«Проще всего умереть с честью». Обзор Ghost of Tsushima

«Проще всего умереть с честью». Обзор Ghost of Tsushima

Ghost of Tsushima будоражила умы пользователей с момента своего анонса в 2017-ом. Всем было интересно посмотреть на то, как Sucker Punch отобразят древнюю Японию в относительно реалистичном сеттинге. И вот годы ожидания завершились, а мнения критиков и фанатов вновь разошлись: многие журналистские издания не разделили пользовательского восторга от игры и назвали её утомительной. В нашем новом материале мы попытались разобраться в том, насколько хорош последний эксклюзив уходящей на покой PlayStation 4.

Начнем мы с истории, поэтому если боитесь минорных спойлеров, то нажмите сюда.

Автор текста: Матвей Третьяков

«На войне нет места чести»

Я не ждал от сюжета Ghost Of Tsushima абсолютно ничего, и, наверное, благодаря этому и остался им доволен. Да, язык не повернется назвать историю игры шедевральной, но также я не смогу назвать её и плохой. В основе сюжета лежит уже поднадоевшая всем месть, однако игра умудряется не уйти в крайность этой заезженной темы.

Дзин Сакай, главный герой игры, вместе со своим дядей и восемьюдесятью другими самураями пытаются замедлить захват острова Цусимы. Они, как известно — воины чести. Однако, вот незадача, захватчиков не очень-то и интересуют все эти традиции, поэтому, пока самурай произносит свою речь перед началом боя, монголы просто закидывают его стрелами и сжигают.

По итогу резни чудом выживает лишь Дзин и его дядя (хоть того и забирают в плен). Тут-то и начинает выстраиваться главный конфликт игры. Обычная, казалось бы, история мести предводителю монголов Хотун-хану и вызволения дяди, постепенно превращается в рассказ о преодолении собственных принципов. Главный герой, потомок клана самураев Сакай, ещё с детства обучался пути чести. Всю жизнь ему говорили, что встречать врага нужно лицом к лицу, что только воры и убийцы нападают со спины. Дзин мечтал стать самураем, чтобы защищать свой народ, а не бесславно резать глотки спящим монголам.

По мере своего приключения, Дзин начнет осознавать, что путь чести — это не оружие в руках самураев, а клинок у их горла. В таком случае погубят свой народ его неспособные к адаптации защитники, а не бесчестные дикари-монголы. Двигателем сюжета становится борьба Дзина как со своими ценностями, так и с законами страны, которую он так сильно хочет защитить.Главный герой, можно так сказать, взрослеет во второй раз: он увидел все ужасы войны и потерял достаточно людей, чтобы слепо следовать кодексам. Старые методы больше не работают, теперь он готов пойти на любые меры.

История проста, но это отнюдь не делает её плохой. Особенно хорошо на восприятии сюжета играет просто отличнейшая концовка: сильная и эмоциональная, с выбором без однозначно правильного варианта.

Да, образ самураев в игре романтизирован и не отображает того, что было в реальной жизни. Но, как мне кажется, без этой условности и не получилось бы выстроить подобный конфликт. Также стоит держать в голове тот факт, что это всё же художественное произведение, и никто не обещал исторической достоверности.

Самурай и Призрак

Несмотря на общую простоту механик боевой системы, лучше всего она ощущается именно на высоких сложностях. Так как и Дзин, и его соперники будут умирать достаточно быстро, в схватках придется внимательно следить за движениями оппонента, поджидая, пока тот допустит ошибку.

Стоит отметить, что далеко не все противники будут умирать буквально с одного удара: сложность боя будет зависеть их брони. Есть «голые» монголы, без какой-либо серьезной защиты. Такие даже в самом начале игры умирают от пары ударов. После самых слабых идут уже одетые в хоть какую-то броню «красные» монголы, затем «голубые», после «желтые», а завершают этот список «зеленые». Отличия не только в цвете их брони, но и в сложности: чем дальше, тем больше ударов они могут выдержать и тем умнее ведут себя на поле боя. Например, «зеленые» куда чаще нападают толпой и лучше реагируют на крадущегося героя, в отличие от «красных».

Что примечательно, каждый из них имеет и пару особенностей.Например, «желтые» любят следовать Пути огня, поэтому часто поджигают своё оружие; лучники «голубых» — единственные, кто могут пускать по три стрелы подряд, а «зеленые» не чураются использовать яд на поле боя.

