Почему воин становится дезертиром (военная психология). На примере Крейна из Dying Light

Если прошлый блог был о психологическом становлении воина, его встраивании в армейскую структуру и цементирование социального статуса как ветерана боевых действий, то нынешний о том, как солдат может стать дезертиром.

Почему воин становится дезертиром (военная психология). На примере Крейна из Dying Light

Не смотря на негативизм этого слова, я попрошу Вас откинуть все предрассудки и ярлыки, связанные с этим понятием. Ведь путь человека – сложная штука, включающая множество аспектов бытия.

Видео-версия

Порой, вспоминая свои служебные расследования по данным фактам, читая мемуары воинов прошлого и глядя документальные фильмы, осознаю – реальность лучший сценарист. Но все же опираться в рассказе на что-то необходимо. И так, как мы с вами фанаты именно интерактивного искусства, я вполне быстро нашел подходящий пример.

Заваривайте чай или кофе. Здесь и сейчас я расскажу о самых ярких и системных конструктах, приводящих к дезертирству. Поможет мне в этом крайне неоднозначный персонаж, оказавшийся в странных обстоятельствах зомби-апокалипсиса – Крейн из игры Dying Light.

От поляков из Techland, как в свое время и от CD Project RED с их Ведьмаком, не ожидали ничего шедеврального. Более того, в момент выхода Dying Light многие издания оценили его как средненький проект, хоть и выделяющийся за счет нескольких интересных решений.

Получилось так из-за предыдущего проекта этой студии — Dead Island. Довольно стандартный экшен/выживачь в мире зарождающегося зомби апокалипсиса. В те годы их выходило довольно таки много и большинство из них были отвратного качества, да еще и в раннем доступе.

Именно таким же ожидали и этот тайтл. Поэтому издания слегка обосрались выкладывая обзоры с первичной оценкой игры. Проект же обрел всенародную любовь. И он того заслужил. Никакого раннего доступа, технически все было хорошо. Отличная графика, отсутствие багов, вылизанный геймплей, небанальный сюжет (естественно, если не брать в расчет киноленты). Но самое важное – играть было и остаётся интересно даже сейчас. И выделить какую-то отдельную фишку, ставшую определяющей успеха – нельзя. Заслуга разработчиков именно в том, что игра была самобытна и целостна. Убери из нее что угодно, даже кооператив, и все бы рухнуло.

Мое первое прохождение, кстати, у меня было с двумя друзьями, еще до появления кучи дополнений к игре. Хотя в этот раз я проходил один, чтобы понять, стоит ли рекомендовать её Вам, как синглплеер. И таки да, стоит, но обо всем по порядку.

Про повествование.

Есть небольшой город Харан на Ближнем Востоке. Внезапно он выигрывает возможность проведения футбольного чемпионата на своей территории. Толпы болельщиков со всего мира стекаются туда ради зрелища. Во время всего этого происходит вспышка неизвестного заболевания.

Первично вирус блокируют в зоне ноль и стараются его подавить. Выезжает гуманитарная миссия. Даже находят временный медикаментозный блокатор симптомов заболевания – антизин. Но вирус агрессивен, вирулентен, а также спонтанно мутирует, что просто ограничивает возможность выведение вакцины. Ну и самое худшее – он не останавливается после смерти носителя, превращая его в…ЗОМБИ! Неожиданно, прям сам офигеваю от кливхенгера!

А если серьезно, на этом банальность нарратива заканчивается. Всю территорию отделяют от мира. Не зараженных людей из стран первого мира эвакуируют после проверки. А местных – кидают вариться в этой каше практически на произвол судьбы. Мосты, ведущие во внешний мир – подрывают. Любого пытающегося уйти по воде – расстреливают с приличной дистанции.

Естественно, за этой ситуации следит весь мир, оттого все же коренным жителям помогают для галочки регулярным сбросом гуманитарной помощи с антизином и припасами, а всю операцию подминает под себя организация Всемирная Гуманитарная Миссия, сокращенно ВГМ.

Конечно, как и в странах Африки, во время гуманитарной катастрофы формируются бандформирования.

Одно из таких бандформирований доминирует над другими и перехватывает большинство грузов, тем самым привлекая все больше людей к себе. Это фракция Раиса, бывшего местного политика, садиста, параноика и человека с кучей комплексов на почве желания власти.

