Пугающее сходство: что общего у Surgeon Simulator 2 и настоящей хирургии

Некоторые вещи очень напоминают медицинскую практику, но другие — ломают погружение.

Пугающее сходство: что общего у Surgeon Simulator 2 и настоящей хирургии

Вышедшая в 2013 году Surgeon Simulator оказалась маленьким чудом — всего за 48 часов инди-джема разработчики из Bossa Studious создали самобытный симулятор хирурга. Игрок мог управлять только кистью врача — и этого хватало, чтобы проводить разные условные операции.

Сиквел в свою очередь — совсем другая игра. В неё добавили полноценное перемещение по отделению, физические головоломки, кооператив и сезонный пропуск. А вот ключевые механики оперативного вмешательства — в корне поменялись.

Мне посчастливилось увидеть, как работает хирургический стационар изнутри, так что я расскажу, чем Surgeon Simulator 2 похожа на реальность. Да, может показаться странным, что мы сравниваем трэш-комедию с реальностью, но… читайте дальше. Сходства порой удивительны.

Однажды ночью в безлюдном медицинском центре

По сюжету игры, главный герой получил письмо из таинственного центра Bossa Labs, где ему предложили пройти экспериментальные курсы хирургии. По задумке основателей центра, это обучение способно превратить в хирургов даже обычных граждан.

Однако, прибыв в учреждение, герой не встречает ни одной живой души — на самом деле Bossa Labs далёк от открытия. Впрочем, вскоре с героем связалась по громкой связи Пэм — одна из создателей центра. Она извинилась за бардак повсюду и предложила приступить к операциям раньше намеченного срока — несмотря на незавершённый ремонт

Чем похоже на настоящую практику: пустые плохо освещённые коридоры, мрачные силуэты ящиков, мебели и различной техники, низкочастотный звук, мерцающая лампочка, и, главное, отсутствие людей — это знакомая картина для каждого, кто оставался на ночное дежурство.

Современные хирургические стационары рассчитаны на огромное количество больных. Но вечером, когда операции заканчиваются, а больные расходятся по палатам, большинство сотрудников уходит домой. Остаётся только дежурная смена — оберегать ночью здоровье больных.

Именно в такие моменты бросается в глаза, насколько же госпитали большие и просторные — и насколько неуютно в них, когда не остаётся практически никого из людей.

К тому же, довольно часто скорая помощь или непредвиденный случай нарушают спокойный вечер — и приходится безотлагательно идти в операционную. Как раз как в игре.

Что разработчики не учли: стилистика 70-х, женский голос по радио, эксперименты над людьми — авторы явно вдохновлялись Portal при разработке второй части.

Как и в Aperture Science, герою нужно пройти сквозь ряд сомнительных с этической точки зрения экспериментов. Само собой, ради блага всего человечества.

Реальность, конечно, куда прозаичнее. В настоящем госпитале не встретишь экзотических интерьеров и нестандартных операций каждый час — вместо этого хирургов ждут повседневные, рутинные, скучноватые, но не менее важные и требовательные хирургические вмешательства.

Экспериментировать над больными никто ни в коем случае не будет — за жизнь пациента врач несёт криминальную ответственность. Это касается и нестандартных методов лечения — все манипуляции строго регламентированы и постоянно документируются.

Главное не уронить голову

В Surgeon Simulator 2 разработчики полностью переделали игру — если раньше мы могли лишь видеть часть операционного поля и поднос с инструментами, то теперь игрок может свободно перемещаться по больнице и крутить камерой во все стороны.

Тем не менее во вторую часть перешла ключевая механика серии — детальное управление рукой хирурга. Зажав комбинацию клавиш игрок может сжать или разжать кулак, повернуть кисть, согнуть руку в локте или вытянуть перед собой. Всё это — учитывая направление движения, которое игрок задаёт при помощи камеры.

Таким образом в игре есть возможность поднимать любые предметы, держать нужные медикаменты под рукой, поворачивать инструменты под удобным углом и контролировать направление движений.

Если в обычных играх достаточно зажать одну кнопку для какого-то действия, то в Surgeon Simulator 2 приходится делать всё вручную — и колоть лекарства, и резать ткани, и доставать больные органы.

