Кто-то очень глупый сказал: сейчас же эпоха 4К, пусть будет с запасом, потом комп обновишь, будет в самый раз! Ах да, это ж я думал так ещё года 4 назад перед тем как вышла Cyberpunk 2077, когда я обновлял последний раз своё железо и покупал 4К-монитор. Признаю, ошибался. И даже не в том, что 4К-мониторы плохи. Они хороши, но…
…при большом НО. Они прекрасны, если игра не только красива, но и оптимизирована, а комп готов тянуть картинку на ультра или хотя бы на высоких, не захлёбываясь просадками FPS до 20 кадров. Но мы то с вами знаем, что вероятность этого крайне мала.
В общем, история о том, как я перешёл от 4К (3840 Х 2160) к изогнутому 2К (2560×1440). Почему и что со мной стало… Лонг поделю на две части: подводка «почему и зачем», личный пример и опыт (реклама что купил, чем доволен, чем — нет).
Давным-давно, в далёкой-далёкой галактике. Пришлось пройти через все стадии. Отрицание, когда думаешь, что разработчики создают игры с учётом «технологий будущего» и в дальнейшем всё будет подстраиваться под 4К. Гнев от осознания, что 4К жрёт ресурсы системы как не в себя, а мелкие детали игрового процесса по краям экрана начали пропадать из обзора/внимания из-за его размеров. Миникарта, полоска HP, обойма, чат, статусы…
Торг, когда начинаешь думать, что фиг с ним, главное геймплей, а системные настройки можно выкрутить и на средние, да и на низких игра смотрится хорошо на 4К. Депрессия, когда понимаешь, что при снижении разрешения с 4К на 2К картинка воспринимается чуть ли не хуже, если бы это были нативные 1920х1080. И в итоге — принятие: даже переход на топовое железо не спасёт ситуацию и «игры последнего поколения» будут иногда лагать с таким разрешением. Последней каплей стал Alan Wake 2 на релизе.
Я всё понимаю, но 15 FPS на 4К на минималках, когда у тебя 2080 RTX, i7-8700K, 32 Гб оперативки и SSD… не, такого я не понимаю. Ок, может заменить процессор и мать? Вариант, но дорогой, да и процессор не является корнем проблемы. Видеокарту? На третью серию переходить нет смысла, там пятая не за горами. А что там с ценами? 100-200 тыс?! А тут ещё и геополитика, землетрясения, пошлины, курсы… В общем, полез копаться, что можно сделать с наименьшими затратами средств и телодвижениями, но максимальным выхлопом.
Примерно к такому выводу сходились большинство аргументированных мнений друзей, статей, форумов и роликов на YouTube. Ибо 4К сейчас для моего железа и нынешних игр — это слишком много. А что уж говорить про ситуацию три-четыре года назад. Пришлось зарыться в рынок 2К моников и изучать варианты. Какой брать? Ультравайд, поменьше-побольше, прямой или изогнутый, сильно изогнутый, с настраиваемой изогнутостью?
Мои вводные были такие:- стол широкий, но больше монитор уже не влезет (нужно место под камеру и доп. мониторы);- вся важная информация в играх должна быть под глазами;- соотношение сторон должно быть стандартным (надоели свистопляски с настройками);- картинка должна быть плавной, насыщенной и качественной.
В общем, долго думал что брать и как, лично для меня стал идеальным вариант с изогнутым 2K-монитором, потому что:
Во-первых, он такой же большой (30+ дюймов) как и предыдущий, но за счёт изгиба выигрывает несколько сантиметров пространства на столе по горизонтали. Я смог поменять развёртку второго монитора с книжной на горизонтальную. Не нужно задирать голову вверх и всё перед глазами, края у второго экрана теперь не затемняются.
Во-вторых, элементы, что у краёв, перестали пропадать из виду. Не нужно мотать головой туда-сюда. Удобнее работать с окнами программ, особенно во время монтажа. У меня обычно открыты сразу несколько окон браузеров, а также Дискорд/Телега. Разница не прям охренеть какая в сравнении с большим плоским, но ощутимая.
В-третьих, прирост FPS и улучшение картинки. В этом вот самое главное. Картинка такая же большая, как на прошлом 4К, детализация отличная, но теперь я могу играть в топовые игры на ультра или хотя бы высоких настройках и при этом с FPS больше 60. Вот по-сути ради чего всё делалось!
В-четвёртых, говорят, что с изогнутым монитором гораздо меньше устают глаза, так как не идут искажения, есть даже официальное исследование от «Национальной библиотеки медицины США», но фиг его знает. Это может быть и пролоббированное исследование, хотя звучит логично, мол одинаковое расстояние, все дела.
