С точки зрения нарратива, правдоподобия и общей практичности.
Ранее мы пришли к выводу, что невозможно создать абсолютно оригинальный паучий костюм — всё уже создано. Тем не менее, вполне реально пропустить существующие костюмы через себя и создать не что-то новое, а что-то своё: можно придумать костюм, который будет работать в твоём мире и твоей истории.
В этой статье вы узнаете, как «Улучшенный Костюм» работает в игре Marvel’s Spider-Man.
Приятного чтения!
Оглавление
Сюжет
На протяжении восьми лет супергеройской карьеры Питер вносил мелкие изменения в свой костюм, например, увеличивал прочность линз и встраивал паутину в подмышки.
Но кардинально костюм он не изменял.
Когда Паркер был школьником, то в первом столкновении с Амбалом поймал катану под ребро и чуть не умер; судя по словам Мэри Джейн, подобное случалось не один и не два раза.
Но Питер всё равно не улучшал свой костюм. Концептуально, по крайней мере. С его точки зрения для этого не было никаких причин.
Причин не было и после пролога игры: Фиск, главная угроза для города, за решёткой; члены Зловещей Шестёрки либо находятся в Рафте, либо пока не стали злодеями. Манхэттен спит относительно спокойно, потому что Человек-Паук в кои-то веки победил. А его костюм почти не повреждён.
Поэтому у Питера не было причин для разработки кардинально нового, улучшенного одеяния. Не было серьёзного злодея, теракта или побега из тюрьмы. У Питера не было никакого мотива.
Откровенно говоря, дизайн костюма создал даже не Питер.
Сюжетно «Улучшенный Костюм» существует только благодаря Отто Октавиусу и ради него одновременно, связывая первый и последний акты игры.
Здесь, с помощью подарка и изобретения Отто Октавиуса, Человек-Паук борется с преступностью и злом.
Здесь Питер Паркер борется со злом, в которое Отто превратился, с помощью его же технологий, с помощью наследия прошлого и лучшего Отто.
Оригинальный костюм Insomniac — это ничто иное, как олицетворение светлой стороны Отто Октавиуса, которая погибла в тот момент, когда Доктор Осьминог родился. Это память об учителе и друге, которую Питер будет с гордостью и горечью нести с собой даже после событий игры.
Это прежде всего ноша.
Очень жаль, что свои идеи игра никак не исследует. Питер делится мыслями о костюме только два раза, до и сразу после крафта брони: «White spider, huh? Hmm» и «New suit, same old me».
У определённого читателя уже мог возникнуть конкретный вопрос: «И что?» Почему костюм, то есть нижнее бельё супергероя, вообще нуждается в какой-то сюжетной подоплёке?
Потому что сюжетная подоплёка подчёркивает развитие персонажа и эффектно демонстрирует, что именно для новых врагов, новых ситуаций и новых конфликтов герою нужна новая «кожа», новая личность и новое «я». Костюм всё это визуально олицетворяет, выступая чекпоинтом эволюции или деградации протагониста.
Например, в мультсериале Spectacular Spider-Man чёрный костюм постепенно «удалял» классический узор паутины, увеличивал и заострял эмблемы, отображая таким образом возрастающий контроль агрессивного симбиота над Питером.
Но костюм появился не только ради фан-сервиса или визуала. Те проблемы, с которыми Паркер сталкивался весь сезон (проблемы с друзьями, деньгами и работой), симбиот начал решать по своему.
После сердечного приступа Тёте Мэй требовалась крупная сумма на лечение, поэтому единственным интересом Паркера стали деньги; у друзей Питера их не было, и он послал их к чёрту, а Джей Джона Джеймсон за фотографии Человека-Паука столько денег просто не платит. Под влиянием симбиота Питер почти принял взятку от Мистера Линкольна (Тумбстоуна), главного криминального босса Нью-Йорка.
Взятка подразумевала, что сначала Паук неделю не будет геройствовать, чтобы доказать свою лояльность, а позже вернётся к своей работе, но перманентно закроет глаза на все операции преступного босса за кругленькую, стабильную зарплату.
В итоге Питер победил симбиота и отказался от взятки, а также принял вызов решить все проблемы самостоятельно и честно.
Таким образом, чёрный костюм существует не ради самого себя, а для сюжета, где протагонист борется с внутренними демонами и побеждает их.
Бэткостюм V8.03 появился в Batman: Arkham Knight из-за самых высоких ставок в серии: по информации Ядовитого Плюща, в эту ночь все суперзлодеи объединились против Бэтмена, а улицы Готэма уже заполонили танки и наёмники Рыцаря Аркхэма. Тематически — идёт война за город, и на поле брани Бэтмену нужна не только военная техника в виде нового Бэтмобиля, но и военная униформа.
