Путешествие в Тихий Холм: восьмидесятые или…

Пробуем разобраться, в какое время происходят события игры Silent Hill 2.

Недавно художник и арт-директор двух номерных частей Silent Hill Масахиро Ито рассказал о том, каким он и его коллеги по Team Silent представляли себе протагониста SH2 Джеймса Сандерленда.

В ходе обсуждения в твиттере Ито добавил, что события второй части происходят в поздние 70-е или 80-е. Поклонников серии эта новость удивила, ведь принято было считать, что история Мэри и Джеймса разворачивается в девяностые годы.

Желая сузить временные рамки, подписчики Ито начали приводить различные доводы: марка автомобиля и военная куртка Джеймса, стиль причёски, рекламные вывески из других игр серии и т.д. Кто-то опирался на годы выхода фильмов, вдохновивших разработчиков на создание игры, а кто-то — на песню, сформировавшую основу образа Джеймса.

Неординарному способу арт-директора SH2 подзадорить фанатов игры позавидует опытный эсэмэмщик.

Как поклонник серии я мигом заинтересовался возникшим спором и попробовал самостоятельно установить хронологические границы истории Silent Hill 2. И версия такова: всё-таки ранние девяностые. Попробую это доказать, построив временную шкалу событий, связанных с долгим путешествием Джеймса Сандерленда в Тихий Холм.

Строим временную шкалу

Пользоваться музыкальными предпочтениями разработчиков, а также годами премьеры кинокартин, повлиявших на создание сиквела, мне не кажется правильным. Это не слишком эффективно (ниже покажу почему) и открывает широкие возможности для спекуляций.

Смотрите сами: по словам того же Ито, разработчики вдохновлялись как фильмами «Призрак любви» (1981) и «Синий бархат» (1986), так и сериалом «Твин Пикс» (1990-1992). Ну и какое же десятилетие выбрать в этом случае?

С музыкой ещё интереснее. Бывший художник Team Silent говорит, что во время одной из концовок Джеймс прокручивает в голове песню A Whiter Shade Of Pale (гр. Procol Harum), которая может напоминать герою о годах молодости. Ну это совсем ненадёжный аргумент, если честно. Например, мне о детских годах напоминает музыкальная композиция, написанная аж в 1936 году, так и что теперь?

Поэтому предлагаю пойти иным путём и воспользоваться исключительно теми временными данными, которые предлагает сама серия игр Silent Hill, а также опубликованными Konami официальными дополнительными материалами. Чтобы сверять отдельные внутриигровые факты, будем изредка обращаться к работе небезызвестного(ой) SilentPyramid.

Чтобы построить временную шкалу, прежде всего нужно отобрать некоторую точку отсчёта, от которой в дальнейшем можно будет откладывать и все прочие события. Вы удивитесь, но такой точкой станет… появление на свет антагониста Silent Hill: The Room Уолтера Салливана.

Летоисчисление «по Салливану»

Однажды шестилетний Уолтер Салливан записал в дневнике:

«Круглую камеру я покинул только в воскресенье и потом читал книгу».

Уолтер Салливан
Антагонист SIlent Hill: The Room

В этой записи говорится о так называемой «Водной тюрьме» — месте, куда тайное оккультное общество Тихого Холма отправляло провинившихся воспитанников детского приюта «Дом желаний». Под «книгой» Салливан понимал церемониальный манускрипт, описывающий кровавый ритуал «21 таинства» — некий обряд по призыву тёмного божества.

Однако нас интересует иная деталь: запись в дневнике Уолтер сделал в «воскресенье, 21 октября». Из прочих его сообщений можно узнать, что воскресенье было единственным днём, когда мальчику разрешали покидать «Водную тюрьму». В некоторые из таких дней его отвозили в город Эшфилд, и каждая поездка также выпадала на воскресенья — например, 10 февраля и 17 марта.

Салливан находился в приюте несколько лет, и для того чтобы определить время, когда записи были сделаны, нужно отыскать в календаре смежные годы, в которых воскресенья выпадают на упомянутые даты. Подходящими годами оказываются 1973 (воскресенье — 21 октября) и 1974 (воскресенья — 10 февраля и 17 марта). Зная возраст будущего серийного убийцы, мы с точностью можем определить год его рождения — 1967.

Текст официального путеводителя по SH: The Room даёт нам точное указание: события игры стартуют спустя 34 года после того, как новорождённый Уолтер был обнаружен в пустой комнате «302» управляющим апартаментами South Ashfield Heights. Таким образом, можно установить, что действия квадриквела происходят в 2001 году.

Невестка Сандерленда-старшего

Главный герой SH: The Room, молодой писатель Генри Тауншенд, впервые знакомится с Фрэнком Сандерлендом вскоре после того, как обнаруживает себя запертым в комнате «302». Через дверной глазок Генри может наблюдать, как пожилой мужчина несколько раз проходит мимо и задумчиво смотрит на дверь.

