Новый этап в жизни игры, который порадует не всех.
В Destiny 2 лишь одно событие за год имеет первостепенное значение — выход осеннего дополнения. Все остальные контентные обновления и сезоны просто помогают скоротать время, но почти не двигают вселенную игры вперёд. Предлагают скорее локальные изменения, тогда как осень — время по-настоящему тектонических сдвигов в мире игры.
Beyond Light («За гранью Света» в нашем переводе) тут не исключение. Более того, его можно назвать одним из важнейших дополнений за последние годы. Причины тут самые разные: начиная от того, по какому пути пошёл внутриигровой сюжет и заканчивая тем, что добавили в Destiny 2 и что из неё убрали. Для кого-то Beyond Light точно станет самым противоречивым этапом жизни игры про стражей — и не без причин.
Как подружиться с Тьмой
Тьма была главным противником стражей ещё со времён первой Destiny, но до недавнего момента никто (в том числе и Bungie) не представлял, что это вообще такое. В финале Destiny 2 нам показали корабли-пирамидки, которые активировались где-то на краю Солнечной системы и двинулись к Земле. В дополнении Shadowkeep обитатели кораблей попытались выйти на контакт.
И вот наконец в Beyond Light Тьма добралась до нас. Несколько планет Солнечной системы пропали с радаров — что там происходит, до сих пор остаётся загадкой. А на Европе, спутнике Юпитера, активизировались падшие под предводительством Эрамис. Она застала ещё те времена, когда к её расе пришёл Странник и принёс им процветание, а затем ушёл, фактически уничтожив их мир и народ. Теперь эликсни (так на самом деле зовут падших) мстят.
Но загвоздка кроется в том, что Эрамис и её миньоны сумели подчинить силы Тьмы — то есть шансов на успех у них теперь несравнимо больше. Так что на Европу выдвигается наш страж, чтобы победить плохих, спасти хороших, а заодно получить новые способности — Стазис, дарованный самой Тьмой.
Центральный сюжет Beyond Light вряд ли кого-то сможет удивить: это стандартный конфликт в духе любого другого дополнения Destiny. Есть злодей, у него есть соратники: побеждаем их, собираемся силами, идём к Эрамис. Однако суть тут кроется в деталях: важно не совсем то, что вам рассказывают, но как это делают.
Пафосных злодеев в игре Bungie было уже много: вспомнить хотя бы того же Гоула, который отобрал у стражей Свет в начале второй части. Но вряд ли хоть в одном из прошлых дополнений делался такой упор на нарратив: Эрамис не просто где-то там плетёт козни, она общается напрямую с главным героем, рассказывает свою историю, объясняет, почему делает то, что делает. Это нельзя назвать прорывом для игр в целом, но вот для Destiny с её пафосными, но зачастую пустыми и одинаковыми сюжетами — шаг большой и важный. Главное теперь, чтобы Bungie не сделала это всё одноразовой акцией.
Но помимо этой истории в Beyond Light рассказывают о другой, не менее загадочной части мира Destiny — расе экзо. Тему о происхождении этих разумных машин подняли ещё в «Военном разуме», но именно сейчас нам дают наконец узнать чуть больше о том, кто за всем стоял.
Европа — это не просто ледяная пустыня, которую облюбовали падшие. Когда-то очень давно тут построил свои лаборатории Кловис Брей I, легендарный учёный времён Золотого века и основатель одноимённой корпорации. И вот уже столетия там хранятся секреты.
Эта вторая часть сюжета подаётся не так прямолинейно, как история Эрамис — придётся искать записи из дневников Экзо-незнакомки (они спрятаны в новой рейдовой локации), сканировать тела мёртвых экзо, разбросанные по Европе. В общем, довольно стандартная рутина для любого знакомого с Destiny — но результат того стоит, история получилась интересной.
В дополнение к этому в игре есть и третья сюжетная линия — она стартовала с новым сезоном (Season of the Hunt) и рассказывает о нашем старом знакомом Пауке и ещё одном персонаже, которого все давно считали погибшим. А в центре истории тут козни, которые строит Зиву Арат, сестра Орикса и Саватун. Пока сложно сказать, к чему в итоге это всё приведёт — узнаем в ближайшие месяцы.
Тур по Европе
Сюжет — по традиции, лишь вводная часть любого дополнения Destiny 2, куда важнее сам геймплей и эндгейм-контент. И начать стоит с плюсов, а также с того, что в игру добавили.
