Проявление гуманизма: почему приложения, сайты и другие средства получают облик человека? Часть вторая

Проявление гуманизма: почему приложения, сайты и другие средства получают облик человека? Часть вторая
Первую часть мы завершили на появлении первых хуманизаций операционных систем на японской имиджборде Футаба и на создании первой англоязычной имиджборды Форчан. Теперь же мы расскажем о том, как развлечение анимешников и битардов в пучинах /b/ середины нулевых годов вырвалось из имиджборд ираспространилось по сети на рубеже нулевых и десятых годов. Теперь, в 2020-х, хуманизации всего и вся, как анимешные, так и не очень, почти никого не удивляют — но так, несмотря на многотысячелетнюю традицию хуманизации и её глубокие корни в человеческой психике (см. первую часть), было не всегда.

Сбер-тян от мастера хуманизаций Rikani, официальный аниме-маскот крупнейшего российского банка в 2021 году уже вызвал мало удивления в рунете

Больше картинок богу картинок





Вернёмся в 2003 год. Пока на Футабе японские завсегдатаи /b/ всё больше втягиваются в процесс создания моэ-хуманизаций, в США появляется Форчан — попытка перенести в англоязычную среду одного из популярнейших форматов японских интернетов. Появился он по уважительной причине: 15-летний студент и ярый отаку Кристофер «moot» Пул бомбанул с того, что на тогдашней главной англоязычной кузнице мемов и упороса Something Awful забанили хентай. И создал свою Футабу, с блэкджеком и битардами.

Крис Пул косплеит троллфейс просто потому, что может

Поначалу Форчан был почти полной копией Футабы на том же самом движке, только на английском языке. Даже часть текстов сайта представляла собой кривой машинный перевод с японского, а многие графические материалы напрямую тырились с тредов Футабы. Первыми пользователями Форчана стали ушедшие с обезхентаенного Something Awful американские отаку. Естественно, первое время 4chan был про аниме, мангу и хентай чуть более, чем полностью — и именно в это время его посетители подхватили у японских коллег не только часть сленга, но и идею хуманизации в жанре моэ-антропоморфизма. А для начала — компьютерных программ, начиная с OS-тан, моэфицированных операционных систем семейства Windows и не только.

OS-тан, хуманизации винды, с которых всё и началось в 2003-м на Футабе

Поначалу, впрочем, процесс шёл достаточно сонно даже на /b/ Форчана — хотя количество моэфикаций понемногу росло, и принимали они самые причудливые формы. К примеру, в 2004 году главный приз Japan Otaku Awards получила манга Binchō-tan про антропоморфные… сорта угля! Некоторые хардкорные отаку считают именно его начальной точкой в буме моэфикации — но на наш взгляд, он был скорее одним из её всё более многочисленных проявлений.

Героини Binchō-tan представляют собой хуманизацию разных видов древесного угля, используемого в Японии: в данном случае это бамбуковый уголь, уголь бинчотан и дубовый уголь

Фаза накопления хуманизаций в виде анимешных девушек переросла в настоящий взрыв моэфикации. Произошёл он в 2006 году и выплеснулся далеко за пределы имиджборд: интернеты стали заполняться хуманизациями самых разных явлений и объектов. В порядке объяснения происходящего недоумевающим «цивилам», в англоязычной википедии появляется статья «Moe anthropomorphism».

Антропоморфизм моэ ( яп .萌え擬人化: моэ гидзинка ) — форма антропоморфизма в аниме и манге, где качества моэ придаются нечеловеческим существам (например, животным, растениям, сверхъестественным существам и фантастическим существам), объектам, концепциям или явлениям. Помимо моэ-признаков, моэ-антропоморфы характеризуются аксессуарами, которые служат подчёркиванию их исходных форм до антропоморфоза. Персонажи, как правило, изображают неодушевлённый предмет или популярный потребительский товар. Часть юмора этого олицетворения исходит из личности, приписываемой персонажу (часто сатирической), и характеристики машин, предметов или мест как «милых».

Что характерно, статья с самого начала иллюстрировалась изображением Википе-тан, моэфикации самой Википедии

Уже первая версия статьи от 31 июля 2006 года включала в себя описания не только OS-тан, но и целого ряда свежих на тот момент явлений. Например, меха-мусумэ, изобретённых мангакой Фумиканэ Симада: когда в виде девушки изображается тот или иной вид военной техники, и при этом в образе присутствуют элементы конструкции и вооружения хуманизированного объекта.

▍Меха-мусумэ: девочки с большими стволами

Всё началось в 2004-м, когда Симада изобразил прообразы персонажей своих будущих манги и аниме Strike Witches в виде пока безымянных девушек-истребителей Второй мировой войны. Уже в 2005-м на основе его рисунков выпустили фигурки, за ними последовала манга Strike Witches уже с сюжетом и большим количеством персонажей, а в 2006-м по ней начали снимать аниме-сериал.

