARM-архитектуры.
Steam Link тоже работает без нареканий, открывая дополнительные возможности для стриминга игр. Некоторые проекты, например Red Dead Redemption 2, сталкиваются с проблемами запуска, но это связано с особенностями ARM-архитектуры и спецификой работы игровых лаунчеров на нестандартных платформах.
Игровая сборка на базе Raspberry Pi
При подготовке системы особое внимание следует уделить выбору PCIe-адаптера. Не все модели одинаково хорошо работают с Raspberry Pi 5, поэтому рекомендуется изучить опыт других пользователей и выбрать проверенные варианты. Качественный адаптер станет залогом стабильной работы и минимизирует риск возникновения проблем с совместимостью.
Выбор видеокарты менее критичен, чем может показаться. Даже относительно бюджетные модели современных GPU не создают эффекта бутылочного горлышка из-за ограничений процессора. Это позволяет экспериментировать с различными графическими картами, не опасаясь существенной потери производительности.
Важным аспектом является настройка системы питания. Raspberry Pi 5 и внешняя видеокарта требуют стабильного и качественного электропитания. Рекомендуется использовать отдельный блок питания для GPU и убедиться, что источник питания для Raspberry Pi способен обеспечить достаточную мощность.
Ну, и не забывайте про охлаждение. BCM2712 постоянно работает на максимальной частоте и довольно сильно греется. Поэтому
эффективный отвод тепла становится критическим фактором для стабильной работы и предотвращения термического троттлинга, который возможен в силу того, что процессор оказывается загружен на 100%.
Оптимальные игровые настройки для Raspberry Pi
Само собой, поиграть на Raspberry Pi в свое удовольствие можно только с оговорками. Чтобы все заработало, рекомендуется снижать значения параметров, зависящих от CPU, таких как физика, искусственный интеллект и количество объектов на экране. Это позволит добиться более стабильной частоты кадров без существенного ущерба для визуального качества.
Разрешение и качество текстур можно устанавливать на относительно высокие значения, поскольку эти параметры практически не влияют на итоговую производительность. В большинстве случаев удается достичь стабильных 20-30 FPS даже в 4K. Но, вообще, смотрите по ситуации. Возможны варианты.
Постобработка и специальные эффекты, такие как размытие движения или глубина резкости, также допустимы, поскольку не оказывают существенного влияния на производительность. Это создает интересный парадокс, когда визуальное качество может быть довольно высоким, несмотря на относительно низкую частоту кадров.