Провалы 2017 — кино. «Лига справедливости», «Чужой», «Валериан» и «Матильда»

Конец года — шанс подсчитать не только проекты, которые радовали нас эти двенадцать месяцев, но и неудачные поделки, что мешали наслаждаться шедеврами, отравляя впечатление от всего года. Редакция «Канобу» представляет свой список самых больших фейлов киноиндустрии в 2017-м.

События в киноиндустрии

Прежде чем приступить к обсуждению самых провальных и разочаровывающих картин, следует вспомнить события, расстроившие поклонников кино и повлиявших на Голливуд в той или иной степени.

Конечно, первой на ум приходит серия скандалов, связанных с обвинениемя в домогательствах, которые сыпались одно за другим. В этой ситуации легко проявить эмоциональную слепоту, увидеть лишь поток пены из новостей, утомляющий и раздражающий своим однообразием, сказать «выдумки», «подумаешь» или «сами виноваты».

Легко упустить из виду то, что за всеми этими историями стоят реальные жертвы, которые пострадали от домогательств или откровенного насилия.

Я не стану даже пытаться обсуждать столь сложное и противоречивое событие в одном абзаце, но не вспомнить его нельзя — эти скандалы однозначно оставили горькое послевкусие, проявили темные пятна на лице индустрии в целом и поставили под угрозу карьеры конкретных актеров, судьбу проектов, в которых они были заняты. Это не важнее чувств пострадавших, но это тоже негативные последствия, которые вытекают из этих событий. Будем надеяться, что будут и позитивные — что Голливуд станет более безопасным и прозрачным местом, в первую очередь для женщин, а на накопившиеся проблемы перестанут закрывать глаза.

Также в этом году случилась череда увольнений режиссеров во франшизе «Звездных войн». После того, как в прошлом году мы узнали о том, что Гарета Эдаврдса выперли из собственного «Изгоя» и отдали фильм на досъемки Гилрою, после отстранения Джошуа Транка от одного из спин-оффов еще раньше, в 2017-м режиссеры посыпались как спелые яблоки с веток.

Лорда и Миллера, создателей «Лего. Фильм», вышвырнули из спин-оффа о молодом Хане Соло, а затем сняли с девятого эпизода и Колина Треворроу, и его сценариста, с которым они давно работают вместе, Дерека Коннели.

В графе «фейлы 2017» нельзя не вспомнить и идиотскую путаницу с лучшим фильмом на церемонии «Оскар», и опасный прецедент с задержкой обнародования рейтинга «Лиги справедливости» на Rotten Tomatoes, и очередную накрутку рейтинга отечественных фильмов на «Кинопоиске», на этот раз — «Крыма».

Разросся и скандал с Джонни Деппом, который вроде как уже помирился с женой, которую вроде как бил, но фанаты «Гарри Поттера» все равно не хотят видеть его в роли Гриндевальда и собирали подписи в пользу того, чтобы оставить на этой роли Колина Фаррелла. Джоан Роулинг, рискнувшая не возражать против кандидатуры Деппа, несмотря на то, что до этого активно призывала к ответственности всякого рода сексистов, получила свою порцию разочарованных в ней фанатов и феминисток.

Упадок франшиз

В статье, посвященной кинотрендам прошедшего года, я уже упоминал, что ряд «миллиардных» франшиз не собрал свой миллиард в этом году, либо просто сильно просел по сравнению с предыдущей частью. «Форсаж 8» собрал на 300 миллионов меньше предыдущей ленты (хоть это и по-прежнему 1.2 миллиарда долларов), «Пираты Карибского моря 5» — на 250 миллионов (падение с 1.05 миллиарда четвертой части до 800 миллионов), а «Трансформеры» просели на шокирующие 500 миллионов (с 1.1 миллиарда «Эпохи истребления» до «жалких» 600 миллионов) — почти ополовинив ожидаемые сборы.

Старые франшизы умирают, зрителям все-таки надоело есть одно и то же каждый год, нужна хоть минимальная изобретательность и смелость, чтобы люди продолжали ходить на твой затянувшийся киносериал — поэтому киновселенная Marvel со своими несмелыми, но все же экспериментами, по-прежнему собирает огромную кассу.