Немецкий истребитель Bf-109E-3 по рисунку Фумиканэ Симада, «бабушка» всех последующих меха-мусумэ

Правда, Strike Witches в духе части крайне фансервисных аниме нулевых годов для мужской подростковой аудитории отличался несколько обострённым вниманием к нижнему белью героинь даже по меркам бывалых отаку — но именно оно положило начало всему жанру меха-мусумэ. А также его ответвлению в сторону жанра «милые девушки мило и бескровно пользуются реальными моделями оружия или боевой техники в перерывах между чаепитиями». Ярчайший пример — Girls und Panzer того же самого Фумиканэ Симада, уже без бесконечных трусов в кадре, но зато с обилием заклёпочничества и обыгрывания военно-исторических мемов.

(никак нельзя упомянуть GuP и не поставить самый меметичный для рунета его фрагмент)

Впрочем, в GuP героини не воплощали собой танки, с помощью которых участвовали в школьных соревнованиях в духе игровых сессий World of Tanks. К нашей теме из аниме больше подходит, скажем, Upotte!!! 2009-года с героинями, являвшимися по совместительству системами стрелкового оружия.

Героини Upotte!!! не просто пользовались разными автоматическими винтовками, а сами были винтовками, да ещё и отражали в характере и облике их характерные особенности

Жанр меха-мусумэ уже в начале 2010-х привёл в стан любителей аниме множество диванных милитаристов и околовоенных заклёпочников, которые ещё не так давно считали отаку странными озабоченными чуваками, любителями «китайских порномультиков». Если в конце нулевых суровые диванные милитаристы от аниме в основном плевались, то уже в начале десятых годов они яростно… мм, сохраняли на диски и альбомы в соцсетях картинки с меха-мусумэ. Страницы военно-исторических блогов, пабликов и сообществ стали заполняться подобными персонажами пополам с историческими фотографиями и схемами устройства заклёпок — причём моэфикации подвергались всё более редкие и причудливые шушпанцеры. Что интересно, при этом исходная сексуализация меха-мусумэ заметно снизилась, хотя до конца не не исчезла.

Советский тяжёлый танк КВ-5 с его, мм, характерными особенностями, памятными игрокам в World of Tanks

▍Двач-тян и прочее Бесконечное лето

Тем временем настал тот самый 2007-й, который многие по сей день считают золотым веком рунета, борд и мемов. Мода на хуманизацию охватила /b/ Двача — и из этого вырос целый ряд персонажей во главе с Двач-тян. Правда, в отличие от японских OS-тан были они не столько моэ и кавайными, сколько стёбно-ироничными (ну и правило 34, само собой, битарды же). А порой и весьма суровыми.

Двач-тян не одобряет правило 34, юзернейм

В центре ранней русскоязычной хуманизации Двача стоит именно Алиса Двачевская, она же Двач-тян. Она была не первой из появившихся на нём девушек-маскотов, но самой яркой — и символизировала Двач как таковой. Возникла она вполне канонично: из упоротого треда 3 апреля 2007 года, когда некий анонимус предложил создать маскот для главной российской имиджборды, сделал набросок, и заверте… Двач-тян в каноничном варианте обрела два хвоста в форме логотипа Двача с заколками в виде золотого афедрона, пионерский галстук на белом топе, мини-юбку и берцы. А также красные глаза, и энергичный и несколько упоротый характер. Опционально с сигаретой, огнестрельным оружием и/или тесаком.

Каноничные варианты Славя-тян, Двач-тян и СССР-тян

Ещё до Двач-тян на /b/ появились Россия-онээ-сама и СССР-тян. Россия-онээ-сама, то есть «старшая сестра Россия», строго говоря, появилась на веб-комиксе японского художника про северокорейские испытания баллистических ракет. Но она настолько завирусилась в переводе того стрипа в Рунете и полюбилась российским пользователям, что зажила собственной жизнью.

Японский автор пытался отразить то, как японцев достали ракетно-ядерные амбиции Кимов — но россиян зацепил совсем другой персонаж

СССР-тян — самая старшая из появившихся на Дваче моэ-маскотов, и самая младшая по внешнему виду. Зародилась она ещё в сентябре 2006 года — и сильно зацепила анонимусов, как ностальгирующих по Советскому Союзу, так и не особо. Вместе с собственно Двач-тян считается одним из главных маскотов Двача.

Самая завирусившаяся в Рунете картинка с СССР-тян

А ещё были Славя-тян (третий маскот Двача), Уныл-тян и так далее — на Лурке можно прочитать подробнее. И, скорее всего, они ушли бы в прошлое, вместе с золотым веком российских битардов и классическим Двачем — но группа энтузиастов подарила этим моэ-хуманизациям вторую жизнь в виде меметичного визуального романа «Бесконечное лето». Он вышел на рубеже 2013-го и 2014-го, и его героини большей своей частью представляли собой тех самых тян с Двача. Только в сеттинге пионерского лагеря конца 1980-х годов и, соответственно, в пионерской форме.

Персонажи «Бесконечного лета»

Собственно, создатели игры исходно были битардами с Ычана и хотели поначалу сделать стёбную эротическую игру с мемными тян. На выходе же получилась игра, сочетавшая ностальгическую и где-то даже пронзительную романтизацию ушедшей эпохи — именно она породила интерес к сеттингу пионерлагерей в современной культуре — с экзистенциальной философской драмой с элементами хоррора.

