Первая Мировая с необычного ракурса. Часть I

Первая Мировая с необычного ракурса. Часть I

Тридцатого января 2020 года в российский прокат выходит масштабный (анти)военный эпик оскароносного режиссера Сэма Мендеса «1917», который рассказывает историю двух британских солдат, отправленных на передовую с приказом немедленно остановить атаку 2-го батальона Девонширского полка, пока все они (более полутора тысяч человек) не угодили в ловушку. Какие еще киноленты о Первой Мировой войне можно посмотреть, и почему именно на них стоит обратить внимание – в первой части нашей подборки.

1. Боевой конь (2011). Режиссер: Стивен Спилберг

Снова, как и в «1917», на сцену выходит усатый и агрессивный Бенедикт Камбербэтч, который стремится в самоубийственную атаку на немецкие позиции – на этот раз в роли офицера кавалерийского полка Его Величества.

«Боевой конь» — это удивительно человечное кино, которое умудряется показать зрителю окопную и тыловую жизнь по обе стороны фронта, доказывая, что даже на войне есть место состраданию и гуманности.

Ракурс: Западный фронт Первой Мировой от лица коня и его случайных спутников.

Главная особенность фильма: нарративная структура киноленты, которая строится на путешествии «чудо-коня» по имени Джоуи между двумя враждующими сторонами, от одной линии окопов до другой. Джоуи успеет побывать и «пахотной» лошадкой, и офицерским скакуном, и тягловой силой для немецких пушек, и неожиданным сюрпризом для неизлечимо больной девочки, и главным товаром на послевоенном аукционе. Джоуи, как и другие герои этого фильма, успевает обрести друга, потерять его, утратить надежду на спасение и – наконец – вернуться домой, изменившись сам и изменив людей вокруг себя.

Самая памятная сцена: атака британской кавалерии на позиции немецких солдат. Без единой капли крови Стивен Спилберг показывает весь ужас и холодную ярость мировой войны.

2. Они никогда не станут старше (2018). Режиссер: Питер Джексон

Название фильма взято из поэмы британского поэта Лоренса Биньона «Павшим» («For the Fallen», 1914). Строчки из этой же поэмы предваряли вступительные титры компьютерной игры Medal of Honor (2010).

«Они никогда не станут старше» — дебют в документалистике для прославленного Питера Джексона, постановщика трилогии «Властелин колец». Впрочем, даже в новой для себя сфере Джексон сумел выложиться по полной программе: 100% рейтинг «свежести» на сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes и 91 балл из 100 на Metacritic уже говорят о многом.

Ракурс: интервью выживших о жизни и смерти простого британца на Западном фронте.

Главная особенность фильма: Истории трех ветеранов Первой Мировой войны, сопровождаемые отреставрированными, заново колоризованными и озвученными кадрами архивной кинохроники военных лет, которые Джексон умудрился достать из недр Имперского военного музея. «Они никогда не станут старше» больше напоминает художественный фильм, чем документалистику – настолько живо и естественно выглядит восстановленная кинопленка, что по началу даже не веришь, что ты смотришь на реальных людей, которые жили, ели, курили, пили, учились строевому шагу, катили на фронт пушки, все вместе справляли нужду, подворовывали в окопах, старались смеяться так часто, как только можно, и умирали за своих друзей и свою страну.

Самая памятная сцена: улыбающиеся лица британских солдат, стоящих в строю, через секунду сменяются серией кадров с теми же лицами – мертвыми, опухшими, бледными, покрытыми коркой крови и грязи.

3. Лоуренс Аравийский (1962). Режиссер: Дэвид Лин

Герой Питера О’Тула полковник Лоуренс – голубоглазый и высокий блондин с соломенными волосами – был источником вдохновения для образа андроида Дэвида из неоднозначного «Прометея» (2012) Ридли Скотта.

«Лоуренс Аравийский» – эпическая сага о человеке, который сражается больше за собственные идеалы и веру, чем за корыстные геополитические интересы своей страны.

Ракурс: Арабское восстание под предводительством полковника Томаса Лоуренса против власти Османской империи.

