Почему новый сезон «Доктора Кто» лучше трёх предыдущих

Сценаристом снова стал Рассел Т. Дейвис. Поэтому многие эпизоды креативные, напряжённые и с интересными диалогами. Впрочем, у большинства из них есть серьёзная проблема.

Перезапуск сериала «Доктор Кто» 2024 года в очередной раз разделил «хувианов» (так называют фанатов франшизы) на два лагеря. Первые возлагали на него очень большие надежды: сценаристами вновь стали Рассел Т. Дейвис и Стивен Моффат, работавшие над сезонами с Экклстоном, Теннантом, Смитом и Капальди. Да и трейлеры выглядели достаточно стильно.

Вторые в очередной раз похоронили франшизу. Новый сезон выходит на Disney+, где концентрация хороших сериалов ниже средней по палате; у Доктора нет запоминающегося образа; звуковая отвёртка больше похожа на пудреницу; а «умные перчатки» и прочие странные устройства странные скорее в плохом смысле, чем в хорошем.

И старт первого сезона перезапуска подтвердил правоту… вторых. Эпизод с «космическими младенцами» странный в скорее плохом смысле, чем в хорошем. Ему на смену пришёл эпизод, представляющий нового врага – Маэстро. И снова он по-плохому странный, чем по-хорошему.

Но потом…

Две стороны одного сезона «Доктора»

Первый сезон нового перезапуска, он же четырнадцатый сезон предыдущего перезапуска (да, всё сложно), крайне неоднородный. В нём есть очень хорошие эпизоды и эпизоды, которых лучше бы не было вообще.

Это подтверждается даже оценками на IMDb, которые варьируются от 5,2 («господи, помоги развидеть») до 8,3 («смотреть можно и даже нужно»). Для сравнения, оценки предыдущего сезона – от 5,4 до 7,4, а двенадцатого – от 4,2 до 7,5. В общем, даже статистически новый сезон «Доктора Кто» лучше предыдущих!

Но есть разница между этим сезоном и предыдущими. В предыдущих оценки распределены плюс-минус равномерно. В этом же три откровенно проходных серии и пять хороших. И две из трёх проходных серии – в самом начале сезона: первая и вторая.

В этом и кроется важная проблема нового сезона: его нельзя назвать «хорошим» или «плохим», как предыдущие. Он – словно антология в духе «Чёрного зеркала». Поэтому и стоит рассматривать серии скорее по отдельности, чем все вместе.

Пройдёмся по сериям

Пока совершенно непонятно, чем руководствовался Рассел Т. Дейвис, начиная с «Космических младенцев». Откровенно слабая история с креативным, но по-плохому креативным концептом «Представьте себе космический корабль, полностью управляемый грудничками! Но пусть это будут очень умные груднички с разумом тридцатилетних людей!». Звучит кринжово? Выглядит так же.

«Дьявольский аккорд» представляет нового злодея, Маэстро, и переносит в прекрасную атмосферу музыкальной Британии 60-х. «Битлз», «Роллинг Стоунс», «Кинс», «Ху»… Но за пределами этой атмосферы – слабоватый сюжет про то, как музыка всех спасёт, и 5-минутный танцевальный номер в конце эпизода. Странно? Да, и по-плохому странно.

«Бум». Момент, когда наконец-то возвращается Стивен Моффат. Разговорный эпизод, в котором всё действие происходит в одной-единственный локации, а Доктор всё время стоит на одном месте. Помните, как Доктор Капальди остановил войну монологом? Вот примерно то же, только без крутого монолога. И снова: креативный концепт, интересная идея. Но… Об этом «но» – ниже.

«73 ярда». Рассел Т. Дейвис на коне. Тревожный, напряжённый эпизод. В нём нет самого Доктора, зато есть его новая помощница Руби, которую преследует таинственная женщина, стоящая всегда на расстоянии 73 ярда. Но… Об этом «но» – тоже ниже.

«Точка и пузырёк». Рассел Т. Дейвис решил написать эпизод в духе «Чёрного зеркала». Представьте, как Мистер Маки из «Южного парка» произносит своим голосом «Телефоны – это плохо, п’нятненько? Пока вы в них смотрите, вас может сожрать гигантская мокрица». К концу «Точка и пузырёк» превращается в социальную сатиру, а в лоре «Доктора Кто» происходит неожиданный поворот.

