Причины истерики после выхода Cuberpunk 2077

Было удивительно наблюдать, как буквально за месяц уважаемая студия CDPR стала объектом неистовой, яростной травли.

После того, как улеглась пыль, интересно проанализировать, почему так произошло, и что будет дальше.

Для удобства, я разложу все по пунктам, в том числе и поведение тех, кого можно отнести к СМИ.

Причины истерики после выхода Cuberpunk 2077

Причина первая: Игра плохо выглядит на старых консолях

Да, именно то, что игра получилось весьма требовательной, вызвала всю ту ярость. Баги и прочее имеет тут вторые роли. CDPR совершила главную ошибку — они всегда показывали игру только в версии ПК, совершенно забыл про консоли. От чего у всех обладателей PS4 и XBO сложилось впечатление, что именно так у них будет выглядеть игра. Да, многие понимали, что игра на PS4 будет хуже, но такова уж психология — воображение в голове рисовала красивую картинку. Которой на релизе на консолях не увидели.

Уже позднее CDPR объяснили, почему так произошло. Если в разных проектах можно идти на разные ухищрения, давая слабому железу “продышаться”, то здесь такого сделать нельзя — огромный город разом жестко нагружает и CPU, и GPU, что приводит к непрогрузке текстур и фризам. Звучит резонно, но совсем не является оправданием. Результат уже известен — ненависть всей консольной братии на пастгене. На современных платформах игра, к слову, воспринимается гораздо спокойнее, что подтверждает мои слова, что именно разрез ожидания/реальность, а не баги, являются первопричиной ненависти.

Однако это не отменяет ошибок менеджмента, который не показывал консольные версии.

Причина вторая: сырость игры

Так уж устроена психология, что чаще люди сублимируют свои обиды. А когда злости очень много, то гораздо проще обратить внимание на недоработки.

Интернет быстро наводнили смешные ролики, которые снимали зарабатывающие на просмотрах ютуберы, и понеслось. Со стороны казалось, что игра представляет собой сплошной баг. Важно тут еще заметить, что чем смешнее была подборка, тем больше просмотров- а значит и денег. Поэтому ютуберы пахали как проклятые, специально устанавливая себе клиент игры даже без первого патча.

И никого уже не интересовало, что уже к середине декабря игру пропатчили до приемлемого состояния. Как игрок просидевший там около 100 часов, могу сказать, что проект выглядит не лучше и не хуже чем многие игры, которые также выходили в этом году (та же Вальгалла, по которой тоже снимали смешные ролики, но внимания к ней было меньше).

Да, изредка ошибки в скриптах и звуке, а иногда не проходят некоторые экранные эффекты, но лечится все банальной перезагрузкой — критичных багов я не заметил.

Причина третья: невразумительное позиционирование жанра игры

Слыша критику в адрес игры, складывается впечатление, что каждый от нее ждал чего-то своего. Но основная часть ждала условной GTA в мире будущего. И не просто так — уж очень похожа концепция мира. Никто не ожидал, что прохожие и траффик будут просто фоном. Развлечений типа “дать в морду прохожему, перестреляться с полицией, потом весело от них удирать, а потом воевать с вертолетом и танками и спокоцно воскреснуть в ближайше больничке” тут просто не рассматривали как опцию.

Авторы говорили нам, что у нас будет город будущего — но игроки совершенно справедливо проецировали в этот город опыт, который они привыкли получать в других играх. Это явная и большая ошибка пиарщиков игры.

Причем тут даже оправдывать CDPR нечего — спрашивается, если они так все видели, откуда в игре типичные для GTA звезды?

Прочие ошибки CDPR

Самая главная ошибка касается негласного правила, которого придерживаются буквально все разработчики мультиплатформы — выходящая игра должна плюс минус выглядеть одинаково на всех платформах. Где-то будет лучше разрешение и фреймрейт, но разница должна быть небольшой. По-хорошему, они должны были показывать худшее качество игры — с тех же консолей, а не топовое с ПК. Потому что лучше приятно удивиться, чем разочароваться.

