Когда популярности игры недостаточно.
Фильмов по мотивам видеоигр — больше сотни, но файтинги экранизируются редко, а некоторые адаптации неизвестны даже среди фанатов. Они не были в широком прокате или не выходили за пределами Японии.
Считается, что файтинги — самый проблематичный жанр для экранизации. Мы вспомнили все когда-либо выходившие адаптации и разобрались, почему они получаются в основном очень скверными.
Double Dragon
Серия Double Dragon относится к жанру к beat’em’up, но в 1995 году по этой франшизе вышел файтинг, так что пропустить этот фильм было бы странно. Сюжет разных версий первого Double Dragon менялся в деталях, но его действие всегда происходило в безрадостном постапокалиптическом будущем. Бомбы давно упали, а восстановленными городами управляют мафиозные группировки и банды.
Сюжет не замысловат. У мастера восточных единоборств Билли украли возлюбленную. Вместо со своим братом Джимми он отправился на её поиски, победил множество врагов и в конце спас девушку. Стандартный сюжет для аркадной игры из конца 80-х.
Вдвойне странно, что по мотивам этого сюжета выпустили вторую в истории экранизацию видеоигры (годом раньше вышел провальный Super Mario Bros). В центре повествования погоня за мистическим амулетом и месть за убийство любимого учителя.
Главным злодеем картины стал преступный босс Кого Суко, роль которого сыграл Роберт Патрик (T-1000 из «Терминатора 2»). Роль Джимми досталась Марку Дакаскосу, известному по боевикам и дешевому кино про восточные единоборства. Актёр часто ассоциируется с фильмами из категории B, но в его карьере есть и исключения («Братство Волка», например).
Double Dragon с грохотом провалился в прокате, а его сборы даже не окупили скромный бюджет в 7 миллионов долларов. Получилось глупое зрелище с неряшливо поставленными драками и нескончаемым потоком клоунады.
Кроме главных героев и парочки боссов у картины нет ничего общего с одноимённой игрой. Вместо мрачного боевика в постапокалиптическом сеттинге зритель получил одноразовую комедию для подростков. Единственная ценность картины — злодей, который так понравился разработчикам оригинальной игры, что его позже добавили в файтинг Double Dragon для консоли Neo Geo.
Экранизации Street Fighter
Иногда бывает так, что откровенно плохой фильм интересно смотреть только при запредельной концентрации его недостатков. Все грехи Double Dragon перетекли в экранизацию Street Fighter, но при этом фильм умело развлекает зрителя.
У картины огромные проблемы с кастингом, маленькой продолжительностью и слабой актерской игрой. В фильме есть все персонажи из Street of Fighter II, но вот как они представлены — кошмар любого фаната.
Рю и Кен превратились в воришек и форменных разгильдяев. Главные герои игры задвинуты на второй план, превратившись в этаких клоунов. Здорово поиздевались над Далсимом, который здесь учёный, создавший зелёного мутанта Бланку. Часто игровые персонажи появляются на экране не для драк, а для того, чтобы отколоть шутку и навсегда исчезнуть из истории.
Фирменные приёмы из игры показывают редко, а те что есть — выглядят халтурно и вымученно. Тем не менее, смотреть на это смешно, особенно в хорошей компании.
Необычно, что Гайл в фильме — главный герой и защитник мирового порядка. Но беда тут не в странном выборе, а в плохой актерской игре. Ван Дамм строит из себя напыщенного и вспыльчивого индюка, готового свернуть любые горы. Он раздражает, диалоги он произносит вяло и будто бы наотмашь. Даже Зангиев с глупыми шуточками и растерянным видом радует больше, чем вся актерская игра знаменитого героя боевиков.
Главным украшением картины стал талантливый актер Рауль Хулия, сыгравший М.Байсона. В его исполнении диктатор выглядит убедительно, на его мимику и поведение приятно смотреть. Из всего кастинга Хулия был самым опытным актером, а на роль Байсона согласился из-за своих детей. Они очень любили Street Fighter II и активно поддерживали отца, на тот момент борющегося с раком желудка. Street Fighter стал последним фильмом в его карьере, актер умер так и не дожив до премьеры.