Да, все вышеперечисленные блокбастера не провалились, они принесли прибыль, но далекую от ожидаемой и панику в студийных кабинетах это разведет сильнее, чем полный провал какого-то одного фильма.

Самые крупные кассовые провалы

Что касается именно провалов, то тут ожидаемых и неожиданных проектов еще больше. Учтите, что сборы кинотеатров — это не чистая прибыль, студии достается лишь две трети, а то и половина этих денег, остальное кинотеатры оставляют себе, причем зарубежные прокатчики забирают больше домашних, поэтому для Голливуда всегда важнее сборы на родине нежели мировые, но мы считаем именно общие.

Еще нужно учитывать, что к производственному бюджету, который мы здесь указываем, нужно приплюсовывать еще почти такой же маркетинговый, поэтому если фильм стоил 100 миллионов и собрал 100 — это не »вышел в ноль, это провал, собрал 200 — все еще провал. Собрал 300 — тут уже может быть надежда, но до конца неясно, так как суммы чистой прибыли и величину расходов на рекламу никто не разглашает.

Это список, возрастающий по итоговым сборам, а не топ провалов, так как сколько конкретно потеряла студия на том или ином фильме сказать очень сложно по вышеназванным причинам.

    «Лекарство от здоровья» (бюджет: 40 $ млн., сборы: 26 $ млн.) «Коматозники» (бюджет: 19 $ млн., сборы: 43 $ млн.) «мама!» (бюджет: 30 $ млн., сборы: 44 $ млн.) «Удача Логана» (бюджет: 29 $ млн., сборы: 46 $ млн.) «Монстр-траки» (бюджет: 125 $ млн., сборы: 64 $ млн.) «Живое» (бюджет: 58 $ млн., сборы: 100 $ млн.) «Темная башня» (бюджет: 60 $ млн., сборы: 111 $ млн.) «Могучие рейнджеры» (бюджет: 100 $ млн., сборы: 142 $ млн.) «Меч короля Артура» (бюджет: 175 $ млн., сборы: 148 $ млн.) «Призрак в доспехах» (бюджет: 110 $ млн., сборы: 169 $ млн.) «Геошторм» (бюджет: 120 $ млн., сборы: 207 $ млн.) «Валериан и город тысячи планет» (бюджет: 177 $ млн., сборы: 225 $ млн.) «Бегущий по лезвию 2049» (бюджет: 150 $ млн., сборы: 257 $ млн.)

«Бегущий по лезвию 2049», «Живое», «мама!», «Удача Логана», «На игле 2» были отличными фильмами, но зрителей не привлекли. «Лекарство от здоровья» и «Субурбикон» вышли спорными и неидеальными, но на их провалы все равно тяжело смотреть равнодушно.

Вызвавший столько ненависти «Эмоджи фильм», по иронии, как раз чувствует себя прекрасно, его спас скромный бюджет в 50 $ миллионов, сборы же, несмотря на все негативные отзывы, составили 216 $ миллионов. Поди пойми.

Топ киноразочарований

10. «Матильда»

«Притяжения», которое тоже вышло скомканным и неудачным, нет в этом списке, потому что по-настоящему разозлиться на него сложно — да, жаль, что сильного фантастического фильма так и не вышло, но хоть попытались и что-то даже получилось, пусть минусы и сильно перевешивают.

И «Притяжение» свой бюджет в 6 миллионов долларов отбило в тройном объеме, чего не скажешь про «Матильду», которой из ее безумных, абсолютно неясно на что ушедших 25 миллионов вернулось всего 9.

Этот фильм разочаровывает, потому что попросту не стоит ни раздутого вокруг него хайпа, ни огромного по нашим меркам бюджета, ни ожиданий хоть чего-то красивого и интересного. Один большой дорогущий «пшик», который подрубает надежду на воскрешение российского кино, намеки на которое, к счастью, встречались в этом году.