Вторая ошибка касалась легкого согласия на возврат средств. Из-за этого, кстати, и взбесилась Sony, потому что просто вернуть деньги всем желающим для них стало настоящим шоком. Из-за этого они вынуждены были убрать игру из стора, потому что такие возвраты могли стать прецедентом, который позволил бы игрокам и в прочих случая требовать деньги со студии — на что Sony, которая типа у нас “для игроков”, пойти на такое не могла (кстати, японцы Sony и Nintendo это пока единственные издатели, кто не допускает возврат игр под любым предлогом — просто повод задуматься).

История геймдева знает множество случаев как тотальных недоработок, когда игра просто не могла быть проходима из-за критических ошибок, а также случаев откровенного шельмовства — как происходит прямо сегодня с тем же СтарСитизеном. И во всех этих случаях я что-то не наблюдал, чтобы авторы таких игр предлагали всем желающим вернуть свои деньги назад — наоборот, они всячески этому препятствовали, как тот же Крис Робертс, который быстро изменил соглашение своей игры. И — ничего, никто по этому поводу сильно не хейтит, и всех всё устраивает.

CDPR по-наивности на самом деле пытаются действовать по-честному в отношениях личных средств игроков, и про это яростные критиканы почему-то вечно забывают.

Поведение СМИ и блогеров

После карамельных превьюшек и восторженных отзывов, пресса увидела, что игроки в ярости, и быстро переобулась в прыжке. Теперь уже возникла новая тенденция — копирайтеры яростно пылесоят (до сих пор) любые негативные новости. Ведь на них куда больше просмотров. Отсюда огромное количество бреда в новостях, что CDPR уже и засудили 4 раза, и инвесторы требуют денег, и чуть ли не Польша уже там все прекратит, а студию разгонят. Копирайтеры ловят любую, самую незначительную информацию — часто для новости бывает достаточно даже обычного твита какого-то нонейма, чтобы накропать очередное обличение. Отзывы тех, кто хвалит игру, почему-то не считаются, и крайне редко попадают в новостные сводки.

Самым смешным был момент, когда кто-то там на реддите со ссылкой на анонима написал якобы пересказ сотрудника CDPR, что они собираются дорабатывать игру, снабдив это прочей конфиденциальной информацией, а когда настоящий сотрудник компании сказал, что эта информация не соответствует действительности (потому что видимо так и было). После чего сразу же вышли новости, где обливающийся слезами копирайтер констатировал, что «ничего дорабатывать не будут». Хотя про свои планы по доработке и развитию игры заявлялось чуть ли не с релиза.

В общем, хочу заметить, что СМИ и блогеры показали себя дважды как девицы легкого поведения — сперва даже не потрудились объективно оценить проект, а потом прогнулись под общественное (скажем так — общественное большинство кричащих) мнение, забыв про свои же хвалебные рецензии.

Как по мне, это жалко.

Что будет дальше?

Динамику развития игры покажет первый же большой патч (а не то, что они называют “хотфиксом”). Там станет ясно, какими темпами будет идти доработка игры, и чего ждать в будущем. Также от этого будет зависеть, как поменяется общественное мнение — опыт Немужицкого Неба хорошо это показывает.

Что касается положения студии, то тут ни одной из причин для волнения нет. Студия вела разработку игры на свои деньги, ни у кого не занимала и не влезала в долги. Соответственно, в весь этот бред про требующих возмездия инвесторов поверит только ребенок, который не представляет, как все это работает (к слову, падение акций после выхода продукта случается практически всегда, и там для этого множество причин). Потому что инвесторы всегда несут такие же риски, как и студия. А если что-то им не нравится, они всегда могут продать свои акции другим желающим.

Вывод

Как всегда, все расставит на свои места время. Я искренне желаю CDPR удачи в доработке своей игры, а также изучить свои провалы и обязательно сделать выводы из допущенных ошибок. Не так уж у нас много студий, которые могут выкатывать такие игры. И тем более не почивать на лаврах, сидя на своей единственной франшизе, а делать новые — рискуя многим и вкладывая в это непомерное количество сил.

P.S.

Тем же, кто продолжает воевать на форумах с CDPR, я советую еще раз вспомнить, что они вернули деньги всем, кто этого захотел. Это как минимум идет вразрез со всеми теориями заговора, и тем, что они специально хотели всех обмануть и заработать больше всех денег. Некоторые за время, пока шел возврат, успели пройти игру на несколько концовок — и продолжают кричать, что их обманули. Это одновременно и комично, и жалко.

 

Источник

Читайте также