Netflix от мира видеоигр
Ни для кого не секрет, что главным продуктом Microsoft на рынке видеоигр является Game Pass, и как и любая подписка он должен удерживать внимание пользователя надолго. Xbox — это всего лишь приятный девайс для его запуска и не более того. Главная головная боль для Фила Спенсера — удержание игроков на максимально долгий период, потому что если игроки будут оплачивать подписку только в месяцы выхода интересующих их игр, то прибыли особой не будет.
Вовлечение новичка начинается ещё на моменте рекламы, где пользователю предлагают набор из кучи высококачественных игр за сущие копейки. И поначалу действительно можно без проблем найти для себя мощные хиты. Игрок быстренько смотрит список, понимает, что выбор гигантский, и оплачивает подписку на длительный период. В голове сразу возникает мысль о том, что можно пройти кучу классных игр по цене 2,5 AAA-игры в год. Но как и на любом шведском столе наесть на большую сумму, чем ты заплатил, крайне сложно. Так ведь ещё и напитки (DLC) зачастую в стоимость не входят! Для одиночных игр это не сильно критично, так как DLC, даже сюжетные, не так часто выходят удачными. С другой стороны, психологически возникает ощущение неполноценности игрового продукта, и приходится докупать контент.
Но вот игрок наигрался в одиночные игры, где-то даже купил DLC и не сильно торопится продлевать подписку. Как же ему продать продукт снова? Если взять тот же Netflix: у него есть гигантский каталог фильмов, в том числе и старых, но их флагманы — это сериалы. Обязательный клиффхэнгер в конце каждого сезона заставляет зрителя ждать следующего. А ещё под шумок можно продать мерч по мотивам! И здесь принцип такой же, только вместо сериалов у нас игры-сервисы, в которых есть боевые пропуски. Пропуск можно продать, а можно заставить игрока долго фармить его. При этом срок подписки идёт, а с новыми играми можно и не торопиться!
Но если игрок всё же не любит игры-сервисы, всегда можно предложить немного инди или B-шек в подписке. Периодически, конечно, придётся добавлять AA- и AAA-игры, чтобы оправдать рекламу слогана про высококачественные игры, но в целом с ними можно иногда повременить и заполнять подписку дешёвыми играми со средними оценками. Все эти смешные гифки со стороны синего лагеря про стандарт в 60 баллов на метакритике не имеют значения, потому что менеджерам Xbox не важно, во что вы играете, и они не особо переживают по поводу качества условных Redfall или Сталкер 2. Главное, чтобы вы подписку не отменили и продолжили оплачивать!
Для чего нужна Activision?
Для Call Of Duty! На самом деле, это не совсем так. Студии-разработчики Xbox Game Studios не слишком производительные и в силу имеющихся там проблем с менеджментом просто не в состоянии своевременно выпускать даже обновления для своих игр (см. Halo Infinite). По большому счёту отдувается за всех Turn10 со своей серией Forza. Да, помимо этого за 2022-2023 годы вышла Starfield, но этого явно недостаточно, чтобы самостоятельно закрывать потребности игроков в крупных проектах.
Цель любого бизнеса — максимизировать прибыль в том числе за счёт минимизации издержек. А в игровой индустрии самым простым способом заработать при относительно минимальных вложениях является наличие игр-сервисов. Один раз вложил в разработку кругленькую сумму и затем своевременно поддерживай обновлениями, что уже куда дешевле, чем разрабатывать очередной проект с нуля. Вышедшие ранее Grounded и Sea of Thieves — это только первые ласточки.
Новым играм с подобной структурой крайне сложно с нуля выйти на рынок и окупиться. Но Microsoft уже приобрела готовые и успешные IP: помимо Call Of Duty и отдельной Warzone есть Diablo с World Of Warcraft и Overwatch. А также Guitar Hero, которой идеально подойдёт формат Game Pass. Плюсом, добавим продажу контроллеров, которые можно делать не очень качественными, чтобы продавать по несколько контроллеров на человека (Xbox Elite Controller не даст соврать). Впрочем, заранее о качестве невышедшего продукта говорить нехорошо.
