Планы на выходные: игры и кино с отличным саундтреком

Смотреть, играть и слушать.

В еженедельной рубрике «Планы на выходные» мы делимся произведениями, которые очень любим. В этот раз речь зашла об играх и кино с крутым саундтреком. Если вам есть, что добавить, не стесняйтесь делать это в комментариях.

Олег Чимде: в унисон

Игры: The Impossible Game и Super Hexagon

Намедни побывал на концерте Bondage Fairies: на «разогреве» у них был местный екатеринбургский электронщик GameGate. Самые известные его работы выполнены в стиле 8-бит: из зала это выглядит так, будто музыкант играет во что-то на GameBoy, и это «что-то» очень круто звучит. Так что сейчас я под впечатлением и советую две жутко хардкорные игры в похожей стилистике. И да, они выбьют из вас всё дерьмо.

В The Impossible Game вы управляете квадратиком, который прыгает через треугольники, и это настоящий «симулятор мата». Что самое интересное, здесь музыка — важный элемент геймплея. Уровни спроектированы так, что получается ритм-игра.

В Super Hexagon вы — треугольник, который вращается вокруг гексагона, а задача: не влепиться ни во что. Кстати, в создании саундтрека участвовала Chipzel. Она же писала музыку для Crypt of the Necrodancer (тоже поиграйте обязательно).

Кино: «Ванильное небо»

Тот редкий случай, когда американский ремейк оказался в тысячу раз лучше первоисточника. Вряд ли фильм можно назвать самым любимым, если в нём не всё идеально. Так вот, «Ванильное небо» — моё любимое кино, я посмотрел его раз десять минимум. Тут важно понимать, что фильм прикидывается «ванилькой про любовь», но реальность, к счастью, совсем не такая.

Это произведение на стыке жанров: здесь есть элементы и романтики, и комедии, и психологического триллера, и — нет, все жанры перечислять не буду, это спойлер. Удивительно, но даже перевод на русский здесь прекрасный и творческий («этакая аллегория скорби с сухим мартини», ага). Но отдельного упоминания заслуживает саундтрек, который работает на общую концепцию так, как нигде больше. Есть и ретро от Боба Дилана, и Radiohead, и Sigur Ros, которые включаются в самый вдохновляющий момент. Вообще, если в фильме звучит Sigur Ros, значит фильм, скорее всего, очень хороший.

Но самый впечатляющий трек написала, на мой взгляд, Нэнси Уилсон. Он полностью отражает настроение, которое остаётся после просмотра: тоска по тому, чего никогда не было, но чертовски хотелось.

Семён Костин: нуар и ретро

Игры: саундтреки с первой PlayStation

На «старушке» PlayStation вышло какое-то немыслимое количество игр с потрясающими саундтреками. Хватало проектов, которые, в целом, были посредственными, но из-за музыки на многие недостатки закрываешь глаза.

Если рассматривать хорошую игру с идеальным саундтреком, в которой каждая композиция шедевральна, то я бы выбрал Chrono Cross от композитора Ясунори Мицуда. В саундтреке переплелись традиционные кельтские мотивы, португальская фаду, африканские барабанные ритмы и щепотка чисто азиатской эстетики.

Пускай Chrono Cross часто критикуют за скомканный и непроработанный сюжет, но музыку из игры я слушаю отдельно более 10 лет.

По части многожанровости еще можно вспомнить саундтрек Castlevania: Symphony of the Night от Митиру Ямане. Только в этой игре на одной локации играет джаз, на второй звучит метал, а на третьей — рядовая классическая музыка вместе с мрачными эмбиентом. Всё это идеально сочетается и не выбивается из общего ряда.

Современные аркадные гонки разочаровывают меня обилием рэпа и безликой «альтернативы». Не мои это жанры, поэтому в гонках я часто включал музыку из старых аркад с PlayStation. Особенно на этом поприще выделяются классические части серии Need for Speed. Больше всего мне нравятся медитативные и динамичные техно-треки из Need for Speed IV: High Stakes. Настолько вечные композиции, что трек Callista спустя 11 лет добавили в Mass Effect 2.

Саундтрек Ridge Racer IV состоит из таких необычных жанров, как брейбит, неосоул, эйсид-джаз, прогрессив-хаус и британского гэриджа. Он настолько адаптивный, что подходит почти под любую гоночную игру.

Ещё я хотел написать про любимую музыку с Sega Mega Drive, но на сайте уже есть материал на эту тему. Рекомендую с ним ознакомиться.

Кино: «Бегущий по лезвию»

Дождливый ночной город, толпы людей, грязные улочки — всё это неотъемлемая часть атмосферы великолепной картины Ридли Скотта «Бегущий по лезвию». Однако без чарующего саундтрека от греческого композитора Вангелиса впечатление не было бы столь ярким.

