28 августа вышла последняя серия 7 сезона «Игры престолов». Если вы ждали финала, чтобы посмотреть весь сезон залпом, не читали наши тексты по ходу сезона или просто хотите освежить в памяти одну из серий, мы собрали в одном материале наш подробный анализ каждого из эпизодов сезона.
1 эпизод 7 сезона: Dragonstone
Путешествие Арьи
Арья Старк убила старших сыновей Уолдера Фрея и самого Фрея в конце 6 сезона, а в начале 7-го выкосила всю мужскую часть дома Фреев — в напоминание о Красной свадьбе. Теперь Арья путешествует в Королевскую гавань — убивать Серсею.
Зная механику построению подобных историй в «Игре престолов», от дальнейших действия Арьи в сезоне можно ожидать чего угодно, но не убийства Серсеи. Скорее всего, Ланнистеры отправятся воевать, и ей придется за ними охотиться, встречаясь с Джоном Сноу, Сандором и другими лицами из прошлого, которые помогут нашей маленькой странствующей наемной убийце вернуть себе человечность.
Бран как тролль
Бран Старк попал в 1 эпизод 7 сезона по одной простой причине: количество серий упало с 10 до 7, и в каждой нужно успеть показать как можно больше героев. Раньше бы под его похождения за Стеной с Мирой Рид и знакомство с новым Лордом-командующим Ночной Стражи Скорбным Эддом выделили бы отдельный эпизод, теперь на долю персонажей (подозрительно быстро нашедших общий язык) ушло три минуты в начале серии.
Пока трудно сказать, куда будет дальше развиваться вся эта линия: сценаристам нельзя давать Брэндону встретиться со сводным братом, Джоном Сноу, ведь он может разболтать брату главные секреты всего сериала о происхождении Белых ходоков, участии в этом деле Детей леса, да и о родословной самого Сноу.
У Ланнистеров проблемы
Джейме и Серсея Ланнистеры обнаруживают, что испортили отношения со всеми жителями Вестероса: им угрожают и Старки, и Дорн, и другие бывшие союзники, не считая одной юной прекрасной королевы, пересекшей Узкое море с огромной армией, флотом и тремя боевыми драконами (с которыми вообще непонятно, что делать).
Сценаристам пришлось как следует подумать, чтобы сделать Серсею (Джейме не проявляет большого интереса к происходящему) хоть сколько-нибудь достойной соперницей Дэни в 7 сезоне. В итоге ей в подмогу выдан флота Эурона Грейджоя, внезапно приплывший в королевскую гавань. Как Эурон может помочь против драконов и армии Старков, которую окружают глубокий Север и твердая земля? Да никак, но в 7 сезоне Дэни и Джону хотя бы будет чем заняться, кроме подготовки к битве с Белыми ходоками.
Эурон
И в книгах Джорджа Р. Р. Мартина, и в паре серий «Игры престолов» упоминается, что во время восстания Бейлона Грейджоя Эурон сумел пробраться в Ланниспорт и сжечь весь флот Ланнистеров, стоявший там на якоре. С флотом Дэни Эурон тоже попытается сделать что-то подобное — равно как и захватить в плен своих племянника и племянницу, Теона и Яру Грейджой.
Кто главный в Винтерфелле?
Джон Сноу и Санса Старк усердно стараются создать впечатление конфликта между сводными братом и сестрой с разными взглядами на классовое устройство общества. Делают они это настолько вежливо и деликатно, что конфликт существует лишь в головах у сценаристов, а зрители радуются разговору двух рациональных людей с богатым жизненным опытом. Джон продолжает модернизировать Вестерос, вооружая женщин и детей и налаживая массовое производство оружия из обсидиана, Санса вносит в происходящее нотку монархизма, призывая покарать детей лордов-предателей Амберов и Карстарков.
Отношения между воссоединившимися Старками омрачает Мизинец, Петир Бейлиш, приведший войско из Долины Аррен и решивший судьбу Битвы бастардов. Теперь Петир намекает, что не прочь присоединить Сансу к себе не только дипломатически, а она не может ему прямо отказать, потому что Старкам все еще нужна помощь Арренов.
В дальнейшем Санса и Джон должны разделить обязанности: она научится у Джона модернизму и будет мудро править Винтерфеллом, он наберется у Сансы искусства политических маневров, что поможет при сборе войска для битвы с Белыми ходоками. Уж тут-то никто никому кинжал в спину не воткнет — за понятным исключением Мизинца (который вряд ли переживет 7 сезон).
Сэмвелл Поттер и тайная комната
Строго говоря, вся линия Сэмвелла Тарли в сериале совершенно не нужна: неужели некому больше было сказать Джону Сноу, что самые большие в королевстве запасы обсидиана лежат под родовым замком Таргариенов, людей, щедро украшавших драконьим стеклом все подручные объекты?
Но во-первых, Тарли успел полюбиться зрителям за годы приключений за Стеной, во-вторых, он позволяет передохнуть в обществе героя, не претендующего на Железный трон и не имеющего королевской крови в жилах, в-третьих, вся история с Цитаделью позволяет шоураннерам «Игры престолов» как следует поиздеваться над «Гарри Поттером» (которого, при всех недостатках Хогвартса, не заставляли выносить ночные горшки).
Вестеросские мега-лузеры
Сандор Клиган, Берик Дондаррион и Торос продолжают оставаться перекочевавшими из книг героями третьего эшелона, от которых в сериале давно пора раз и навсегда избавиться. Но фанбаза у каждого из персонажей довольно большая (особенно у Сандора), вот сценаристам и приходится водить этих персонажей из сезона в сезон, хотя их функции полностью заменяют главные герои сериала: перед нами бюджетный Джейме Ланнистер, поддельный вьетнамский Джон Сноу и бородатая неопрятная Мелисандра.
В 1 эпизоде 7 сезона перевоспитавшийся злодей, воскрешенный из мертвых антигерой и жрец Владыки света обмениваются шуточками и хотят успеть к основным событиям сезона, которые Сандор подглядел в пламени камина. Даже если вы не читали спойлеров к 7 сезону, очевидно, что эту троицу ждут приключения за Стеной: у одного из них есть огненный меч!
