Самая обнаженная статья месяца морей. О да, с картинками.
Месяц морей на DTF стремительно подходит к концу, а «тема, что называется, не раскрыта». Решил исправить это упущение, рассказав об истории развития купальников с античных времен до наших дней. История была наполнена событиями, нелепыми ограничениями и скандалами, а советские люди в определенный момент были на пике развития сексуальных купальников, удивляя весь мир.
«Горячая» античность
Первое упоминание купальников датируется IV веком. Древнеримская вилла Казале в центре Сицилии украшена великолепными мозаиками с изображением девушек в купальниках. Представленные на мозаиках девушки — спортсменки, на что указывает соответствующий инвентарь: мяч, метательный диск и эстафетные палочки (которые можно перепутать с гантелями).
Античные купальники были сильно похожи на современные. Они состояли из бандо (узкого топа) и широких трусиков, чаще всего совпадающих по цвету.
Главное отличие древнеримских и древнегреческих купальников от современных заключалось в том, как они использовались. В купальниках времен античности не было заведено купаться — девушки плавали голышом. Тем не менее, историки нашли несколько подтверждений тому, что девушки посещали совместные бани в античных купальниках. Поэтому чаще всего историю купальников принято начинать рассказывать именно с моделей, впервые замеченных в первых веках нашей эры.
Древние мужчины тоже предпочитали не прикрываться во время плавания. На сохранившихся фресках изображены прыгающие в воду нагие мужчины без трусов или каких-либо повязок.
Унылые Средневековье и эпоха Возрождения
Дальнейшее развитие купальников пошло по тернистому пути. И все по вине строгих христианских уставов, фактически запрещавших людям прилюдно оголяться. Историки признаются, что у них нет ни одного достоверного доказательства тому, чтобы женщины Средневековья плавали в открытых водоемах, надев купальник или другую специальную одежду. Как и прежде, женщины купались голыми.
Со временем купание голышом стало порицаться в некоторых странах Европы. Немецкий закон 1548 года стал требовать, чтобы пловцы носили панталоны или другую закрывающую область паха одежду при купании в общественных местах. За неисполнение закона предусматривался денежный штраф.
К эпохе Позднего Возрождения стали набирать популярность целебные источники. Один из таких на своей картине «Источник молодости» (1546) изобразил немецкий художник Лукас Кранах Старший. На картине показывается традиционный «целебный» источник того времени, который омолаживает старух, превращая их в молодых дев. Все купающиеся женщины на картине изображены голыми.
Первый «официальный» купальник
В 1687 году английская писательница-путешественница Селия Файнс описала первый купальник, использовавшийся непосредственно для купания.
К концу 17-го века купание стремительно набрало популярность. Во многом это заслуга отдельных энтузиастов, пришедших к выводу, что минеральные ванны и природные источники действительно имеют целебный эффект.
Купание широко распространяется в Европе, как и термин «банные халаты», описывающий одежды для посещения бань, принятия ванн и плавания в открытых водоемах (что все еще оставалось редкостью). Согласно альтернативным описаниям, эти одежды тоже были желтыми, имели рыхлую структуру и выполнены из шерсти или фланели.
Законы в отношении любителей поплескаться продолжали формироваться. В 1737 году в Великобритании были приняты официальные требования в отношении посетителей бань. Мужчинам запретили посещать бани без пары панталонов и жилета, а женщинам — без «приличной накидки».
Купальные машины
На середину 18-го века приходится одно из самых оригинальных изобретений для купания. В Европе были созданы купальные машины — небольшие деревянные хижины, в которых женщины переодевались из повседневной одежды в желтые купальные платья.
Такие будки загонялись в воду на лошадях на небольшую глубину, подходящую для купания. Женщины переодевались в этих хижинах и спускались по ступенькам в воду для купания. Им помогали профессиональные купальщицы, которые окунали женщин в воду, в том числе с применением силы.
Тогда же были замечены первые «пляжные» одежды для купания. Ими назывались традиционные рыхлые желтые «банные халаты», но с укороченным подолом, чтобы было видно щиколотки.
Мода начинает диктовать условия
В начале 19-го века мода начинает оказывать ключевое влияние на развитие купальников. В первую очередь, купальники перестают быть грязно-желтыми и рыхлыми. Вместо этого они принимают форму платьев, часто выполненных из тонкого батиста белого цвета или бледно-розового муслина. Наиболее пышные и нарядные купальники превращались в платья, которые использовались девушками для прогулок возле воды.
К середине века плавание все больше укоренилось в качестве развлекательного занятия. Мужчины и женщины все чаще проводили время у воды и на пляжах, что напрямую влияло на популярность купальников. Появлялись новые модели купальников. Они становились менее похожими на платья, но оставались закрытыми. Главной целью купальников по-прежнему было закрытие женского тела от посторонних глаз.
