Победа № 1
АЛЕКСЕЙ АГРАНОВИЧ
В театре (например, на «Обыкновенной истории» или «Маленьких трагедиях») Агранович — артист, хоть и часто повторяющий похожий образ дельца (или бизнесмена, если угодно), но при этом все-таки крайне убедительный. Та же история повторяется и в кино: «О чем говорят мужчины», «Кислота», «Русский бес» — там Аграновича совсем немного, но его герои выходят яркими и реалистично-жесткими.
В «Юмористе», где придуманному Идовым комику приходится выбирать между несчастливым благополучием и честным выкриком в сторону несовершенств системы, актер вырывается из привычного для него амплуа, и, пусть не сразу (первые минут 30 картины Агранович будто бы разыгрывается), но с ним справляется, о чем говорят диалог с космонавтом и финальный монолог в бане.
Победа № 2
КОНТЕКСТ
«Юморист», как ни странно, — кино-рефлектор, в первую очередь, не советского прошлого, а российской современности, которая с первым во многом начинает совпадать. В этом картина вторит предыдущей сценарной работе Идова — «Лету» Кирилла Серебренникова.
Но при этом, а также при всей своей мягкости, «Юморист» более конкретно и прямо осуждает (интересно, что он именно осуждает, а не высмеивает) цензуру, коррумпированность чиновников и страх людей перед властью — то, что было характерно для России в принципе всегда, но особенно отчетливо видится именно в последние годы.
Победа № 3
ОТДЕЛЬНЫЕ ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ
При всей своей рафинированности от шуток и смешных анекдотов, в ленте есть пара точных юмористических попаданий. Такой выглядит, например, сцена с неординарным автографом или бойкие речевые каламбуры самого Абрамова. Да и в финальном трагическом монологе есть много чего действительно забавного.
Промах № 1
ТЕЛЕВИЗИОННОСТЬ
Конечно, можно рьяно доказывать, что выбранная создателями цветовая палитра, как нельзя лучше, передает дух СССР, но на деле во время просмотра «Юмориста» не раз возникает ощущение, что фильм показывается на одном из российских телеканалов, и именно в слоте с отечественной сериальной продукцией. Тем же грешило и недавнее «Облепиховое лето» про драматурга Вампилова (там, кстати, совсем все было плохо), — как говорится, дешево и сердито. И плевать, что глазу иногда уж очень неприятно.
Промах № 2
МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ
Предшествующие возникновению конфликта (в данном случае внутри Аркадьева) события по ощущениям длятся целую вечность, по факту — большую часть фильма. Будь перед нами хоррор, можно было бы хвалить за уже анахронический, но при этом респектующий канонам жанра сценарный план. Для биографической драмы, где, в связи с трепетным отношением к реалиям (все вокруг придуманного героя кажется похожим на правду), и так ярких событий много быть не может, столь долгое ожидание надрыва юмориста вызывает желание перемотать до интересного момента.
И что в итоге?
Делая скидку на дебют, «Юмориста» хочется назвать фильмом сложившимся. У ленты свои особые ритм и настроение, задача зрителя — в них попасть. Но вот возникнет ли желание напрягаться, когда есть и более заманчивые предложения?
Источник