Познай себя. Про «Брачную историю»

Долгое время Барберы казались всем счастливой парой. Чарли – режиссер авангардного театра, Николь – его муза и исполнительница главных ролей во всех постановках. У Барберов подрастает сынишка и имеется уютная квартира в Нью-Йорке.

Но однажды что-то поломалось. Николь захотела больше свободы, Чарли ей изменил. Супруги обговорили ситуацию и приняли решение о разводе. Чарли остался в театре, Николь с сыном поехала к маме в Лос-Анджелес, сниматься в сериале.

Ну а дальше пошло-поехало: бумажная волокита, поиски адвокатов, споры о праве опеки над ребенком. Ноа Баумбах, в прошлом сам переживший развод с актрисой, изображает процесс во всех душераздирающих подробностях.

Больше всего достается адвокатам, которые становятся эдакими инфернальными двойниками героев. Интересы персонажа Скарлетт Йоханссон отстаивает сошедшая с обложки Cosmopolitan Лора Дерн, с улыбкой на лице готовая отнять у отца и ребенка, и престижный грант, выделенный на театр. В свою очередь, героя Адама Драйвера защищает краснолицый Рэй Лиотта, которого от убийства удерживает только профессиональная этика.

И все-таки «Брачная история» – не «Крамер против Крамера». Это не трагедия, здесь нет героев и злодеев. Самая растиражированная фишка фильма – отказ режиссера выбирать сторону в споре. И это чистая правда. Баумбах смотрит на Чарли и Николь с одинаковым участием. Оба страдают, комплексуют, предают и прощают. Во многом они похожи.

Впрочем, чем больше расстояние между бывшими супругами, тем более заметны различия, тем сильнее Чарли с Николь проявляются как самостоятельные личности. Освобожденная звезда Николь одевает на Хэллоуин прикид Дэвида Боуи, а Чарли – костюм старомодного и эфемерного Человека-невидимки.

В этом, пожалуй, и заключается главный секрет картины. Ноа Баумбах – прирожденный терапевт и великий утешитель. Вот и фильм о разводе у него получился не столько про разлуку, сколько про поиски себя.

Семейство Барберов слишком долго жило, не задавая вопросы. Николь настолько привыкла к роли жены гения, что даже не пыталась начать диалог. А Чарли считал Николь продолжением себя, и перестал замечать, что перед ним – человек со своими интересами и амбициями. Фрустрации множились годами, но никогда не проговаривались.

Но вот разразилась гроза, и все тайное стало явным. Герои больше не могут отмалчиваться. Пришла пора взглянуть на себя, друг на друга, и заново задать главные вопросы – ведь старые ответы очевидно устарели. В «Брачной истории» развод – неприятный, мучительный, но преображающий процесс, столь же необходимый, как взросление или смена времен года.

Даже монструозные адвокаты в этой ситуации из агентов Ада превращаются в благодушных джиннов. Они – только волшебные помощники, помогающие Чарли с Николь понять, как далеко они готовы зайти в своей войне. Не зря ведь мудрец говорил, что война всеобща, что правда есть борьба, и что все происходит через борьбу и по необходимости. Все лучше худого мира.

 

Источник

Читайте также