9. «Тор: Рагнарек» и «Человек-паук: Возвращение домой»

Эти фильмы понравились большинству зрителей и вошли в десятку самых успешных за год, в очередной раз принеся Marvel кучу денег и доказательств того, что их схема по-прежнему работает. Но я ждал от них куда большего — большей смелости и большей глубины, об игнорировании студией целого пласта эмоций своих персонажей и наблюдающих за ними зрителей, я уже устал твердить. Показать Паркера без драмы, заменить внутреннюю борьбу и вопрос предназначения какими-то подростковыми проблемами и заискиванием перед Старком — это было убийством героя для меня.

Отсутствие какого-либо размаха и масштабности сюжета превратило фильм в довольно проходное кино.

Тора абсолютно правильно доверили Тайке Вайтити, но при этом так и не смогли доверить до конца, отчего в итоговом фильме мелькают проблески гениальной комедии и деконструкции всего жанра, но они тонут в «обязаловке» со злодеем недели, патентованными шутейками Marvel и столь же традиционным вырубанием под корень любой драмы. Я рад, если вы получили удовольствие от этих фильмов, но мне больно смотреть на выжженный потенциал.

8. «Защитники»

С одной стороны, странно называть фильм Сарика разочарованием — как будто кто-то ждал чего-то хорошего — но и не вспомнить его среди провалов года тоже кажется неадекватным. Ясно, что хорошим фильм выйти не мог, не с этим режиссером, не с подходом «с места в карьер делаем своих Мстителей», но он мог выйти восхитительно плохим — до коликов, до многократных пересмотров, до растаскивания на цитаты, гифки, мемы и так далее. Но не стал. И вот это как раз и разочаровывает. Он просто никакой, в меру тупой, в меру нелепый, но по большей части просто скучный.

Что же ты, Сарик, мы рассчитывали на тебя.

7. «Меч короля Артура»

Проходной фильм от Гая Ричи — это нечто новое. Его фильмы о Шерлоке Холмсе поначалу показались мне неудачными, но с годами я все больше проникался к ним симпатией, сейчас я считаю их отличным развлекательным кино — динамичным, изобретательным, ярким. Казалось бы, чего-то подобного следовало ожидать и от Артура, схема-то та же: берем легендарного британского героя, берем Ричи… Та да не та, возможно, все уткнулось в менее талантливых сценаристов, возможно, в давление студии, которая расставила абсолютно неверные приоритеты и опять набила фильм трейлерами следующих картин, которым теперь вряд ли суждено увидеть свет.

Всем же хочется прыгнуть с места в карьер, создать киновселенную, а о том, чтобы фильм работал как самостоятельная история, которую вообще имеет смысл смотреть, особо никто не парится.

В играх похожая тенденция — синглплеер теряет популярность, всем хочется свою игру-сервис с лутбоксами и платными DLC, которую можно доить годами. Истории? Какие истории?

6. «Кредо убийцы»

Фильм вышел почти год назад, поэтому сейчас сложно вспомнить всю боль, с которой пришлось принимать факт очередного провала видеоигровой экранизации, а ведь попытка была такой многообещающей. Ubisoft, которая клялась не давать свою царь-серию в обиду и следить за качеством, Фассбендер, тащивший проект на себе и в качестве продюсера, режиссер, с которым они уже работали вместе над серьезным «Макбетом» — и такой ужасающий результат.

«Кредо» вышло не просто плохим, а неадекватным, оторванным как от реальности нашего мира, так и от реальности игровой серии.

Самоубийственное решение концентрироваться на линии настоящего вместо линии в прошлом, ужасный рваный монтаж драк и паркура, сводящий на нет всю хореографию и трюки, нелепый инфантильный сюжет с копеечными твистами. Это было поистине странно.

Голливуд и впрямь не способен понять что-то, что сделано не про его затасканным лекалам, поэтому неизбежно калечит любой материал, убивая его сильные стороны, вытаскивая на первый план вторичное и набивая под завязку штампами и примитивными поворотами. Как все докатилось до такого букета неудачных решений — уму непостижимо.

5. «Темная башня»

Я очень ждал эту картину, несмотря на то, что я не люблю Кинга, а сам цикл не смог осилить дальше изначального рассказа — и это с трех попыток. Отчасти, ждал именно поэтому, мне хотелось закрыть культурный гештальт и узнать, наконец, что там за Стрелки и Темная Башня.