Помимо визуальной «свежести» броня привносит что-то новое и в геймплей — серийные добивания, улучшенный Бэткоготь и катапультирование из Бэтмобиля.
В «Гражданской Войне» Питер получил апргейд от Старка не ради апргейда. Костюм также ознаменовал новый этап в его жизни и супергеройской карьере: теперь ему придётся не только ловить мелких преступников и останавливать вышедшие из строя автомобили, но боксировать с Капитаном Америка и ровняться на Железного Человека, позже — участвовать в спасении всего мира. Питер попал в новую вселенную, Киновселенную Марвел.
После фатального происшествия с почти затонувшим кораблём Паркер с позором «ушёл» из КВМ и вернулся к Мэй домой, вернулся к Нэду и Лиз в школу. Проще говоря, Питер вернулся в свою вселенную, где живут обычные люди с обычными жизнями.
Самодельный костюм, несмотря на все паучьи мотивы в дизайне, эту человеческую сторону жизни и олицетворяет: недаром Питер хранит его в собственной школе.
И по ходу фильма значение костюма только расширялось.
Когда Человек-Паук победил Стервятника не в костюме за миллионы долларов, а в красно-синих тряпках за пару баксов, он доказал, что чего-то стоит: его изобретения (паутина, веб-шутеры, линзы), его методы и его способности не бесполезны; Питер не бесполезен.
Поэтому важен не костюм, а его носитель, не инструменты, а их пользователь.
Вышесказанное — это хороший и традиционный приём визуального сторителлинга.
Сорвиголова в первом сезоне получил костюм дьявола только перед финальной дракой с Фиском, Майлз Моралес в «Через Вселенные» перекрасил костюм Питера под себя только после того, как научился контролировать «внутреннюю искру» и поменял мотивацию с мести Фиску на защиту своей семьи; Питер надел броню Железного Паука в «Войне Бесконечности» не только ради фан-сервиса, а для борьбы с угрозой вселенского масштаба, для выхода на новый уровень.
Разработчики даже использовали этот «приём»: Питер собрал Анти-Ок броню только перед финальным босс-файтом, для победы над Отто.
Так почему «Улучшенный Костюм», созданный специально для этой игры, её козырь и фишка, остался без внятной сюжетной предпосылки? Почему главный костюм всей игры вплетён в сюжет этой самой игры хуже, чем броня, которая нужна для одного босс-файта в 10 минут и трёх катсцен?
Если игра позиционирует оригинальный костюм как ещё один элемент гардероба, то и у игрока отношение к нему будет соответствующее, то есть «норм скин, а какие ещё есть». Для исключения настолько тухлого экспириенса костюм должен представлять историю решённого/нерешённого конфликта — внутреннего или внешнего.
При первом появлении «Улучшенного Костюма» в игре нет никакого конфликта — главный враг побежден и город в безопасности. И это проблема. Костюм не ощущается «новой ступенью в развитии» или «заслуженным трофеем»: уровень с Фиском для игрока — это разогрев, в буквальном смысле обучение элементарным механикам. Как бы режиссура не пыталась драматизировать всё происходящее, игрок прекрасно понимает, что ставки здесь низкие по умолчанию. Даже главный герой после поимки Кингпина уже не придаёт ему какое-то значение.
Новый костюм не ощущается критически важным в том городе и сюжете, где Человек-Паук победил своего главного врага — с которым за кадром боролся аж 8 лет — так быстро и так легко.
Чтобы исправить это недоразумение, встроить костюм в историю нужно перед важным конфликтом. Например, до миссии с Фиском, чтобы минимально подчеркнуть высокие ставки; после теракта у мэрии, заостряя внимание на возросшей угрозе и войне с Демонами. Не очень интересно, но хотя бы на уровне Анти-Ок брони.
Как вплести костюм в историю максимально органично и со вкусом, не слишком рано или не слишком поздно, в самый оптимальный момент?
Что-то очень странное
Ещё до релиза игру окружал невероятный информационный шум — слухи, сплетни, заговоры, интервью разработчиков. Обыденность для крупнобюджетного проекта.
Но было и что-то совершенно неописуемое: то, какой цирк происходил вокруг костюма и происходит до сих пор — это очень интересная тема.
И возможно самая душная часть всей статьи, так что запаситесь терпением.
24 апреля 2018 года, вырезка из интервью Game Informer.