Помимо раскрасок, монголы будут различаться и по вооружению. Всего их семь типов: мечники, щитовики, копейщики, тяжелобронированные амбалы, предводители, лучники и ребята с бомбами. Последние два почти всегда не представляют особой угрозы в ближнем бою, но на дистанции обеспечат вам кучу проблем. Первая же четверка куда интереснее. Против каждого из них используется своя стойка: «Камня», «Воды», «Ветра» и «Луны». Их можно изучать, убивая или наблюдая за вышеупомянутыми предводителями, по сути, усложненными версиями мечника, щитовика и копейщика.

Теперь поговорим о самих стойках. «Камень» доступен изначально и направлен против мечников. В этой стойке Дзин делает резкие и быстрые движения. «Вода» используется для убийства врагов со щитами. Дзин, прикладывая дополнительную силу, бьет по щиту, а в конце, когда противник ослабевает, наносит удар снизу вверх. Далее по списку «Ветер», что используется против копейщиков. В этой стойке наш протагонист часто делает удары сверху вниз и держит меч ровно на уровне оружия противника для парирования. «Луна» же в какой-то степени схожа с «Водой», ведь здесь герой также применяет больше усилий для удара по броне или большим щитам противника, а в бою нередко использует ноги.

Если поначалу боевая система покажется достаточно простой: легкий и тяжелый удар, блок, парирование и уворот, то чем дальше вы продвинетесь по сюжету, тем более комплексной она станет. Например, проходя некоторые побочные задания, Дзин может запомнить легендарные техники боя. Так, например, главный герой научится делать стремительный рывок вперёд, попутно отрубающий неудачливому монголу конечность. Использование каждой техники расходует решимость, что получается за удачные парирования и убийства монголов. Со временем Дзин научится перебарывать боль и за три очка решимости вставать после потери всего здоровья.

Также у игрока в распоряжении есть два лука: короткий и длинный. Первый предназначен для быстрой стрельбы и может быть использован даже во время ближнего боя. Второй же натягивается дольше, однако на удивление хорошо пробивает вражеские шлемы. Каждый лук имеет и дополнительный тип стрел: у короткого — огненная, у длинного — взрывная.

В полной мере боевая система Ghost of Tsushima раскрывается в схватках с толпой. Монголы, в большинстве случаев, не будут ждать, пока вы перебьете их по одному, а нападут на вас группой. В таких случаях от вас потребуется как можно лучше парировать и быстро менять стойки. А ведь нередко вам будут мешать и лучники, которые то подожгут, то отравят.

Противоборство — один из способов начать сражение в вашу пользу. Подойдя к шайке монголов, Дзин, как истинный самурай, может вызвать одного из них на честную битву. Тогда игроку нужно будет зажать треугольник на геймпаде и выждать момент, когда противник замахнётся. Вроде звучит легко, однако монголы могут притворяться, что хотят нанести удар, из-за чего в такой, достаточно напряжённой ситуации, можно занервничать и ударить слишком рано или наоборот, принять настоящий удар за уловку.

Чтобы чуть облегчить себе жизнь, по мере прохождения вы сможете улучшать катану. Стоит отметить, что никто не заставит вас гриндить для этого ресурсы в открытом мире. В Ghost of Tsushima, даже продвигаясь только по сюжету, вы получите достаточно материалов для прокачки. Да и улучшенное оружие не так уж сильно и отличается от его изначального варианта. Да, разница есть, но не такая, чтобы без этого игра становилась непроходимой.

И вот, когда, казалось бы, про боевую систему добавить больше нечего, мы вспоминаем про стиль Призрака. Да, главный герой на удивление быстро научится бесшумно убивать своих недругов (за что вас потом и будут ругать в сюжете). В этом ему помогают различные инструменты и техники.Кунаи, например, можно использовать против группы врагов, если вас обнаружили и надо быстро убрать пару громких монголов. Вы можете выпустить их в сразу нескольких врагов и почти всегда открыть тех для добивающего удара.

Еще более интересным приспособлением станет дымовая бомба. Если Дзин кинет её себе под ноги, то враги потеряют его из виду. Сразу вы будете использовать дымовую завесу лишь для побега, но как только главный герой научится выполнять цепь скрытных убийств — польза от бомбы увеличится в разы.