Я не эксперт в анатомии глаз ¯\_(ツ)_/¯
Если ваш комп не тянет, у вас 4К монитор, то смело делайте даунгрейд до 2К. По картинке будет лучше, по производительности будет лучше. По деньгам будет дешевле, чем обновлять железо. А уж какой марки и модели монитор выбирать — это дело десятое.
Тут уже поделюсь не общими соображениями и мыслями, а фактами. Расскажу о своём мониторе и почему я выбрал именно его, но это далеко не рекомендация к покупке, так как аналогов много, да и каждый ищет что-то своё всегда. Я выбрал GIGABYTE M32QC-EK на 31,5″. С учётом скидки, баллов и акции (которой уже нет) получилось взять его чуть больше, чем в половину цены, что было очень вкусно.
ФОРМФАКТОР
Радиус экрана советуют брать в зависимости от того, как близко ты сидишь от него. Например, для телевизоров в гостиную рекомендуют брать с малым изгибом, 3000-4000R. То есть, максимальное «эффективное» расстояние от глаз — 3-4 метра. Но стоит учесть, что радиус изгиба поля зрения человеческого глаза всего 1000R. Это так, чтобы хоть ориентироваться в цифрах.
В итоге, если вы сидите уперевшись в монитор, вам нужно что-то ближе к 1000R. Если пялиться в киношку с дивана или играть на консоли с кресла, то лучше брать ближе к 4000R. Многие компании считают эталонным для игровых мониторов радиус в 1800. Но! Я сижу как сыч, согнув спину в три погибели, так что стал искать радиус поменьше. Остановился на 1500. Именно он показался оптимальным именно в для меня.
На деле, когда распаковал сам экран и впервые сел за него, показалось, что есть какое-то искажение, словно картинка не ровная. Я даже испугался, но уже через час ощущение кривизны пропало, мозг перестроился и теперь когда я сажусь за монитор жены мне он кажется каким-то слишком плоским и… неправильным, что ли. В жизни, кстати, со стороны кривизна ощущается не так сильно как на промо картинках.
Сравнивая фото почти прямо сверху и баннер разницы не видно, но под углом в 45 градусов сбоку кажется, что изгиб не равномерный, а словно по краям он прямой и изгибается лишь ближе к центру.
Но на деле это не так, что подтверждает мой ультра-точный измерительный прибор почти советского происхождения:
Сколько и как бы я не мерил, изгиб есть по всей длине экрана, но мозг всё равно говорит, что «местами он прямой». Кстати, раз уж заглянули назад монитора, сразу расскажу про толщину. Он не сильно пухлый, но 6 см от экрана до задней стенки есть. Это не много, но и не мало, скорее «стандарт», так как за гораздо более плоские модели любых компаний нужно будет выложить больше денег. Но стиль из-за уступа, когда монитор переходит в коробку с железом, выглядит как по мне грубоватым. Зато на радиатор можно поставить что-нибудь или кого-нибудь.
Но это мало кому пригодится. Что касается нагрева — экран и железо не греется от слова совсем. Не шумит, не греется, не скрипит. Знаю, что для кого-то это может быть проблемой, особенно летом, когда ты обвешан системником и мониторами, на улице +35, а тебе ещё работать за компом полдня. Любой источник дополнительного тепла становится для тебя злейшим врагов и раздражителем.
Возвращаясь к пропорциям экрана. Если бы я хотел брать широкоформатный экран — взял бы монитор с ещё большим изгибом, но с широкоформатниками у меня не сложилось. Стоит один сейчас на кухне вместо телевизора, в реальности им пользоваться оказалось не так удобно, банально потому что он идеален для трёх моментов:
— фильмов в киношной развёртке;
— работе в видеоредактором или разными ПО;
— как замена связки основной монитор + дополнительный.
Но в играх часто появляются проблемы, особенно, когда ты хочешь играть и фоном что-то смотреть или болтать в чате. Да и смотришь аниме/сериал — по бокам чёрные плашки. И в ширину он огого, но при этом узкий. А если не узкий, то цена летит в космос… Не мой вариант, это я уже осознал и понял. Хочу привычное 16:9 — покупаю привычное 16:9.
Что касается рамок — чувство двоякое. С одной стороны сверху, справа и слева пластиковая рамка очень тонкая как у «безрамочных» мониторов. Однако при включении становится видна внутренняя чёрная рамка аж на 5 мм толщины. Не критично, но неприятно, потому что общая рамка становится почти в 8 мм.