Здесь Джасинда манипулирует словами, чтобы читатель думал, будто Питер сделал редизайн сам. Она делает это не из «злого» умысла, а для сокрытия Дока Ока в игре — такова маркетинговая стратегия. Всё в порядке вещей.
31 июля 2018 года журнал Variety берёт у Джасинды новое интервью.
Здесь маркетинговая стратегия Insomniac превратилась в неприятную, но обыденную для крупных проектов ложь: на протяжении истории Питер не дизайнит костюмы в множественном числе, он дизайнит единственный костюм Анти-Ока. В остальном это интервью аналогично предыдущему — роль Дока Осьминога также скрывается, ведь до релиза игры остался ещё месяц с небольшим.
Но проблема, абсурдность которой раскроется далее, родилась именно здесь. Интервью выше задали своеобразный тренд, которого разработчики (и не только) будут придерживаться даже после релиза игры, как в интервью Den Of Geek 11 сентября, например.
В интервью Чу рассказала, что главной целью было создать такой костюм Человека-Паука, который смотрелся бы современно в Нью-Йорке 2018 года.
Формулировки, подразумевающие, что костюм именно в игре создал как бы Питер, остались.
Спустя 8 дней (или 12 дней после выхода игры) те же самые тезисы и те же самые формулировки повторились в специальном ролике о костюме.
Разумеется, арт-директор прежде всего имеет ввиду, что это она представляла, чем бы Питер вдохновлялся в создании костюма, если бы он жил в реальном мире. Но когда её речь не меняются даже через две недели после релиза игры, где ясно дано понять, что дизайн создан не без поддержки Отто, у среднего игрока складывается впечатление, будто Паркер сам дизайнил костюм и в мире игры. Почему?
Потому что размытые и неопределённые формулировки из интервью и специальных видео перетекли в чуть более серьёзные отрасли.
В первой части артбука под названием «Город Надежды» и её первой главе, «Человек-Паук», 5 раз написано, что костюм придумал Питер Паркер.
Все 5 раз на одной и той же 18-ой странице, после которой никто к теме авторства не вернётся даже мимолётом.
Безусловно, артбук мог перековеркать тот самый переводчик, который
и, разумеется,
Но исходя из официальных комментариев Чу вне артбука вполне вероятно, что в книге на английском написано то же самое.
В игре
Ладно, хватит об оторванном от самой игры контенте. Важна ведь только игра и её слово, верно?
Как Marvel’s Spider-Man отвечает на вопрос об авторе редизайна?
Питер занимался ремонтом старого костюма. Реплик «нужно что-то новое» он не озвучивал, а в интерьере не было никаких намёков на чертежи или мысли об улучшениях.
То есть Паркер не планировал и не хотел делать новый костюм.
Идею подал Отто.
В электронном письме Октавиус говорит, что придумал «пару улучшений» для костюма.
Кроме того, он любезно прикрепил блокнот с зарисовками этих улучшений.
Ничего криминального, верно? Всё просто и понятно.
Но есть одна маленькая загвоздка — на страницах изображена только одна идея, идея белой эмблемы: в пункте «А» обоснован выбор её цвета, о чём будет сказано позже; в пунктах «B-C» описан её хим. состав и формула; в последнем пункте, «D», предложен вид переплетения нитей углеволокна.
Все остальные детали — перчатки, подошва, красная армированная материя, синяя лёгкая материя, рифлёные линзы, новый кант, чуть более тонкий и углублённый веб-паттерн — отсутствуют. В чём же проблема?
Проблема в том, что теперь у дизайна может быть два «ориджина».
- На следующих страницах блокнота находятся остальные идеи Отто для паучьего костюма; он придумал весь редизайн.
- Отто подкинул только концепт белой эмблемы, все другие улучшения — это задумка Питера.
Октавиус не уточнил в письме, какие именно улучшения придумал, он лишь сказал, что их несколько: под «несколько» могут подразумеваться как все улучшения, так и два свойства новой паучьей эмблемы — прочность и дезориентация. Далее по сюжету Отто костюм никак не комментирует, а Питер комментирует только два раза, до и сразу после его крафта.
Игра ставит точку в вопросе о настоящем дизайнере крайне оригинально — не отвечая на вопрос в принципе.
Подведём итоги.
- В интервью крупным изданиям и PlayStation арт-директор говорит, что костюм придумал вроде как Питер, но при этом арт-директор представляла, что такой костюм как бы придумал Питер, если бы он его делал в реальной жизни. А костюм в игре придумал… кто-то…
- В официальном артбуке игры 5 раз повторяют, что костюм придумал Питер.