К сожалению, далеко не всё работает должным образом. Очень часто управление в игре вызывает раздражение и фрустрацию из-за постоянных багов и неточностей. А сами текстуры не всегда совпадают с границами предметов. Обидно, когда из-за неповоротливой камеры или не сработавшей кисти не успеваешь вовремя ввести лекарства и спасти больного.

Чем похоже на настоящую практику: каждому хирургу хотелось бы иметь полный контроль над полем операции и видеть всё внутри раны. К сожалению, очень часто область хирургического вмешательства ограничивает врача, сковывает его движения. В таких случаях приходится выкручиваться, исходя из того, что есть под рукой.

Игра в этом плане очень точно передаёт сложности во время операции. Хирургам приходится действовать очень аккуратно, учитывая свои реальные возможности, полагаясь на опыт и знания анатомии.

Конечно же, в таких случаях нельзя спешить или действовать «на глаз». Семь раз отмерь, один раз отрежь — это про хирургию.

Что разработчики не учли: к сожалению — главный недостаток игры напрямую связан с переходом в полноценный трёхмерный геймплей. Разработчикам пришлось пожертвовать точностью хирургических операций.

Исчезло больше половины хирургических инструментов — остались только скальпель, пила, молоток и топор. Да и они стали более карикатурными — игра потеряла весь налёт реализма.

Раньше, к тому же, операции выглядели достоверно — например приходилось самому распиливать грудную клетку под нужным углом. Теперь достаточно лишь пару раз ударить по ней молотком и она сама развалится в нужном месте.

Удаление органов выглядит ещё более схематично, чем раньше, и сам художественный стиль стал более мультяшным. Так что Surgeon Simulator 2 точно расстроит тех, кого интересовали именно сами хирургические вмешательства.

Пациент — словно конструктор Lego

Вместе с полноценной больницей в игре появились головоломки. Провести операцию — всего лишь половина работы, нужно ещё подготовить больного. Для этого нужно найти все органы для трансплантации, хирургические инструменты и медикаменты. Иногда придётся подключать к электросети несколько компьютеров, обыскивать ящики или проверять соседние офисы на предмет ключ-карт. Порой даже придётся поползать по вентиляции между комнатами — прямо как в Deus Ex.

К тому же, стратегического планирования требует сам пациент. Перед тем, как удалить больные лёгкие, нужно разломать грудную клетку, а для этого нужны специальные инструменты. Перед тем, как ампутировать конечность, нужно обеспечить пациента дополнительной кровью, а для этого необходимо подготовить медикаменты.

Таким образом подготовка забирает больше времени, чем сама операция.

Чем похоже на настоящую практику: хирургия действительно напоминает чем-то детский конструктор. Точно так же хирург не делает ничего просто так, а следует чёткому плану. Сперва полностью обследует больного и подготавливает его к операции. Потом обеспечивает всеми нужными медикаментами на случай осложнений.

Во время самой операции он делает сперва доступ к поражённому органу, точно зная, что, где и когда разрезать. И лишь после всего этого можно провести само вмешательство.

Что разработчики не учли: точно также, как в хорошем конструкторе, в человеческом организме нет ничего лишнего. А значит нужно вернуть абсолютно всё на место.

После оперативного приёма хирург должен сшить всё в обратной последовательности — точно так же, как резал. Мышцы нужно шить с мышцами, фасции с фасциями, кожу с кожей. Если что-то будет не так — будет кровотечение или воспаление.

В самой же игре достаточно только заменить повреждённый орган. Всё остальное не имеет значения — можно оставить больного без почек, желудка или печени, если они стояли на пути хирурга — и это одно из самых заметных допущений.

Если закончится кровь — ты проиграл

Есть несколько параметров, которые нужно учитывать в Surgeon Simulator 2. Это количество крови и скорость кровопотери. И разработчиков стоит похвалить — в этом случае игра близка к реальности.

Во время хирургической операции наступает кровотечение — задача игрока его вовремя остановить. Для этого можно зашить рану, присоединив к культе какую-то конечность. Более универсальный способ — найти и ввести больному гемостатик — лекарство жёлтого цвета.

К тому же, количество кровопотери в секунду зависит от метода операции. Так, если вынимать органы скальпелем и аккуратно отпиливать конечности — кровопотеря будет меньше, чем если вырывать всё голыми руками. С другой стороны, работа инструментами забирает больше времени. Подходящий баланс нужно искать игроку.