Во-первых, сама Европа. Этой локацией Bungie хвасталась последние несколько месяцев — и не без причин. Замёрзший мир выглядит действительно красиво, с арт-дирекшеном у студии всегда было всё в порядке. Тут и ледяные каньоны, и замёрзшие плато с системами пещер, и футуристичные лаборатории. Есть даже город, который падшие построили, когда со спутника ушли люди. Изучать всё это можно долго.
Также в игру вернули Космодром, стартовую локацию первой части. Теперь здесь же начинают свой путь стражи-новички. Правда, больше тут заняться нечем — разве что предаваться ностальгии и часами отстреливать врагов и фармить ресурсы, вспоминая, как ровно тем же самым вы занимались пять лет назад. Удовольствие не для всех, скажем так, лучше уж остаться на Европе. Тем более, что там как раз есть чем заняться.
Помимо нового налёта (ещё один можно найти на Космодроме, но это лишь переделанный Will of Crota из первой части), в игре есть новая система потерянных секторов. Вообще, это такой небольшой данж, в котором надо пройти сквозь толпу противников и победить босса. Теперь же у секторов на Европе появились высокие уровни сложности — у них ежедневная ротация, так что стоит следить и пытаться поймать нужный.
Но если раньше пробегать секторы не было особого смысла, то теперь на высоких уровнях там может выпасть экзотическая броня для вашего класса. Суть в том, что больше её нигде не выбить, а способности, которые она даёт, пригодятся. У охотника, например, есть шлем, увеличивающий электрический урон и позволяющий телепортироваться на несколько метров. Количество респаунов в сложных секторах ограничено, а противники бьют очень больно. А, ещё броня падает там только в том случае, если вы прошли весь данж в одиночку.
В дополнение к этом, теперь каждую неделю можно проходить Испытание экзо — миссию в виртуальной симуляции, за которую наградят высокоуровневым снаряжением. Сначала для этого придётся выполнить пару квестов у Варикса (он же даёт ежедневные и еженедельные баунти на Европе), но оно того стоит. Сами испытания бывают трёх видов и представляют собой что-то вроде облегчённых отдельных этапов рейда. Особые трудности с ними вряд ли возникнут, но зато они помогают разбавить привычную рутину.
А ещё Bungie вернулась к системе, которую показала в Forsaken — когда действия игроков влияют на игровой мир. Тогда после прохождения рейда «Последнее желание» на Грезящий город пало проклятие и каждую неделю его облик чуть менялся. В этот же раз после того, как игроки клана Luminous первыми в мире прошли рейд «Склеп Глубокого камня», на Европу начали падать части космической станции, что открыло новые активности.
Есть, правда, вещь, которая вызывает серьёзные вопросы — это сезонное мероприятие. По сюжету, Зиву Арат захватывает под свой контроль представителей разных рас, а мы должны выманивать и уничтожать самых сильных из них — для этого у нас есть артефакт под названием Криптолит.
Делается всё так: мы заряжаем Криптолит, выполняя налёты и прочие активности, вставляем в него руны (они помогают выбрать, какого босса бить и какую награду за это дадут), выманиваем босса, бьём его, преследуем, добиваем, а потом бьём уже настоящего босса.
Во-первых, эта активность слишком простая и выполняется в соло за несколько минут. Вероятно, дальше откроются повышенные уровни сложности, но пока челленджа нет вообще. Во-вторых, что самое главное — она не предназначена для командной игры. В рамках Destiny 2 это полный абсурд. Боссы и награды в рунах генерируются случайно, так что у вас с напарником не выйдет подгадать так, чтобы они сошлись. Вы, конечно, можете всё равно пойти вместе, но награду получит только тот, кто зарядил Криптолит.
Стоит ли говорить, что уже после пары дней игры в этот режим возвращаться к нему никакого желания нет. И это активность, которая, по идее, должна увлекать на целый сезон. Тут сразу вспоминается «Паноптикум», который пусть и не был идеальным, но зато позволял бегать с командой и давал вариативность.
Стазис
Второе важное нововведение Beyond Light — Стазис, новая стихия. Это большое событие по нескольким причинам: во-первых, ранее в Destiny не вводили новые стихии — всё ограничивалось стандартными электричеством, пустотой и огнём. А во-вторых — это способности от самой Тьмы, то есть вообще беспрецедентная штука для стражей.
Пока что «тёмные» способности ограничиваются льдом, но дальше, возможно, будет что-то ещё. В любом случае, это внесло в игру нужное разнообразие: стазис хорошо подходит для крауд-контроля, замораживания/замедления противников. Стражи могут создавать глыбы льда, которые, если их разбить, взрываются и наносят врагам урон.
