Феодальная Япония обычно ассоциируется только с самураями. А ведь были еще демоны, апокалипсис и путешествия в космос! Все это и не только предлагает геймеру потрясающая Genji.
И перед тем как перейти непосредственно к тексту, сразу уточню для знатоков японского, что транскрипцию всех имен и названий брал в Педивикии, так как даже внутри игры они порой пишутся по-разному. Ну а теперь к сути.
Кто не из рода Тайра, тот — не человек
Япония, XII век. Противостояние между законным правителем и бывшим императором разделило страну. В Киото — столице государства тех времен — все чаще проливается кровь. Неудивительно, что в таких условиях самураи, стоящие на страже различных кланов, поднимают головы и обретают политический вес, а вместе с тем и врагов из противостоящих кланов.
Внутренняя борьба достигает своего пика, когда Киемори, глава клана Тайра, одерживает сокрушительную победу над Еситомо Минамото. Имеператор назначает его министром высшей политики, а ведь эта должность никогда не предназначалась для воина.
И с этого момента многое меняется, особенно для знати, которую постепенно вытесняют со всех постов родственники Киемори. Еще бы! Ведь его дочь взял в жены сам Император! Влияние и богатства клана Тайра растут с каждым днем, но не быстрее чем их высокомерие. Вот тогда и возникло в Японии пословица, вынесенная в подзаголовок этого раздела.
А что же клан Минамото? Сам Еситомо был убит собственным вассалом в ходе отвода войск после неудачного мятежа, но у него осталось множество сыновей. Правда, лишь один из них войдет в историю — доблестный Есицунэ, один из героев игры.
И вот здесь необходимо здесь небольшое, но важное отступление. Если у вас сложилось ощущение, что Genji — это игра, основанная на реальных событиях (вроде той же Dynasty Warriors, хотя и у нее в основе все же литературный первоисточник), то самое время его развеять. Genji — это краткий, в какой-то степени даже поверхностный экскурс в мифологию Японии, но именно это и делает его столь самобытным.
Но вернемся к Есицунэ. Он скрывается в убежище на горе Курума, когда туда приходят войска Тайра. Вот только молодой воин их совершенно не интересует, потому что они ищут амахагане — волшебные камни, оставленные одним из богов и наделяющие владельца волшебной силой
Разумеется, один из таких камней принадлежит Есицунэ, вот только для него он пока бесполезен, ибо мальчик не знает, как освободить скрытую внутри магию. Мальчик вынужден бежать, благо новое укрытие ему предоставил клан Тамайорибито под предводительством старика Хогена. Мудрость этого человека столь велика, что заключается всего в одной фразе, которую он будет неустанно повторять раз за разом:
Содержание скрыто
Показать
Хоген тоже ненавидит Тайра всей душой и начинает тренировать Есицунэ. Он рассказывает ему об амахагане, обучает использованию камня и горько сетует на то, что врагов камней гораздо больше. Но у юного герой всегда находит время поболтать с дочерью своего наставника. Она-то и пересказывает ему слухи о странном монахе близ Киото, который деревянной дубиной сражается с воинами их врагов.
Заинтересованный Есицунэ отправляется к мосту, где последний раз видели могучего воителя. После короткой схватки (ну а как же без нее?) мужчины находят общий язык. Так Бэнкэй на долгие годы станет верным другом и спутником нашего героя.
Однажды горячие головы решили, что достаточно сильны и могут свергнуть правление Тайра. Они отправляются в Киото, где… ожидаемо терпят поражения. Конечно, они победили много достойных воинов, но мощи нескольких амахагане противостоять довольно сложно. Эта вылазка стала для них ценным уроком — Есицуно и Бэнкэй уходят в Конидзикидо, чтобы бог Шукентен самолично обучил их и одарил амахаганами.
Впереди героев ждут божественные испытания, краткое путешествие в глубины самих себя (ну или космические дали, если воспринимать буквально), демонический апокалипсис на улицах Киото и сражение с самим Киемори. Сюжет прост, не блещет внезапными поворотами, но достаточно интересен, чтобы пройти самостоятельно, а не читать пересказ в обзоре.