- Игра показывает, что белую эмблему из углеволокна точно придумал Отто. Всё остальное? Кто-то точно придумал.
Из-за невнятного ответа на такой простой вопрос складывается ощущение, будто Insomniac Games боялись заявить о настоящем дизайнере костюма напрямую, чтобы усесться на четырёх стульях сразу, вроде
- Разумеется, Питер придумал всё сам. У него нет друга-миллиардера, как у Тони Старка-младшего, он гораздо опытнее и круче. Костюм — полностью его идея.
- Костюм представляет из себя творческую коллаборацию Питера и Отто; он раскрывает их дружбу.
- Отто Октавиус лично создал дизайн костюма из глубочайшего уважения к Питеру Паркеру и Человеку-Пауку.
Четвёртый стул — самый интересный, но о нём позже.
В «Человеке-Пауке» Сэма Рейми Паркер сшил костюм самостоятельно, что понятно из монтажных склеек, где Питер рисует скетчи.
Уже в сиквеле Питер прямо сказал, что именно он сделал костюм.
«Новый Человек-Паук» также сообщает зрителю, что Паркер создал костюм сам. На этот раз скетчи заменили натуральным «продакшеном».
В КВМ новый костюм Человека-Паука создал Тони Старк, пусть и на базе пижамы Питера Паркера. Это становится очевидным из поведения Паука.
«Возвращение Домой» окончательно подтверждает авторство Тони. Когда Питер впервые видит костюм, то искренне удивляется и буквально визжит от восторга. Это прямо говорит зрителю о том, что Паркер не участвовал в разработке костюма самолично.
Авторство предельно очевидно и для Insomniac: в игре костюм называется
Вот только автор собственного костюма для Insomniac не так очевиден: хватило бы двух-трёх скетчей и одной простой фразы, которые указывали бы на автора того или иного элемента дизайна, но, увы, этого нет. Есть очень размытые формулировки Октавиуса, его неполный блокнот и нулевая реакция Питера, которая ни на что толком не указывает.
А ещё один известный миллиардер использовал прототипы армейского снаряжения и подстраивал их под «свои нужды».
И это вовсе не какие-то мизерные пустячковые детали, которые совсем ни на что не влияют. Спроектированный дизайнером костюм в итоге будет наделён частичкой его души, крупицей его разума и характера. Не говоря уже о человеке под костюмом, которому эти идеи придётся пропустить через себя.
Костюмы Железного Человека проектировал лично Тони, поэтому они отражают его лучшие стороны: непреклонность, волю, чёткие идеи и веру в лучшее, безопасное будущее. Костюмы Железного Человека воплощают новое, миролюбивое наследие Тони Старка, который ранее был всемирно известен как «торговец смертью».
Костюмы символизируеют его желание лично защищать других.
Костюм Бэтмена, то есть прототип армейского снаряжения — это принятие эстафеты, которую Брюс сам же забрал и сам же принял.
Армия обеспечивает военную безопасность и порядок, оберегает свою страну, воюя в основном за её границами для защиты национальных интересов; внутрь собственной страны армию вводят очень редко, в основном для предотвращения беспорядков или протестов. Недавние примеры можете вспомнить сами.
Используя снаряжение, которое в армии никогда не носили, но могли, Бэтмен как бы говорит: «Вы не справляетесь с сохранением безопасности и порядка. Теперь я возьму всё в свои руки».
И второй фильм трилогии, «Тёмный Рыцарь», не оставляет эту мысль на фоне, а прямо комментирует её и даёт негативную оценку.
Классический костюм Паука в КВМ — это не только приглашение Питера в новую вселенную, воплощение его внутреннего, великого героя и «я», но и дизайнерски-технический гений Тони Старка, отражение его надежд на Паука, на то, что многообещающий подросток не повторит тех ошибок, которые Старк за свою карьеру успел наделать с лихвой.
И когда надежды Тони преданы, он забирает костюм.
Но когда Питер оправдывает и перегоняет надежды Старка, Железный Человек возвращает паучье трико. Хотя Паркер его об этом даже не просил.
У костюма Insomniac тоже есть идея. Но судя по интервью разработчиков, артбуку с их комментариями и самой игре никто не знает, какая именно, потому что все озвучивают кардинально разные идеи или просто отмалчиваются.
Костюм не может олицетворять все три мысли выше — он или олицетворяет только дизайнерский гений Питера, его зрелость, либо он представляет идею лучшего будущего, к которому Отто и Питер шли вместе, работая как одно целое, как партнёры и друзья, или он представляет только веру и уважение Отто Октавиуса к Питеру и Пауку, то самое уважение, которое мотивирует его создать дизайн костюма.