Второй момент с издержками связан с покупкой временной лицензии сторонних игр для подписки. Своих интересных IP, в рамках которых можно выпускать AA-игры или даже крепкие B-шки, у Microsoft не столь много. Есть Gears Tactics, Minecraft Legends, Hi-Fi Rush, Battletoads и Age Of Empires, но этого опять же недостаточно для наполнения Game Pass. Но к имеющимся IP добавятся Crash Bandicoot, Prototype и Spyro The Dragon, в рамках которых вполне можно разрабатывать среднебюджетные проекты. К слову, у Крэша есть и гоночное ответвление, так что чем чёрт не шутит! А закрыв потребности в средне- и крупнобюджетных играх, Фил сможет платить копейки за лицензирование инди, которые будут рады появиться в подписке за гроши ради рекламы. Единственная проблема заключается в нормальной работе с уже приобретёнными студиями.
В итоге игроки получают кучу проектов за копейки, а Microsoft при этом неплохо зарабатывает, и все счастливы.
А минусы будут?
Разумеется! Есть такой спорт под названием регата, также известный как парусная гонка. И у лидера тактика достаточно простая: повторять действия второго участника. Причём, неважно, насколько это хорошие или плохие действия, ведь при точном копировании отстающий никогда не сможет тебя догнать. Например, электромобили не нужны были крупным автоконцернам, пока Маск не разрекламировал свою Tesla, а большинство инноваций в смартфонах привносят китайские компании, а Apple затем внедряет их к себе.
Ровно так же в 2020 Microsoft форсировали запуск нового поколения консолей раньше срока, когда ни у них, ни у Sony (один Demon’s Souls — это не линейка) банально не было готовой стартовой линейки игр. И это не говоря о банальной нехватке произведённых консолей. А в дальнейшем успех Game Pass заставил Sony прокачивать свою подписку PS Plus.
Но есть вещи, которые японцы не могут повторить: они не могут себе позволить тратить 70 миллиардов на покупки, и поэтому мощный выпад Microsoft они изящно отразить не в состоянии. Да, Джим Райан предпринимал попытки сыграть на опережение вроде попытки заблокировать сделку. Да и анонс разработки десяти игр-сервисов тоже был ответом на новости о сделке с Activision. И по сути эти игры нужны по большей части для нивелирования главного преимущества подписки Microsoft — Day-One релизов, потому как предсказать их финансовый успех в 2026 году, когда они начнут выходить, на перенасыщенном рынке будет сложно. И по итогу вместо траты ресурсов на одиночные игры японцы вынуждены распределять силы на игры-сервисы.
И самый главный минус, при успехе финансовой модели Спенсера очень многие крупные компании ринуться её повторять. Пока что от успеха его отделяет отвратительный менеджмент в подопечных компаниях, но при должной работе над этой проблемой отставание от Sony быстро сократится. С точки зрения бизнеса Спенсера крайне сложно критиковать — его задача успешно зарабатывать деньги для компании. Подобным же образом я не вижу смысла критиковать и Штраусса Зельника, и Бобби Котика и Эндрю Уилсона. Просто при таком подходе индустрии как игрок я потенциально получаю меньшее количество ААА, чем раньше. А мне, например, хочется увидеть новую Resident Evil вместо ещё одной Umbrella Corps или Titanfall 3 вместо Apex 2 (хотя Apex неплох, так-то).
Одиночные AAA-игры никуда не уйдут, просто их количество резко упадёт. А те игры, которые останутся, будут по умолчанию с элементами игр-сервисов. Гораздо больше станет среднебюджетных проектов, потому что проще потратить 200 миллионов на 10 проектов и наполнить ими подписку, чем тратить этот бюджет на одну игру, которая может и провалиться.
Тот же Netflix буквально усыпан бюджетными фильмами со средними оценками, хотя иногда он всё же пытается выдавать нечто дорогое, что претендует даже на какие-то фестивальные награды. А уж если Netflix ведёт свой бизнес таким образом и при этом успешен, зачем вести его по-другому в игровой индустрии?