Чем похоже на настоящую практику: в теле взрослого человека около 4-6 литров крови. В первую очередь она отвечает за транспортировку кислорода в клетки организма — без него в них начнётся некроз.

Для того, чтобы успешно прошёл обмен между сосудом и клеткой, должно быть определённое артериальное давление. При падении АД ниже порога обмен прекращается и наступает смерть.

Наше сердце качает кровь по телу и создаёт необходимое давление — но только тогда, когда в самих сосудах есть достаточно жидкости. Так, кровопотеря больше 1,5-2 литров может быть смертельной для человека. Игра, в свою очередь, более благосклонна к игроку — она поднимает порог к 5 литрам.

Что разработчики не учли: кровотечение — действительно самый страшный враг хирурга и основная причина внутриоперационных осложнений. Поэтому в первую очередь врачи следят за тем, чтобы не зацепить крупные сосуды, а при необходимости — герметично их ушить.

Для остановки кровотечения используется множество методов — гемостатические губки, порошки, внутривенные коагулянты, электрические коагуляторы, обычные швы.

В то же время, игра не учитывает другое осложнение — потерю функции органа. Кровотечение можно остановить, но без достаточного кровоснабжения клетки погибнут и наступит некроз ткани. Это может привести к атрофии мышц, параличу нервов, нагноению рубцов и воспалению внутренних органов, не говоря уже о более специфической инвалидности.

Surgeon Simulator 2 ничего из этого не учитывает.

Без командной работы никак

Пока что может сложится впечатление, что вторая часть имеет больше недостатков, чем достоинств. Она действительно потеряла много важных хирургических моментов по сравнению с оригиналом, добавив вместо них головоломки и испытания.

Выигрывает она в другом — в социальной составляющей. Так, в игре появился полноценный аватар игрока, который можно настраивать. Нужен он для командной игры — сеть поддерживает до 4-х игроков одновременно. В кооперативе геймплей преображается: все операции проходят быстрее, можно проводить несколько манипуляций одновременно и идти на более рискованные действия.

В каждой миссии есть дополнительные задания, при выполнении которых открываются новые предметы одежды и головные уборы. К тому же в Surgeon Simulator 2 есть свой бесплатный сезонный пропуск, который учитывает достижения в сетевой игре.

С друзьями можно отправиться как на 11 сюжетных миссий, так и на карты сообщества. В игре есть встроенный редактор локаций, при помощи которого можно создать собственные испытания.

Студия обещает поддерживать игру, добавляя в неё новый контент и возможности. А вот останется ли в сети преданное сообщество — ещё предстоит выяснить.

Чем похоже на настоящую практику: в реальной жизни хирургия, несомненно, командная работа. Даже в относительно лёгких операциях опытному хирургу нужна помощь — придержать рану, убрать кровь, завязать нитки.

И это не говоря уже о поддержании давления и контроле кровопотери, чем обычно занимается анестезиолог.

И да, как и в игре, профессиональные хирурги часто любят носить стильные шапки.

Что разработчики не учли: игре не хватает распределения ролей для того, чтобы команда в кооперативе была полноценной хирургической бригадой.

Все умеют заниматься и доступом, и пересадкой органов, и контролем кровопотери. Игра не даёт ни инструментов, чтобы распределить роли, ни чёткой инструкции, кто, что и зачем должен делать.

Сможет ли команда найти общий язык и спасти пациента — зависит от самих игроков.

Surgeon Simulator 2 — по-настоящему «инди» игра. В ней половина моментов неимоверно раздражает и бесит, а другая — вызывает подлинное восхищение. К сожалению, из-за смены концепции игры Bossa Studios значительно упростила механику операций. Да и сама атмосфера стала значительно менее серьёзной.

Взамен же разработчики предложили несколько сложных загадок, кооператив и собственный конструктор миссий. При этом самое ценное в игре — это её уникальный геймплей. Несмотря на технические огрехи и простоту, он действительно передаёт ощущения от работы в операционной.

Но это касается стратегического подхода к хирургии и работе в команде. Если вас интересуют непосредственно сами операции — лучше обратить внимание на первую часть.

 

Источник

Читайте также