Если вы вдруг не очень пристально следите за игровыми новостями, то ещё в августе у нас (и у многих других изданий) вышло полноценное превью Mafia: Definitive Edition по шести миссиям — это треть всей кампании.
Когда я садился за полный обзор, я предполагал, что оставшаяся часть игры как-то изменит мои впечатления, но этого не случилось. Скажем так, произошла лишь небольшая корректировка — некоторые минусы ремейка оказались не такими серьёзными, как можно было подумать поначалу, а некоторые плюсы, наоборот, со временем померкли.
Прямая дорога к финалу
Если на секунду представить, что оригинальной Mafia не существует, и мне нужно рассказать о ремейке как о новой игре, то я без малейших сомнений посоветую Definitive Edition всем, кто любит кинематографичные экшены от третьего лица.
Какие бы минусы не тянули игру вниз, от предложения студии Hangar 13 трудно отказаться. Полностью линейный экшен в открытом мире без тьмы вопросительных знаков на карте, да ещё и в характерном историческом сеттинге — это в наше время уникальное предложение.
Definitive Edition проходится примерно за 15 часов, и оторваться от неё непросто — к этому располагает сама структура игры. Никаких филеров и одинаковых заданий: Томми последовательно рассказывает детективу о своих самых ярких приключениях, случившихся за годы под крылом Дона Сальери.
По своему культурному коду первая Mafia была чем-то сродни спагетти-вестернам — чешские разработчики рассказали историю об итальянской мафии в вымышленном аналоге Чикаго, вдохновляясь не столько реальными историческими событиями, сколько образами и идеями из кино. Именно поэтому и The City of Lost Heaven, и её ремейк — это ни что иное как качественные сборники жанровых штампов.
Mafia: Definitive Edition трудно назвать в полной мере разнообразной игрой. Она состоит из трёх базовых элементов — перестрелки, поездки по городу и кинематографичные вставки. Однако за 15 часов эти вещи не успевают надоесть, да и от скуки спасает постоянная смена антуража. Тут вам и путешествие на теплоходе в духе Hitman, и малоприятный визит в заброшенную тюрьму с бездомными и сумасшедшими, и лихое ограбление банка, которое, конечно же, идёт не по плану.
Эти локации отлично работали и в первой игре, но в ремейке полноценно расцветают: например, в миссии с борделем теперь можно обыскать каждую комнату, наткнувшись на несколько комичных сценок, добавляющих игре жизни.
Конечно же, формат сборника фантазий на тему мафии наложил свой отпечаток как на оригинальную игру, так и на ремейк. Далеко не каждая миссия тут двигает историю вперёд, но разработчики из Hangar 13 явно старались использовать экранное время с большей пользой, чем это сделали в Illusion Softworks — персонажам Сальери, Фрэнка, Сэма и Полли добавили нюансов, чтобы развязка трогала игрока сильнее, а Сару превратили из красивой трофейной куклы в полноценного персонажа, справедливо выкинув из игры единственную постельную сцену.
Возможно, Hangar 13 стоило пойти ещё дальше и больше рассказать о семейной жизни Томми — в конце концов, именно она стала главным мотиватором для него в финале — но разработчикам всё-таки нужно было сохранить баланс и не отходить от оригинала слишком уж далеко.
Так или иначе, противоречие между «семьёй» (мафией) и семьёй (без кавычек) в ремейке подчеркнули куда сильнее, чем в оригинале. Даже перед самыми финальными титрами Томми думает прежде всего о своих родных — ту самую сцену с красной машиной слегка изменили, но едва ли испортили.
На фоне недавно вышедшего «Ирландца» первая Mafia в 2020 году кажется ещё более актуальной. Как и в фильме Скорсезе, история Томми рассказывает игроку о том, что романтический образ мафии — с лихими погонями, дорогими тачками и баснословными деньгами — это лишь ширма, скрывающая истинное, уродливое, лицо таких организаций. Герои Mafia постоянно говорят о дружбе и верности, но на деле всегда держат заряженный пистолет у головы впереди стоящего. Ну а единственного человека с чувством совести эта система отторгает.
Как уже говорилось в превью, не обошлось в ремейке и без ненужной пошлости вроде дурацкой погони от бронированной машины в загородной миссии, однако большую часть знаковых сцен разработчики сделали всё-таки интереснее и лучше. Например, эпизод с самолётом стал чуть ли не в два раза длиннее, получив более эффектное развитие, чем в оригинале. Там, где новые технологии позволяли раскрыть идею лучше или добавить зрелищности, разработчики из Hangar 13 этого шанса не упускали.