ВГМ становится известно, что из двух крупных оставшихся группировок у одной находится некий файл с информацией о истории мутаций вируса и почти готовой формулой вакцины. Отправка туда большого отряда военных вызовет скорее провал, чем успех, поэтому туда для проверки направляют оперативника Кайла Крейна. О его прошлом известно мало, кроме того, что подготовка оперативника свидетельствует о длительном опыте подобной работы ранее.

При отправке очередного груза гуманитарки, который сбрасывают с самолета, оттуда же совершает прыжок и Крейн. Однако, из-за плотной застройки места посадки, он запутывается в стропах парашюта при приземлении, чем привлекает внимание людей Раиса. В результате короткой стычки выстрел из огнестрела провоцирует толпу зомби. Кайла кусают. Он заражен, а значит теперь у него есть и личная причина найти чертов файл…

Что такое самоволка? Базис.

Что стоит сделать сразу, так это разъяснить путаницу между двумя схожими понятиями – Дезертирство и Самоволка.

Самовольное оставление военной части заключается в отсутствии военнослужащего в расположении части, или на месте службы без разрешения на то командира (начальника) и других законных (чрезвычайных) оснований, оправдывающих это отсутствие. Под территорией воинской части понимается место расположения казарм, палаток, других помещений, где постоянно или временно проживают и проходят службу военнослужащие.

Большинство моих служебных расследований об отсутствии солдат происходило как раз из-за самоволки, а не дезертирства.

Утрировано. При таком оставлении подразделения воин имеет цель вернуться после решения своих дел за пределами армейского расположения. Чаще всего «на воле» человек хочет удовлетворить низменные потребности, которые не может контролировать. Это сексуальные позывы, желания употребить алкоголь, или иные психостимулирующие вещества. Был даже случай, когда в объяснительной записке младший сержант под позывным «Колдун» объяснял свою самоволку – желанием покушать пельменей. Важный нюанс в том, что он не смог внятно рассказать, как в его крови на освидетельствовании оказалось практически 3 промиле алкоголя. Как вы понимаете, с тех пор никто иначе как «пельменем» его не называл.

Следом идет наказание, утверждаемое командиром части. Обычно, это срезание так называемой премии за месяц и небольшая отметка в личное дело. Но самое худшее не это, а репутационные потери. Слышали пословицу «С таким в разведку не пошел бы»? Вот приблизительно так и здесь. Ни одному адекватному командиру не нужен такой боец на боевых позициях. Их оставляют в военных частях, как следствие – отсутствие финансовых надбавок за боевые дни, командировку. Ну и конечно – никакой корочки ветерана боевых действий. Уже рассказывал, что во многих боевых частях отсутствие у тебя такой корки в течении двух-трех лет с момента начала службы – дикий зашквар. Никакого уважения от окружающих не зависимо от звания.

Многие офицеры также считают, что отличие самоволки от дезертирства — это срок отсутствия. Его, в большинстве случаев, определяют в районе 2-3 дней, не смотря на официальные инструкции про 24 часа. Так дают шанс не залететь солдату и не делать кучу макулатуры в военную прокуратуру. Если граничный срок в 48-72 часа исчерпан – идет подача документов в органы военной юстиции и открытия криминального дела.

Я это к чему, Крейн, в данном случае, никаким образом не может быть определен как самовольщик. Даже если предположить, что самоволка – это просто отсутствие на связи с командованием больше 24-48 часов без уважительной причины. Был момент в самом начале повествования, который связан с травмой и отключкой главгероя. И такое, несомненно, возможно в оперативной работе в одиночку, без поддержки.

Его отчеты об оперативной ситуации регулярны. Действия в первой трети игры четко соответствуют инструкциям командования, даже не смотря на то, что их можно интерпретировать как военные преступления.

Как пример, можно взять одну из начальных миссий по внедрению во фракцию Брекена из Башни. Когда Крейн по приказу ВГМ сознательно уничтожает гуманитарный груз с антизином для ускорения связи Башни с Раисом ради получения заветного блокатора.

Тут у вас возникнет закономерный вопрос. Тогда что такое дезертирство и как с ним связан Крейн? Разьясняем.

Что такое дезертирство? Базис.

Дезертирство – самовольное оставление воинской части, или места военной службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу; покидание поля боя.

Не смотря на очень краткое описание понятия, сам конструкт гораздо обширней, так как тянет за собой вопрос – «Почему дезертировал?». И сейчас, на примере протагониста, я постараюсь разобрать самые частые причины такого явления в реальности.