Какую из этих идей Питер носит на протяжении игры? Первую, вторую, третью? Первую и тайную четвёртую, вторую и четвёртую, третью и четвёртую? Может быть он носит «всё понемногу», даже если первая и третья идея прямо противоречат друг-другу?
Insomniac либо не решились ответить, потому что не смогли выбрать что-то конкретное, либо специально обходили настоящее имя дизайнера стороной в связи с четвёртой идеей, которую не хотели спойлерить.
Это фундаментально губительное решение. «Философия» костюма (не претенциозно-глубокая, а самая элементарная, под стать супергероике) заданная его дизайнером и носителем, должна хотя бы немного быть определённой.
Иначе что костюм вообще из себя представляет?
В медиа
Размытые ответы студии привели к тому, что крупные игровые (и не только) издания транслируют некорректную информацию в умы невнимательных фанатов, потому что сами не могут понять, кто создал дизайн костюма.
Например, согласно IGN на момент 15 сентября 2018 года, его полностью создал Отто.
Но по гайду IGN 22 декабря того же года костюм собрал Питер, что правда, но дизайнера портал не указал, и таким образом поставил знак равенства между «собрал» и «создал».
Gamecrate считает, что костюм создан с помощью Доктора Октавиуса. С какой конкретно помощью, сайт не уточнил.
В свою очередь, Screenrant заявил, что дизайн костюма полностью создал Отто.
Если верить официальному Spider-Geddon Handbook от Marvel, который вышел через 3 месяца после игры, весь редизайн придумал лично Питер.
Однако журналисты Game Informer, которые сняли 12 эксклюзивных роликов с разработчиками игры до её выхода, а после этого записали с Брайаном Интихаром и Джоном Паккетом часовой подкаст и написали рецензию на игру, прямо сказали, что костюм делал не Питер.
За весь этот фарс на 90% ответственны сами Insomniac: в попытках усидеть на четырёх стульях сразу, студия села лишь в лужу из очень странных недомолвок, вранья в артбуке и пустого сюжетного премиса, что превратило их собственное творение в «а рейми сют есть?», к которому игрок не чувствует той внутренней привязанности, которую мог бы чувствовать и которую игра должна была вызвать.
Но игра даже не знает, кто придумал костюм.
Далее.
Правдоподобность
Реализм в контексте «Улучшенного Костюма» означает, насколько он и его составляющие возможны к воспроизведению в реальном мире. Ни одного качественного и точного косплея по броне нет, в то время как по внутриигровому классическому костюму, например, есть, так что приходим к закономерному выводу — оригинальный костюм Insomniac не реалистичен.
И это не проблема: костюм делали не для косплееров, а для игроков, которые могут посчитать или не посчитать правдоподобным, что такой костюм может существовать в мире игры.
То есть в данном случае правдоподобность означает, насколько костюм выглядит стилистически органично и как ощущается в самой игре. Именно по этому критерию костюм далее и будет оценён.
Или нет.
Углеродное волокно
Если вы прочтёте пару (1, 2, 3, 4, 5, 6) статей и просмотрите EBay, то узнаете, что углеродное волокно это, грубо говоря
- очень тонкий и лёгкий, но при этом прочный и эластичный материал толщиной 5-10мкм
- к тому же химически и тепло стойкий
- 250 ярд (228м) нити стоят относительно дёшево — около 50$
- нити можно кроить разными способами, и в зависимости от их плетения свойства ткани будут отличаться
- нити можно наслаивать друг на друга, таким образом увеличивая их прочность
Всё это идеально подходит игровому Пауку: белая защита на костюме многослойная, поэтому обеспечивает наиболее оптимальный баланс защиты, лёгкости и эластичности; материал и его обработка достаточно недорогие даже для Octavius Industries, которая в начале игры находится на грани банкротства, т.е использование углеволокна не противоречит сюжету; сложные формы перчаток, подошвы и паука получены с помощью саржевого плетения (twill pattern), которое отлично подходит для создания таких сложных и деликатных форм, из-за чего так популярно в реальном мире.
Отто предложил объединить углеродное волокно с графеном. Два слоя этого материала по расчётам City University of New York приобретают прочность алмаза, при этом сохраняя эластичность бумажного листа, и превращаются в совершенно новый материал, диамен.