Вангелис — один из первопроходцев электронной музыки, его творчество сильно повлияло на развитие всей электронной музыки конца 70-х – начала 80-х. Музыкой из «Бегущего по лезвию» вдохновлялись, её копировали. Неудивительно, что саундтрек грядущего продолжения частично состоит из каверов на треки первого фильма.

Музыка в «Бегущем по лезвию» разделена на три жанра — красивый эмбиент, стремительная электроника и джаз. В первом иногда даже проскакивают арабские мотивы. Если говорить о любимой композиции, то из всего саундтрека я бы выделил Blade Runner Blues за умиротворяющую печальную атмосферу и долгую продолжительность. Её идеально слушать в дождь или поздно ночью в одиночестве.

Алексей Сигабатулин: всё ради атмосферы

Игра: Catherine

Иногда бывает, что очень достойные игры оказываются незаслуженно обделены вниманием. Catherine — как раз тот случай. По моему мнению, это лучшая игра Atlus и самый настоящий immersive sim, работающий вне привычных жанровых рамок. Никакого исследования локаций, вид из глаз и прочего, лишь история тридцатилетнего раздолбая, который попал в переплёт с девушками.

Самая важная часть атмосферы Catherine — именно саундтрек. Тут композитор Сёдзи Мегуро поступил хитро: для самых жутких этапов игры (загадки и сновидения) он сделал ремиксы классической музыки, чтобы подчеркнуть атмосферу. Результат получился просто убойным. Я не люблю классику, но треки из игры висят в плеере уже годы. Если вы когда-нибудь задумывались, как вообще можно вписать в видеоигру Баха, Бетховена и Россини, то Catherine даст самый изящный ответ.

Но и остальной саундтрек здесь мощнейший. Чего стоит только песня из заставки или трек, постоянно играющий фоном в любимом баре главного героя.

Аниме: BECK: Mongolian Chop Squad

Beck — довольно простое и очень обаятельное аниме про любовь к музыке. Простой парень Юкио однажды спасает на улице странного пса, после чего знакомится с его хозяином. Тот оказывается музыкантом и со временем приглашает героя вступить в группу. Дальше — только музыка.

Mongolian Chop Squad можно любить за многие вещи: за милую и очень душевную историю, за персонажей, которые близки, наверное, вообще каждому, за визуальный стиль. Но я больше всего ценю здесь именно музыку, всё же это аниме именно про неё. Бодрая заглавная песня, каверы на Beatles, совершенно потрясающие эндинги. Переслушивать можно бесконечно.

Дмитрий Мучкин: кровь и неон

Игра: DOOM

Я не встречал саундтрека в играх лучше, чем в DOOM. Музыка там идеальна во всём: она безупречно сделана, подходит к геймплею и сюжету и создаёт именно то настроение, которое нужно. Настроение убивать демонов тысячами.

Я прочитал и посмотрел всё, что только можно, о создании саундтрека к DOOM, но я до сих пор не понимаю, как Мику Гордону это удалось. Во время боя гитарные рифы звучат так мощно, что кажется, будто это они разрывают врагов на части.

Эта музыка — воплощение чистой ненависти и ярости, которые испытывает Doom Slayer. Если бы этот персонаж существовал в реальности, я уверен, что именно треки Мика Гордона звучали бы у него в голове, пока он отрывал бы конечности исчадиям ада.

Сериал: «Больница Никербокер»

«Больница Никербокер» — сериал удивительный. Это история про врачей нью-йоркской больницы начала 20 века, полностью снятая и смонтированная Стивеном Содербергом («Одиннадцать друзей Оушена») на ручную камеру и сопровождаемая неоново-электронной музыкой Клиффа Мартинеса.

Несмотря на всю эту эклектику, сериал вовсе не разваливается на части, даже наоборот — каждый элемент отлично сочетается с общей картиной и прибавляет к ней что-то своё. Саундтрек Мартинеса вкупе с потрясающими кадрами создаёт такие сильные, незабываемые образы, что после окончания сериала хочется, чтобы Содерберг снял что-нибудь ещё в таком же духе. Неважно, что. Главное, чтобы там тоже была эта его почти небрежная манера съёмки и отвлечённые синты Мартинеса.

Артем Слободчиков: Куртка со скорпионом

Фильм: «Драйв»

Раз уж Дима завёл речь о Клиффе Мартинесе, грех не вспомнить фильмы Николаса Виндинга Рёфна. Мартинес писал саудтрек для многих из них — «Только Бог простит», «Неоновый демон», но со зрителями сильнее всего резонировал «Драйв».