Колокольчик и петарда — еще два инструмента, которые пригодятся вам во время скрытного прохождения. Они нужны для того, чтобы заманивать противников в нужное вам место. Разница лишь в области действия: колокольчик отвлекает только одного врага, а петарда — всех ближайших. Для быстрого устранения монголов Призрак может использовать и духовую трубку с отравленными или галлюциногенными дротиками. Первый тип быстро убивает любого противника, однако умирать он будет совсем не тихо, что может привлечь внимание его союзников. Второй же заставляет жертву впасть в ярость и начать атаковать всех, кого он увидит.

Об огненных бомбах и бомбах-липучках сказать особо-то и нечего. По понятным причинам помогают они вам не во время скрытного прохождения, а лишь тогда, когда у вас это скрытное прохождение не задалось.

Конечно, не обошлось и без скрытных убийств. Разработчики уделили особое внимание их анимациям и тому, как они меняются на протяжении всей игры. Изначально Дзин Сакай, будучи самураем, даже думать не смел о нападении со спины, поэтому, когда он только начинает совершать скрытные убийства, они выглядят непрофессионально: это не один точный удар, а несколько неаккуратных, с последующим сворачиванием шеи недруга, чтобы наверняка. С продвижением по игре, его действия будут становится все более отточенными, Сакай даже научится ликвидировать противников через сёдзи*. Вышеупомянутая цепь скрытных убийств — один из изучаемых навыков, позволяющий быстро и красиво убить до трех противников за один раз.

Сёдзи* — дверь или разделяющая комнаты перегородка традиционного японского дома, состоящая из прозрачной или полупрозрачной бумаги.

Если говорить о минусах боевой системы в целом, то главным из них, пожалуй, будет камера. Очень часто она будет принимать не самый удобный для вас ракурс, из-за чего нередко придется будете получать копьем в спину. Вызывает вопросы и непостоянность искусственного интеллекта врагов во время стелса: с одной стороны, монголы крайне хорошо замечают оставленные Дзином трупы, с другой — они нередко будут очень сильно «тупить» во время поисков главного героя.

На игровой процесс также влияет ваша броня и различные обереги. И начну с самого важного: здесь нет надоевшего многим распределения одеяний по уровням и редкости. Вся одежда в игре ощущается нужной и у вас никогда не будет такой ситуации, когда после долгого квеста вы получите бесполезную низкоуровневую «шмотку».

В Ghost of Tsushima каждое одеяние имеет свойства, которые так или иначе влияют на ваше поведение в бою. Например, броня Призрака, присутствующая в большинстве трейлеров игры, серьезно снижает скорость вашего обнаружения, уменьшает количество убийств для входа в стойку Призрака (в ней вы можете убить до трех врагов, потратив на каждого лишь один удар) и, с определенной вероятностью, заставляет монголов убегать в ужасе; а тяжелая самурайская броня клана Сакай увеличивает здоровье и урон в ближнем бою и также позволяет во время противоборства убивать на пару врагов больше. И так с каждым одеянием в игре: одно увеличивает урон от оружия Призрака, другое предназначено для игры с луком, а третье помогает бродить по открытому миру и искать различные артефакты.

Обереги — также достаточно полезная вещь. Всего их можно носить шесть: четыре обычных и два особо сильных. Первые дают различные минорные усиления вашему персонажу, а другие могут даже менять свойства вашего оружия. Например, есть оберег делающий колокольчик ядовитым.

Секреты и истории острова Цусимы

Ghost of Tsushima делает все, чтобы не отвлекать вас от погружения в её мир. Элементы интерфейса сведены к минимуму: вместо привычной стрелки указателя или мини-карты, к цели вас будет вести ветер, а желтые птички укажут на неизведанное ранее место, человека, располагающего информацией по поводу какого-то побочного задания, горячий источник, тренировочную площадку, святилище синто, столп чести, место для сочинения хокку, лисью нору или какой-то косметический предмет.

Лисы, будучи божественными посланниками, ведут Дзина к святилищам Инари, где он, помолившись, может открыть новые ячейки для оберегов или вовсе получить новые.

В горячих источниках можно искупаться и передохнуть перед грядущей битвой, тем самым увеличив максимальный запас здоровья. Хоть на сюжет это и никак не влияет, там же вам дадут выбрать одно из двух размышлений главного героя, что чуть больше раскрывает Дзина и его переживания.