▍Хуманизация стран: Хеталия и компания

В том же 2006 году появляется первый японский веб-комикс с хуманизацией, где вместо моэ-девушек в роли воплощения чего-то в человеческой форме появляются парни. Впрочем, выглядят они тоже довольно-таки… моэ. Это широко известная в не очень уж узких кругах юмористическая серия Хидэкадзу Химаруи Hetalia: Axis Powers, «Хеталия и страны Оси». Её героями стали хуманизированные страны, а в сюжете обыгрывались события как Второй мировой войны, так и актуальная политика второй половины нулевых годов. В центре сюжета находится Хеталия, сиречь Италия: обожающий пиццу легкомысленный раздолбай, которого вечно приходится вытаскивать из неприятностей суровому и сумрачному Германии.

Персонажи «Хеталии»: Франция, Британия, США, Германия, Италия, Япония, Китай, Россия, Австрия

Если исходные моэфикации были явно ориентированы на отаку мужского пола, и те же OS-тан постоянно фигурировали на /b/ Футабы в рамках правила 34 — то Хеталия произвела эффект разорвавшейся бомбы уже скорее в среде девушек-анимешниц. Благо мужской пол большинства персонажей — женщинами были только некоторые страны, вроде Беларуси или Венгрии — позволял пуститься во все тяжкие в фанфиках и фанартах разных рейтингов, коими и поныне забиты профильные ресурсы.

Впрочем, мемасов разной степени упоротости с персонажами «Хеталии» тоже хватает

Аниме-версия Хеталии вышла в 2009-м, и тогда же появилась веб-комиксная альтернатива: Scandinavia and the World от датской художницы Humon. На сей раз в центре событий оказались близкие автору скандинавские страны: раздолбаистый Дания, чопорный Швеция, алкодепрессивный Финляндия и так далее вплоть до США и Японии. Фанфиковый потенциал европейского комикса был куда меньшим, чем у «Хеталии», зато в датском комиксе подмечалось значительно больше интересных деталей об особенностях жизни и взаимоотношений разных стран.

Типичные туристы из разных стран мира по версии SATW

Впрочем, самым популярным вариантом хуманизации стран к настоящему времени стали Countryhumans, выросшие из Countryballs. Опять же, всё началось в 2009 году, когда немецко-русской имиджборде Краутчане некоторые пользователи подкалывали польского юзера под ником Wojak — да-да, это тот самый Вояк, с которого уже в 2018 году пошла соответствующая традиция мемных изображений персонажей, Думера и компании.

Поляк Вояк — знаковая фигура для истории интернет-культуры, с его ником связаны сразу две мемные традиции!

Но в 2009-м стёб немецких и российских пользователей над поляком Вояком привёл к появлению Поландболла: квазихуманизации Польши в виде шарика с глазами в цветах перевёрнутого польского флага. Правда, поговаривают, что исходный рисунок в Paint нарисовал всё же британец Falco. Поскольку в конце нулевых была актуальна тема «польских водопроводчиков» и других не слишком высокооплачиваемых трудовых мигрантов из Польши в странах Западной Европы — Поландболл часто оснащался вантусом. А также ностальгией о былом могуществе Речи Посполитой, и постоянно обыгрывающимся сюжетом «Польша не может в космос».

(но это не точно)

Формат оказался годным. К Поландболлу добавились практически все существующие и когда-то существовавшие страны. Мемы и стрипы со страношариками в самых разных ситуациях и с самых разных точек зрения распространились далеко за пределы Краутчана и вообще имиджборд — став существенной частью военно-исторической и политотной интернет-культуры начала 2010-х годов.

Один из самых популярных роликов с Countryballs на Ютубе

Однако примерно с середины 2010-х годов Countryballs стали выходить из моды. И когда уже казалось, что они уйдут в прошлое как Превед-Медвед, в 2018 году внезапно случилась загадочная гибридизация Countryballs с «Хеталией»: возник сеттинг Countryhumans, более чем живой по сей день. Страношарики превратились в человекообразных существ с руками и ногами, чьи головы представляли собой почти что те самые Countryballs.

Иронизировать над Италией в духе Хеталии при этом не прекратили

Это предоставило всем желающим возможность использовать полученных персонажей самым разным образом: кто-то продолжил отображать с их помощью свой взгляд на исторические и текущие политические события, а кто-то принялся яростно шипперить (изображать отношения разной степени личности) хуманизированные страны во всех возможных сочетаниях с впечатляющим размахом.

Германия и призраки её непростого прошлого (фоном явно играет раммштайновская Deutschland)

Впрочем, это было уже в конце десятых годов — когда хуманизация успела стать мейнстримом. Как уже популярное и общеизвестное, но всё ещё субкультурное явление хуманизации утратило ориентированность на отаку и моэ, и превратилось в то, что понятно без пояснений даже бабушкам из «Одноклассников» — обсудим в третьей и заключительной части.

Оставайтесь с нами!

Telegram-канал с розыгрышами призов, новостями IT и постами о ретроиграх


 

Источник

Читайте также