Street Fighter легко ненавидеть за многое, но его стоит посмотреть ради харизматичного Байсона. Тот редкий негодяй, которому на подсознательном уровне желаешь победу.
На основе раскритикованной экранизации выпустили не менее провальную одноименную игру с оцифрованными актерами. Получается какая-то рекурсия — посредственная игра по плохому фильму, который снят по мотивам культового файтинга.
Фильм послужил толчком к созданию низкокачественного американского мультсериала. С отрывками из него часто создают смешные подборки на Youtube, где собраны все глупые сцены и недостатки дешевой анимации. Некоторые из них стали интернет-мемами.
Старый фильм в каком-то смысле смысле реабилитировался после выхода Street Fighter: The Legend of Chun-Li в 2009 году. Сделать кино, посвященное нелегкой жизни Чунь Ли — спорная, но интересная идея. По сюжету она по-прежнему мстит организации Шадалу и злодею Байсону за смерть отца. Но, к сожалению, всю биографию героини перевернули с ног на голову. Узнать в этом Street Fighter — почти что невозможно.
В фильме отсутствуют узнаваемые игровые образы, костюмы и приемы (только Вега отдаленно похож на свой игровой прообраз). Создателям настолько было наплевать на первоисточник, что вместо азиатской девушки на роль Чунь Ли поставили канадскую актрису Кристин Кройк. В конце она c пафосом делает фирменный приём «Кикокен», но выглядит он бюджетно и смешно. Лучше один раз увидеть.
Все проблемы картины кроются в её полной беззубости. Street Fighter: The Legend of Chun-Li — это скучный и второсортный боевик с непобедимой «Мэри Сью» в главной роли. Отдельная история про Чунь Ли имела бы смысл, если помимо имён персонажей у фильма было бы что-то общее с игрой.
В 2014 вышел мини-сериал (переделанный позже в двухчасовой фильм) Street Fighter: Assassin’s Fist. Фанаты за сущие копейки смогли сделать не просто хорошие кино, но и получили при этом одобрение от правообладателя. Сначала на Assassin’s Fist собирали деньги через Kickstarter, потом в проекте заинтересовался YouTube-канал Machinima и наконец — сама Capcom. После чего сериал быстро получил финансирование.
Сюжет Street Fighter: Assassin’s Fist начинается за несколько лет до событий игры Street Fighter Alpha. Ещё молодые Кен и Рю живут в глубинке Японии и учатся боевому искусству «ансацукен» (кулак убийцы) у своего учителя Гоукена. Об этом подробно рассказывали в нескольких аниме-экранизациях, но в сериале сюжет расширили: упор идёт на быт героев и их тренировки. В сериале также есть сюжетная линия, повествующая о том, как брат Гоукена встал на тёмный путь принципа «сацуй но хадо» (одержимость к убийству) и превратился в Акуму.
Половина каста состоит из японских актёров, говорящих исключительно на японском языке. Низкий бюджет не помешал нарисовать сносные спецэффекты и пригласить умелых актёров, способных показать в бою отличную хореографию. Пускай в Assassin’s Fist мало игровых персонажей, фильм очень камерный, но это определённо тот Street Fighter, который заслужили фанаты.
Экранизации Mortal Kombat
Прошло более 20 лет с момента выхода первого фильма по вселенной Mortal Kombat, а он до сих пор считается лучшей экранизацией как файтинга, так и игры в целом. Режиссерское кресло занял Пол Андерсон, который на тот момент ещё не снимал бесконечные и посредственные продолжения Resident Evil для своей жены. Несмотря на определенный успех двух частей Resident Evil, Mortal Kombat всё равно занимает первую строчку в его фильмографии.
Сейчас компьютерные спецэффекты в фильме выглядят смешно, но если закрыть на них глаза, то экранизация покажется вполне вменяемой. В фильме пускай неидеально, но хотя бы попытались воссоздать необычный сеттинг Внешнего Мира.