Дэни дома
С Дейенерис все понятно: она снова ступила на остров Драконий камень, на котором родилась, до восточного берега Вестероса рукой подать, и путь к Железному трону, который начался семь лет назад в дотракийских степях как мечта ее безумного брата, превратился в реальный следующий логический шаг. Пока что Дэни приходится довольствоваться пустым и заброшенным родовым троном Таргариенов в замке Драконий камень. Мы на него смотрим и, как и Дэни, не верим, что ей наконец-то удалось вырваться из заточения за Узким морем, где она провела шесть сезонов.
Ее следующее действие — взять Тириона (который всю серию почтительно молчит и всем лицом выражает желание получить еще одну премию «Эмми») и перейти в Палату Расписного стола, где всего пару-тройку сезонов назад Станнис Баратеон вынашивал собственные планы по освоению Вестероса, ничем хорошим не кончившиеся.
Но у Дэни все получится, и на Железный трон она взойдет: если не в этом сезоне (где придется как-то избавляться от Серсеи), то в следующем, в ходе войны с Королем ночи и Белыми ходоками. Джордж Р. Р. Мартин выбрал исторической моделью для своих книг серии «Песнь льда и огня» реальную английскую Войну Алой и Белой Розы между Ланкастерами и Йорками, победителями из которых вышли, как известно, Тюдоры. Сериал следует общему плану Мартина, который он рассказал главным сценаристам и продюсерам Дэвиду Бениоффу и Дэну Уайссу, да и образ чистокровного Таргариена, вернувшегося на Железный трон, слишком мощный, чтобы его можно было не показать в сериале.
Другое дело, что после победы над Королем ночи на троне должен оказаться Таргариен-Старк, дитя союза льда и пламени, на что намекает название всего книжного цикла… Да и не убивать же Джона Сноу во второй раз?
2 эпизод 7 сезона: Stormborn
Эурон, Теон и Яра Грейджои
Начнем с той единственной сцены, из-за которой серию стоит смотреть: нападения флотилии Эурона на флот племянника и племянницы. Боевая сцена поставлена очень неплохо, с горящими кораблями и милыми подробностями вроде раздраженной реакции Эурона на воткнувшуюся ему в плечо стрелу.
Но это самая скучная боевая сцена во всей «Игре престолов», которую смешно сравнивать со сражением за Черноводную гавань или уж тем более Битвой бастардов. Ей можно восхищаться чисто эстетически (постановка, операторская работа, хореография), но она не вызывает особых эмоций по одной простой причине: создатели сериала не имели возможности как следует представить нам Эурона Грейджоя.
Если у вас об этом появившемся из ниоткуда персонаже и сохранились смутные воспоминания, то это пара сцен из предыдущего сезона, в которых он убивает брата Бейлона, избирается королем Железнорожденных и требует рубить все деревья на островах, чтобы построить новый флот взамен угнанного Теоном и Ярой.
Этого явно недостаточно, чтобы персонаж получился трехмерный и запоминающийся: весь образ Эурона держится на характерной внешности датского актера Пилу Асбека (знакомого по роли Бато в Ghost in the Shell и отличному датскому политическому сериалу Borgen).
На фоне Эурона становится особенно заметно, насколько проработанными и грамотно введенными в повествование злодеями были Рамси Болтон и Тайвин Ланнистер. Ну еще бы, ведь в случае с этими героями сценаристы опирались на железное плечо Джорджа Р. Р. Мартина, а не выдумывали на ходу!
Эурон Грейджой по прозвищу Crow’s Eye — мой любимый герой книг цикла A Song of Ice and Fire, но если вы не штудировали A Feast for Crows, то вряд ли с ходу вспомните, какой жуткий смысл не тратящий слов зря Джордж Р. Р. Мартин вкладывает в название его корабля, «Молчание», и почему Теон Грейджой предпочитает выпрыгнуть за борт, а не сдаваться дяде в плен. Психологический надлом в нем вызвал не вид Яры с кинжалом у горла, а то, что Эурон отрезает всем пленным (и собственным матросам) языки, а после пыток у Рамси Болтона Теон физически не способен еще раз через все это проходить.
В сюжетном плане дальше все ясно: Эурон привезет Яру и Элларию в Королевскую гавань в качестве обещанного Серсее в предыдущей серии подарка, их торжественно проведут по улицам (на это намекали фото со съемок), а Теону придется в очередной раз расти над собой и вызволять сестру из темницы.
Джон Сноу, Санса Старк и Мизинец
Джон Сноу в этой серии мог бы с таким же успехом работать в офисе: все, что он делает, это получает пару коммюнике, и организовывает произведенное совещание, на котором отказывается прислушиваться ко мнению подчиненных.
Сцены в Винтерфелле повторяют пройденное в первом эпизоде: Джон принимает самые лучшие для Вестероса (но не обязательно самые лучшие для Старков) решения, Санса его за это критикует, Мизинец криповато рассматривает Сансу и портит отношения и с ней, и с Джоном.
В итоге Джон уезжает, Санса остается за Королеву Севера, Мизинец явно готовит очередное предательство (сцена в склепе Неда Старка тут ох неспроста). Но он не учел одной детали: в Винтерфелл бодрой рысью отправилась…
Арья Старк
Встреча с Горячим Пирожком в очередной раз демонстрирует неспособность главных героев сериала добывать ключевую сюжетную информацию самостоятельно: «Ах да, Арья, ты, наверное, не в курсе, но твой сводный брат Джон Сноу теперь Король Севера, Рамси Болтон мертв, а Винтерфелл снова ваш».
Как я и предсказывал в анализе первого эпизода, Арья тут же забывает про подготовку покушения на Серсею и едет в Винтерфелл восстанавливать свою утраченную человечность. Сюжетную арку Арьи на этот сезон очень тяжеловесно иллюстрирует сцена с лютоволчицей Нимерией (которую Арья прогнала в 1 сезоне, чтобы ее не убили люди Серсеи) которая тоже совсем отбилась от людей и, судя по всему, поедает случайных путников на Королевском тракте.
Волчица решила уйти в лес и не возвращаться в Винтерфелл. Что выберет Арья, догадаться не трудно… но Мизинца ей все-таки придется убить (таким образом она отомстит истинному виновнику гибели своего отца, может быть, даже не подозревая об этом).