Подытоживая — белая защита не только правдоподобно выглядит в мире игры, где уже существуют Носорог, Скорпион, прототип экипировки Зелёного Гоблина, щупальца Доктора Осьминога, но и отдаёт приятным реализмом: все настоящие свойства углеволокна и его покроя с умом адаптированы для костюма, а графен, хоть и малоизучен, сложен для производства и не сшивается с углеволокном, тем не менее органично и не без причины встроен в защиту костюма. К тому же, первые исследования по сплаву графена и углеволокна уже ведутся в реальном мире.
Дизайнеры Insomniac подошли к своей работе здесь как настоящие профессионалы. Это невероятно глубокая работа по меркам супергероики.
Красная и синяя ткань
Писатель артбука утверждает, что костюм настолько правдоподобен, насколько это вообще возможно.
Разработчики в лишний раз напоминают читателю, что белые части сделаны из углеволокна.
Художники отмечают, что красная и синяя ткань — не спандекс.
О том, что белая часть костюма состоит из углеродного волокна, за пределами артбука напомнит Джасинда Чу, причём не один, а два, даже три, нет, четыре раза.
Игра упомянет это один раз, в набросках Отто.
Что касается красной и синей материи, то это не спандекс, о чём уже сказал Гэвин Голден выше. Об этом говорила и Джасинда в своём интервью журналу Variety.
Так из чего по итогу сделаны красная и синяя секции?
В интервью Чу говорит, что они сотканы из материалов, которые обычно используют в «атлетической одежде». Из каких именно материалов — арт-директор не уточнит, но про белый цвет из чётко обозначенного углеволокна разумеется напомнит.
В конце концов красную и синюю секции называют «частями», «материалом», «тканью», «лёгкой бронёй», иногда буквально «красным» или «синим», но никогда не называют конкретный материал.
Неназванные ткани не нарушают реалистичность материалов в сеттинге самой игры и остаются правдоподобными для игрока в реальном мире. Но на фоне того, как прекрасно студия и назвала, и обосновала, и встроила реально существующее углеволокно с графеном в своё трико, на безымянную красно-синюю «ткань» смотреть немного грустно.
Резюмируя.
Углеродное волокно грамотно вплетено в костюм, а динамичные линзы давно существуют в реальном мире, поэтому их правдоподобность объективна. Проблемы у одеяния есть только с красной и синей материей.
Очень правдоподобный костюм, очень хорошая работа.
Практичность
Существование «Улучшенного Костюма» должно оправдываться не только с позиции сюжета и правдоподобности, но также с точки зрения практичности его элементов.
Согласно первой статье, дизайнерам, арт-директору и комментариям разработчиков выше, функции костюма можно свести к следующим пунктам.
- Максимальная защита
- Максимальное усиление
- Максимальная манёвренность и вентиляция
- При минимальном весе костюма и
- Таком же минимальном количестве деталей.
Три последние функции костюм выполняет безукоризненно — его ткань обтягивает мышцы плеч, грудную клетку, пресс, суставы коленной чашечки и рёбра, что явно не стесняет движения.
Синий материал отвечает за вентиляцию тела; он настолько лёгкий и тонкий, что колеблется от ветра во время «дайва» и полёта по городу вообще.
Костюм не перегружен деталями, из нововведений в нём только минималистичные кроссовки вместо сапог, белые перчатки, треугольные панели и большой паук на груди; на спине паук схожих размеров был всегда. Костюм добавляет примерно столько же деталей (большой паук спереди, треугольные панели, перчатки), сколько и отнимает (сапоги). 3 к 1 — не самая большая разница.
Если образцовое соблюдение последних трёх функций очевидно, то на первых двух нужно остановиться поподробнее.
Защита
Напомню, белые, красные и синие участки — это максимальная, средняя и минимальная защита соответственно.
Голова в костюме обделена прочнейшим углеволокном не только ради эстетики, но и для максимальной подвижности и гибкости, превалирующей ставки на скорость реакции Питера.
По этой причине углеволокном не покрыта и шея.
Красная материя защищает плечевой пояс, но не полностью — в двух местах её разрезает синяя ткань и превращает в панель; так плечи героя остаются достаточно подвижными.
Выстрел или сильный удар по локтю не убьёт человека, но может оставить без «рабочей руки» как на пару секунд, так и на всю жизнь: зависит от сгиба предплечья и угла, под которым нанесён удар.
Локти для Человека-Паука — это одно из самых приоритетных мест для защиты. Выстрел/удар в локоть означает, что в бою герой будет практически бесполезен, в беге — не сможет оптимально контролировать свою манёвренность и центр тяжести, а в полёте ему придётся до изнеможения использовать другую, целую руку. Повреждение сразу двух локтей сделает Паука совершенно беспомощным в каждом из описанных сценариев.
