Max Payne, символично вышедший в первому году нового тысячелетия, стал новой вехой в игровой индустрии, породив множество подражателей в лице мрачных кинематографичных сюжетных шутеров от третьего лица вроде Punisher или Stranglehold. Людям настолько полюбилась зимняя нью-йоркская атмосфера происходящего, что будущие нуары стали мерять по творению Сэма Лейка. В этом есть некоторая доля иронии, поскольку исходя из творческого подхода лидера Remedy, даже в нашумевшем обильно отсылающем на первый успех Alan Wake 2 сочетается не столько следование канонам жанра, сколько многочисленные оммажи его наиболее известным авторам. Упомянутого Алана Вейка сценарист намеренно заставляет называться в сюжете всеми хоррор-писателями, которые служили вдохновением, а сам Макс не стесняется открыто сравнивать себя с легендарным Хамфри Богартом, сыгравшем Сэма Спэйди. Позднее Rockstar поступили немного деликатнее, скрыто поиронизировав над Максом из 3 части через Майкла в GTA 5 и его любовь к нуарам середины прошлого века. Сами Антеро Ярви искренне любит американскую культуру, потому и известен более под американским псевдонимом, который себе взял. Бандиты в его игре намеренно карикатурны, окружение не стесняется создавать персональный миф для главного героя, строя простые постмодернистские аллегории в виде волка Фернира в облике спятившего наркомана и по совместительству мафиозного босса, Одина в лице хитрого одноглазого созвучного Уодена, смешливого предателя Локи aka B.B., да и проклятого наводнившего город валькирина в конце концов. Реальность Макса не дает заскучать, откровенно крутясь вокруг него, перенося с ироничного угла сцены сюжета на страницы комиксов и в сюрреалистичные видения, громко стуча кулаком по четвертой стенке, а во второй части превращаясь из неомифа в мелодраму, над чем снова посмеется внутреигровое телевидение. Артхаусный подход Сэма Лейка был заметен еще в самом начале и еще более полноценно раскрылся во втором алане. На этом фоне не самой большой неожиданностью окажется то, что продолжение серии от Rockstar больше подходит под жанровые критерии нуара, чем ее прародители.
Вышедший как отражение депрессивной действительности кризиса общества, изначальный нуар, непокорное дитя крутого детектива, сочетал в себе циничный, реалистичный взгляд на жизнь, минималистичность и неторопливость. Если Макс Пейн от Remedy является чуть ли не романтическим героем со своей субъективной, крутящейся вокруг него вселенной за пазухой, то герой изначального нуара живет в суровом объективном мире, которому плевать на него. Дилогия Max Payne окажется куда ближе к какой-нибудь постнуарной экранизации обоих Город Грехов, в постмодернистском угаре переходящей в откровенную пародию на себя с комичным головорезами, летальной дозой пафоса и исключительно гротескными лицами на экране. Неонуар стал лебединой песней жанра, тем самым знаком, что серый взгляд на мир приелся публике и она больше не желает вкусить художественной грязи жизни, предпочтя более щадящий психику вид эскапизма. Город Грехов стал для ценителей старого кино чем-то вроде Хижины в лесу для фанатов хорроров, перемешивая все основные сюжетные канвы в одной, пережевывая и надувая из этой жевачки универсальный отвечающий на все вопросы жанра пузырь, который далеко не каждому придется по вкусу.
И вот серия попадает к Rockstar с двумя братьями-циниками во главе. И они решают сделать из артистичного сборника отсылок на нуар уже нуар настоящий. Как обещалось в рекламной кампании, такого сломленного и циничного Макса Пейна мы еще не видели. Сценаристы в процессе явно часами тренировались в выдумывании наиболее декадентских цитат для героя, а также в окунании его в суровые реалии жизни: теперь бывшего эпического героя мифа, чуть ли не соратника Кратоса, как простого парня в фавелах спокойно грабят и кидают в канаву пузатые сутенеры, единичная рана в руку кажется смертельной, а Макс позволяет себе сарказм про изнасилование своей метафорической сестры. Но самое главное — место действия внезапно переехало из зимнего Нью-Йорка в солнечную, но куда более депрессивную Бразилию. Воспитанное первыми двумя частями поколение не соглашалось с возможностью нуара вне Америки, несмотря на то, что нуар за полвека существования успел проехаться с остановками по всему миру, от снежной Норвегии с Харри Холе, до солнечной Испании Висенте Аранде. Сказка про месть трагического героя сменилась у Хаузеров отсылками на реальные криминологические хроники, только теперь молчаливый детектив непосредственно стал небодрым участником бодрого боевика. Конечно, неспешный темп повествования, как у фэнтэзийных, но нуарно-реалистичных Fables и в частности Wolf among us, был принесен в жертву во славу древнего божества шутера от третьего лица, но заметили это поклонники лишь на третьей части, на резком контрасте со своими воспоминаниями, и потому решили, что нуара под солнцем быть не может. Макс больше не походил на поэта, невольника чести, и интрижка сценаристов была воспринята как полноценная измена.
Но самым главным дуализмом выступает концовка. Нуары нередко кончались трагично, ведь в недобром мире добрые финалы тоже нечастый гость. А судя по сюжету Алекса Кейси от Алана Вейка из первой части, у Сэма Лейка, изначально создававшего Макса как борца с байкерами на фоне красот финского игрового движка, был заготовлен классический трагический финал, что роднило его не только с нуаром, но и с известными мелодрамами. Тем временем братья Хаузеры решили поступить хитро, с точностью до наоборот. Оставив третьей части сморщенное постаревшее нуарное тело, они дали ей счастливую хэппиэндовую лысую голову в виде гуляющего по пляжу и поборовшего внутренних демонов Макса. Нуар кончался на редкость счастливо для своего жанра. И это тоже было предательством для ожидавших самого худшего. Не таким, как потеря волос у романтического главного героя, но тоже чувствительным. Новаторство вылилось в продажи, которые не слишком окупили разработку, а уж тем более ожидания инвесторов. Именно поэтому теперь, во время разработки ремейков двух первых частей, становится весьма интересно, какое направление из двух будет выбрано и каким предстанет перед публикой обновленный герой — каноничным флегматичным поэтом-бунтарем Максом, в качестве дани памяти искренне любящему нуар Лейку, или же истинно нуарным саркастичным и знающим эту жизнь даже слишком хорошо Пейном от единственного оставшегося работать в компании Хаузера.