Среди других плюсов Mortal Kombat можно выделить цепляющий саундтрек (кто не знает главную тему?), дорогие декорации, хорошие шутки и натуралистичную аниматронику гиганта Горо от учеников Стэна Уинстона из Amalgamated Dynamics.
В фильме нет крови и откровенной жесткости, но это не мешает удерживать зрителя за счёт первоклассной хореографии боев и качественного фан-сервиса для поклонников. Битвы со Скорпионом и Рептилией запоминаются больше всего.
Критики сдержанно оценили первый фильм, но фанатам он пришелся по душе. Что же продолжения, то оно оказалось провальным во всех аспектах. Mortal Kombat: Annihilation — частый гость в хит-парадах худших экранизаций видеоигр всех времён. По версии портала Rotten Tomatoes он занимает второе место, уступая лишь Alone in the Dark Уве Болла.
Проблем у Annihilation — уйма. Компьютерные спецэффекты стали в несколько раз хуже, большинство старых персонажей играют новые актёры (Кристофер Ламберт отказался от роли Рэйдена, так как посчитал сценарий глупым), а паршивые диалоги и скоротечные сражения вызывают только негативные эмоции.
У картины просто нет внятного сюжета, весь фильм — это череда низкокачественных сражений под неплохой саундтрек. Например, битва между Рейденом и Рептилиями похожа на какой-то балет с прятками. Что это было?
Потенциально успешный мультсериал Mortal Kombat: Defenders of the Realm был встречен шквалом критики со стороны фанатов игры. В сериале совсем нет жестокости, а все положительные герои летают на сверхтехнологичном самолете и живут в логове, напоминающим пещеру Бэтмена. Defender of the Realm ориентирован исключительно на детскую аудиторию, но сама игровая серия при этом явно не детская.
Создатели вложили в уста персонажей прописные истины о вечной дружбе, взаимовыручке, сострадании ближнему и умение прощать. Например, в одной сцене Джакс плачется перед Соней о том, что в детстве он был толстяком и его постоянно обижали, но потом он начал заниматься спортом и привёл себя в форму. Больше похоже на «Мишки Гамми», чем на Mortal Kombat.
Драки проходят под однотипную музыку, а персонажи бросаются в бой по зову Сони с идиотской фразой «KOMBAT TIME!». Невозможно смотреть нарезку сцен из Defender of the Realm без смеха.
Defender of the Realm был не единственным мультфильмом во франшизе. На видеокассетах выпустили короткометражный мультфильм Mortal Kombat: The Journey Begins с кошмарными компьютерными спецэффектами. Битвы низкополигональных чурбанчиков выглядят смешно даже по меркам конца 1995 года.
Казалось, что после череды неудач об экранизациях Mortal Kombat стоит забыть до лучших времен, но в конце 90-х вышел сериал Mortal Kombat: Conquest. В те годы были популярны боевые сериалы про «Зену» и «Геркулеса», поэтому Conquest создавали по их подобию.
События происходят за 500 лет до начала первого фильма. Сериал рассказывает о приключения монаха Кун Лао и его верных друзей после победы над колдуном Шан Цуном.
Mortal Kombat: Conquest стал настоящим яблоком раздора среди поклонников франшизы. Одни фанаты считают его лучшей экранизацией во вселенной MK. Они ставят в плюсы проработанный сюжет, долгую продолжительность (22 серии) и почти без огрехов воссозданный сеттинг игры.
Другие фанаты критикуют невнятную актерскую игру и появление героев, отсутствующих в игровой серии. Особенно отметились новые женские персонажи, исполнительницы ролей которых то переигрывают, то наоборот — сильно не доигрывают. Фанатам также не понравились перевранные биографии игровых персонажей (особенно Скорпиона), появляющихся в сериале зачастую эпизодически или и вовсе в одной серии.
Mortal Kombat: Conquest закончился на первом сезоне, оставив зрителей в недоумении из-за незавершенной истории. Сериал имел успех и поклонников, но не настолько, чтобы покрыть производственные затраты на второй сезон.