Как я уже упоминал, в первой трети игры Крейн четко выполняет инструкции командования. Однако чем дальше, тем хуже. Мало того, что он заражен, местный ужас, творящийся с мирными гражданами и продолжительный отрыв от внешнего мира — подтачивают его рассудок. Исходя из моей практике работы в медико-социальной реабилитации ветеранов боевых действий, одни из самых сложных пациентов – оперативник, работающий «в поле». Проще говоря, разведка и контрразведка. Часто они настолько вживаются в работу, что в следствии создается дополнительная личность, конфликтующая с основной. Думаю сделать об этом отдельный подкаст для патронов в скором времени.

Если же вам интересна тематика, недавно вышел отличный мини-сериал с Сашей Бароном Коэном – «Шпион». Строго рекомендую к просмотру. Также из более давних тайтлов – сериал «Фауда» (о подразделении оперативников Израиля на территории Палестины и Сектора Газа). Вышло три сезона, каждый из которых достоин просмотра.

Возвращаемся к Dying Light. Благодаря отличной работе сценаристов протагонист показывает целый спектр мотиваторов к дезертирству.

И первое из них – импульсное решение.

Чаще всего такое решение приходит под давление обстоятельств в состоянии аффекта. Впоследствии, давая показания по такому прецеденту, воины попросту не могу объяснить, что именно сподвигло их убежать. Это может быть страх за себя или близких, травмирующее событие мгновенной реакции, как пример – смерть побратима на его глазах, или плотный обстрел артиллерии позиций на которых находится воин. Также это может быть действие вражеской пропаганды. Результат один – мощный гормональный выброс организмом адреналина, как следствие – действие без обдумывания возможных последствий.

Дезертирство по импульсному решению показывает нам одна из дополнительных миссий игры. В школьном здании обосновался бывший политик и оппонент Раиса, в мирной жизни губернатор территории Харана. Он предлагает Кайлу место в вертушке, способной забрать его из города. В этот момент Крейн поддается мгновенному позыву вырваться из ада на земле.

Нужно лишь выполнить три задания. Отомстить бывшему телохранителю политика, не сберегшего его от укуса инфицированного. Найти дефицитную красную краску, чтобы нарисовать визуальную отметку для посадки вертушки. И наконец, последнее – забрать из школьного здания сумку с 25 миллионами долларов сбережений квестодателя.

Для протагониста, пережившего уже кучу дерьма, этот шанс – подарок судьбы. Мало того, что он может вернуться на мирную землю, так еще и треть денег из сумки, обещанных ему бывшим губернатором, даст возможность затариться антизином до конца дней.

Если бы все было так просто. Сумка с деньгами не существует. Крейна запирают в здании, и пока он выбирается сквозь толпу мертвецов, вертолет забирает выживших и улетает восвояси, оставляя Кайла с кукишем.

Второй сильной причиной для дезертирства становиться идеологические противоречия.

В предыдущем блоге о Генри упоминал, что хорошего воина надо воспитывать с молода. Тогда ему в голову можно поместить систему ценностей и принципов своей идеологии. Но бывают исключения, когда либо индивид морально сильнее муштры, либо резко меняется сама идеология, вызывая у воина когнитивный диссонанс. Что приводит к появлению сомнений, трещине во взаимоотношениях воина и структуры, в которой он служит.

Так и здесь. ВГМ буквально своим названием показывает, что это миролюбивая организация с четкими целями спасти людей. При этом своими приказами ВГМ подрывает свою репутацию, ну и сюжетными твистами, где Раис рассказывает про то, что организация лишь хочет создать биологическое оружие на базе исследований вируса. Люди для ВГМ лишь инструменты для получения нужных им данных. Крейн осознает, что не хочет с ними работать, но приходится, так как нет выхода. Оттого с каждым новым контактом по рации, он становится все более раздражительным и негодующим.

Третьей причиной вполне может стать сильная симпатия к противнику или к партизанам местного населения.

Тут играет три фактора – своя пропаганда, вражеская пропаганда и реальные действия обеих сторон конфликта, видимых воину в его узком отрезке боевых действий. Ах да, не забываем про фактор направления боевых действий. В обороне всегда лучше в плане мотивации для солдат, рассказывал об этом в аналогичном разборе Спек Опс Зы Лайн.