Спустя некоторое время он попытается отпереть комнату Генри универсальным ключом. Фрэнк Сандерленд — не кто иной, как тот самый управляющий апартаментами South Ashfield Heights, который много лет назад обнаружил маленького Салливана.

В The Room Фрэнк предстаёт перед нами седым, стриженным коротко мужчиной приблизительно шестидесяти лет. Дополнительные материалы к игре подтверждают наблюдение — Сандерленду около шестидесяти, и учитывая время действия SH: The Room, мы можем предположить, что Фрэнк появился на свет в 1940 или 1941 году.

Принятая поклонниками игры, не подтверждённая, но и не опровергнутая разработчиками версия гласит, что Фрэнк Сандерленд приходится отцом протагонисту Silent Hill 2 Джеймсу Сандерленду. На это обстоятельство указывает фотография, висящая на стене комнаты «302», а точнее, фраза, которую «подумает» Генри, если изучит снимок.

«Фотографию мне передал управляющий Сандерленд. Я слышал, что его сын и невестка несколько лет назад пропали в Сайлент Хилл».

Генри Тауншенд
Протагонист Silent Hill: The Room

Мне кажется, что фамилия «Сандерленд» не настолько распространена, чтобы в таком небольшом курортном городе как Тихий Холм молодожёны-однофамильцы встречались столь часто. Впрочем, есть и более веский повод считать Фрэнка Сандерленда отцом Джеймса, а именно — происхождение Мэри, жены главного героя второй части Silent Hill.

География игровой серии сообщает несколько важных топонимов: сам Тихий Холм, расположенный на другом берегу озера полузаброшенный городок Шепердс-Гленн и два крупных административных центра — Брамс и Эшфилд.

Из книги Lost Memories мы узнаём не только возраст Джеймса и Мэри, но также и девичью фамилию девушки — «Шеперд». Знакомые с Silent Hill: Homecoming игроки вспомнят, что ту же фамилию носил её протагонист Алекс. Предки мужчины принадлежали к одной из четырёх семей, выходцев из Тихого Холма, основавших городок Шепердс-Гленн.

Учитывая тесную связь потомков основателей Шепердс-Гленн с Тихим Холмом, есть серьёзные основания полагать, что и Мэри Шеперд-Сандерленд была родом из тех мест, а значит, знала наверняка, каким прекрасным и живописным может быть город по другую сторону озера Толука. Именно поэтому для них с Джеймсом он стал «тайным местом».

Итак, если Фрэнк Сандерленд потерял сына Джеймса и невестку Мэри за несколько лет до событий The Room (а это 2001 год), то получается, что протагонист Silent Hill 2 получил письмо и отправился искать его адресата в Тихий Холм… в девяностые годы!

Газета, найденная в мусорном контейнере

В официальном гайде по вселенной игры Silent Hill: Book of Lost Memories указан возраст Джеймса Сандерленда — полных 29 лет. Вместе с предположением о годах, в которых развивается действие Silent Hill 2, эта информация подталкивает к выводу о том, что Джеймс родился в семье Фрэнка Сандерленда в 60-е годы прошлого века.

Вот и легендарная армейская куртка M-65, которую носит Джеймс, пригодилась! Отец Сандерленда-младшего родился в годы Второй мировой войны, и будучи юношей, мог участвовать во Вьетнамской кампании США, а потом подарить подрастающему сыну свою куртку. Ну как в советской семье отец мог подарить сыну знаменитые командирские часы.

Напомню, что в 1967 году Фрэнк нашел новорождённого Уолтера Салливана, при этом известно, что мужчина к тому моменту уже был женат. Но если бы и не был, это никак не противоречило бы предположению о том, что события сиквела происходят в 90-е, потому что в противном случае Джеймс должен был родиться позже 1967 года. Добавьте к ближайшим следующим годам «29» — и получатся всё те же девяностые, а то и двухтысячные.

Проходя Silent Hill 2, игрок наткнётся на мусорный контейнер, откуда Джеймс извлечёт пожелтевшую газету с заметкой о жестоком убийстве двух учеников Мидвичской начальной школы, близнецов Мириам и Билли Локейнов.

Чудовищную расправу над детьми учинил Уолтер Салливан — они стали его очередными жертвами на пути исполнения кровавого ритуала «21 таинства».

SilentPyramid в своей монографии указывает, что незадолго до гибели дети видели Салливана в магазине спортивных товаров Albert’s Sports, где тот подрабатывал продавцом.

По законодательству Соединённых Штатов всякий гражданин имеет право работать на неопасных предприятиях, начиная с 16 лет. Шестнадцать лет Салливану должно было исполниться в 1983-м году, следовательно своё преступление он не мог совершить раньше этого времени.

Найденная Джеймсом газета выглядит довольно старой. Если предположить, что напечатана она была всего за год до событий SH2 «по горячим следам», а Салливану действительно было 16, а не, скажем, 20 лет, то получается, что Масахиро Ито верно определяет хронологические рамки сиквела Silent Hill — вторая половина 80-х годов.

