Почему 7 серия 3 сезона «Рика и Морти» — лучшая в массовой культуре

Почему 7 серия 3 сезона «Рика и Морти» — лучшая в массовой культуре

10 сентября вышла 7 серия 3 сезона «Рика и Морти», которая совершенно неожиданно для фанатов представила жизнь Цитадели Риков глазами ее жителей. И этот эпизод настолько впечатлил наших авторов Александра Башкирова и Дениса Варкова, что они решили поделиться своими мыслями, почему это лучшая серия в принципе и почему вам необходимо ее посмотреть.

Осторожно, спойлеры!

Прежде чем мы перейдем к самой серии, важно пояснить несколько моментов для тех читателей, кто по какой-то причине еще не знаком с «Риком и Морти».

В этом мультсериале существует бесконечное количество вселенных. И во многих из них есть Рик и Морти. На протяжении двух с половиной сезонов нам показывали многие миры: от похожих на наш до аналогов средневекового фэнтези, от мира хомяков в задницах до футуристического мира шестеренок.

Так как многие Рики Санчезы так же гениальны, как и главный герой мультсериала, они тоже смогли изобрести портальную пушку, позволившую им перемещаться между вселенными. Обнаружив друг друга, в какой-то момент они создали Цитадель Риков.

Цитадель Риков

Цитадель Риков

Цитадель Риков — это полноценное государство, в котором проживают Рики Санчезы из разных реальностей. Они занимают там все должности — от правящего совета до охраны и разнорабочих.

И при этом каждый из них так же умен, как и главный герой мультсериала.

Практически у каждого Рика есть свой Морти, и в Цитадели есть даже школа по обучению Морти, специальные учреждения, где можно купить себе Морти, если внук случайно погиб во время одного из приключений, а еще есть целый район-гетто — Мортитаун, где живут Морти, брошенные своими Риками и не сумевшие найти себе новых.

Цитадель Риков фигурировала в мультсериале трижды — в 10 серии 1 сезона, в 1 серии 3 сезона и в 7 серии 3 сезона, о которой пойдет речь ниже.

Злой Морти

Злой Морти

Отдельно важно упомянуть одного особенного Морти. В Цитадели Риков живут тысячи Морти, но один из них попал туда в 1 сезоне с желанием изменить все мироустройство. По простой причине — из жажды мести.

Этот Морти (фанаты называют его Злым Морти), согласно самой популярной теории фанатов — первый Морти основного Рика Санчеза в мультсериале.

Если вы помните заставку, то в ней есть эпизод, в котором Рик бросает своего внука и спасается в портале.

Так как все сцены из заставок рано или поздно появлялись в сериях, можно предположить, что это событие тоже имело место быть, и Рик бросил Морти. Это объясняет, почему в 1 серии 1 сезона Рик страдал и желал уничтожить все, чтобы сделать лучший мир для своего внука. Возможно, он чувствовал вину за то, что бросил своего внука умирать.

Тот Морти, с которым Рик путешествует в мультсериале, — его второй Морти, а эта вселенная вполне может быть не родным его миром, а одним из миров, в которых он остался жить после того, как бросил своего внука (Рик так уже делал — вспомните серию с кроненбергами).

Но что если его первый Морти не умер? Осознав, каким человеком был его дед, он решил отомстить и придумал очень сложный план, который не смог предусмотреть не только его Рик, но и вообще любой другой Рик. Сначала этот Морти сделал так, чтобы Совет Риков обвинил его деда в убийстве других Риков, затем он вынудил своего деда вместе с его новым Морти найти настоящего злодея, которым, как они думали, был злой Рик. Но все оказалось сложнее — это был киборг-Рик, которым управлял Злой Морти (правда, о его причастности никто так и не узнал). Когда «злого Рика» победили, то Морти вместе с другими пленниками попал в Цитадель Риков, где постепенно стал готовиться к революции, которую мы и видели в 7 серии 3 сезона.

Чем так хороша новая серия?

Экономия экранного времени Александр Башкиров

Серия с двойным названием The Ricklantis Mixup/Tales from the Citadel идет 22 минуты 10 секунд — но материала там столько, что после эпичного финала кажется, что ты посмотрел двух-с-половиной-часовой фильм.

Секрет тут — в умелом использовании сценаристами сюжетных shorthands, жанровой стенографии.

Развернутый на целый час сюжет успешно заменяется в сознании зрителя началом, серединой и концом истории (без обычного для кино и телевидения наполнителя между этими ключевыми моментами).

В Цитадели нам одновременно рассказывают четыре очень затасканных (чтобы не сказать — классических) сюжета, и в каждом мы подсознательно можем предсказать, как будет развиваться действие и чем оно кончится. Четвертый сюжет тут — бонус, который не столь важен для развития основной истории, но дает авторам «Рика и Морти» повод показать нам больше фирменной футуристической рекламы и аспектов жизни Цитадели.