Если своя пропаганда недорабатывает, или отсутствует, а вражеская вовсю работает, то имеем больше дезертиров с нашей стороны. Соответственно, если развернуть ситуацию, то будет обратный эффект. Это в глобальном плане. Конечно, играет и роль успешных и провальных военных операций на театре войны, в то же самое время, сильная пропаганда может перевернуть с ног на голову любую информацию, получаемую воином.

Но у нас остается то, что видит солдат своими глазами и слышит ушами. Тут уж ничего не поделаешь. И если своя армия будет совершать множество негуманных, преступных, отвратных действий, то в армии будут оставаться только маргиналы и вынужденные солдаты. Обычно при такой ситуации, командование такой стороны по максимуму делает накачку деньгами, и/или дает вольницу в мародерстве и локальной власти над местным население в виде утоления жажды насилия. Коллективная ответственность сплачает остатки. Тем самым смазываются свои преступления против человечества.

Таким событием для Крейна становится смена руководства ВГМ на армейцев и сообщение, что город к чертям разбомбят в течении 48 часов. Тут он понимает, что руководству не просто начихать на людей. О нет. Ради цели недопущения вируса на большую землю, те готовы угробить как оставшихся цивилов, так и его самого. Проще говоря, совершить локальный акт геноцида, что для Крейна становится последней каплей в его нелегком решении дезертировать.

Наконец четвертая причина, сгубившая множество военных – личные чувства. В особенности, любовь.

Тут проблема возникает еще на понятийном этапе. Многие военные путают любовь и страсть. Происходит это по причине отсутствия личного пространства, по крайней мере, среди рядового состава. Солдат постоянно на виду, общие казармы, открытые туалеты, мрак. Как следствие невозможность банально помастурбировать хотя бы раз в месяц. А я как психолог должен отметить, что сексуальная неудовлетворенность приводит к огромному количеству психоэмоциональных проблем.

Вспоминается случай, как один из воинов соседнего по боевым позициям подразделения, начал заходить к местной жительнице для утех. Не смотря на уверения сослуживцев в опасности таких взаимоотношений, он был глух к увещеваниям. Как итог, на очередном заходе его ждали несколько вооруженных бойцов противника, взявшие его в плен. Дальнейшая судьба данного воина, мне, к сожалению неизвестна. Женщину схватить не удалось, она бежала на вражескую территорию.

Крейн же явно испытывает теплые чувства к Джейд Альдемире, представительнице Башни. Тут и то, что она спасла его жизнь в самом начале, и чувство вины за погибшего брата девушки, которого не уберег протагонист. Ну и, естественно, та самая страсть от отсутствия секса.

А вот пятая причина дезертирства, хоть и очень распространённая, не имеет примера среди поступков Крейна. Зато её показывает второстепенный персонаж игры, выдающий задание сопроводить его до Башни. Причина – корневое нежелание воевать. Вообще. Даже для сохранения своей жизни.

Таких людей, на самом деле, не мало. Имею в виду гражданских с атрофированным чувством самосохранения. Наша цивилизация после эпохи возрождения создала таким людям возможность выживать, не видя войны и боевых действий. Оттого часть населения по всему миру, неспособны к выживанию в агрессивной среде. Особенно, на западе. Тут можно взять, например, Францию, Германию, Бельгию, где многие беженцы из Ближнего Востока просто садятся на головы местным, нагло грабя и избивая их без получения сдачи. Беженцы как раз из стран, где ты не выживешь без сопротивления враждебным факторам среды обитания.

Так вот, конкретно этот персонаж изначально присоединился к банде Раиса для получения антизина и пайки. Но чем больше он там находился, тем более садистской становилась группировка и страшнее было ему. Испытания для рядовых членов группы от съедания глаз людей, до убийства неугодных подручными средствами и ампутации конечностей еще живых людей. Спустя два месяца он сбежал и прячется в одном из заброшенных зданий.

Хоть есть еще немало причин для дезертирства, но в большинстве случаев их с натяжкой возможно, вписать в одну из пяти этих глобальных категорий.

В конечном итоге, Кайл Крейн поступает по своей совести, хоть и в разрез с приказами, полученными им. Хоть и прекрасно понимаю, что гипотетически, делая служебное расследование по нему, я бы рекомендовал полное разжалование и от 5 до 15 лет заключения из-за формальных признаков криминального деяния. Вдобавок как военный, в тех обстоятельствах, которые он пережил, я не могу его осуждать с моральной точки зрения. Часто в оперативной обстановке у таких военных есть лишь узкий коридор решений и действий, отчего судить о них впоследствии крайне тяжело.

 

Источник

Читайте также