Тренировочные площадки нужны для повышения максимального количества очков решимости. Представлено это небольшой мини-игрой, в которой главный герой упражняется в разрезании бамбука.

Святилища синто — места, в которые надо добираться посредством лазанья по горам и веткам, а также использования железного крюка. Там Дзин будет молится тому богу, которому и было построено данное святилище, после чего получит полезный оберег.

Столпы чести — памятники, воздвигнутые в честь самураев, что принесли мир и порядок на остров Цусиму. Придя к ним, Дзин может получить набор мечника, который меняет внешний вид его катаны и танто.

Сочиняя хокку, красивые японские трёхстишия без рифмы, Дзин будет поддерживать свое душевное состояние. Усевшись в определенном живописном месте, под красивое пение женщины игроку позволят выбрать один из трёх вариантов для каждой строчки, затем главный герой зачитает результат в слух, а после получит повязку на голову с сочинённым хокку.

Также вам будет доступно множество различных мест, до которых монголы добраться не успели: храмы, города, лагеря беженцев, бухты. Здесь герой может улучшать свое снаряжение, получать дары за выполненные квесты или покупать краску для брони за цветы.

К сбору коллекционных предметов разработчики подошли креативно. Своей игрой на флейте Дзин может влиять на погоду, но, чтобы разучить новые мелодии, ему придется собрать по пять сверчков, что поют колыбельные для мертвых на кладбищах. Также вы можете коллекционировать знамёна кланов самураев, артефакты монголов и записки разных жителей. Первые нужны для изменения внешнего вида седла лошади, а человек, который будет вам его делать, расскажет немало интересного об истории клана, чье знамя вы принесёте. Из артефактов вы узнаете многое о том, как монголы создают оружие, где они успели набедокурить до Японии и прочие мелочи. Записки же — различные истории из жизни жителей Цусимы.

Интересный факт о погоде: она зависит не только от игры на флейте, но и от вашего стиля игры. Чем чаще Дзин будет вставать на путь Призрака, тем чаще вы будете натыкаться на бури. Это, пожалуй, самая лучшая деталь в игре, ведь именно бури и не дали монголам захватить Японию в реальной жизни.

Теперь перейдем к территориям, которые монголы таки сумели захватить. Всего их три типа: захваченная деревня, небольшой лагерь и форт. Если лагеря и зачищаются крайне просто (вам всего-то надо убить всех находящихся в нём монголов), то вот деревни и форты — это другое дело. В первых надо освобождать жителей из плена, поэтому если поднимите тревогу, то будьте готовы, что монголы в любой момент могут убить пленников и миссия провалится. В фортах же задания разнообразнее: то забрать знамена самурайских кланов, то вернуть украденные ресурсы, то освободить ястребов, то убить монголов, использующих осадное орудие. В конце зачистки Дзин всегда будет уничтожать запасы черного пороха, а иногда вызывать на дуэль одного из предводителей.

Дуэли — это битвы с боссами. Они встречаются по сюжету, в побочных задания и даже просто в открытом мире. Дуэли — одна из лучших вещей в игре: достаточно непростые, хорошо анимированные и разворачиваются в красивых декорациях. Повторение мувсетов, пожалуй, единственная претензия к ним. Да, каждый босс имеет и свои особенности, но в общем и целом все они достаточно одинаковы.

Побочных заданий в Ghost of Tsushima довольно много. Проходя их, игрок будет постепенно заполнять шкалу Легенды, тем самым получая очки навыков для прокачки героя и одно из орудий Призрака. Когда вы откроете всё, начнет повышаться максимальное количество здоровья и очков решимости.

Есть довольно простенькие задания, например, защитить повозку сакэ от монголов или по просьбе женщины найти её мужа в одном из нескольких лагерей. Есть более интересные, чуть лучше раскрывающие жителей Цусимы. Например, про мужчину, потерявшего свою семью или загадочную деревню, где все люди сторонятся Дзина. Побочные задания вы получаете, просто путешествуя по миру: то какой-то старичок подзовет, то главный герой вдалеке заметит дым, то в разговоре невзрачная женщина расскажет что-то интересное.