Серый червь и Миссандея
Полная ерунда.
Дейенерис, Тирион и все-все-все на Драконьем камне
Лучшая сцена в эпизоде — вовсе не финальная битва с Эуроном, а полный разговоров и хождений вокруг Расписного стола фрагмент, в котором Дейенерис и Тирион объясняют Оленне Тирелл, Элларии Сэнд, Яре и Теону свой план освоения Вестероса.
Великолепен Питер Динклэйдж, который очень тонко и неочевидно показывает, что при всех своих громких словах о малой крови и дипломатии Тирион не отказался от планов мести уцелевшим Ланнистерам и первым делом намерен прибрать к рукам родовой замок Кастерли-рок, который ему отказался отдать отец. Великолепен Альфи Аллен в роли Теона, который за всю сцену не говорит ни одного слова, но его лицо маячит в кадре, когда Тирион объясняет свои планы по захвату Кастерли. Если помните, во втором сезоне Теон точно также захватывает Винтерфелл: замок, в котором он вырос, но который никогда бы не отошел к нему по праву.
Великолепны лица Оленны, Элларии, Яры и Вариса, когда они понимают, насколько на самым деле опасный и безжалостный дуэт представляют собой Тирион и Дэни, прошедшие через все возможные опасности, интриги и предательства за Узким морем. Врагам этих людей (и их драконов) в следующих сериях остается только посочувствовать.
Серсея и Джейме Ланнистеры, Киберн
Вторая лучшая сцена в эпизоде — демонстрация лже-мейстером Квиберном противодраконьего оружия. Разбирая первый эпизод сезона, я задавался вопросом, как сценаристы смогут сделать Ланнистеров интересным противником для драконов. Как выяснилось, решение принято самое прямолинейное: гигантская баллиста.
Отсылка в финалу «Хоббита» в этой сцене приятна и вполне соответствует духу творчества Джорджа Р. Р. Мартина, очень тонко заигрывающего с каноном фэнтези и вообще литературными произведениями («Кастерли-рок», к примеру, отсылает к Касл-року Стивена Кинга). Стрелять по глазнице неподвижного черепа проще, чем по летящему на тебя дышащему пламенем чудовищу, и неповоротливую баллисту трудно всерьез рассматривать как эффективное средство борьбы с Дрогоном, Рейгалем и Визерионом. Но благодаря коварству Серсеи и попустительству сценаристов Дэни вполне может не досчитаться одного из драконов, и тогда ей придется принимать решение, стоит ли сжигать Королевскую гавань дотла из-за гибели одного из детей.
Джейме в этой серии выступает в роли Мизинца, интригуя против Оленны Тирел. Вряд ли из этих планов что-то выйдет: у Оленны в сериале уже было очень много поводов умереть. Зато нам опять показали папу Сэмвелла и его бестолкового брата Дикона.
Сэмвелл Тарли, Джорах Мормонт и Джим Бродбент
Обе сцены в Цитатеди потратили на процедуру излечения Джораха от серой чешуи (можно не сомневаться, что успешную). Приятно видеть, как Сэм понимает, что перед ним — сын его бывшего Командующего, представляется («я из Ночного Дозора») и решает спасать нашего злополучного сира Френдзону. Да и сама процедура впечатляет: по крайней мере, во время нее актеры не разговаривают, а играют!
Брандон Старк, Стена, Скорбный Эдд, Белые ходоки, Король Ночи, главная угроза героям сериала?
Ждем следующей серии.
3 эпизод 7 сезона: The Queen’s Justice
Дейенерис Таргариен и Джон Сноу
Ну что же, не прошло и семи лет, как они встретились: король без короны и королева без государства, лютоволк и дракон, лед и пламя… Какие бы теории не строили фэнбои, с драматургической точки зрения встреча Дэни и Сноу не могла закончиться ничем иным, кроме заключения союза.
В предыдущих сериях и сезонах нам слишком часто показывали, как и она, и он идут на компромиссы с куда более неприятными и коварными людьми (и не только людьми), чтобы в этой ключевой сцене что-то могло закончиться кровопролитием или предательством.
В мире книг Джорджа Р. Р. Мартина слишком мало живых положительных персонажей, чтобы в критический для всей вселенной момент Дейенерис и Джон могли не оказаться умными, понимающими, глубоко порядочными и дальновидными людьми со сходными кодексами поведения.
Дэвида Бениоффа и Дэна Уайсса смешно называть просто «хорошими сценаристами» — они уже все нам много раз доказали в «Игре престолов». Также советую вам пересмотреть «Трою» и оценить качество и экономию каждой сцены и такую редкую для исторических фильмов звенящую злободневность (и одновременно — вневременность) каждой строчки диалога. Вся драматургия «Игры престолов» растет из этого гениального сценария Бениоффа, подошедшего к экранизации книг Джорджа Р. Р. Мартина с тех же позиций, что и к экранизации сопоставимого с Мартином по качеству письма и популярности Гомера.
Но в The Queen’s Justice, в сценах с Дэни и Джоном, Бениофф и Уайсс превзошли даже свой обычный высокий уровень. Хотя никто из зрителей на самом деле не верит, что между этими героями может начаться война, структура сцены требует обычных для такого рода переговоров сценарных па: первые, ложные впечатления, недопонимание, переходящее в различные забавные недоразумения, вспышки темперамента и с той, и с другой стороны, угрозы (впрочем, довольно односторонние), перегруппировка сил и новая встреча, в которой и герой, и героиня видят все вышесказанное (и друг друга) в новом свете.
И каждый сценический пируэт исполнен блестяще. Первое знакомство героев используется для того, чтобы напомнить нам про все предыдущие ключевые события сериала. В случае с Дейенерис для этого достаточно перечислить ее титулы, подвиги Джона очень смешно представляет Давос: особенно удался момент, в котором Сиворт понимает, что сейчас ему предстоит объяснять не только про белых ходоков, но и про то, что рядом с ним стоит воскрешенный из мертвых Король Севера.
Оба персонажа убедительно сопротивляются общему сюжетному течению: Дейенерис смущает сам факт существования зомби в мире Вестероса, Джона — сам факт существования положительного Таргариена.
