25 июня состоялась премьера второго сезона сериала «Проповедник», экранизации комикса Vertigo/DC. Первый сезон получил 93% положительных отзывов от критиков на rotten tomatoes и 86% – от зрителей. Второй сезон критики тоже в массе своей похвалили (те несколько серий, что им показали), сказав, что выход за пределы Эннвилля пошел истории на пользу.
Трейлер на русском без цензуры
С первым сезоном не все, впрочем, было гладко. Многие отмечали (в том числе в комментариях к моей рецензии на первый сезон), что сериал затянут и часто провисает, поэтому многие не смогли продраться дальше первых серий. Ругали телеверсию и за искажение комикса – характеры персонажей были изменены, а роуд-муви про поиски бога, бродящего по Земле, с целью допросить его с пристрастием (сюжет комикса) были заменены на рутину маленького техасского городка. Второй сезон отчасти исправляет это расхождение, принимаясь как раз за эту часть истории – герои покидают Эннвилль и отправляются искать Творца. Правда, пока они понятия не имеют даже о том, где начать поиски.
Я посмотрел пока только первую серию и мне еще сложно всерьез оценить изменения, произошедшие с сериалом, но само переключение этапов истории Проповедника уже меняет сериал очень сильно.
Многим сильно не понравилось, что в первом сезоне вместо того, чтобы наблюдать за динамичными приключениями троицы (Пастора, его девушки и вампира-раздолбая), колесящей по стране, мы застряли в захолустье, населенном стереотипными персонажами. Мир сериала казался тесным, скованным, однообразным.
Мне же пока концепция первого сезона импонирует куда больше. Во втором сезоне мы имеем трех героев и одного злодея, Покровителя Убийц, идущего по их следу – вряд ли постоянный состав персонажей сильно разрастется, учитывая, что мы будем все время перемещаться. Да, мы будем встречать новых персонажей, но затем поедем дальше и больше их не увидим. В каком-то смысле это сужает и обедняет сериал куда больше запертости в маленьком городе.
Да, город сам по себе был максимально скучным, а его жители не вызывали особого интереса, но и не в этом была их роль.
Быть интересными, неожиданными, многогранными и меняться по ходу событий – задача основной троицы, с которой они успешно справлялись, плюс рутину прекрасно разбавляли ангелы, интрига с телефоном и происхождением Генезиса, а вишенкой на торте был Джеки Эрл Хейли в роли Одина Куиннкэннона.
Жители Эннвилля пусть и не были супер оригинальными и интересными сами по себе, но они создавали систему, в которой главным героям можно было действовать. У сезона была сложная, но четкая структура и мощная идея в основе. Джесси пытается выполнить волю отца, привести город к свету – он сдается и пытается снова. Он получает суперспособности и старается силком, за шиворот, привести свою паству к добродетели, сам при этом все больше утопая в грязи, становясь больше демоном, чем миссией.
Это сильная история о добродетели как таковой, о надежде, о свободе воли и «принуждении к счастью», которая наглядно разбирала, что невозможно парой подпорок исправить чью-то жизнь, и все наши «ах если бы вот сейчас изменить одну только вещь по волшебству, и все стало бы отлично» – это самообман.
Все взаимосвязано и то, что видится нам как единственная проблема, лишь часть системы, временно занявшее фокус нашего внимания.
Но она берется не на пустом месте, а проистекает из окружения, и поэтому даже когда Пастор «чинил» жизни людей, насильно заставляя их преодолеть свой самый большой страх или простить человека, которого они всей душой ненавидят, это ничего не исправляло, а приводило к еще более ужасным последствиям.
Потому что исправленная деталь не вписывалась в окружающую ее систему, некогда и приведшую к проблеме, а систему никто не исправлял – и она ломала все заново, пытаясь избавиться от чужеродного, незаслуженно изменившегося элемента. Я давно не видел сериала, который бы с такой искренней приверженностью и целеустремленностью разбирал философский вопрос на продуманной модели.
После просмотра я пробовал читать комикс и, как я уже упоминал в рецензии, он понравился мне меньше. Подход сериала и его переосмысление истории показались мне более интересными и глубокими.
Да, в сериалах традиционно много филлера и воды, но смотрели же мы «Во все тяжкие» наконец, где буквально приходилось проматывать секунды тишины во всех сценах. Это общая беда телеформата, который обязан тянуть волынку. Важно то, что находишь в сухом остатке, во впечатлениях от просмотра. Какие темы история поднимает и как с ними работает.
