Почему в России «все возможные» мелодии от двух смекалистых программистов не совсем легальны

Почему в России «все возможные» мелодии от двух смекалистых программистов не совсем легальны

Авторы проекта опубликовали все мелодии под лицензией Creative Commons Zero, которая предполагает отказ от авторских прав. Как отмечает издание Vice, это самый простой способ сделать что-то «общественным достоянием».

Новость хорошая, из разряда тех, что меняют мир. Но мечта разбилась о действительность – законы Российской Федерации. У нас другое понимание авторского права — его нельзя передавать.

Creative Commons и ее лицензии

Creative Commons – это некоммерческая организация, которая появилась в США в 2001 году. Компания двигает идею, что результаты интеллектуальной деятельности могут использоваться свободно. Эта идея реализована в лицензиях – условиях передачи и использования результатов интеллектуальной деятельности (например, музыкальных произведений), сформулированных на сайте компании. Владельцы произведений передают право использования результатов интеллектуальной деятельности «в общественное достояние» на условиях, которые изложены в лицензиях.

Фактически правообладатели размещают произведения на сайтах с отметкой Creative Commons и ссылкой на тип лицензии. Из типа лицензии следует, что с произведением можно, а что нельзя делать. Например, автор разрешает скачивать свой музыкальный трек, но против, чтобы его использовали в коммерческих целях – то есть ставили в кафе, банках, включали в рекламные ролики и так далее. Существуют лицензии Creative Commons, согласно которым творец отказывается от всех возможных прав на результат интеллектуальной деятельности и от авторства.

Однако в статье 1265 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что автор не может передать авторское право или отказаться от факта того, что он создал это произведение и способен разрешать или не разрешать использовать его под своим именем, псевдонимом или анонимно. При этом статья 1282 Гражданского кодекса Российской Федерации разрешает делать произведение общественным достоянием и позволять использовать его платно или бесплатно, но авторство все равно остается закрепленным за креатором.

Авторы проекта передали музыку в общественное достояние – прекратили свои исключительные права на эти произведения. Из этого следует вывод, что любой человек может свободно использовать эти произведения без чьего-либо согласия или разрешения и выплаты вознаграждения.

Открытая лицензия в России

Аналог лицензий Creative Commons в России – открытая лицензия. О ней говорится в статье 1286.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Лицензионный договор, по которому автор предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование произведения науки, литературы или искусства, может быть заключен в упрощенном порядке (открытая лицензия). Открытая лицензия – это договор присоединения. Все условия открытой лицензии должны быть доступны неопределенному кругу лиц и размещены таким образом, чтобы лицензиат ознакомился с ними перед началом использования соответствующего произведения. В открытой лицензии может содержаться указание на действия, совершение которых будет считаться акцептом ее условий, о чем говорится в статье 438. В этом случае письменная форма договора считается соблюденной. Открытая лицензия может предполагать и не предполагать оплату. Как договоритесь. По такому типу часто работают дизайнеры.

Коллективное управление правами

Пункт 93 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации говорит: если хотите публично проигрывать музыку, у вас должны быть отношения с организацией по коллективному управлению правами такими как Российское авторское общество и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (далее – «ОКУП») или с правообладателем. То есть вы должны получить право на публичное исполнение музыки. При этом на ситуацию никак не влияет: нужна вам музыка как звуковое сопровождение или вы в принципе занимаетесь музыкальной сферой. Наиболее часто это происходит на основании лицензионного договора.

Как известно, в случае с Creative Commons заключения какого-либо договора с владельцем произведения не происходит, что влечет за собой ряд рисков.

В 2013 году Арбитражный суд Москвы в споре по иску Всероссийской организации интеллектуальной собственности проигнорировал ссылку ответчика на лицензию Creative Commons: «Также суд отклоняет доводы ответчика о том, что в помещении Ресторана исполняются записи музыкальных произведений (фонограммы), распространяемые на условиях лицензий Creative Commons либо фонограммы, перешедшие в общественное достояние. Основанием исковых требований ВОИС является нарушение Ответчиком исключительных смежных прав исполнителей и изготовителей фонограмм. Предметом доказывания по настоящему делу не является выполнение или невыполнение Ответчиком норм действующего законодательства в сфере авторского права. Более того, данный вопрос не относится к компетенции ВОИС, занимающейся защитой смежных прав исполнителей и изготовителей фонограмм. Суд отмечает, что в отличие от норм авторского права (глава 70 ГК РФ), нормы (смежного права (глава 71 ГК РФ) допускают публичное исполнение записей музыкальных произведений (фонограмм) без разрешения обладателя исключительного прав на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения (ч. 1 ст. 1326 ГК РФ)».

Резюме

1. Риски использования (публичного исполнения) музыки с пометками Creative Commons в целом связаны с тем, что неясно, кто считается ее правообладателем и являлся ли им тот, кто ее опубликовал. Любой человек может отметить любой трек, программу или видео меткой одной из лицензий Creative Commons, передать его в общественное достояние и этим нарушить права реальных авторов и владельцев. Использование вами такого трека (например, публичное исполнение) повлечет за собой риски, так как оно не будет легальным.

2. В случае с использованием треков смекалистых программистов остается открытым вопрос, связанный с тем, как быть, если в числе сгенерированных ими мелодий окажутся такие мелодии или части мелодий, у которых есть конкретные правообладатели, которые захотят получить вознаграждение за использование принадлежащей им музыки.

3. В России нет сложившейся судебной практики по публичному исполнению музыки с пометками Creative Commons.

 

Источник

Читайте также