При этом Дэни еще не в курсе, что Джон — ее племянник, так что во всей серии присутствует странное сексуальное напряжение в духе сцен с Люком и Леей в первых Star Wars… хотя в случае с Таргариенами кровное родство, возможно, плюс? Когда все сказано и сделано, Джон и Дэни успели вместе полюбоваться на драконов (самая трогательная сцена в сериале?) и найти общий язык.
Прямо в финальной сцене ничего не говорится, но подразумевается, что Джону придется доказывать Дейенерис существование Белых ходоков. Всем, включая сценаристов и Джона Сноу, понятно, сколько неуместно зомби смотрятся в столь серьезном и проработанном историческом фэнтези-сеттинге. Драконы — это еще куда ни шло. Но зомби?!
Вариант тут один: отравляться за Стену и захватывать одного из Ходоков «живьем», чтобы его можно было предъявить Тириону и верящей только собственным глазам Дэни (а может быть, и Ланнистерам, чтобы их не пришлось убивать в этом сезоне).
Все остальные
Серсея и Джейме встретились со старыми обидчиками, Элларией Сэнд и Оленной Тирелл, отомстив за убийства дочери, Мирцеллы, и сына, Джоффри. Сцена с Оленной особенно хороша тем, что ее смерть так и не показывают, и еще неизвестно, кому в этом эпизоде приходится хуже: ей или Джейме.
Ну и насколько часто эпизоды «Игры престолов» заканчиваются не дракой, убийством или битвой, а тихим разговором в комнате на пониженных тонах, где один из собеседников просто уходит? Отдельно стоит похвалить игру Николая Костера-Вальдау: про его актерские способности (да и существование самого Джейме) мы начали забывать, но тут он показал класс в сценах с Оленной и Эуроном, ничего при этом особенно не делая и просто слегка меняя выражение лица и покрепче стискивая рукоять меча.
О батальной части позаботился Серый червь, взявший Утес Кастерли. Хотя это использование старых сюжетных ходов (через канализацию уже брали Миэрин), впервые в сериале с боем захваченный замок оказался никому не нужен.
Эурон опять сжег чужой флот — это уже становится привычкой. Хотя Пилу Асбеку дали покривляться в сценах с Джейме, Серсей и пленной Ярой, я до сих пор не верю, что его деревянный флот может представлять серьезную угрозу планам Дейенерис. Да, сценаристы удержали ее за руку, не дав полететь и сжечь корабли Эурона в этом эпизоде, и Безупречным придется добираться до Королевской гавани пешим порядком… но чтобы мешает Дейенерис сжечь все живое во время сухопутного боя, когда Эурон уже ничем и никому не поможет? Трудно все-таки, когда ваш главный злодей представляет опасность только на море, у вашей главной положительной героини есть три взрослых дракона, и вам нужно как-то хотя бы пару серий не дать ей захватить Вестерос.
В целом военные маневры Ланнистеров красивые, но не создают особого сюжетного напряжения и не заставляют переживать за героев. Они занимаются черновой работой, вычеркиванием из сериала третьестепенных лиц из непомерно разросшегося актерского состава.
Кстати об этих лицах: Мелисандру отправили в родную Голландию… то есть, конечно же, в Волантис. Но она обещала вернуться и умереть в Вестеросе (очевидно, уже в следующем сезоне).
Бран и Санса Старк пострадали из-за сократившегося количества эпизодов в сезоне: Санса уже третью серию стоит на балконе в одной и той же позе и одним и тем же тоном общается с одними и теми же советниками, Бран из Черного замка без всяких приключений попал прямо в Винтерфелл. Встреча брата и сестры получилась очень скомканной, потому что Бран прямо под чардревом вывалил на сестру экспозицию за 6 сезонов из своей изолированной от всего остального мира сюжетной арки, приправив аллюзиями на ее изнасилование Рамси Болтоном (молодец, Брандон, так держать).
Как я и предсказывал, сценаристы аккуратно развели в пространстве Джона Сноу и Брана, носителя критически важной сюжетной информации о происхождении Сноу и Белых ходоков.
Сэмвелл и Джорах Мормонт в серии… появились. Большего от них и не требуется, арка с Цитаделью и так уже изрядно затянулась. Джорах полностью выздоровел от неизлечимой во вселенной Джорджа Р. Р. Мартина болезни и отправился вновь докучать Дейенерис. Их отношения за 7 сезонов нам так надоели, что выход у сценаристов один… отправить Джораха за Стену добиваться того, чего не смог сделать его отец, Лорд-Командующий Ночного Дозора: делать Вестерос безопасным для вестероссцев (вестеросичей?) от нелегальных зомби-иммигрантов.
Ну и последнее: хотя Зима наступила еще в предыдущем сезоне, а армия мертвых марширует к Стене с первого кадра первой серии седьмого сезона, нам до сих пор не показали ни того, ни другого. Очевидно, под противостояние живых и мертвых в мире вечной ночи отведут целиком следующий, последний сезон.
4 эпизод 7 сезона: The Spoils of War
Дейенерис Таргариен наносит ответный удар
Западные рецензенты в отзывах на предыдущие серии очень трогательно переживали за Дэни и Тириона, одного за другим теряющих союзников. Они как будто забыли, через что прошла Дейенерис (да и Тирион) в 1-2-3-4-5-6 сезонах и какими детскими игрушками по сравнению с этим кажутся козни и военные игры Ланнистеров. В моем разборе первой серии седьмого сезона я напоминал, что мы наблюдаем не за парой положительных героев, которые не хотят унижаться до уровня своих подлых соперников и от этого терпят благородное поражение, а за дуэтом очень опасных тактиков и стратегов, выжидающих своего часа для удара. И этот час наступил.
В начале сезона в активе Дейенерис были:
- армия Дорна армия Тиреллов самый большой флот армия Безупречных орда дотракийцев три боевых дракона
Последних двух пунктов все еще хватает, чтобы сравнять с землей любую армию в Вестеросе, так что подвиги Джейме и Эурона в предыдущих сериях можно считать напрасной тратой сил и времени. Ну да, в начале сезона у Дэни были в три раза больше ресурсов, чем нужно, для захвата Вестероса. Теперь этих ресурсов… всего в два с половиной раза больше (флот для захвата Вестероса не нужен)? Плюс она в любой момент может заключить союз с Джоном и его северной армией.