Даже прокачка нового подкласса выглядит иначе, чем мы привыкли: можно не выбирать набор из заранее прописанных бонусов, а создавать свою комбинацию перков (так называемые аспекты). Их, правда, придётся гриндить в довольно утомительных миссиях в течение трёх недель, плюс сами аспекты едины как для титанов, так и для варлоков с охотниками. Так что разница между классами получается чисто в суперспособностях, да в атаках ближнего боя. То ли так сделали, чтобы не заставлять игроков гриндить всё по три раза, то ли для удобства баланса. Вероятно, и то, и другое.
С балансом, правда, вышло чуть накладно: в первые пару недель стазис был такой «имбой», что слегка ломал игру. Те же варлоки своей суперспособностью плавили рейдовых боссов за секунды, а в PvP без успокоительного было лучше не ходить. Bungie впрочем быстро среагировала и чуть их понерфила — опять же, беспрецедентная скорость реакции от студии.
Всех проблем это не решило: в PvP до сих пор господствуют замораживающие гранаты, спастись от которых нельзя — если попал под них, то обездвиживаешься на две-три секунды. То есть, фактически, ты мёртв. Как можно было добавить такое в мультиплеер, не сделав хоть какого-то способа избежать заморозки — до сих пор загадка.
Лут, лут, лут
Destiny 2 — всё же лутер-шутер, все активности в ней направлены на то, чтобы выбить новое снаряжение. А потому новый лут — главное, чего ждут от дополнения, тем более от такого важного, как осеннее. И вот тут у Beyond Light не всё так однозначно.
Во-первых, из-за такого явления как Sunsetting. Если совсем упростить: в Destiny 2 были несколько очень мощных пушек, которые ломали баланс и с которыми бегали все, кто мог их достать. Это и пистолет-пулемёт The Recluse, и снайперская винтовка The Revoker, и главное — однозарядный гранатомёт The Mountaintop. Bungie их вроде как нерфила, но не очень успешно. А потому студия решила поступить проще: не менять баланс игры в целом (что давно напрашивалось), а просто сделать часть оружия и брони бесполезными.
Работает это примерно так: у каждого легендарного оружия и элемента брони рядом с обычным параметром силы есть число, показывающее, до каких значений их можно раскачать максимально. То есть если максимальный уровень силы в новом сезоне выше, чем максимальный уровень силы у оружия — оружие (ну и броня) становится бесполезным. Таким образом из игры пропали не только три вышеупомянутые ствола, но ещё и десятки других.
Проблема «сансеттинга» даже не в том, что любимое оружие пропало, бог ты с ним. А в том, что равноценной замены в Beyond Light не появилось. В игру добавили около 30 новых стволов, из которых большая часть просто не нужна. Поохотиться можно за хорошими роллами оружия из нового рейда, можно попотеть, пытаясь достать адепт-оружие из Trials of Osiris (точнее, можно будет, когда режим вернут в игру). Остальные фиолетовые пушки, которые вам выпадут, вы с 90% вероятностью просто разберёте сразу же.
В Bungie это вроде даже поняли — и через пару недель после старта дополнения объявили, что вернут некоторые старые виды оружия в ротацию. Но это вряд ли равноценный обмен.
При этом оружие у основных игровых вендоров (Завала, Банши, Шакс) не менялось уже чёрт знает сколько. При этом с новым дополнениями им зачем-то добавили по одному сету брони для каждого класса — и броня это у вендоров падает с плохими характеристиками. Для кого это было сделано, почему нельзя было вместо бесполезной брони нарисовать несколько стволов?
Понятно, что сделать броню гораздо легче, чем придумывать комбинации перков для пушек и балансировать их потом. Плюс, делать новое оружие для вендоров — это значит делать его доступным для игроков, которые не платят за игру (то есть обладателей New Light). А Bungie себе такого больше позволить не может.
Из действительно запоминающихся обновок можно отметить экзотический меч The Lament («Плач»). Во-первых, это меч-бензопила, выглядит круто (пусть дизайн и основан на The Falling Guillotine). А во-вторых, сейчас этот меч настолько сломан, что по праву считается лучшим оружием в игре.
Как он действует: игрок зажимает кнопку блока, тем самым «запуская меч», после чего бьёт противника слабыми атаками, заряжая бафф на урон. Одна атака — 3 единицы баффа. Когда их копится 9, достаточно провести одну мощную атаку, чтобы отправить на тот свет большинство их сильных противников в игре. Плюс, этот меч умеет пробивать щиты чемпионов, немного лечить владельца и наносит огромный урон даже с пустым боезапасом. Можно начинать ставить деньги на то, как скоро Bungie его отключит и понерфит.