Каждая из историй Цитадели решена с обманчивой легкостью: на самом деле нужно глубочайшее знание жанра и огромный опыт сценарной работы, чтобы суметь вычленить эти фундаментальные жанровые элементы и подать их так, чтобы каждая история казалась цельной, а в самом конце выяснялось, что все сюжеты работают на один и тот же, сквозной и глобальный сюжет всего мультсериала.

Взаимосвязанность историй

Шоураннеры сериала Джастин Ройланд и Дэн Хармон (стоящие за спиной непосредственных сценаристов серии, Дэна Гутермана и Райана Ридли) шли к этому эпизоду всю жизнь.

Хармон экспериментировал с аутопсией жанров и драматургических приемов в своем гениальном ситкоме Community, самая известная серия которого, Remedial Chaos Theory, тоже одновременно рассказывала семь историй, складывающихся в одну и развивающих общую мифологию сериала. Ройланд в своих короткометражках экспериментировал с уровнем насилия, секса и прочих неудобных для зрителя моментов, которых можно показать в безобидной на первый взгляд мультипликации.

Первая история Цитадели — про сотрудника предвыборной кампании, узнающего страшную тайну о политике, которому он помог добиться власти. Вторая — о полицейском, которому дают уставшего от жизни и работы коррумпированного напарника. Третья — о четверке школьников, отправляющихся искать волшебный колодец (точнее, портал), якобы исполняющий любое желание. Четвертый, необязательный, — о работнике фабрики, устраивающем стрельбу на рабочем месте и берущем в заложники ключевую для производства фигуру.

По отдельности мы каждый из этих сюжетов видели миллион раз, и из любого бы получилась неплохая одиночная серия «Рика и Морти» (или спин-оффа «Истории Цитадели»).

Я думаю, что каждый сюжет так и родился — во время мозгового штурма в комнате сценаристов, где авторы предлагали свои профессиональные, но не вызывающие особых эмоций сюжетные линии, которые могли бы раскручиваться в Цитадели.

В любом другом сериале (особенно в «Футураме») нам бы просто показали один из этих сюжетов. Но кто-то (у меня нет сомнений, что это Дэн Хармон) предложил сделать следующий шаг — и тем самым превратить серию не только в лучшую серию «Рика и Морти», но и в лучший 20-минутный эпизод, когда-либо показанный на телевидении.

Оригинальность сеттинга

Истории не кажутся штампованными потому, что авторы ловко переключаются между сюжетами, отвлекая внимание от полицейского боевика политическим триллером, от триллера — подростковой драмой, а от драмы — снова боевиком.

Но гораздо более эффективными, чем в любом другом сериале, эти переключения делает уникальное место действия: Цитадель, населенная исключительно Риками и Морти из параллельных миров. Поскольку все герои всех историй выглядят ОДИНАКОВО, это оказывает совершенно неожиданный психологический эффект, которого в истории телевидения еще никто и никогда не вызывал у зрителя.

Мы опять-таки подсознательно понимаем, что все истории, какими бы разными они не казались, — об одном и том же, об одних и тех же героях, проблемах, конфликтах, бесконечно преломляющихся в призме авторского воображения и показывающих все новые вариации на тему довольно-таки простых отношений отдельно взятого Рика с отдельно взятым Морти.

Воображение авторов сериала позволило им выжать максимум эффектов из жизни Цитадели: серию нужно пересматривать много-много раз, чтобы уловить все тонкости существования Риков и Морти в едином обществе. То, насколько тут все продумано — прошлое, настоящее, будущее жизни в подобном городе, — само по себе причина считать «Истории из Цитадели» лучшим эпизодом любого сериала. Обычно такой проработки деталей мы не видим даже в мультфильмах вроде «Зверополиса», где сценарий пишется годами, а бюджет аниматоров составляет сотни миллионов долларов. Серия «Рика и Морти», понятно, писалась и рисовалась в куда более сжатые сроки, но детальность и насыщенность каждой картинки тут просто немыслимые.

Уверен, что у Дениса есть свои любимые детали, которые заметил только он. Лично меня больше всего позабавил один из политических кандидатов — Рик, избирающийся на волне Rick Guilt (расовой вины Риков перед угнетаемыми ими Морти).

Актерская работа Джастина Ройланда

В голове не укладывается, что ВСЕ население космического мегаполиса озвучивает один и тот же человек — один из создателей мультфильма, Джастин Ройланд.

В South Park Трей Паркер и Мэтт Стоун делают что-то подобное, на пару озвучивая большинство персонажей (в том числе в сложнейших ролевых играх по мотивам). Но их там хотя бы двое! Ройланд берет два своих базовых голоса — Рика и Морти — и создает на их основе все новых и новых героев. Даже эпизодические персонажи в серии — это настоящие актерские работы. Мирный Морти, Морти-преступник, Морти-полицейский, Морти-полицейский, притворяющийся мирным Морти… И это мы еще не начали коситься в сторону Риков из параллельных миров и клонов Риков из параллельных миров!