В общем, Ланнистеров в этом сезоне трудно рассматривать в качестве серьезного соперника — но после 3 серии я начал бояться, что сценаристы так и не дадут Дейенерис пройтись по жалким остаткам ресурсов Ланнистеров огнем («не лети, Дэни, это слишком опасно!»).
Но в 4 эпизоде Бениофф и Уайсс, усыпив бдительность зрителя историями про Винтерфелл и Драконий камень, аккуратно вывели Дэни за пределы нашего поля зрения… а потом ка-а-ак вдарили!
И дотракийцами (которые болтаются с Дэни с первого сезона, но так ни разу и не успели толком показать себя в битве). И драконами (то же самое). В общем, эта серия — то, о чем любой фанат «Игры престолов» мечтал с момента, когда Дэни вручили драконьи яйца, а Кхал Дрого пообещал сделать ее царицей мира. У Ланнистеров теперь не осталось вообще никакой армии — а золото, которым они должны были заплатить Железному банку за помощь и наемников из Вольных городов, судя по всему, оказалось элементарно расплавлено.
Что эта битва значит для будущих серий? Ну, мы точно знаем, что и Бронн, и Джейме остались живы и доживут до следующего сезона. Сцены с Бронном и драконом очень мультяшные, в духе сериалов «Зена — королева воинов» и «Удивительные странствия Геракла», очень странно видеть в суровом мире Джорджа Р. Р. Мартина вот это «а в последний момент он отпрыгнул и остался жив».
С другой стороны, в книгах Бронн позиционируется как очень живучий тип, так что недостатки сцены можно списать на погрешности постановки (у Мартина бы он все равно выжил, только более реалистично). С Джейме и вовсе все понятно — пока не завершится его сюжетная арка и он не искупит свои злодеяния, его хранит сюжетная броня. В общем, я не жалуюсь — битва все равно получилась крутейшая.
Суета вокруг кинжала
Кинжал из валирийской стали принадлежал Петиру Бейлишу, который якобы проспорил его Тириону Ланнистеру… но мы-то значем, что Бейлишу ни в чем нельзя верить на слово. С этим кинжалом наемный убийца нападает на парализованного Брана Старка в первом сезоне и ранит Кэйтилин Старк, прежде чем погибнуть от клыков лютоволка. В дальнейшем кинжал становится основным доказательством вины Тириона (и вообще Ланнистеров) в нападении на Брана и приводит к суду поединком и знакомству Тириона с Бронном.
Теперь злополучный кинжал снова в руках Бейлиша, который с неясными целями дарит его самому Брану (который отдает нож Арье). Впрочем, все довольно-таки ясно: судя по тому, как внимательно Санса, Арья и Бран рассматривают кинжал (и недоверчиво — Мизинца), нас подводят к мысли, что убийство Брана заказал сам Бейлиш, и что он должен получить этим самым кинжалом от Арьи Старк в финале сезона.
Последний момент: если помните, в последний раз мы видели этот кинжал в 4 эпизоде 1 сезона, после того, как Бейлиш предал Неда Старка (о чем все остальные Старки до сих пор не знают). После ареста Неда Мизинец забрал кинжал себе. То есть поводом для убийства может стать как покушение на Брана, так и предательство Неда (о чем сестрам легко может рассказать тот же всевидящий Бран), или и то, и другое сразу. В любом случае, с каждой серией шансы у Петира все хуже.
Дэни + Джон = обсидиан
Как известно, если Джон Сноу идет с девушкой смотреть пещеры, это может кончиться только сексом (в том числе оральным). В 4 эпизоде для Дейенерис и Джона «осмотр пещер» — это пока что не эвфемизм, но уже понятно, что сценаристы решили скрестить первую серию Star Wars с фильмом Old Boy и устроить ничего не подозревающему Джону любовную линию с единокровной родственницей. Хотя для Таргариенов это не обязательно, как говорится, a deal breaker.
Встреча Теона и Джона Сноу
Кончилась ничем.
5 эпизод 7 сезона: Eastwatch
Казнь Тарли
Повод для фэнбоев попереживать насчет перехода Дейенерис на Темную сторону. На самом деле — рабочий момент в суровом мире «ПЛиО». Туда им и дорога.
Отряд самоубийц
За 6 сезонов в «Игре престолов» поднакопилось персонажей, дублирующих других, более известных героев, или просто оставшихся без сюжетных линий (потому что Мартин не написал, а сценаристы не смогли или не успели придумать).
К числу первых относятся Сандор Клиган, Берик Дондаррион и Торос, к числу вторых — Джендри Баратеон, Тормунд и Джорах Мормонт. Если находить их и подключать к активно развивающимся сюжетам (или убивать по одному), на это пришлось бы потратить очень много экранного времени (сколько тянулась линия с Джорахом в Цитадели?), которое в сокращенных 7 и 8 сезонах «Игры престолов» — на вес золота.
Сценаристы нашли изящное и остроумное решение проблеме перенаселенности сериала: взяли всех этих болтающихся без дела персонажей и отправили их за Стену, брать языка… точнее, Ходока в качестве доказательства существования ходячих мертвецов в Вестеросе. Идея отличная по двум причинам:
- на всю эту ораву теперь нужно всего одна сюжетная линия, которую можно завершить за пару эпизодов их всех можно убить в процессе
Но, хотя сериал ничего бы не потерял от гибели всех спутников Джона Сноу в экспедиции, в фильмах вроде «Семи самураев», «Великолепной семерки» и «Грязной дюжины» помимо главного героя принято оставлять в живых еще одного-двух персонажей (обычно самого молодого и самого живучего). Так что я дам прогноз по каждому из спутников Сноу на следующие серии:
- Джендри — вернется, как самый молодой участник группы и последний представитель рода Баратеонов (сценаристы «Игры престолов» не любят полностью прекращать династии) Джорах Мормонт — умрет, еще одной сцены встречи и расставания с Дейенерис мы с вами просто не перенесем. Дэни улыбнулась Сэру Френдзоне в последний раз Тормунд — умрет, уж очень он сомневался перед тем, как вернуться за Стену, в такого рода фильмах-миссиях сомнения перед выходом ни к чему хорошему не приводят Сандор Клиган — вернется, защищенный сюжетной броней, ему еще надо убить брата Григора и искупить грехи для завершения своей арки персонажа Берик Дондаррион — умрет, прикрывая отход группы огненным мечом Торос из Мира — может выжить, как полюбившийся зрителям комедийный персонаж, хотя с драматургической точки зрения герой исчерпал себя еще в 3 сезоне
Что же касается самого похода за Белым ходоком (или, возможно, вихтом)… как известно, в «Игре престолов» персонажи получают что угодно, но только не то, зачем отправились в далекий путь (чаще всего это нож в спину вместо короны или иного приятного бонуса). Скорее всего, попытка захвата вихта будет неудачная, за беднягами погонится вся армия Короля ночи, большинство героев поляжет, а оставшихся спасет Дейенерис на драконе.