В пути нужен попутчик, в жизни — друг
Сама игра Genji представляет собой битэмап с легким уклоном в сторону РПГ. Собственно, от последних только возможность прокачки героев да смена оружия, доспехов и аксессуаров. В остальном все по классике: идем к поставленной цели, уничтожая все живое на своем пути. И все же геймплей весьма разнообразен. Специально подчеркну: не нов, а разнообразен.
Наличие двух героев может навести на мысли о кооперативном прохождении, но нет, игра заточена исключительно под сингл. Зато у игрока почти всегда есть возможность поменять персонажа, что не позволяет пресытиться одной и той же боевкой.
Во-первых, у Есицунэ и Бэнкэя разные стили. Первый — маленький шустряк. Он быстрый, ловкий и владеет «секретной» техникой двойного прыжка. Недостаток силы молодой воин компенсирует стремительностью, зачастую нанося удар двумя мечами еще до того, как враг возьмется за оружие.
Бэнкэй же, напротив, здоровая и неповоротливая машина для убийств. Вооруженный тяжелой дубиной или здоровенной глефой, монах может одним сильным ударом снести головы сразу трем-четырем противникам. К тому же длина его оружия позволяет не приближаться к супостатам вплотную, чтобы избежать урона. Правда, это с лихвой балансируется его медлительностью: пока поднимет дубину, пока размахнется… Да и в акробатике Бэнкэй не мастак, не даются ему высокие подъемы, на которых зачастую запрятаны сундуки с новым оружием и броней.
Из этого, кстати, следует, во-вторых. Для того, чтобы максимально изучить каждый уровень уровень и собрать все секреты, игроку необходимо чередовать персонажей. Как следует из примера выше, недоступные для монаха уступы вполне по силам воину (благо инвентарь у персонажей общий, поэтому можно смело забирать бонусы для напарника). Зато крепкие двери, которые не по силам открыть самураю, его товарищ разносит даже не вспотев.
Тут, правда, стоит отметить, что в какой-то момент бэктрекинг несколько надоедает, ибо герои меняются не в произвольный момент, а в строго определенных точках, и нельзя сказать, что встречаются они сильно часто. Вот и приходится, пройдя половину локации, возвращаться обратно, потому что перед Есицунэ возник сундук, который можно сломать исключительно Бэнкэй. Это хорошо, если поблизости есть точка быстрого перемещения в укрытие, вот только бежать до сундука придется все равно с начала уровня.
К слову, все оружие, доспехи и аксессуары в игре уникальны. Да, поначалу у них есть только стандартные характеристики «атака» и «защита» соответственно, но довольно быстро появляются новые свойства. Зачастую это просто резисты к стихиям, но и они здорово облегчают жизнь, особенно ближе к концу игры.
При этом новое снаряжение можно не только находить (хотя самое лучшее запрятано по тайникам), но и покупать у торговцев. Данная возможность была добавлена скорее просто, чтоб была, нежели с какой-то реальной целью, потому что покупное добро только на первых порах будет превосходить найденное, да и то недолго.
А еще уникальное оружие и броню можно крафтить у кузнеца. Вот только для этого игроку потребуются предметы, которые необходимо выбить с боссов — и просто их победить недостаточно! Но подробнее об этом будет чуть ниже, потому что эта механика завязана на амахагане. Вот о них и поговорим.
Выше уже говорилось, что амахагане — это волшебные камни, которые наделяют своего обладателя силой. Вот, например, Есицунэ с их помощью замедляет время, и реализовано это крайне интересно. Конечно, можно просто врубить bullet time и какое-то (крайне недолгое) время лупасить врагов. Но гораздо полезнее проявить истинно самурайскую выдержку, дождаться, пока враг начнет атаковать и вовремя парировать удар, что гарантирует немедленную смерть супостату. Таким нехитром образом можно вырезать небольшой отряд из пяти-шести человек.
Чем-то напоминает Assassin’s Creed, когда парированием можно было устроить геноцид всех стражников, вот только есть существенные отличия. Например, враги не будут просто смотреть, как их друзей и коллег рвут на части — они могут и сразу скопом кинуться. Да и кнопку необходимо нажать вовремя, а иначе противник не только нанесет урон, но и «отключит» замедление времени, что очень чревато в битвах с «тяжелыми» демонами или боссами.