В 2000 году вышел анимационный игровой фильм Mortal Kombat: Federation of Martial Arts. Совершенно непонятно, как актёры из сериала и второго фильма согласились на съемки в таком низкокачественном проекте. Актёрская игра и сюжет — отсутствуют напрочь. Весь фильм состоит из боев на фоне зеленого экрана, на который наложили простейшую компьютерную графику. После такого конвейер окончательно сломался.
Слухи про новую экранизацию витали на протяжении десятилетия, но так они слухами и оставались, пока в 2010 году не появилась странная короткометражка Mortal Kombat: Rebirth от режиссера Кевина Танчароена. Это своеобразный перезапуск франшизы, созданный для того, чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов, которые могли бы выделить деньги на полноценную экранизацию.
Танчароен явно восхищался «Тёмным Рыцарем» Кристофера Нолана: как ещё объяснить упор на реализм? Во вселенной короткометражки отсутствует Внешний Мир, магия, потусторонние силы и древние боги. Рептилия теперь генетический урод от рождения, а Барака всего лишь свихнувшийся пластический хирург. Mortal Kombat Танчароена — это мир преступников, отморозков и людей с генетическими отклонениями.
Идея была любопытная, но увы, ей не суждено было сбыться из-за критики фанатов и нулевой заинтересованности крупных студий. Танчароен поддался и переработал концепцию в веб-сериал Mortal Kombat: Legacy. Режиссер смешал идеи из Rebirth и оригинальной вселенной Mortal Kombat.
Фанаты пришли в бешенство, когда увидели то, во что Танчароен превратил любимых персонажей. Лю Кан — бомж из подворотен Макао, которого по сюжету на свою сторону переманил Шан Цун. Таркатанцы — вылитые орки из «Властелина Колец». Рэйден — нервный и неуравновешенный оборванец, по ошибке попавший в психушку.
Конечно, в сериале есть и светлые стороны. Например, показали историю взаимоотношений между Скорпионом и Саб-Зиро. Но этого было недостаточно, чтобы реабилитировать франшизу в глазах поклонников. Сериал оборвался на втором сезоне и продолжение вряд ли когда-нибудь выйдет.
Сейчас фанаты ждут новый перезапуск франшизы. Актер Кристофер Ламберт сообщил, что в фильме будут своеобразные перемещения во времени, а сценарий нового Mortal Kombat ему сильно понравился. Продюсер Джеймс Ван («Заклятие», «Форсаж 7») в августе прошлого года пообещал, что не подведёт фанатов. Режиссерское кресло займет австралийский создатель рекламных роликов Саймон Макквойд. Сценарист Орен Узил описал сюжет будущей картины, как «Мстителей» с рейтингом R.
Dead or Alive
Серия файтингов Dead of Alive запоминается в первую очередь красивыми и сексуальными героинями, правдоподобной физикой женской груди, а также огромными многоуровневыми аренами и боевой системой с акцентом на джагглы. Кто-то также вспомнит фансервисные ответвления в серии, посвящённые волейболу и примерке новых купальников. Всё это в какой-то мере попало в экранизацию игры, вышедшей в 2006 году.
Но вот от вселенной игры осталось немногое. DOA — клон «Ангелов Чарли» и просто плохой фильм про восточные единоборства. Три гламурные блондинки нарушают все законы физики, выполняя дикие кульбиты в воздухе, и сражаются с сотней воинов из древнего японского клана.
Больше всего в DOA ужасает неподходящий кастинг. На роль японского ассассина Аяне почему-то выбрали норвежскую модель Натасию Мальте.
Пикантные сцены показывают дозированно. Касуми и Аяне носят штаны, так что «светить» нижним бельем они будут в заранее заготовленных для этого сценах. Не фильм, а сплошное разочарование для фаната серии. После такого хочется немедленно запустить игру, чтобы поскорее забыть увиденное.
Tekken
С экранизацией Tekken складывается удивительная ситуация. С одной стороны, в фильме показаны различные виды боевых искусств, неплохо воссозданы костюмы персонажей и местами встречается подходящий кастинг.
С другой — полное игнорирование сюжета первоисточника и перевранные биографии всех персонажей. Хронометраж фильма ужат до полутора часов, его не хватает на грамотное раскрытие сюжета. В итоге зритель получает нечто невнятное с вымученными диалогами, непроработанными характерами и скоротечными боями.