Вестерос в 7 сезоне ужался до таких размером, что ничто не мешает Дэни махнуть за Стену и посмотреть на мертвецов самостоятельно. А Серсея уж как-нибудь обойдется.
Две королевы-2
То, что Ланнистеры ничего не могут противопоставить Дейенерис, было понятно еще с конца предыдущего сезона, но авторы сериала сумели четыре серии прятать их войска и замки от драконов. После первой же атаки с воздуха и Джейме, и Серсея начали добиваться мира (разными способами и с разными целями), и вы помните, что в сериале был такой персонаж, как Эурон Грейджой? Я тоже не понимаю, зачем он был нужен раньше и зачем может понадобиться в следующих сериях.
Понятно, что рано или поздно Серсея получит свое огромное войско наемников (в сценарии 4 эпизода говорится, что нападение на конвой произошло у самой Королевской гавани, и драконы растопили только ЧАСТЬ золота). Также понятно, что или она, или Эурон, как единственные оставшиеся в сериале традиционно-злые (chaotic evil в классификации D&D) персонажи, используют эту армию, чтобы нанести предательский удар в спину нашим нейтрально-положительным героям, потерявшим всех драконов в битве с Королем ночи (или вроде того). Очевидно, что или Эурон убьет Серсею, или Серсея — Эурона, прежде чем пасть жертвой Дейенерис и Джона.
И Джейме, и Серсея теперь в курсе, кто отравил Джоффри, и знают, что Тирион тут ни при чем, но это вряд ли на что-то повлияет: Тирион, как и Давос, настолько нейтральный персонаж, что его выживание в сериале и так было гарантировано.
Мизинец строит козни
Определенное количество минут 5 серии совершенно напрасно пожрала разыгрывающаяся в Вестеросе душераздирающая драма… точнее, детский спектакль «Петир Бейлиш и две сестры».
Сначала — надуманная сцена спора между Сансой и Арьей, потом — не менее надуманная сцена с компрометирующим письмом Сансы из первого сезона, который Мизинец сам себе подложил, чтобы его нашла Арья… Проблема в том, что после того, как мы видели, как Болтоны, Ланнистеры и Фреи ведут себя в семейном кругу, нам очень трудно вместе со сценаристами делать вид, что в отношениях чудом воссоединившихся Старков что-то может пойти не так.
Понятно, что Арья видит Мизинца насквозь и использует это письмо (как и кинжал из валирийской стали) в качестве доказательств его вины в гибели Неда Старка (и, возможно, покушения на Брана). Санса вынесет приговор — первый в качестве хозяйки Винтерфелла, и те самым займет место отца, с которым мы познакомились во время казни преступника. Арья — приведет в исполнение.
Жить Бейлишу осталось 2 серии.
Финал саги о Сэме Поттере
Захватывающая линия «Сэмвелл Тарли и ночные горшки» наконец-то завершилась — путь Сэма и Джилли лежит в Винтерфелл. Между делом сценаристы зачем-то взяли и сделали Джона Сноу легитимным Таргариеном — подробно мы об этом рассказывали в разборе пасхалок из 5 серии. Будет очень смешно, если Сэмвелл так никогда не вспомнит о находке Джилли, и этот странный эпизод («ах, я совершенно случайно наткнулась в летописи на самый важный факт в истории Вестероса!») окажется всего лишь пасхалкой, небольшим фрагментов тривии для самых въедливых (или читающих Reddit) фанатов сериала.
6 эпизод 7 сезона: Beyond the Wall
Охота на Ходока
Собрав в одну группу самых «расходных» героев «Игры престолов», сценаристы не нашли в себе силы пожертвовать никем, кроме отыгравшего свое еще во 2 сезоне Тороса. Сандор жив. Джендри жив. Джорах жив. Тормунд — и тот жив. В самом конце серии собой героически пожертвовал местный бог из машины — Бенджен Старк, в очередной раз спасший одного из главных героев от верной гибели… но в этот раз — ценой собственной зомби-жизни.
Но главная жертва в серии оказалась не человеческой — от копья Короля Ночи пал Визерион, один из драконов Дейенерис. Стоило ли это все того, чтобы показать Серсея даже не Белого ходока, а рядового вихта-упыря? Чувствую, что в следующей серии его будет очень старательно препарировать Киберн (который и сам умеет создавать зомби подручными средствами).
Даже если вы не читали спойлеров к следующему сезону, понятно, какую роль готовят Визериону — Королю Ночи надо на чем-то перемещаться. Как это не иронично, без зомби-дракона война живых и мертвых могла очень быстро кончиться в пользу живых. По новым правилам после убийства Ходока погибают все зомби, им созданные. А поскольку Король Ночи создал вообще всех зомби, для окончания войны достаточно одного умело брошенного обсидианового дротика.
Решение замкнуть всю армию мертвых на одного персонажа кажется очень дешевым… но не удивлюсь, если что-то подобное предложит в следующей книгах сам Джордж Р. Р. Мартин. В книгах «ПЛиО» Король Ночи упоминается лишь вскользь, как один из Командующих Ночного Дозора, который влюбился в женщину-Ходока и вместе с ней начал строить империю зомби.
Мартин упоминает, что все это прекратилось, когда Короля зарубил один из Старков. Поскольку о войне с армией зомби в книге ничего не говорится, вполне возможно, что в романах Мартина Ходоки и вихты работают по этой же механике: убил лидера — убил всех. Просто сам Мартин еще не успел об этом нам рассказать.