Конечно, многим фанатам оригинала не понравится отклонение ремейка в блокбастерный формат, но геймплею это идёт на пользу. Уж что-что, а развлекает Definitive Edition как надо.
Только не стреляй
Наверное, точно определиться с этим я смогу только спустя время, но сразу после прохождения Defitive Edition кажется мне лучшей игрой серии. Комбинация истории первой части и современных технологий предсказуемо сработала. Нет, это не значит, что ремейк Mafia — отличная игра. Просто превзойти вторую и третью часть было не так уж и трудно.
Если сравнивать Definitive Edition не с другими играми серии, а с конкурентами по жанру, то по современным стандартам она уже не тянет на полноценный ААА-релиз. После Gears 5 или The Last of Us Part II шутерная часть игры Hangar 13 кажется совсем уж бюджетной и неуклюжей.
Система укрытий тут порой работает непредсказуемо, некоторые интерактивные элементы включаются через раз (один раз мне пришлось загрузить сохранение, чтобы открыть дверь), а прицеливание с геймпада либо слишком лёгкое (с включённым ассистом), либо раздражающе неудобное (без него). Тогда как с мышкой игра превращается в монотонный парад хэдшотов.
Ближе к середине кампании я понял, что не получаю удовольствия от самых длинных перестрелок. Проблема в том, что враги в Definitive Edition невероятно меткие и столь же глупые. Рваться вперёд обычно трудно — Томми умирает быстро, запасы гранат и коктейлей Молотова очень малы, и вам только и остаётся что аккуратно отстреливаться из-за угла или какого-нибудь деревянного ящика. То ли в Hangar 13 не заметили всех позитивных трендов в жанре, то ли им не хватило бюджета на то, чтобы их реализовать.
Что особенно неприятно, противники в Mafia часто реагируют на попадания только визуально, но не геймплейно. Например, если Томми высунулся из укрытия прямо перед началом очередной очереди от врага, то главный герой неизбежно получит пулю — урон не прерывает вражескую атаку. В некоторых перестрелках всё же удаётся поймать драйв, но хвалить эту часть игры по большому счёту не за что — она сделана на самом базовом уровне.
К счастью, стрельба — это лишь часть геймплея Mafia, да и разработчики добавили в игру простенький стелс, который позволяет избежать некоторых стычек. А вот водить в Definitive Edition приятно. Погони по городу ощущаются и выглядят красиво: особенно — ночью.
Вождение в Mafia — даже более важная часть, чем перестрелки. В конце концов, Томми первоначально взяли в команду из-за его умения крутить баранку, и в Hangar 13 отнеслись к этой части игры с уважением. На «Классической» сложности нужно и за светофорами следить, и скорость не превышать. Впрочем, машины в ремейке всё равно в среднем ездят намного быстрее, чем в оригинале.
Понять и простить
С релиза The City of Lost Heaven прошло 18 лет, а ответить на вопрос «Что такое Mafia?» всё ещё не так просто, как кажется. Вторая часть оказалась несмелой калькой с первой, а третья завела франшизу туда, где ей явно не место.
В 2020 году круг наконец-то замкнулся, и Hangar 13 попросту пересобрала первую Mafia с нуля. Что-то разработчики значительно улучшили, что-то опошлили, а что-то не смогли дотянуть до современных стандартов AAA, однако ремейк скорее получился, чем нет. Во время прохождения я не раз и не два вспоминал тот самый мем из «Рататуя» про ресторанного критика, который вспомнил вкус из детства.
Да, здесь появились дурацкие красные бочки в качестве осознанного элемента геймплея, да, актёр в роли Сальери вызывает недоумение, да, бюджет ремейка оказался скромным, но каким-то невероятным образом магию оригинала всё-таки удалось сохранить. Поэтому, если вы пропустили первую Mafia, а заставить себя играть в игру 2002 года уже не можете, Definitive Edition — отличный вариант.
Впрочем, ремейк лучшей части серии — это своего рода чит, и после него Hangar 13 снова нужно будет думать о том, куда эту франшизу двигать дальше. Сможет ли Mafia конкурировать с другими играми в открытом мире? Есть ли у этой серии будущее? Сейчас сказать сложно. Благо, её славное прошлое у нас никто не забирает.