Кэри-Хироюки Тагава (Шан Цун в Mortal Kombat) сыграл в Tekken роль Хейхати Мисимы. Его персонаж стал отличным примером известного правила — то, что хорошо выглядит в игре или аниме, обычно глупо выглядит в полнометражных игровых фильмах.
Геймдизайнер серии Кацухиро Харада назвал экранизацию «отвратительной». По его словам, Namco не смогли проконтролировать процесс создания картины, многое было пущено на самотёк. Фильм с треском провалился в прокате, собрав всего 900 тысяч долларов при производственном бюджете в 30 миллионов.
Зачем тогда выпускали Tekken 2: Kazuya’s Revenge — загадка. В начале картины зрителя потчуют декорациями, нарисованными будто в 3D Max за копейки. Потом «радуют» избитым сюжетным ходом про тотальную амнезию у Казуи, и позже — окончательно добивают постной историей про работу на организацию ассасинов.
Уровень сценарного бреда и плохих диалогов превышает все мыслимые пределы. Неудивительно, что картина обошла стороной кинотеатры и сразу же отправилась на видео.
The King of Fighters
Ошибки сольного фильма о Чунь Ли видимо ничему не научили постановщиков картин категории B, потому что в 2010 году, в формате direct-to-video вышла экранизация The King of Fighters от гонконгского режиссера Гордона Чана. Адаптация известной серии файтингов имеет всё те же проблемы, что и «Легенда о Чунь Ли».
Канадские актеры по-прежнему играют японских персонажей, что выглядит очень смешно. Досталось и сюжетным линиям героев. Обычный уличный забияка Терри Богард (главный герой серии Fatal Fury) теперь почему-то работает на ЦРУ, собственно, как и главная героиня — Маи Сирануи.
Натужный пафос (ох уж это слоу-мо), серьёзные «мины», слишком простые спецэффекты, бои уровня плохих гонконгских боевиков из 80-х — вот что такое The King of Fighters.
Аниме
Персонажи японских файтингов часто нарисованы в стилистике, близкой к аниме или манге, так что создание анимационных адаптаций напрашивалось с самого начала. Да и чисто сериальный формат подходит как нельзя кстати.
Первым экранизациям «повезло» выйти в эпоху OVA (Original Video Animation) — аниме, выпущенного исключительно для видеоноситилей. Пока на телевидении выпускали сериалы для массовой аудитории, на кассетах или дисках выходили экспериментальные работы, которые не появились бы на ТВ из-за высокой жестокости и наличия откровенной эротики. Благодаря OVA также родился жанр «хентай». Этот формат идеально подходил под всякий трэш и спорные вещи, но не под экранизацию файтинга.
Больше всего не повезло адаптациям файтингов от SNK. Продолжительность всех OVA-адаптаций Fatal Fury, Samurai Showdown и Art of Fighting в редких случаях достигала полутора часов (чаще всего 40 минут). Нереально уместить в такой метраж толковый сюжет и проработанную историю, поэтому все экранизации получились невнятными. Но, надо признать, что смотреть их приятно из-за качественной анимации для тех лет.
Ситуация потихоньку начала исправляться с выходом сериала по мотивам файтинга от Ю Судзуки — Virtua Fighter. Это до сих пор одна из лучших сериальных экранизаций файтинга, пускай и ориентированная исключительно на подростковую аудиторию.
Компания Namco в сотрудничестве с анимационной студией Deen создала экранизацию первого Tekken. У Deen получилась скомканная ерунда продолжительностью ровно в один час, которая игнорирует собственный канон и две первые части серии. Сценарист явно не проходил игру и видимо составлял сюжет, проведя за файтингом всего несколько часов.
Под эгидой Capcom вышло несколько сериалов и фильмов по вселенной Street Fighter. Из них больше всего выделяется Street Fighter II: The Animated Movie. Аниматоры студии TAC даже консультировались с настоящими мастерами боевых искусств перед тем, как нарисовать столь зрелищную хореографию боев в аниме. Саундтрек в американской версии фильма исполнен группами Korn, Alice in Chains, Silverchair и KMFDM.