Две сестры-3
Сцена, в которой Санса находит лица Арьи, а та пугает сестру, получилась очень милой… но сколько можно искусственно и вымученно нагнетать драму между Старками? Понятно, что Арья не пырнет Сансу ножом. Понятно, что Санса, несмотря на свои комплексы, образумится — даже без Бриенны. Понятно, что готовящего очередной переворот Мизинца выведут на чистую воду.
Наверное, запоздалыми разборками сценаристы компенсируют ту легкость, с которой Старки из-за нехватки экранного времени воссоединились в начале сезона… но, повторюсь, после Болтонов и Фреев невозможно поверить, что Санса и Арья способны причинить вред кому-то, кроме общего внешнего врага.
На мой взгляд, Арья видит Мизинца насквозь и специально задирает сестру, чтобы вывести Петира Бейлиша на чистую воду.
Дейенерис и Джон
Постельная сцена откладывается на финальный эпизод сезона… но все остальное между Джоном и «Дэни» (очень смешно, что Джон вдруг вздумал так называть свою королеву) уже произошло. Дейенерис с удручающей регулярностью напоминает нам, что не может иметь детей после случая с наследником Дрого в первом сезоне. Тирион переживает, кто сядет на Железный трон в случае смерти Дейенерис… В общем, очевидно, к чему клонят сценаристы: тут нужно вмешательство другого Таргариена, и ребенок у Дейенерис будет от Джона Сноу.
Еще смешно, что Дэни ничего не заподозрила об их родственной связи после того, как Джон сумел погладить Дрогона и так искренне переживал за убитого Визериона… в конце-то концов, единственное, что она точно знает про Джона — это то, что он бастард, и его родителям могут оказаться кто угодно.
Все едут в Королевскую гавань
Серсея в серии не появляется, но рассылает приглашения: на мирные переговоры в Королевскую гавань едут Бриенна и, скорее всего, Давос с Дэни, Тирионом и Джоном Сноу.
Встреча Ланнистеров после долгой разлуки обещает быть… интересной, равно как и встреча Ланнистеров со Сноу и Ланнистеров с Таргариен. Но Дикий огонь Серсея израсходовала в предыдущем сезоне, а без этого наших положительных героев (и их двух уцелевших драконов) в Гавани вряд ли будет ждать что-то страшнее кривляющегося Эурона Грейджоя.
Хотя последняя серия сезона ожидается самая длинная в истории «Игры престолов» (81 минута), и ее вряд ли займут одни переговоры.
7 эпизод 7 сезона: The Dragon and the Wolf
Дэвид Бениофф и Дэн Уэйсс — одни из лучших сценаристов США, они умеют очень хорошо и быстро рассказывать истории: яркие сцены, грамотные переходы, блестящие диалоги… но это ВСЕ, что они умеют. Без помощи Джорджа Р. Р. Мартина у сценаристов получается всего лишь качественное телевидение. А ведь в лучших моментах книжный цикл «Песня льда и огня» и сериал «Игра престолов» по его мотивам — это нечто гораздо большее, чем просто хорошая книга или хороший телесериал.
Казнь Эддарда Старка, Красная свадьба, Сцена с дверью (еще не изданная Мартином, но пересказанная писателем сценаристам сериала) — это моменты, которые полностью меняют представлении о нарративном искусстве в целом, о том, как можно строить сюжет и работать с героями в художественных произведениях. Если вы читали спойлеры ко 2 серии 8 сезона, то знаете, что вас там ждет еще одна совершенно потрясающая штука, которая произойдет с одним из героев (тоже абсолютно точно подсказанная Мартином).
7 сезон делался с минимальной помощью Мартина: он явно подсказал сцену со смертью и воскрешением Визериона, разом меняющую всю расстановку сил на поле боя сериала. Но смерть дракона — это все-таки не смерть любимого героя, она не имеет столь трансформационного воздействия, как смерти Неда, Робба и Ходора.
Последний эпизод сезона, на который указывали красные стрелки всех сюжетных линий, но в котором ничего особенного не произошло, это только подчеркнул. Создатели сериала зафейлили практически все ключевые моменты финала… при этом умудрившись создать благоприятное впечатление от его просмотра!
Переговоры
Без подсказок Мартина сценаристы способны только докручивать сюжетные линии (самым очевидным способом) и сводить вместе его персонажей (тоже самыми очевидными телевизионными методами). Они именно что… встречаются. А потом расходятся. А потом строят планы предательства, на которое в сокращенном сезоне не хватит экранного времени.
Из-за перегруженности каждого эпизода образ Эурона Грейджоя получился особенно восхитительно-идиотским — он появляется, убивает каких-то ничего не значащих четверостепенных персонажей, встает в позу перед первостепенными… после чего трусливо убегает к себе на Острова, испугавшись армии вихтов! Серсея вынуждена жертвовать своим ценным экранным временем, чтобы задним числом обелить Эурону репутацию.
Оказывается, он не просто сбежал, а поплыл в Эссос за наемниками, и это все — часть их с Серсеей коварного плана! Мне до сих пор непонятно, на что надеется Серсея с 20 тысячами посредственных рубак из Эссоса перед лицом армии мертвых. Или армии Безупречных. Или армии дотракийцев. Или объединенных армий Севера.
Остается надеяться, что Ходоки почти всех убьют, а потом кто-то из последних убьет Короля Ночи, Ходоки осыплются, и Серсея с ребенком будут долго и счастливо править Вестеросом. Но не может же она на это рассчитывать, не зная главного правила борьбы с Ходоками (которое, кстати, Джон Сноу почему-то забыл упомянуть в свой краткой инструкции про борьбе с зомби).
Дуэль Клиганов, которой так ждали поклонники сериала на основе фото встречи в Драконьей яме, не состоялась. Дуэль однорукого Джейме и зомби-Горы тоже не произошла. Тут Серсее достаточно было поднять бровь, чтобы началась драка на мечах, но королева Вестероса поняла, что экранного времени все равно не хватит, и отпустила брата.
Личные конфликты в «Игре престолов» давно перестали чем-то заканчиваться: мы, конечно, разберемся, но сначала нам нужно вместе справиться с армией мертвых! В единственной боевой сцене серии участвует… ТЕОН!?