Коленные чашечки сталкиваются с теми же проблемами, но в большем масштабе: выстрел/удар в колено сразу лишит Питера возможности двигаться вообще.
Паука постоянно пытаются застрелить несколько человек сразу, его хотят задавить Носороги и проколоть Скорпионы, на него каждый день нападают толпой, а его локти и колени, без которых он против толпы, огнестрела и суперзлодеев бесполезен, совершенно не защищены.
В том же атлетическом/спортивном снаряжении, на которое Insomniac равнялись, наколенники с налокотниками присутствуют просто по умолчанию (не говоря уже о шлеме). Роллеры и велосипедисты носят защиту для снижения урона при падении или ударе на высокой скорости.
Да, защиту в этих видах спорта как правило используют неопытные новички. Но деятельность супергероя — это не вид спорта, а очень опасное предприятие, где каждый день может стать последним.
Для Человека-Паука это актуально и в том смысле, что он передвигается не со скоростью велосипеда или роликов, а как минимум со скоростью легковой машины. Повреждение локтя или колена на такой скорости в мире игры может стать перманентным.
У Чёрной Кошки вселенной Insomniac, которая занимается теми же трюками, что и Паркер, то есть прыжками на огромную высоту, паркуром по крышам и полётами, но у которой при этом нет врагов с суперсилами, есть защита в виде налокотников и наколенников.
Так почему защиты нет у Паука, со всей коллекцией его врагов и преступных банд? Сверхвыносливость тут, опять же, не аргумент — Паркер, как и Кошка, уязвим к выстрелам и холодному оружию, удару суперзлодеев с суперсилой.
Питера даже «подкалывают» на эту тему в игре; в прошлой схватке с Тумбстоуном злодей очень сильно повредил герою ногу. Возможно, сломал.
Подводя итоги — пара слоёв углеволокна на коленях/локтях как минимум необходима, ведь работа у Человека-Паука крайне опасная.
Решения дизайнеров здесь можно понять: белая защита в этих местах смотрелась бы негармонично, поэтому функциональностью решили пожертвовать в угоду общей «плавности».
Хотя здесь можно было что-то придумать. Например, провести защиту перчаток до зоны локтя, что в последствии и сделали в костюме Майлза.
А углеволокно на коленях можно было закрыть синей тканью, чтобы виднелась только белая «обводка». Как у Дэдпула в одноимённом фильме и в мобильной игре Marvel Strike Force, например.
Или вариант ещё проще: углеродные наколенники можно перекрасить в синий цвет, чтобы они сливались с тканью. Судя по кроссовкам, перекрасить углеволокно — это не проблема.
Меж тем, белый паук на спине сидит как влитой и защищает в основном грудной отдел позвоночника. Максимальная защита при минимальном весе и количестве деталей, претензий нет.
Белый паук на груди слегка прикрывает сердце и полностью защищает солнечное сплетение с подгрудьем, а также избавляет персонажа от неприятных последствий от удара (ощущение удушья/смерть) в эти места.
Максимум защиты и минимум деталей, вопросов нет.
Перчатки
Белая часть перчаток делится на
- защиту пясти
- боковую защиту предплечья
- кастеты
Пясть выглядит очень толстой, и повышенной прочностью это не компенсируется.
Если в обычных тактических перчатках защита пясти добавляет руке веса и делает удар чуть более ощутимым, то здесь перчатка не утяжеляет руку — углеволокно слишком лёгкое. А ускорение удара с помощью долов бессмысленно в костюме такого быстрого персонажа, как Человек-Паук.
Броню с пясти можно снять — её размеры портят обтекаемость дизайна, а её бонусы в виде защиты и ускорения удара крайне незначительны. Можно не снимать пясть, но сделать тоньше.
Кастеты выглядят очень странно.
Они нужны для защиты от повреждений и для усиления ударов, поэтому ими пользуются Бэтмен, Найтвинг, Бэтгёрл, Сорвиголова и другие герои с человеческой силой. Герои стрит-левел уровня, проще говоря.
Но для Человека-Паука кастеты бесполезны — он наделён суперсилой и может поднять легковое авто или остановить грузовик.
Персонаж постоянно дерётся с бронированными Носорогами, Скорпионами, Тумбстоунами и дальше по списку. Он делал это без усиленных костяшек 8 лет, и ничто ему не мешало. Из этого следует закономерный вывод: для атаки кастеты не нужны, в противном случае Питер создал бы их раньше; для полной защиты они должны располагаться не только на костяшках, но и на суставах пальцев.