Совсем страшные спойлеры, осторожно!

Глубина предыстории

Весь сюжет серии завязан на одну из самых интригующих концепций первого сезона «Рика и Морти»: в эпизоде Close Rick-counters of the Rick Kind нам показали не только Цитадель Риков и Морти, но и Злого Морти, контролирующего своего Рика и вынашивающего какие-то очень зловещие планы. С тех пор Злой Морти в сериале не появлялся — как объясняет нам Рик в начале нового эпизода, «Рик и Морти» предпочитает каждую неделю рассказывать нам свежие интересные истории, не сдерживая себя каким-то скучным каноном, к которому все должно возвращаться. Но как раз тогда, когда зритель начинает уставать от постоянной вариативности, сценаристы нарушают собственные правила, закольцовывая новый эпизод третьего сезона на предпоследнюю серию первого.

Делается это одним кадром в финале, без каких-либо дополнительных пояснений. Создатели рассчитывают на то, что аудитория у них очень преданная, по несколько раз пересмотревшая каждую серию и сразу понимающая, что означает фото одноглазого Морти (оказывается, что на выборах мэра Цитадели победил как раз Злой Морти).

Таким образом они превращают недостатки формата — скромное количество серий в каждом сезоне и нерегулярность выхода сезонов, — в достоинства. Есть время пересмотреть все серии и выучить всех третье- и четверостепенных персонажей! Этим опять-таки экономится драгоценное сюжетное время.

Хармон и Ройланд не в первый раз используют этот прием: ранее они столь же внезапно вернулись к трупам, закопанными во дворе Риком и Морти в одной из первых серий, а в Community Хармон то и дело возвращался к будням Самого Мрачного Таймлайна, созданного в ходе перипетий Remedial Chaos Theory.

Но никогда еще отсылка к одному из лучших эпизодов сериала не стояла в финале эпизода, превосходящего ее по качеству.

Конец спойлеров

Устройство Цитадели Риков и ее богатый мир Денис Варков

Когда нам в первый раз показали Цитадель Риков, это было нечто необычное даже для мира «Рика и Морти». Целый космический корабль, полный Риков и Морти. Как они живут? По какому принципу они выбирают, кто из них главный, а кто нет? Ответов мы тогда практически не получили, зато при следующем появлении Цитадели Рик Санчез С-137 уничтожил весь Совет Риков и еще несколько десятков Риков в придачу.

Лично для меня это было шоком, так как я очень надеялся, что Хармон и Ройланд вернутся к этому концепту, представив жизнь в Цитадели. Но вместо этого они просто уничтожили ее. Так показалось тогда.

С выходом 7 серии я понял, что им удалось обмануть меня и других зрителей, и Цитадель на самом деле осталась жива, и, увидев ее изнутри, я безумно хочу отдельный спинофф «Рика и Морти» о жизни Цитадели.

При первом взгляде на космическую станцию Риков я не мог представить, насколько богатым будет мир, находящийся внутри нее. А ведь это не просто корабль или станция — это полноценная планета с отголосками десятков и даже сотен миров. Каждый Рик и каждый Морти, попавшие сюда, принесли в Цитадель частичку себя.

И это заметно в мелких деталях: плантация мегадеревьев с деревенщиной Риком, школа Морти, профессор в которой не кто иной, как Алан РИКман (отсылка к Северусу Снейпу из «Гарри Поттера»), гетто Морти, лес (и это внутри космической станции!) и многое другое.

Здесь даже есть отсылка к Pocket Mortys в лице (а точнее в лицах) ведущих новостей. Все три Рика из одной вселенной, и каждый из них представляет новую стадию Санчеза (при совершенствовании изменяется правая сторона лица).

Миллион новых вопросов

Когда нам показали Цитадель Риков в первый раз, это породило сотни вопросов: как они живут внутри? Кто управляет Цитаделью? Что скрывается в ее недрах? А когда нам на них ответили, появились десятки новых вопросов.

Кто построил Цитадель Риков? Кому из Санчезов пришла в голову идея Цитадели? Как сформировался «теневой совет Риков», управлявший обычным советом? По какому принципу одни Рики занимают руководящие должности, а другие становятся рабочими? Почему в Цитадели только Рики и Морти, но нет ни Бет, ни Саммер, ни Джерри? (хотя они упоминаются)

Фанаты будут спорить об этой серии годами.

Будут ждать новых серий, новых сезонов, появления Цитадели Риков на страницах комиксов по мультсериалу. Будут гадать, что еще там есть, что нам не успели показать из-за хронометража серии. Но главное в том, что ничего подобного мы никогда не видели. И это прекрасно.

Больше о «Рике и Морти»:

 
Источник

Кино и сериалы

Читайте также