Герои, семьи и армии расходятся невредимыми. Поскольку в финале Серсея объясняет Джейме, что не собирается посылать армию на Север, вся 40-минутная сцена переговоров ни к чему не привела: это перезагрузка, обнуление, возврат к исходному состоянию. С таким же успехом мы могли смотреть серию «Симпсонов».
Но у «Симпсонов» хватает поклонников, и я сам признаюсь, что мне не хочется расставаться с полюбившимися героями «Игры». То, что все герои уцелели, хотя действовали в рамках моделей своего поведения, доставляет удовольствие в краткосрочном плане: смотрите, Джон Сноу не только крутой, его за это еще и не убили, как приемного папу!
Но после просмотра очередной беззубой серии мне очень не хватает тех времен, когда любой из героев «Игры» мог получить ножом в лицо за одно неосторожное слово, даже если дело происходило не в книгах и не в самом сериале, а в квесте Telltale. Эта эпоха ушла безвозвратно вместе с Рамси Болтоном.
Суд Старков
Из-за нехватки эпизодов вся линия Арьи, Сансы и Мизинца весь сезон существовала не периферии сериала и подавалась 10-минутными бонусами к основному действию (из-за чего экранное время большинства эпизодов приближалось к полнометражному фильму).
Из линии Винтерфелла в 7 сезоне получилась очень неплохая школьная пьеса «Две сестры», которую можно смело ставить в любом учебном заведении. Тут и семейная любовь, преодолевающая любые невзгоды и общую подозрительность, и трогательные сцены конфликта между двумя девочками, внезапно оказавшимися во взрослой жизни, но сохранившими общую динамику детских отношений, и ужасно переигрывающий, давно превратившийся в обидную карикатуру на себя Петир Бейлиш, который в приступах злодейства разве что усы на палец не накручивает.
Но видеть все это на HBO, а не на детском утреннике, довольно странно.
В этом сериале мы видели, на что похожа настоящая кровная вражда между членами одной семьи. И теперь сценаристы хотят, чтобы мы переживали за максимально надуманную и психологически недостоверную версию подобного сюжета, построенном на любимом приеме «телевидения для идиотов»: Арья не говорит Сансе, где взяла «компрометирующее» ее письмо… Почему не говорит? Потому что иначе не было бы всей сюжетной линии! Это конфликт ради конфликта, драма ради драмы.
Финал у всей этой детской мелодрамы оказался неожиданно достойный: Бейлиш, ползающий на коленях и до последнего вздоха объясняющийся в любви к Сансе, Арья, небрежно-лениво приводящая приговор в исполнение, Санса, хладнокровно зачитывающая список преступлений Мизинца…
В этой сцене все три героя вдруг стали настоящими, какими они были в первых 3-4 сезонах сериала. Поскольку запоминается всегда последняя сцена, вся линия Винтерфелла в сезоне теперь кажется лучше, чем она была на самом деле.
R + L = J2
Потрясающее видение Брана из финала шестого сезона в финале сезона повторили еще раз, с другого сюжетного ракурса — для тех, кто не понял или не поверил. Вот только откровение «Джон Старк — на самом деле ЗАКОННОРОЖДЕННЫЙ Таргариен!» далеко не так впечатляет, как «Джон Старк — на самом деле Таргариен!!!»
Какая разница, имеет ли Джон Сноу право легально претендовать на Железный трон, раз на нем вообще восседает Ланнистер? Что в этом такого шокирующего или интересного? Будет ли Джону Сноу жарко или холодно от того, что ему скажут, что он _на самом деле _всю жизнь вовсе не был бастардом?
Единственная функция этого уродливого сюжетного нагромождения на великой тайне происхождения Джона — сделать его постельную сцену с Дейенерис чистой воды узаконенным инцестом в духе расцвета Таргариенов. Я затрудняюсь сказать, какую цель тут преследуют сценаристы. Понятно, что в 8 сезоне Джону постфактум объяснят, в чем он участвовал, как главному герою фильма Oldboy. Также возможно, что Джон (как и О Дэ Су в «Олдбое») предпочтет унести эту тайну с собой в могилу, чтобы не тревожить Дэни и ее ребенка. Поскольку весь конфликт в «Игре престолов» начался с того, что зачатого от инцеста ребенка выдали за законного наследника престола, это будет достойное завершение сериала.
Но все вышесказанное касается людей, а не Таргариенов, которые веками не видели в кровосмешении ничего плохого и, напротив, всячески укрепляли «драконью кровь».
Упадок и разрушение Стены
На последних секундах 7 серии произошло событие, поменявшее лицо всего Вестероса: зомби-Визерион обрушил Стену.
Хотя к сцене есть некоторые чисто технические претензии (то есть ледяной зомби-дракон рушит ледяную Стену ледяным пламенем?), ничего подобного в показанной нам на экране (и описанной в книгах Мартина) истории не происходило. О подобном мы слышали только в легендах и мифах. Впервые за 8000 лет таинственная карта Вестероса меняется у нас на глазах, и от этого захватывает дух.
Это единственная действительно первоклассная и безупречная сцена финала 7 сезона. Она занимает считанные секунды, но очень грамотно стоит в самом конце — чтобы потрясающая музыка Джавади унесла нас в абсолютный мрак финальных титров…
Поскольку финальная сцена всегда производит самое сильное эмоциональное воздействие, этого жалкого огрызка хватает, чтобы серия, сезон и весь сериал воспринимались гораздо лучше, чем они того заслуживают.
7 сезон «Игры престолов»:
- Рецензии на каждую серию 7 сезона «Игры престолов» Все спойлеры 7 сезона «Игры престолов» Все смерти 7 сезона «Игры престолов» Все постельные сцены 7 сезона «Игры престолов» Рецензия на седьмой сезон «Игры престолов» Подробный анализ всех cерий 7 сезона «Игры престолов»
Еще об «Игре престолов»
- Кто такой Джордж Р. Р. Мартин? Самые безумные фанфики по «Игре престолов» Чем круты другие книги Джорджа Мартина во вселенной «Игры престолов» Мифы «Игры престолов»: кто такие Белые ходоки, Дети Леса, Азор Ахай? 5 комиксов, похожих на «Игру престолов» Лучшие шутки и мемы по 7 сезону «Игры престолов» Чего ждать от 8 сезона «Игры престолов»?
Источник