Почему я полюбил SOMA

SOMA стоит уделить внимание — она этого заслуживает. Спойлеров нет.

Не так давно, на первых днях самоизоляции, я прикоснулся к давно «оставленному на потом проекту» от студии Frictional Games. И имя этому проекту — SOMA. Говоря мягко и уж совсем поверхностно — она меня зацепила.

До слёз зацепила.

Я откладывал её постоянно, хоть и был наслышан, что игра достойна внимания. Скачивал и удалял раз за разом, потому что не мог пройти дальше первого врага, боялся атмосферы и начинал оправдывать свои действия словами «ну, это всё равно обыкновенный ничем непримечательный хоррор». Но в один момент я сел за игру и тут же прошёл её, осознав, что до этого дня никогда так не ошибался.

SOMA — тот осколок нашей культуры, то драгоценное произведение искусства, с которым должен познакомиться каждый.

Игра этого заслуживает.

Введение, трейлер и мои скриншоты

SOMA — игра, находившаяся в разработке долгие пять лет студией Frictional Games, известной по Penumbra и Amnesia. Анонс игры состоялся 11 сентября 2013 года, а выпущена она 22 сентября 2015 года.

Скриншоты:

Трейлер SOMA с E3 2015

Что такое SOMA

SOMA — игра не о скримерах и концепции «привет, я монстр, бойся меня!». SOMA затрагивает нечто большее, чем эмоции, большее, чем сентиментальность и чуствительность игрока, нечто необъятное и глубокое.

Она захватывает разум игрока и погружает его на дно самого себя. SOMA через упор на психологический и философский аспекты буквально во всех своих деталях демонстрирует нам настоящий ужас разума. Истинный ужас. Страх не где-то в стороне или за углом, не от монстров вокруг — страх в твоей голове, в твоём разуме. Страх от того, что рисует твой разум, твоё сознание.

А разум субъективен.

Субъективен во всём: от банального «что такое хорошо, что такое плохо» до тревожных вопросов «что я такое?». Ощущение самой жизни в игре ставится под вопрос. Вы можете доказать человеку со стороны то, что вы — это вы? Что всё, что с вами связано — ваше, что мысли, так уютно, и вроде даже родные, расположившиеся у вас в голове — истинно ваши? «Я — это Я? Что конкретно меня определяет и чем я могу доказать другим, что я подлинный, прямо здесь и прямо сейчас?»

SOMA — игра о смерти без смерти. Смерть в игре совершенно ни на что не влияет. Она оказывает иной уровень дискомфорта.

Наш мозг предрасположен к чудесам, отчего мы постоянно и спрашиваем себя о чём-то, задаёмся вопросами разных сортов. SOMA не предлагает новые и необычные концепции мышления или что—то подобное. Вместо этого игрока ставят в тяжёлые ситуации, в которых он самовольно задаётся вопросами. И мучение поисков ответов на эти вопросы — то, с чем играются Frictional Games, то, что является неотчуждаемой частью повествования.

Игрок самовольно, лично, искренне отвечает на вопросы, которые ему задаёт игра. И этими ответами игра пользуется. Сама Frictional Games эти ответы не даёт. Их попросту нет. Наш мозг предрасположен к чудесам.

SOMA принуждает меня, как игрока, погрузиться в состояние, при котором я постоянно буду задаваться вопросами. Игра принуждает меня самовольно размышлять над ответами, которые я даю на её вопросы. SOMA конкретна, реальна и ясна, и она не подбрасывает мне туманные образы, играясь с моей головой. Она — часть моей головы, а в голове моей — пища для размышлений.

Игра играет с тобой, играет с вопросами, которые она задаёт, играет с твоими мыслями. Самовнушение создаётся для того, чтобы не видить правду. Ту правду, которую мне и главному герою повествуют во всех мельчайших деталях, во всей натуре игры, во всех её словах.

Всё это задаёт тон интересной, проработанной и под конец интригующей истории со своим жутким финалом. Этим пронизана вся игра, от начала до конца, от нитки до нитки, и именно поэтому игра — искромётный шедевр, и именно поэтому игра позволила мне заплакать от концовки. Я осознаю и принимаю, что всё в игре к этому вело, всё в игре из раза в раз мне это повторяло, вовсе не пытаясь вбить это мне в голову, а лишь пытаясь сделать так, чтобы я не забыл это и понимал всё до самого конца. И именно поэтому, в момент всего этого осознания, всего этого принятия того, что всё логично, что неправых нет — выплёскиваются эмоции. И именно поэтому я сидел со слезами на глазах, наблюдая за медленными, яркими, грубыми, но правдивыми субтитрами. И именно поэтому я стал аплодировать.

И именно поэтому я прошу вас уделить ей ваше внимание. Цель — это космос, кем вы её достигните?

Спасибо!

Бонус для уже ознакомившихся с игрой:

Тем, кто игру не прошёл, слушать не стоит.

 

Источник

Читайте также