Помимо «Плача», «имбовой» получилась и экзотическая ракетница Eyes of Tomorrow («Глаза будущего»), которую уже по праву называют «Галлахорном 2.0». Она способна поражать несколько противников разом своими самонаводящимися снарядами, моментально фиксируется на цели и получает бонус к урону в случае, если предыдущий выстрел уничтожил не менее четырёх врагов. В общем, в гамбите этой ракетнице, пожалуй, нет равных, но выпадает она исключительно из последнего сундука в новом рейде.
Получается чуть абсурдная ситуация: ради нерфа трёх пушек из игры убрали десятки крутых стволов, заменив их не очень полезными аналогами. И добавив «имбовые» меч и ракетницу, которые, видимо, тоже придётся нерфить. Круговорот жизни, так сказать.
Контент, который пропал
Если сейчас открыть карту планет Destiny 2, легко заметить, что она стала значительно меньше, чем была до выхода Beyond Light. Пропал Титан, Меркурий, Ио и Марс. С точки зрения лора причина очевидна — прилетела Тьма и захватила эти миры.
Однако реальная причина в другом — Destiny 2 давно уже разрослась до такого размера, что это начало сказываться как на удобстве игроков (большой размер игры, долгие загрузки), так и на удобстве авторов. Поэтому и появилась инициатива Destiny Content Vault. Старый и менее актуальный контент убирают из игры, чтобы вернуть его когда-нибудь в будущем уже актуализированным. Под нож таким образом отправилась не только часть планет, но и связанные с ними активности — все сюжетные миссии, большая часть рейдов, особые квесты на экзотические пушки, налёты, данжи.
Если говорить начистоту, для фанатов это вряд ли стало проблемой: весь удалённый контент уже сто раз был освоен и пройден. Ну а если вы за несколько лет так и не собрались в какой-то рейд — то, будем честны, вряд ли уже соберётесь. С новичками другая ситуация: для них из игры пропала хоть какая-то системность. Кампаний с красивыми роликами больше нет, теперь их разве что на ютубе смотреть. Отдельные квесты можно взять в киоске в хабе, но это вряд ли хорошая замена.
Лично меня скорее смущает не сам факт удаления контента, а логика, с которой это было сделано. Например, в игре оставили Луну, которая сейчас полностью бесполезная. Все активности, которые на ней есть — подземелье, еженедельные задания от Эрис Морн, охота на кошмаров — не дают никакой награды. То есть не никакой полезной, а вообще никакой. Эти активности как бы просто есть ни для чего.
Рейды и миссии, связанные с планетами, из игры убрали, но при этом PvP-карты на том же Титане всё ещё остались. Гамбит тоже проходит частично на Титане — и ничего. Да, если убрать и из этих режимов «пропавшие» планеты, то там вообще ничего не останется. Только вот это не должно волновать игроков, это проблема авторов.
Но получается, что мы уже несколько лет подряд ходим в одни и те же налёты, играем на одних и тех же картах в PvP и гамбите (в котором, кстати, теперь нет приставки Prime — два режима объединили в один). Но при этом теряем хороший контент, который в игре не так давно — тот же данж The Prophecy, один из лучших, что были в Destiny 2. В него было круто водить новичков, показывая, какой может быть игра в лучшие моменты. Теперь этого нет.
О Beyond Light не получается судить однозначно. Чем дольше пытаешься осмыслить дополнение, тем больше замечаешь как плюсов, так и минусов. Тут неплохая сюжетная кампания, много интересного лора, красивая планета, отличный рейд, неплохая система с потерянными секторами разной сложности. А ещё новый стихийный подкласс, который пусть и сломан немного, зато дарит разнообразие.
Вместе с тем, из игры убрали многое, при этом не дав ничего толкового взамен. Активности либо скучные (как в случае с сезонной), либо заставляют проводить много времени в стандартных плейлистах. С одной стороны, так Bungie говорит: вы можете получать крутые награды просто занимаясь тем, что вам нравится, будь то налёты, PvP или гамбит. Только вот эти режимы не обновлялись уже очень давно — и интереса ходить в них ещё год как бы и нет.
Радует, правда, то, что это явно не весь контент, который авторы для нас приготовили — сезон только начался, дальше будет больше. Возможно, Bungie всё же среагирует на жалобы и что-нибудь придумает. Последние недели показали, что студия умеет это делать.