Однако здесь имеются два несоответствия. Во-первых, проходя через инфернальные пространства подземного Лабиринта, Джеймс натыкается на могилу, на надгробном камне которой высечено имя «Уолтер Салливан».

Во-вторых, в найденной газете убийца уже назван по имени, а его вина признаётся доказанным фактом — так что заметку опубликовали уже после ареста Уолтера. Возможно, когда он находился на принудительном лечении в госпитале Брукхэвен или отбывал срок в окружной тюрьме.

Согласно официальному гайду SH: The Room, Салливан покончил с собой в возрасте 24 лет. Случилось это, как нетрудно догадаться, в 1991 году. Кажется, что сомнений не остаётся: психопат совершил самоубийство, спустя какое-то время Джеймс Сандерленд обнаруживает его могилу, и следовательно события Silent Hill 2 имеют место в первой половине девяностых.

Дело закрыто? Отнюдь. Мы вновь сталкиваемся с амбивалентностью Team Silent в вопросах внутренней хронологии и событийной взаимосвязи.

Насколько мне известно, разработчики задним числом «подчистили» историю с могилой Салливана, разумно и справедливо объяснив, что Лабиринт из SH2 — не реальное, а метафизическое пространство. А на самом деле тело убийцы бы захоронено в лесу, недалеко от приюта «Дом желаний».

В The Room Генри, во время очередной вылазки, действительно обнаружит на этом месте выкопанный пустой гроб, в котором предположительно должно находиться тело Салливана. Однако позже игрок узнает, что труп злодея всё это время находился в кладовой комнаты «302».

Как он туда попал — дело тёмное. В фанатской «вики» указано, что полиция Эшфилда полагала, будто тело выкрал некий убийца-подражатель, однако в игре этого упоминания мне встретить не удалось. Как бы то ни было, внутренний лор игры чётко фиксирует: Салливан наложил на себя руки, а значит, вероятность того, что в Лабиринте Джеймс побывал уже после 1991-го года, драматически возрастает.

Что в итоге?

Я всё же склонен считать, что газетная заметка была опубликована позже 1983–1984 годов, поскольку из внутриигровых документов The Room известно, что после близнецов Локейн Салливан успел убить ещё двух человек. Едва ли он мог совершить подобные злодеяния, пребывая за решёткой. Вероятно, что маньяка отловили позже и тюремное заключение Салливан отбывал во второй половине 80-х.

В этом случае ни один этап рассмотренной истории Джеймса Сандерленда не выходит за рамки линейной хронологии. Джеймс родился несколько раньше Уолтера, проживал в Эшфилде, где работал клерком, познакомился с уроженкой Шепердс-Гленна Мэри Шеперд во второй половине восьмидесятых, сделал предложение, и через какое-то времени молодожёны впервые посетили Тихий Холм.

Масахиро Ито дал понять, что история Silent Hill 2 приходится не на 90-е, а на поздние 70-е или 80-е годы. То есть однозначного ответа у нас нет, и для сколь-нибудь точной датировки только и остаётся, что как-то состыковывать друг с другом сообщённые игрой данные.

Тем не менее, если вписать 80-е во внутреннюю хронологию получается без труда, пусть и не без определённых оговорок, то вот 70-е годы прошлого века из вариантов возможного таймлайна выпадают совершенно точно. Думаю, выше я убедительно продемонстрировал почему.

Вам может показаться это забавным, но я никогда не ощущал в Silent Hill 2 «духа восьмидесятых», потому что в игровом окружении сиквела угадывались какие-то меланхолия и тревога последнего десятилетия прошлого века. «Субъективщина!» — подумаете вы, и будете правы. Но тут уж ничего не поделаешь: опыт прохождения таких игр — штука личная.

Silent Hill 2 — удивительная игра. И вовсе не оттого, что многие годы спустя то и дело возникают споры и теории, касающиеся её сюжета, персонажей, а также слухи о возможном перезапуске — как это случилось сейчас.

Впервые я прошёл Silent Hill 2 зимой 2002 года. За прошедшие двадцать лет лишь очень немногие художественные приключения смогли подарить мне переживания, близкие к тем, через которые провело творение гениальных Team Silent.

Дело тут не в том, что Silent Hill 2 — один из лучших хорроров в истории видеоигрового искусства. Правда, признаться, когда сидишь в пустой и ярко освещённой солнцем квартире в два часа дня и дрожишь от ужаса, напуганный всего-навсего игрой, — это тоже редчайший опыт. Но всё же величие сиквела кроется в другом. Через глубокий сюжет, который препарирует человеческие слабости, показывает отчаяние, грех и его преодоление, нам позволили взглянуть на трогательную историю о последнем подарке любви — о прощении.

Спасибо, что дочитали до этих строк! Надеюсь, вам, как и мне, было интересно попытаться установить время действия сюжета Silent Hill 2. Если у вас есть уточнения по перечисленным или, напротив, ещё не упомянутым фактам, буду рад, если вы выскажете их в комментариях. Очень обрадуюсь, если кто-то из редакции сможет масштабировать картинки по ширине.


 

Источник

Читайте также