Логично, чем дальше герои продвигаются по сюжету, тем сильнее и страшнее битвы. Порой даже в замедлении сложно успеть парировать атаку, но для этого существует замедление в замедлении. И так до четырех раз, когда мир приобретает кислотные цвета, а вокруг все буквально замирает. В битвах с боссами эта штука просто жизненна необходима! К тому же после удачного применения амахагане с них падает предмет для создания нового оружия или брони!
Сам волшебный камень можно «прокачивать», собирая эссенцию амахагане. Тоже довольно любопытная штука. Дело в том, что сама она… невидима. Ее местоположение выдает либо сияние самого камня на поясе героя, либо вибрации джойстика, когда он подходит совсем близко. Хотя, конечно, можно и время замедлять на каждой локации, чтобы сделать видимыми шарики эссенции, но дюже накладно выходит. Зато каждые три шарика можно пустить на увеличение здоровья, атаки или защиты, что весьма полезно, так как естественное их повышение при росте уровня игрока не слишком-то существенно.
В общем-то, объектов собирательства в игре достаточно много, но это не наскучивает и не утомляет. В данном случае соблюден тот идеальный баланс, когда и сами предметы несут практическую пользу, и при этом мотивируют исследовать мир игры. И вот о нем тоже стоит сказать пару слов.
Несмотря на обширную карту, по которой перемещаются персонажи, локаций не слишком-то и много. Они состоят из различных подуровней разной степени длительности, но чаще всего это не очень большие «комнатушки». И если уж говорить начистоту, то вся третья (она же заключительная глава) — это переделанные локации первой. Пусть и значительно, но все же. Скорее всего, это обусловлено мощностями второй «плойки», но игра нисколько не теряет. Разве что после прохождения так хочется еще хотя бы немного побродить по волшебному миру страны восходящего солнца…
Блеск золота ярче сияния Будды
В Genji удивительным образом сплетается реальная история и мифология. В мир игры погружаешься стремительно, она очаровывает буквально с первых минут. Разумеется, в создании атмосферы немаловажную роль играют графика и саундтрек. И с этим все просто превосходно!
Неподготовленного игрока визуал натурально вводит в ступор, потому что пейзажи настолько красивы, что такого даже не ожидаешь от второй «плойки». Признаться, я играл на эмуляторе и не особо заморачивался с настройками (потому и скрины спрячу, чтоб никого не травмировать никого ненароком их размытостью), но даже в таком виде игра выглядит более чем достойно! Воздушная бледно-розовая сакура на фоне синего неба, опадающие на золоту поляну листья, заснеженные каменные стены города — все это вызывает искренне восхищение и покоряет с первого взгляда.
Содержание скрыто
Показать
А сюжетные ролики, само собой, выглядят еще лучше, еще насыщеннее цветами и навевают смутные ассоциации с Final Fantasy: The Spirits Within. Конечно, каждую волосинку в прическа героя не разглядеть, но здесь, опять же, все ограничено возможностями «железа» консоли.
На погружение в мир игры работает и саундтрек, выполненный в японском стиле: мерная, не слишком динамичная музыка, в которой слышится шелест листьев, течение ручья, пение птицы и мелодичность самой природы. Конечно, в зависимости от ситуации музыка меняется, создавая необходимое напряжение и усиливая саспенс, и все же в ней неизменно присутствуют эти чарующие восточные мотивы, создающие сказку на экране.
Три дня не прошло, а вишня отцвела
Эпоха PS 2, увы, безвозвратно канула в лету. Безусловно, и сейчас есть те, кто с удовольствием возвращается в далекие нулевые и запускают любимые игры нулевых, чтобы поностальгировать и вернуться в детство. Есть и те, кто только сейчас открывает для себя этот пласт.
И потому всегда радуешься, когда натыкаешься на очередной маленький шедевр вроде того же Genji. Особенно, если в далеком детстве эта игра прошла мимо тебя. И в такие моменты, досмотрев финальные титры, переводишь дух, делаешь глоток чаю, какое-то время задумчиво смотришь в экран и только потом возвращаешься в реальный мир.
Хорошо, что есть продолжение. Плохо, если оно, как часто бывает, хуже оригинала. Вот и узнаем.