Полный бред или нет: обзор удалённой из Steam игры Secret Doctrine

Что кроется за скандалом.

Secret Doctrine вышла в Steam в середине мая и очень скоро попала под шквал критики. Всё дело в том, что её автор — Геннадий Гурьянов, ранее был заблокирован администрацией магазина за накрутку положительных отзывов.

Однако у новой игры внезапно появился издатель — некая Елена Щукина, которая приняла огонь на себя и принялась оскорблять игроков и утверждать, что чёрный PR — тоже PR. Кроме того, игра внезапно получила ценник в 899 рублей в России и 45,99 евро в Европе.

Некоторые пользователи Steam даже предположили, что никакой Елены Щукиной на самом деле не существует, её создал сам Геннадий Гурьянов чтобы избежать ещё одной блокировки. Избежать не получилось, а личность Щукиной так и остаётся тайной. Таким образом, издатель Secret Doctrine одновременно существует и не существует.

Вслед за блокировкой Геннадий Гурьянов открыл собственный магазин, в котором Secret Doctrine стоит 250 рублей. На сайте автора красуется надпись: «Steam PR кампания завершена успешно! Мое имя теперь знает вся планета Земля!». Повлияет ли как-то огромное самомнение Гурьянова и скандал в Steam на продажи — неизвестно, и цифры мы, скорее всего, никогда не увидим. То есть, можно сказать, что игра отлично продаётся и не продаётся вообще. В неё играют и не играют одновременно.

Абстрагируемся от скандала и посмотрим на Secret Doctrine отдельно, без оглядки на вызывающее поведение автора. Хоть в чём-то у нас будет определённость. Или не будет.

Быть или не быть

Игра посвящена фантасту Роберту Шекли, особенно популярному в СНГ. И источник вдохновения узнаётся сразу: как и в произведениях автора, сюжет Secret Doctrine стартует обыденно, но потом эта обыденность разворачивается под необычным углом. Гурьянов ударяется в парадоксы, а на первый план выходит абсурд, за которым сложно различить смысл.

Главный герой зачем-то дёргает стоп-кран в метро и попадает в сюрреалистичный мир, работающей по какой-то своей логике, отличной от нашей. Игра открыто предупреждает — дальше законы будут другими, но никто ничего объяснять не будет.

Всё дело в том, что профессор Выдуролл, хозяин местного мира, 33 года назад «распался», размазался по всему пространственно-временному континууму. Вероятность смерти профессора равна вероятности его жизни, и находится вне времени. А домой главного героя может вернуть только он. Неопределённость профессора состоит в том, что никто не знает, где он. Стало быть, его нужно найти.

Эта компания играет в карты на странной стройке, балансируя над пропастью. Однако они думают, что на самом деле находятся в своём отеле

Вся прелесть в том, что невозможно понять — бред происходит вокруг или всё-таки нет. На первое намекает название «Лаборатории БРеДа», в которых и проходит игра, на второе — отсылки к Дарвину и научным явлениям вроде кота Шрёдингера.

Однажды герой встречает робота, который следит за гориллой, набирающей на печатной машинке Шекспира: теорема о бесконечных обезьянах в действии. Обезьяна, правда, только одна, но это не имеет значения, если она набирает Шекспира бесконечное количество времени. Рано или поздно она должна написать «Гамлета», так ведь? Или нет.

Однако в следующий раз герой встречает сталкивается с обратной ситуацией: уже горилла следит за роботом, который стучит по печатной машинке. У него то стихи получаются, то поэмы, но настучать он должен случайный набор слов, как обезьяна. На этом явлении завязан лучший квест в игре, который пройти не так-то просто.

Я попытался. Получилось не сразу

Впрочем, многие другие загадки не столь изобретательны: часто игра заставляет вас бегать туда-сюда по локациям в поисках ключей или какого-нибудь шифра. Есть даже эпизод с большой пустыней и множеством люков в земле. Сначала нужно отыскать лом, а затем — вскрыть нужный люк. Я потратил на загадку минут двадцать, прежде чем нашёл подсказку.

Secret Doctrine вообще сильно растянута по времени: прекрасная иллюстрация — путешествие на лодке в самом начале, которое длится около пяти минут. Ты просто плывёшь, и на этом всё. Сначала может показаться, что это сделано для того, чтобы вы не успели пройти игру за два часа и вернуть деньги. Но за два часа её не пройти в любом случае, да и деньги возвращать совсем не хочется.

Есть и поддержка устройств виртуальной реальности

Secret Doctrine удивительно хорошо написана именно с литературной точки зрения. Все персонажи (в основном, роботы) носят говорящие имена, а диалоги прописаны с юмором, свойственному работам Шекли. Однако за красивой формой текста прячется смысл, которого может быть и нет вовсе.

Поначалу кажется, что игра похожа на Cradle от выходцев из GSC: необычное произведение с тремя локациями, целиком выстроенное на тайне, которую раскрыть непросто. Но в Secret Doctrine тайны как таковой нет, да и локации сменяются очень быстро: каждая не похожа на предыдущую. Дом, где пол становится потолком, солнечные луга с Башней Мага в центре, метро, киберпространство, бесконечная пустыня с бесконечным строящимся зданием, и так далее.

Порой игра будто превращается в демосцену, которая нужна, чтобы вы могли оценить возможности Unreal Engine 4. Набор максимально странных ситуаций, которые зачастую не связаны между собой. Или связаны. Кто знает. Я не знаю.

Едва в Secret Doctrine появляется смысл, как сразу же ускользает. Концовка поможет лишь отчасти. И это вовсе не тот случай, когда можно сказать: «каждый поймёт по-своему». Никто ничего не поймёт, и игра это нарочно.

Словом, это гениальное произведение. Ну или же полный отстой.

#обзоры

 
Источник: DTF

Читайте также