По итогу кастеты одинаково бесполезны и в защите, и в атаке.
Последний элемент перчаток — это боковая защита предплечья, или, скорее, защита рёбер предплечья, как снаружи, так и внутри.
Гладкая форма по задумке улучшает аэродинамику рук, что, опять же, бесполезно — персонажу с паучьей скоростью дополнительная аэродинамика не нужна. Остаётся защитная функция: пластинами можно блокировать рукопашные удары или удары холодным оружием. Это действительно очень полезная и хорошая идея, но больше перчатки ничего не могут предложить.
Кроссовки
Углеволокно защитит Питера во время, например, спасения людей из горящего дома — урон для ступней будет самым минимальным, ведь защита огнеустойчива. Химические реагенты и опасные вещества тоже не представляют особой угрозы, потому что волокно устойчиво и к ним.
К чему оно не устойчиво, так это к возможности наносить доп. урон. Здесь подошва повторяет непрактичность кастетов — Человек-Паук даже в игре может с места прыгать на высоту в ~10 метров. С такими возможностями никакое «усиление» ног объективно не нужно, все усиления на месте.
И Питер это знает, иначе он не ходил бы 8 лет в одной и той же подошве.
Тем не менее, убирать новую подошву не стоит, она приемлемо защищает ступню, хотя абсолютно незащищённая верхняя предплюсна и отсутствие приподнятости носка вызывает вопросы.
Треугольники
24 апреля 2018 года арт-директор говорит, что красная ткань (в том числе треугольные панели) снижает урон, если персонаж царапается о здание в полёте.
Через 3 месяца, 31 июля 2018 года, Джасинда говорит то же самое.
Но спустя четыре дня после выхода игры, 11 сентября 2018 года, арт-директор уже не настолько убеждена в функции треугольных панелей, поэтому уверенный тон меняется на слегка неуверенный, «I guess», и у панелей внезапно появляется новая фича — защита от некой «строительной сыпи».
Это странно.
- Даже Google не знает, что такое «строительная сыпь/building rash».
- Персонаж никогда не царапался о здания не только в массмедиа, но даже в комиксах. Откуда у художников возникла идея «защиты на случай столкновения с зданием» — не ясно.
- Взрослый и опытный Питер этого мира знает небоскрёбы Манхэттена как свои пять пальцев. Очень маловероятно, что он просто возьмёт и вдруг поцарапается или ударится о здание, слишком уж детально Паркер знает местность.
- Улицы игрового Манхэттэнаа довольно широкие, «случайно» задеть стену не получится.
- В игре нельзя царапаться или ударяться о здания. При столкновении со стеной игрок начнёт бежать по ней вверх, а при попытке поцарапаться о край здания персонаж будет горизонтально бежать по стене.
С практической точки зрения треугольники просто не нужны.
По итогу панелизация на четверть бессмысленна: колени и локти полностью уязвимы, перчатки на две трети бесполезны, а волокно на ступнях никак не усиливает урон. Треугольные панели существуют для цветового баланса.
С другой стороны, защита на груди/спине нужна и отлично выполнена; защита ступней работает на 2/3, а идея дать каждому цвету свою задачу очень простая, не новая даже для Бэтмена в 2018 году, но работает. Функции тканей уместны в контексте паучьего костюма, претензий к ним нет и быть не может.
Хорошая работа, которая страдает от бесполезных экспериментов вроде треугольных панелей, которые ничего не делают, или перчаток, которые делают слишком мало. Insomniac перепутали Сорвиголову с парнем, который может поднять легковую машину в несколько тонн.
Итоги
Костюм не знает, зачем он появился. Можно вырезать его создание из сюжета, и ничего не изменится.
Игра не знает, кто придумал костюм. Слова разработчиков идут вразрез с тем, что говорит игра, а информация СМИ и даже Marvel противоречит если не игре, то словам разработчиков. За всю историю паучьих костюмов такой «уровень проработки» встречался разве что в The Amazing Spider-Man 2.
Костюм довольно правдоподобен, но после шести live-action адаптаций персонажа и с возможностями PS4 это сложно назвать прорывом.
Из усиления и защиты неполный смысл имеет только защита. Панелизация в общем и целом логична, но не без огрехов.
Несмотря на откровенно сумасбродные минусы, в «Улучшенном Костюме» есть хорошие идеи с таким же хорошим потенциалом. В следующей статье мы посмотрим, как игра его использует.
Спасибо, что прочли материал до конца, и до скорых встреч!