Мне показалось, что первый сезон – это крайне нетипичный проект, цельная, законченная сага о попытках человека сделать максимум добра и погрязшего в последствиях, окольных тропах и отчаянии.
Второй сезон производит уже другое впечатление. Да, о комплексной картине судить еще невозможно – по одному-то эпизоду, но сдвиг формата уже чувствуется.
С исчезновением города пропадает из сериала и четкая система, в которой герой действует. Мы видели жителей Эннвилля и их проблемы, то, как Кастор пытался решить их, здесь же мы все время оказываемся на неизведанной территории, встречаем выплывающих из ниоткуда героев и помимо того, что это добавляет ощущение свежести и неожиданности, чувство растущей структурной сложности истории уходит.
Цель у героя тоже теперь совсем другая – вместо попыток спасти прихожан одной единственной церквушки мы пытаемся найти Бога.
Это меняет жанр – теперь это детектив, роуд-муви, приключение, а вовсе не барахтанье погрязающего в грехах пастора, его борьба с собственным эго. Короче, куда больше приключения тела, чем приключения духа. Безусловно, совсем без самокопаний тут не обойдется, но они отчетливо отходят на второй план.
И это ясно по тому, как изменился тон сериала – он стал куда более расслабленным, дурашливым. Да, первый сезон тоже показывал кровавое месиво с насмешливой улыбкой, превращал его в фарс, но здесь уже сами герои, кажется относятся к смертям и разлетающимся конечностям как-то слишком спокойно. В этом сквозит цинизм и мультяшность – нарисованное насилие не вызывает эмоций ни у зрителя, ни у героев.
Мне не нравится, что наша троица так спокойно относится к умирающим вокруг них людям. Сериал превращает нелепые смерти в шутку, лишая ситуацию какого-либо эмоционального напряжения. В общем, все стало крайне несерьезно, и вкупе с откровенной жестью (кишки, раздавленные головы, отстреленные черепа) отдает «Дедпулом». Сама жесть сделано здорово и креативно, и само ее присутствие – плюс, но то, что из нее убирают весь эмоциональный заряд, списывая все на абсурдность происходящего, умаляет и смысловую нагрузку всего сериала.
Споры Тьюлип и Кастора о том, когда ему следует и не следует использовать суперспособности, тоже напрягают этой несерьезностью. Вопрос-то для персонажей ключевой.
Тьюлип понимает, что ей не по себе от лишения людей воли, это бесчеловечно, для нее даже избиение и пытки более приемлемы, чем применение Генезиса. Это хороший угол, который позволяет нам и исследовать тему свободы воли, и раскрыть героев, но его опять же подают очень легкомысленно.
Мне хотелось бы больше серьезности и заземленности в этих сценах, этих спорах, этих героях. А так они выглядят слишком опереточно и лишают историю той самой сложности реальной жизни, на которой держался первый сезон.
Наиболее интересными, на мой взгляд, выходят истории, в которых в обыденное, реальное привносится элемент чуда, магии. Но слишком многие произведения заигрывались со своими фантастическими элементами, уводя их все дальше в магию, теряя контакт с обыденностью.
В историях про Человека-паука нам интересны не только битвы с суперзлодеями, но и попытки Паркера примирять спасение людей и обычную жизнь, быть простым школьником, студентом, учителем, ученым, предпринимателем.
Первый сезон брал реальную проблему и пытался решить ее с помощью магического инструмента, показывая реальные же последствия попыток «срезать путь». Во втором задача уже полностью комиксовая – мы ищем Бога, удираем от суперзлодея, решаем фантастические проблемы фантастическими же способами, связь с реальностью ослабла и поэтому сопереживать героям, видеть в них обычных людей, становится все сложнее.
Скорее всего, большинство из вас придет к противоположному выводу – сериал стал динамичнее, шутливее, ближе к оригиналу, а значит – стал лучше. К черту город и его скучных жителей. Даешь больше расчлененки, выходок Кэссиди и приключений. Что ж, я рад, если вы получите от второго сезона больше удовольствия, чем от первого.
Я сам, естественно, не ставлю на сериале крест – посмотрим, во что выльется этот сезон, но вещи, которые могут стать для меня проблемой, я уже увидел, а чего-то насмерть захватившего мое внимание – еще нет.
Я не могу сказать, что первый эпизод закидывает достаточно удочек в плане «безумно интересно, как же он [что-то]». Грядущее столкновение с Покровителем Убийц и диалог с Богом пока не вызывают во мне жгучего интереса, а большего первый эпизод и не пообещал.
А вы что скажете о первой серии?
Источник