Главная особенность фильма: титанические масштабы происходящего. Полковник Лоуренс совершает настоящую одиссею в глубь вражеских территорий, поднимая за собой арабские племена, превозмогая абсурдные приказы командования, жару пустынь, и османские пули, превращаясь в конце во властного монстра, которым всегда боялся стать. Фильм умело балансирует на грани личной трагедии и эпической военной драмы, базируясь на мотивах, заложенных еще «Гражданином Кейном» Орсона Уэллса, и рассказывает нам историю падения благородного в своих устремлениях человека.

Самая памятная сцена: нападение арабских племен под предводительством Лоуренса Аравийского на город Акабу, находящийся под контролем османов. Тысячи статистов, реальные декорации города и Питер О’Тул, который чуть не погиб во время съемок, свалившись со своего верблюда, — прилагаются.

4. Атака мертвецов: Осовец (2018). Режиссер: Василий Чигинский

Игровая короткометражка вышла 11.11.2018 – ровно через сто лет после завершения Первой Мировой войны. В этот же день шведская группа Sabaton объявила, что начала запись нового альбома под названием «The Great War». Среди треков нового альбома шведской группы – песня «The Attack Of The Dead Men».

«Атака мертвецов: Осовец» — короткометражка от ребят из Wargaming.net (создателей World of Tanks), снятая за очень ограниченный бюджет, но с огромной любовью и уважением к павшим.

Ракурс: одно из самых знаменитых сражений на Восточном фронте Первой Мировой, воспетое в десятке песен, фильмов и картин.

Главная особенность фильма: дешевая графика здесь уютно соседствует с натуральными окопами и «военными» декорациями, бутафорская кровь – со слоу-мо рукопашными схватками и максимальной жестокостью бойцов, а наигранная «дореволюционная» речь – с искренней теплотой актерской игры. А еще в фильме есть «очеловеченные» немцы, которые, несмотря ни на что, боятся использовать химическое оружие, потому что «погибнет слишком много солдат». Ну и «ганс» в противогазе, стоящий на горе трупов на фоне горящего заката и с дыханием Дарта Вейдера – без него никуда.

Самая памятная сцена: ночной разговор накануне Атаки мертвецов. «Смерть – она что ваш бинокль. Смотришь с этой стороны: вроде близко она, страшно ее. Поворотишь: вроде и далеко она, не боязно совсем – чего ее, маленькую такую, бояться?»

5. Галлиполи (1981). Режиссер: Питер Уир

Фильм, послуживший источником вдохновения для сюжетной кампании «Посыльный» в игре Battlefield 1 (2016) от компании-разработчика EA DICE.

«Галлиполи» — один из самых титулованных (анти)военных фильмов прошлого столетия, который не только убедительно рисует картину самоубийственной Галлиполийской операции, но и показывает, как и чем жила сельская Австралия в начале XX века.

Ракурс: Операция экспедиционного австралийско-новозеландского корпуса с целью овладеть Стамбулом и вывести Османскую империю из войны. По совместительству — главный фетиш австралийских милитаристов.

Главная особенность фильма: необычный подход киноленты к своему главному герою. Фрэнк Данн, блестяще сыгранный Мэлом Гибсоном, выступает здесь как клубок противоречий, который движется вперед не благодаря, но вопреки – собственным желаниям, амбициям, страхам, обстоятельствам и жажде жить. «Галлиполи», наверное, единственный военный фильм, большая часть которого посвящена мирному времени в далеком уголке земли под названием Австралия. Здесь добровольцами записываются в армию не из чувства долга, а после томных вздохов местных девушек, халявной выпивки, благоговейных взглядов ура-патриотов и шанса покинуть, наконец, эту дыру под названием «пятый континент».

Самая памятная сцена: Оборванный финал киноленты, в котором Мэл Гибсон бежит сквозь траншеи, заполненные солдатами, чтобы остановить самоубийственную атаку австралийских частей, которые готовы вот-вот выйти на турецкие позиции. И все это под знаменитое «Адажио соль минор» для струнных и органа Томазо Альбинони.

Пишу о кино в телеграм-канале «RJ»: @rjfilm

 

Источник

Читайте также