Союз поколений, который создал Крепкого Орешка
Если вы тоже считаете, что у Терминатора, Хищника, Крепкого Орешка, Робокопа и Чужих много общего и удивляетесь, почему такое кино больше не снимают, не спешите винить во всем рейтинги, форматы, новую этику и аудиторию.
По теории поколений создавать такие фильмы сейчас просто некому. С начала девяностых изменились не только технологии, и одни профессионалы сменились другими — индустрию делают люди из совсем других поколений.
Чтобы это доказать хотя бы себе, я взял годы рождения 49 авторов фильмов «золотой эры». Все эти фильмы объединяет наличие не (очень) нуарного героя, явная грань между добром и злом, безусловная мотивация героев уничтожить второе ради первого. И особенный продакшен с вниманием к мелочам. Фильмы отобраны по самому объективному принципу «нравятся с детства».
Сначала мой список ограничился фильмами в промежутке с 1986 до 1995 года, но потом я решил добавить в список еще Звездные Войны 1977 года, ибо у них с Хищником оказалось много общего.
В расчет брал режиссеров, сценаристов, продюсеров, операторов, монтажеров и художников, у которых на кинопоиске указан год рождения. Периоды рождений каждого поколения взял по канону Штрауса и Хоува.
Вас должны удивить зумеры и миллениалы в этом списке, родившиеся в первой половине 20 века. Это предыдущие поколения тех же типов, что и современные зумеры и миллениалы (по версии Штрауса и Хоува история циклична. Подробнее писал в статье 2017 года).
Уже по этому списку понятно, что к созданию фильмов приложились почти полностью исключительно 2 поколения: зумеры и последовавшие за ними бумеры. Давайте подытожим: 22 зумера и 26 бумеров. Одного миллениала (оператора Звездных Войн Гилберта Тейлора) можно считать исключением.
И это при разбросе возраста фильмов почти в 20 лет! Самый старый снят в 1977, самый новый — в 1995. А ключевые авторы рождались с 1928 по 1959 годы. При этом примерно с 1961 начали рождаться иксы, а примерно до 1925 рождались миллениалы, которые удивительным образом прошли мимо создания шедевров vhs проката. В авторах более современных Миссия: Невыполнима (1996) и Матрице (1999) появляются иксы, и эра заканчивается.
Как на создание душевных боевиков и триллеров работал союз зумеров-бумеров?
От бумеров — поколения идеалистов — эти фильмы получили гуманистический заряд борьбы добра со злом и бескомпромиссную альтруистичность героев. От них же взяли неимеверно крутой продакшен, в который на идеалистическом энтузиазме было вложено гораздо больше сил, чем могли бы вложить другие поколения. Видимо, мотивация «за идею» часто оказывается самой сильной.
Зумеры — адаптивное поколение — в этом тандеме могли не мешать бумерам творить, обогащать результат своей насмотренностью и широтой взглядов. В роли продюсеров они могли повлиять на выбор жанра в пользу востребованных развлечений — шумных и динамичных.
Кто снимает кино сейчас?
Тон в индустрии задают миллениалы — до душноты рациональное поколение. А спонсируют её продюсеры и владельцы студий постарше — иксы — сторонники высокой прибыли. (Сейчас кажется, что без учета прибыли вообще ничего не делается, но увидите, что норма пошатнется.) Этот тандем нацеленности на сборы и рационального подхода к делу породил бум франшиз и маркетингово выверенных безрисковых проверенных фокус-группами производств типа Нетфликса.
#зумеры #миллениалы #поколения #боевики #верховен #кэмерон #нетфликс