В США первые конкурсы красоты специально для женщин в купальниках появились к концу 19-го века. Мероприятия были крайне популярными, но абсолютно нереспектабельными. Замеченный на таком конкурсе человек мог получить большой удар по репутации.
Революция купальников, которую ждали все
К переосмыслению купальников в начале 20-го века привели два события. Во-первых, плавание стало олимпийским видом спорта. Люди стали замечать, что тяжелые и неудобные плавательные костюмы сильно ограничивали женщин. А во-вторых, к революции купальников привел большой скандал.
В 1907 году пловчиха Аннет Келлерман из Австралии, известная как «подводная балерина» за свои трюки с погружением в большой стеклянной емкости, прибыла в США. Она плавала на пляже в Бостоне, где была арестована местными служителями порядка за слишком непристойный наряд. На Аннет был обтягивающий купальник, раскрывающий руки, ноги и шею. Под давлением полиции ей пришлось сменить удобный купальник на массивное платье для купания. Однако с этого момента все изменилось.
После этого скандального случая Келлерман запустила продажи обтягивающих «сексуальных» купальников под собственным брендом. Они стали хитом в США и странах Европы. Купальный костюм Келлерман был отмечен модными журналами того времени. В Harper’s Bazaar похвалили купальник за «несравненную, дерзкую красоту подгонки, которая всегда остается утонченной».
С 20-х годов прошлого столетия купальники с каждым годом стали становиться все более открытыми. Тренды подгоняли журналы моды. Журнал Vogue в середине 20-х призывал женщин делать купальники как можно укороченными и открытыми, «показывая свою сексуальность».
Общество с трудом принимало революционные изменения. В США появилось понятие «полиция купальников». Полицейские подходили к женщинам в потенциально чрезмерно откровенных купальниках и измеряли длину выставленного напоказ бедра. Если наряд был слишком откровенным, женщина должна была покинуть пляж, получив при этом штраф за нарушение правил.
Начались эксперименты с женской одеждой и аксессуарами для купания. Жутковатый и, к счастью, не прижившийся эксперимент — маска для купания на все лицо.
Большое влияние на сокращение размеров купальников оказали кино и звезды кинематографа. В фильмах показывались женщины в купальниках, которые не порицаются обществом. Фотографии звезд кино в супероткровенных для того времени купальниках появлялись в модных журналах, оказывая неизгладимое впечатление на читательниц.
Появление бикини
В 1946 году французский дизайнер одежды и по совместительству автомобильный инженер Луи Реар ошеломил мир своим новым изобретением — бикини. Он прекрасно понимал, насколько рискованным получается бикини. Поэтому ему пришлось нанять парижскую танцовщицу Мишлин Бернардини, ставшую моделью для проектирования революционного предмета одежды.
Бикини ошеломило мир по одной простой причине. Оно оголило пупок — зону, которая ни одна порядочная девушка никогда не показывала на публике.
И вновь, мир не был полностью готов к столь резким инновациям. В 50-х открытые купальники вызывали негодование и даже протесты. Однако руки дизайнеров по всему миру уже были развязаны. Они проектировали купальники различных моделей и фасонов, практически ни в чем себе не отказывая.
Консерваторы были окончательно побеждены в 60-х годах прошлого века. Открытые купальники и бикини стали распространены повсеместно, оказавшись настоящим феноменом десятилетия.
Дизайнеры активно экспериментировали с материалами. Особый успех в середине 60-х имели купальники из лайкры и спандекса, которые ценились женщинами за эффектный внешний вид.
Свободные 70-е подарили миру один из самых известных купальников в истории — слитный красный купальник. Постер, на котором в этом купальнике позировала прекрасная Фэрра Фосетт, был продан тиражом более 12 миллионов копий.
Позже в 90-х этот купальник закрепил звание культового, появившись на Памеле Андерсон (еще позже на Кармен Электре) в сериале «Спасатели Малибу».
Фильмы и сериалы начинают играть ключевую роль при выборе бикини среди девушек и женщин. Даже не самые модные модели бикини становились трендовыми из-за того, что их надевали звезды Голливуда.
Конец 20-го века расширил границы дозволенного дизайнерами до предела. Широкое распространение получили T-стринги, заменившие традиционные трусики в двухсекционных купальниках. Дизайнеры создавали новые виды купальников, порой проводя крайне рискованные эксперименты. В отличие от начала века, преследовалась другая цель — показать как можно больше участков тела.
Апогеем сокращения количества ткани бикини стало появление микрокини, представляющее собой небольшие куски ткани (иногда нитки), прикрывающие интимные места.
В 21-м веке развитие купальников происходит активно, но менее заметно. Тренды задают модные журналы и попзвезды. Производители же сфокусированы на том, чтобы угодить всем девушкам и женщинам, вне зависимости от их комплекции. Регулярно происходит возврат к истокам и самым популярным моделям купальников конца прошлого столетия.