«Плут». Довольно средний эпизод, не ужасный, но и не хороший. Сценаристами здесь выступили Кейт Херрон и Бриони Редман, и это видно – тональность и атмосфера немного отличаются от остального сезона. Даже концепт не то чтобы креативный. И вообще эпизод посвящён скорее романтической стороне Доктора. Для любителей драмы.

«Легенда о Руби Сандей» и «Империя смерти». Завершающий двухсерийник, возвращающий одного из самых страшных противников Доктора. Его появление – зловещее, напряжённое, пугающее, в традициях скорее хорроров, чем «Доктора Кто». Однако даже эти завершающие эпизоды пострадали от того же «но», что и несколько предыдущих.

И давайте уже перестанем тянуть кота за хвост.

Главная проблема нового сезона «Доктора Кто»

Знаете анекдот про «а чернила водой размыло»? Если не знаете – почитайте. А если знаете… что ж, половина серий нового сезона – это экранизация этого анекдота.

Рассел Т. Дейвис умеет находить креативные идеи и строить интригующий сюжет. Но ему не хватает то ли времени, то ли таланта, то ли желания… Но сюжеты обрываются совершенно ничем, финал зачастую представляет собой «рояль в кустах» или просто сливается.

Например, в серии «Бум» Доктор несколько раз проговаривает, что нужно остановить войну. «Давай», – дрожит от напряжения зритель, – «произнеси монолог в духе Капальди! Ты можешь!». Но появляется самый настоящий бог из машины и разрешает ситуацию.

Или в серии «73 ярда» вся интрига построена на загадочной женщине. Кто она? Как она появилась? Что она говорит? При чём тут ведьмы? Но в итоге вся серия – это экранизация анекдота «а чернила водой размыло».

Ужасный, смертоносный, самый опасный монстр из «Легенда о Руби Сандей» оказывается побеждён настолько нелепо, что невольно перематываешь назад половину эпизода с мыслью «А что я пропустил?». А все последствия его ужасных действий просто… ну, разрешаются по принципу «минус на минус даёт плюс».

Ну и главная интрига сезона, которая настолько важна, настолько загадочна, что древние боги не могут устоять перед её разгадкой… в общем, это теперь не только «чернила размыло», но и экранизация «Думай и богатей», так что обнимаемся и посылаем аффирмации во вселенную.

Ещё раз: Дэйвис и Моффат умеют нагнать интриги. Сделать так, чтобы все 45 минут зритель сидел как на иголках, ожидая крутой развязки истории. Но в итоге сюжет заканчивается практически ничем.

И, по сути, единственная серия, в которой не слили концовку – это «Космические младенцы». Как мы к этому пришли…

Доктор без Доктора

Иронично, но самые интересные серии нового сезона «Доктора Кто» – это те, в которых Доктор Кто практически не принимает участия. «73 ярда» целиком и полностью посвящена Руби Сандей, Доктор появляется на минуту в начале и на минуту в конце. «Легенда о Руби Сандей» – экспозиция, в которой больше внимания уделяется U.N.I.T. и (снова) Руби Сандей, а не Доктору. Разве что в «Бум» настоящий бенефис Шути Гатвы: здесь он демонстрирует весь актёрский талант.

Сам Доктор лишился какой-то характерной черты. Это проявляется даже в образе: он всё время одет во что-то новое и разное. Время от времени он ноет про своё очень трагичное прошлое, иногда – бегает с отвёрткой наперевес, но чаще присутствует где-то на обочине истории, пока другие персонажи двигают сюжет.

Разрозненность, эмоциональные и стилистические качели – главные синонимы этого сезона «Доктора Кто». Много хороших идей, много интриг, много саспенса – и много разочарования. Но при этом он интереснее и веселее, чем предыдущие, потому что хотя бы не скучный.

А больше интересного – в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

t.meJeteedСамое актуальное и интересное о видеоиграх, культуре и медиа. Купить рекламу: @jeteed_bot Вступить в чат: https://t.me/console_status_chat
 

Источник

Читайте также