С другой стороны, сам монитор не обозначен как «безрамочный», но чтобы всё было честно — факт есть факт. На других мониторах зачастую такую рамку часто прячут под пластик, из-за чего сам монитор обрастает обрамлением, но и это не спасает, например вот тут у старого монитора аж 1,2 см:
Нижняя рамка у Гигабайта стандартная, на все 2 см шириной. Тут никаких особенностей.
В комплекте с монитором идут кабели HDMI, DP, USB-SS (для обновления ПО) и провод питания. Также к монитору можно подключать наушники (хз, кто этим пользуется, но может пригодиться), SS, второй HDMI от, например, консоли или второго компа. Колонок у монитора нет — это небольшой, но всё-таки минус. У меня было пару раз, когда нужда в выводе звука на монитор была. В моём случае понадобилось подключить Nintendo Switch к монитору так, чтобы звук от ПК был на основных колонках, а звук от Switch шёл через монитор. И наушники к консоли не подключишь, так как игра требовала бегать и прыгать в отдалении от «базы». И вот тебе фигушки, вывести звук чисто на монитор не дают. Пришлось купить bluetooth-колонку для Нинки.
Если присмотреться, то между SS и DP есть место — это для tipe-C для чуть более навороченных моделей. Чтобы можно было подключать, например второй комп, планшет или смартфон, нажать кнопку KVM для переключения управления. То есть, если я правильно понял, имеется ввиду, что вы подключаете мышку и клавиатуру к монитору, втыкаете в type-c смартфон и нажимаете KVM. Вуаля, на мониторе отображается экран смартфона и вы можете управлять им на большом экране мышкой и клавой. Нажимаете снова — переключаетесь на комп и той же мышкой и клавиатурой рулите компом. В теории интересно, но мне не нужно было такое никогда, поэтому брал монитор без этой функции.
Из интересных плюшек — возможность подключить монитор проводом к компу и управлять настройками экрана не через джойстик на задней стенке, а через приложение OSD Sidekick. Так гораздо удобнее и быстрее, потому что менюшек для монитора очень много, как стандартных, так и геймерских
Пару слов про подставку. Идёт в комплекте, собирается быстро и легко. Из плюсов: позволяет не только наклонять монитор по вертикали (-5–20°), но поднимать-опускать его, меняя высоту монитора до 10 см. НО! Вы только посмотрите на её размер!) Она реально гигантская. Сразу стало очевидно, что «ноги» будут залезать под коврик и в целом отжирать довольно много места у стола. Так что я сразу отказался от подставки и повесил экран на кронштейн. Благо там стандартный 10х10 разъём. К тому же с этой подставкой нельзя прокрутить монитор в книжную развёртку. А с кронштейном это можно будет сделать.
Дальше пойдёт умные числа, большинство из которых для меня лично имеют мало значения:
Тип матрицы — Curved VA 1500R
Тип подсветки — White-LED + KSF Phosphor Layer (94 % DCI-P3/123 % sRGB)
Макс. яркость, кд/м2 — 350
Контрастность статическая — 3000 : 1
Количество отображаемых цветов — 16,7 млн (8 бит)
Частота вертикальной развёртки, Гц — 48-165
Время отклика, мс — Н/Д мс (GtG) — 1 мс (MPRT)
Максимальные углы обзора по горизонтали/вертикали — °178/178
Крепление для замка Kensington — Да
Макс. потребляемая мощность в работе / в режиме ожидания, Вт — 90 / 0,5
Можно было бы привести в пример кучу тестов, благо в сети их много, модель монитора не самая новая. Но скажу честно, все эти кривые цвета, оттенков серого и т.д. при выборе экранов, когда ты ориентируешься на ценник +/- 5-10 тыс. между моделями — фигня. Глазу не заметно. Вот если сравнивать мониторы за 10 тыс. и 100+ тыс — тут уже да, разница будет вау. А если ты смотришь монитор за 30 и за 32 тыс., то разница будет минимальна. И если в чём то и будет, значит создатели пошли на жертву в каком-то другом узком месте.
Glow-эффект, свойственный матрице, как и пишут в обзорах есть, видно его только в кромешной темноте, если поставить полностью чёрное изображение во весь экран. Тут ничего удивительного, я мониторов с таким типом матрицы и без засветов не встречал. И судя по тому, что пишут в сети — искать такой — себе дороже. Для сравнения, вот мой старенький HD-монитор выдаёт вот такую картинку:
Снято в одинаковых условиях на ночной режим смартфона. По факту в старом мониторе засветы раза так в три сильнее, простираются до центра монитора, а по бокам так вообще в белёсость уходят. Ради интереса проверьте как-нибудь свой монитор, будет интересно сравнить)
Углы просмотра честно понравились, яркость снижается минимально, в белёсость изображение не уходит, смотреть приятно даже, если сидишь в отдалении сбоку. Такой же эффект, если встаёшь над монитором или подползаешь под него. Так что проблем с книжной развёрткой у него нет, как я и писал выше.