Фильм эту потребность не удовлетворил совершенно, подсунув непонятное нечто, начисто лишенное атмосферы книги и быстро скатывающееся в дешевое фэнтази.

Я был совершенно не против Эльбы в роли Стрелка, мне понравился и он, и МакКонахи в образе Человека в Черном, но сценаристы как обычно превратили богатый материал в хаотичную жвачку, совершенно лишенную авторского голоса.

4. «Валериан и город тысячи планет»

Мне так хотелось верить, что Люк Бессон еще способен создать нечто на уровне «Пятого элемента», особенно с таким бюджетом и поддержкой, с таким богатым материалом — это же один из самых влиятельных и ярких европейских комиксов. И отчасти надежды оправдались — в «Валериане» есть ряд очень крутых изобретательных сцен и потрясающие картины иных миров, к сожалению, все это теряется на фоне блеклого и запутанного сюжета. Очень жаль. Правда, очень жаль.

3. «Чужой: Завет»

По идее, после «Прометея» мы должны были занизить планку ожиданий практически до самого пола, но Ридли каким-то образом умудрился снять нечто, в сравнении с которым «Прометей» — глубокое и смелое кино.

От идиотизма происходящего и имбецильного поведения героев глаза лезут из орбит, что мы успели обсудить подробно еще в «Неудобных вопросах», даже биолог, полезший гладить инопланетную вагинозмею кажется более вменяемым, чем команда «Завета». На этот раз, впрочем, публика Ридли не простила — если «Прометей» собрал 400 миллионов, то «Завет» — всего 240 по миру, причем американских (из которых студии достается больший процент, чем от зарубежных прокатов) из них — всего 73 миллиона.

Не помогло ни возвращение к формуле первого фильма, ни обилие компьютерного ксеноморфа, ни целующиеся Фассбендеры и их флейты.

2. «Призрак в доспехах»

Никакого сюрприза, по идее, здесь нет. Голливуд не в первый и не в последний раз берет потрясающе богатый материал, пропускает его через свою машину вышелушивания всего оригинального, сложного, глубокого и тонкого, и выплевывает безвкусное месиво на выходе. Более того, случаи обратного придется вспоминать довольно мучительно.

Трейлеры выглядели неплохо, давали надежду если не на глубокий, то по крайней мере яркий фильм, но голливудский «Призрак» не дал даже этого, доказав, что даже при большом бюджете и привлечении звезд, ничего хорошего не выходит, потому что проблема в недалеких продюсерах, считающих зрителей идиотами.

Шедевр Мамору Осии со всей его медитативной философией сплюснули до перемороченного, но в итоге — совсем тупого сюжета, и набросили сверху маскировочную сеть из прямых заимствований вроде покадровой пересъемки сцен, которые в новом контексте не давали совершенно ничего.

Пусть это и не неожиданность, но она все равно вгоняет в тоску. Сколько десятилетий ушло на то, чтобы Голливуд вычислил, как правильно снимать комиксы? Сколько уйдет на то, чтобы подобрать ключ к аниме? Доживем ли мы до этого и сколько таких киноразорований сожрем по дороге?

1. «Лига справедливости»

За годы ожидания боль притупилась, ведь о том, что фильм выйдет неудачным, можно было догадаться сильно заранее — по сообщениям инсайдеров, новости о самоубийстве дочери Снайдера, смене режиссера и новой идее «сделать все как Marvel» вплоть до упора на шутейки и сцен после титров.

Если «Бэтмен против Супермена» и «Отряд самоубийц» попали на первую строчку моего топа киноразочарований прошлого года только после того, как я осознал их минусы и перестал их оправдывать, то с «Лигой» никаких противоречий не было с самого начала — это очевидно неудачная картина, которую пересборка сделала еще хуже.

Но если вспомнить, какие надежды мы питали некогда на эту звездочку на вершине вселенной Снайдера, какой она могла стать, станет ясно, почему никакой другой фильм на вершину топа разочарований не поставить. Скажи вам лет пять назад, что вы будете ждать первую экранизацию «Лиги Справедливости» меньше чем «Мстителей 3», вы бы посмеялись, но теперь, когда это случилось на самом деле, уже не до смеха.

 
Источник

Итоги года 2017, Кино и сериалы

Читайте также