Тот редкий случай, когда экранизация не только получила известность, но ещё и сделала весомый вклад в развитие франшизы. Успех фильма подтолкнул Capcom к созданию трилогии Street Fighter: Alpha. Многие элементы этого полнометражного фильма позже были успешно перенесены в различные части серии. Например, бой Сагата и Рю на рисовом поле воплощен в Street Fighter Alpha 2.
Все последующие анимационные работы носили скорее рекламный характер и проигрывали фильму 1994 года по качеству анимации и сюжету. Собирались снять высокобюджетный сериал по Street Fighter Alpha, но вместо этого ограничились четырьмя сериями в формате OVA.
Последним фильмом стал Street Fighter IV: The Ties That Bind, вошедший в коллекционное издание консольной версии Street Fighter IV.
Основные проблемы
Бытует мнение, что все беды экранизаций файтингов кроются не в плохом подходе к созданию фильма, а в самом первоисточнике. Старые файтинги никогда не отличались глубоким сюжетом, весь приоритет отдан геймплею. Проработанная вселенная и сюжет долгое время находились где-то на задворках.
В том же Street Fighter позже добавили отдельную историю для каждого героя, появились короткие беседы перед сражениями, но это не сделало сюжет удобным для вменяемой киноадаптации.
В сегодняшних файтингах есть одиночные компании, зрелищность и постановка, которая вполне может потягаться с голливудскими блокбастерами. Вот только этого недостаточно, чтобы убедить крупную студию создать фильм, где два героя перекидываются огненными шарами.
Типичные суперприёмы пришли в файтинги из боевой манги и аниме-жанра «сёнен». Там герои в слух произносят свои приемы и могут драться с одним противником на протяжении нескольких серий или одного тома комикса. Геймдизайнеры позаимствовали эти элементы, но тогда они и не догадывались, что в будущем кто-то решит адаптировать превратить
Специальные приемы хорошо смотрятся в манге и аниме, но когда они попадают на большой экран, то выглядят нелепо и порой смешно. Это не относится к фильмам по американским комиксам, у которых гигантская аудитория и бюджет. Потому что мало кто отважится выделить большой бюджет на экранизацию файтинга, учитывая зашкаливающее количество провалов в прошлом.
Ситуация с аниме по файтингам обстоит куда лучше, но адаптации выходят редко из-за нишевости жанра. Сейчас такое шоу не станет популярным и не окупит вложенные в него затраты. Взрослое аниме больше не выпускают исключительно для продажи на дисках и кассетах, все студии давно переориентировались на создание аниме для кинотеатров и телевидения. Сейчас выпустить сериал по файтингу с жестокими сценами и полуголыми девушками — почти нереально.
С фильмами попытались выкрутиться, переориентировавшись на формат direct-to-video. Да, за гроши можно чуть ли не ежеквартально снимать различные адаптации для фанатов, но создатели таких картин сами загоняют себя в тупик. Продукт может и рассчитан на фанатов, но фанаты не хотят видеть неизвестных актеров, дешёвые спецэффекты и упор на реализм, из-за которого экранизация превращается в заурядный боевик про восточные единоборства («Легенда о Чунь Ли»).
Чаще всего получается форменный бред, не имеющий связи с игрой, кроме названия и имён персонажей. Отличный пример — Tekken 2, где сэкономили на количестве боев, заменив их унылыми диалогами. Единственное исключение из общего ряда — Street Fighter: Assassin’s Fist, но в его создании участвовали фанаты.
Чтобы не превратить картину в цирковое представление с летающими змеями и огненными шарами, нужен хороший режиссер, сценарист, грамотный кастинг, команда дизайнеров, консультанты от издателя и разработчиков.
Пока что ещё не вышла такая экранизация файтинга, которая одновременно смогла бы угодить и фанатам, и далёкому от игр зрителю. Есть вероятность, что новый Mortal Kombat окажется таким, поэтому будем ждать начала съёмок, которые могут стартовать в скором времени.
Источник: DTF