В нём есть загадочный Райан Гослинг, стальной ночной город и простой, но понятный сюжет: одинокий герой оказывается случайно втянут в криминальные дела и вынужден спасать девушку (Кэрри Маллиган) и её сына. В «Драйве» Рёфн ещё не до конца поддался своей тяге к чрезмерно кровавому насилию и долгим сценам, в которых ничего не происходит.

Это практически идеальный баланс понятного и заумного — возможно, поэтому из общего ряда непростых фильмов Рёфна массовому зрителю приглянулся именно он.

Не в последнюю очередь из-за саундтрека, в котором синтивейв-хиты вроде Nightcall от французского ди-джея Kavinsky и A Real Hero от французского же College перемежаются оперной Oh My Love и незаслуженно обделённой вниманием Tick of the Clock от Chromatics. И треками Мартинеса конечно, который сейчас уже, кажется, всем доказал, что при правильном подходе электронная музыка ложится почти на что угодно.

«Драйв» в каком-то смысле стал кульминационной точкой воскрешения ретровейва — люди увидели, что электроника восьмидесятых может быть чертовски крутой. За одно только это фильм можно любить.

Игры: Hotline Miami 1 и 2

К тому же, без «Драйва» не было бы двух частей превосходного top-down экшна Hotline Miami от Dennaton Games — разработчики даже благодарят Виндинга Рёфна отдельной строкой в титрах к первой игре.

Hotline Miami (особенно первая часть) хороша тем, что в неё можно играть практически бесконечно. Сюжет сюжетом, но в меню неспроста есть возможность запускать отдельные уровни — на прохождение каждого уходит максимум десять минут, и это отличная адреналиновая встряска для любого времени дня и года.

Ну и, конечно, саундтрек. Hydrogen от M.O.O.N, Magna от Divide, Decade Dance от Jasper Byrne, Inner Animal от Scattle — куда ни ткни, везде отличные и, что немаловажно, разнообразные треки. Поэтому Hotline Miami это ещё и прекрасная возможность познакомиться с такой музыкой: саундтрек можно спокойно качать или добавлять в Apple Music и слушать отдельно от игры.

В качестве бонуса: идея развлечения для вечеринок. Звук выводится на колонки, за стол в центр комнаты садятся претенденты и проходят Hotline Miami на скорость. Как только уровень заканчивается, люди меняются. Два в одном: и занятие, и отличное звуковое сопровождение.

Тимур Сафаров: эстетика вампиризма

Игра: Vampire: The Masquerade – Bloodlines

Не самый очевидный вариант. С этой игрой я ознакомился лишь спустя 10 лет после выхода, но она смогла меня поразить. Нигде я больше не встречал настолько густой и целостной атмосферы, которая во многом строилась на музыке. Её было не так много, а самые, на мой взгляд, удачные треки и вовсе были вырезаны из игры.

Bloodlines с парой оговорок можно причислить к immersive sim, и в этом плане музыка бьёт в десятку. Каждый трек идеально дополняет творящийся на улицах Лос-Анджелеса макабрический беспредел.

За этот сплав готических гитар, чуть перегруженных трип-хоповых ударных и воющих синтезаторов я с лёгкой душой простил игре все её многочисленные минусы. А также закрыл глаза на тот факт, что главная тема является калькой с трека группы Massive Attack. Ну зато влилось идеально!

Помимо оригинальной музыки, в игре звучат и лицензированные песни от Lacuna Coil, Ministry, Tiamat и многих других. Чего стоит один только трек Isolated за авторством Chiasm. В моем плеере он уже четвёртый год.

Ну а если вы не любитель подобной музыки, то знайте: Bloodlines — прекрасная ролевая игра, каких уже, к сожалению, не делают.

Кино: «Выживут только любовники»

Как сказал один мой друг, побывавший в Америке, музыка из этого фильма — самый честный саундтрек города Детройта, где и происходит действие.

Главный герой Адам — вампир с интересной многовековой историей. По сюжету он является настоящим автором струнного квинтета Шуберта, а в наше время увлёкся коллекционированием редких гитар и шумовыми экспериментами.

Запершись в одиноком старом доме в пустующем районе, Адам сочиняет невероятные по своей красоте мелодии, записывает их на винтажное оборудование, а затем распространяет с помощью поверенного «смертного» по клубам города.

Тяжёлая меланхолия уставшего от жизни вампира проходит через все психоделично-нойзовые треки, написанные, к слову, группой самого режиссера Джима Джармуша.

Поклонники многочасовых медитаций The Doors и Pink Floyd останутся особенно довольны саундтреком. Не говоря уж о том, что фильм и сам по себе великолепен.

#игрыикино #планынавыходные #топы

 
Источник: DTF

Читайте также