Что теоретически понравилось из характеристик: наличие Flicker-Free-подсветки. В теории это должно благотворно влиять на усталость глаз в любом режиме использования монитора. Так оно или нет — не могу сказать со 100% уверенностью, но те, кто часто заглядывал ко мне на стрим могли заметить, что раньше я во время долгих игр мог начинать «плакать». Слезились глаза, они быстро сохли и чесались. С новым монитором таких проблем пока не наблюдаю. Но уверенности на 100% нет.
Для чего монитор покупался? Для работы игр. Значит мне нужен был игровой монитор! Чтобы задержка была меньше, чтобы синхронизация, хорошая матрица и правильное отображение чёрного. Надоели всякие засветы, «квадратные переходы» от серого к белому. Я всё таки покупаю экран для повышения своего игрового экспириенса.
Поэтому выбрал чуть подороже, зато со всякими приблудами типа задержки в 1 мс, частотой обновления 165 Hz, что б цвета были понасыщенней. Кстати, есть дофига статей о том, что такое настоящий HDR, мол «разные фирмы эмулируют это и настоящего HDR можно добиться только лишь когда контрастность идёт от значений 2000:1, а всё, что ниже — фигня и ложь». Мол, если отношение максимальной яркости (белого цвета), отображаемой монитором, к минимальной яркости (черному цвету) меньше, чем 2000 к 1, то речи о HDR идти не может. Правда или нет — хз.
Себе взял с показателем 3000:1, но мне кажется, что нужного эффекта можно добиться, поиграв с настройками контрастности и яркости почти любого монитора, а само понятие HDR как по мне — маркетинговый ход. Хотя могу и ошибаться.
Скажу так: всевозможные плюхи типа 1 мс отклика, геймассиста, возможности дополнительной стабилизации изображения — они заметны при технических тестах и, возможно, если вы киберкотлета. Но самой-самой важной и очевидной вещью для меня стал прирост к производительности. Визуально и игры стали лучше, и FPS вырос. Картинка в играх теперь более красочная и детализированная благодаря возможности повысить настройки, и при этом всё плавно, так как FPS стабильно выше 60!
В том же Overwatch 2 во время матчей на ультра у меня сейчас 130-150 FPS, а раньше было 45-60 на средних. Тут магия кроется в плотности пикселей, разрешении и размере экрана. То есть, размер такой же как и был, но теперь я словно обновил комп тысяч так на 100 рублей. А по факту потратил около 25 тыс.
В общем, ребят. Не совершайте моих ошибок — не покупайте сейчас 4К монитор для игр, если у вас не супер-топ сборка. С учётом того, что сейчас обещают, мол техника ещё сильнее подорожает, вариант пересесть с 4К на 2К — хороший вариант. Мне хуже не стало, только лучше во всех аспектах. Да и изогнутого монитора зря боялся. Больше места на столе, удобнее, вроде как даже полезнее. А старый 4К монитор сейчас лежит в шкафу пылится:
когда-нибудь настанет и его время, но не сегодня
Как вариант — поставить его вторым «запасным», но для меня это не подходит. Ибо второй монитор идёт как «стримерский» через карту захвата и больше 1920х1080 нет смысла на него давать, там свои заморочки. Если жаба не задушит, может даже как-нибудь разыграю его среди подписчиков) Если вы, конечно, не против, если я отдавать БУ-технику. Как раз думаю сейчас ещё кое-чего у себя обновить, хотите разыграю что-нибудь этакое?)
вот так, кстати, он выглядит сзади, не отвинчивать же его сейчас и фоткать -_-
Кстати, ещё один неочевидный плюс изогнутого экрана — доступность к портам. У меня этого на фото не видно, так как я не использую дефолтную ножку, а прикрутил экран к стене. Но вот тут на картинке с сайта должно быть понятно что я имею ввиду (замазюкал промо-текст от греха подальше). В общем, рукой достать до разъёмов, если нужно что подключить/отключить гораздо проще, чем на плоском мониторе. Но это так, мелочь, хоть и приятная.
ИТОГ: если деняк на видеокарту нет, и вы в раздумьях, какой монитор брать, возможно, моя история вам поможет. Если бы я знал обо всём этом раньше — и сэкономил бы больше, и играми наслаждаться в полной мере начал раньше. А так это просто добротный монитор за свою цену со своими косяками, но во многом хороший. Для меня он стал оптимальным на момент покупки, поэтому и брал. Как-то так)