Истории древних героев — еще один тип побочных заданий. Их нам рассказывать будет Ямато, встречать которого вы будете при самых разных обстоятельствах. Иногда Дзину о странствующем музыканте расскажут жители, а иногда главный герой сам, прогуливаясь по острову, встретит его. Ямато рассказывает вам атмосферную легенду о разных героях (или преступниках) Цусимы. Именно в этом типе побочных заданий игрок может получить легендарные техники, о которых я говорил выше. Правда, чтобы их изучить, зачастую надо сразиться с их обладателем в красивой дуэли. Кроме боевых техник, здесь же можно получить броню тех самых героев Цусимы и другие косметические предметы.

Больше всего мне понравилось, что в заданиях вас направляют посредством различных визуальных подсказок (крови, следов, трупов, и пр.) а не маркером или с помощью какого-нибудь «зрения».

Лучшими побочными заданиями, как мне показалось, являются истории персонажей. Почти у каждого второстепенного героя в Ghost of Tsushima есть своя ветка квестов, которую вы можете пройти в любой момент, а диалоги в них даже адаптируются под то, прошли вы основной сюжет или нет. Прелесть этих заданий заключается в том, что они хорошо раскрывают как персонажа, о котором рассказывают, так и самого Дзина. Например, в одном из них, главный герой вспоминает своё детство и семью, где нам показывают, что за сдерживающим свои эмоции самураем стоит ребёнок с довольно тяжелой судьбой.

Претензий к побочным заданиям у меня всего две. Расстраивает, что почти все они сводятся к битве с противником и редко предоставляют вам уникальный игровой опыт, а хоть боевая система хороша, это всё равно со временем может надоесть. Еще одним существенным недостатком стало то, что большинство катсцен в побочных заданиях не блещут оригинальностью и просто показывают разговор героев с разных ракурсов.

Золотые листья, туман, кровь и пепел

Пожалуй, мало кто сможет придраться к визуальной составляющей Ghost of Tsushima. Да, графика достаточно средняя и игра действительно претерпела даунгрейд, но Цусима всё равно умудряется быть невероятно стильным местом. Сюжетные катсцены и катсцены в историях персонажей безумно красивые, ты словно смотришь крутой самурайский боевик (включение «эффекта Куросавы» только усиливает это ощущение). Но и здесь все не прошло гладко: катсцены делались под английскую озвучку, так что, если вы хотите полной аутентичности и играете с японской, нередко будете натыкаться на непопадание в липсинк.

Игра прекрасна не только своими катсценами, но и окружающим миром. Жёлтые и красные деревья, поля с белыми кустами и яркими цветами, детально-проработанное взаимодействия растительности и ветра, изменение освещения и отражений в зависимости от погоды или времени суток — всё это в совокупности создает просто потрясающую картинку. По Цусиме хочется путешествовать именно из-за красоты и атмосферы одновременно прекрасного и раздираемого войной места. Но, несмотря на всю сказочность здешних пейзажей, сожженные деревни, тела убитых беззащитных жителей, погибших в бою самураев и оплакивающие их люди будут напоминать вам о конфликте, поразившим это дивное место.

Заключение

Ghost of Tsushima — очень хорошая игра, с большим количеством мелких недостатков, которые не дают назвать её однозначным шедевром. Графика, странные скрипты, проблемные анимации при обычном исследовании и во многих побочных миссиях — все это дает явно понять, что бюджет у игры был явно не такой большой, как в той же The Last of Us: Part II. Однако, в то же время, Ghost of Tsushima может предложить вам простой, но невероятно эмоциональный сюжет, интересные побочные истории, непередаваемую атмосферу древней Японии, потрясающую боевую систему, в целом простой, но приятный геймплей без гринда, редкостей, ограничения по уровням и прочих вещей, которыми злоупотребляют современные ARPG.

Разработчики хотели больше создать игру, вдохновленную японскими боевиками про самураев, и у них это однозначно получилось. Ghost of Tsushima — это хорошая попытка создать нечто уникальное из уже знакомых нам вещей, с которой однозначно стоит ознакомиться. Хочется верить, что в будущем Sucker Punch учтут всю критику и порадуют нас не просто крайне хорошей игрой, а сотворят настоящий шедевр.

Текст подготовлен авторами 2B OR NOT 2B. Все новые статьи мы сразу публикуем в своем сообществе в ВК.

#sony #ps4 #ghostoftsushima #suckerpunch #playstation #2bornot2b

 

Источник

Читайте также