Я никогда не смотрел «Кремниевую долину» запоем. Все пять с лишним лет существования сериала я всегда запускал новый эпизод в день его выхода или чуть позже. И как и многим другим фанатам шоу, мне всегда было его мало.
Оно и неудивительно: ведь 53 получасовых эпизода — это чуть больше суток чистого времени. На среднестатистическую игру тратишь больше. И это за пять лет. Но после финала шестого сезона «Долины» меня не отпускает чувство, что авторам стоило остановиться ещё раньше. Из-за последних двух сезонов история вырулила к не самой удачной концовке.
8 декабря The Hollywood Reporter выпустил большое интервью с создателями сериала — Майком Джаджем и Алеком Бергом. В разговоре с изданием Берг рассказал, что изначально шестой сезон не планировали делать последним, но ходу дела сценаристы поняли, что пора завершить историю.
Но после просмотра финала «Долины» можно подумать, что Берг немного лукавит. Эти семь серий не похожи естественный на путь к заключению — напротив, практически все важные для концовки события происходят в одном эпизоде, а все предыдущие серии заполнены стандартными филерами.
Майк Джадж рассказал, что пару лет назад у сценаристов была совсем другая идея для финала, но её так и не использовали, потому что сериал по-прежнему продолжали продлевать. Главный герой, Ричард Хендрикс, должен был рано или поздно понять, что желание сделать мир лучше и стремление к деньгам противоречат друг другу. Глава Pied Piper отдал бы свою технологию компрессии миру и сделал интернет свободным и децентрализованным, пожертвовав собственной компанией.
Для «Кремниевой долины» эта концовка была бы логичной. Ведь почти все проблемы Ричарда шли из необходимости сохранить собственное лицо и при этом найти финансирование для своего проекта, которое ему обычно предлагали самые порочные люди мира — от безумных миллиардеров до оружейных баронов и нарушителей приватности.
Но вместо этого сценаристы и технические консультанты сериала откинули в сторону давно придуманную концовку и написали новую, в которой Ричард узнаёт, что его алгоритм компрессии настолько хорош, что для оптимизации передачи данных автоматически взламывает любые ныне существующие системы шифрования. Это открытие приводит к тому, что команда Pied Piper, раньше находившая выход из самых жутких ситуаций, вдруг сдаётся, прячет свою разработку от мира и входит в историю как один из самых громких провалов в истории IT.
Да, сценарий Конца света, в котором вся информация в мире становится легкодоступной, и люди снова возвращаются к войнам, реалистичен. Однако он не совсем подходит этому сериалу.
Авторы «Кремниевой долины» не просто умело высмеивали американский IT-рынок, но и тесно сотрудничали с его представителями на протяжении последних пяти лет. Шоу зачастую рассказывало о некоторых трендах в индустрии ровно в тот момент, когда они становились действительно массовыми. Для этого сценаристам приходилось держать нос по ветру и консультироваться с теми, кто способен предугадывать события на полгода-год вперёд.
«Кремниевая долина» спустя несколько лет после своей премьеры стала частью настоящей Кремниевой долины, и это удивительное достижение: не зря сам Бил Гейтс оказался фанатом сериала и сыграл в нём небольшую роль. Тем грустнее, что история заканчивается не с надеждой на светлое будущее, а в формате слабо обоснованной технологической страшилки в духе «Чёрного зеркала». Лучшая комедия про технологии вдруг говорит нам, что технологии — это очень опасно, и их надо убрать в дальний ящик.
Проблема тут и в том, что сценаристы противоречат сами себе. В последних эпизодах герои прямым текстом объясняют, что к созданию любой передовой технологии обычно стремится стразу несколько компаний. И если одна из них вдруг уйдёт из индустрии, работа будет закончена кем-то другим.
Поверить в то, что Ричард попросту скачал своё изобретение на флешку и спас мир, трудно. Хотя бы потому, что многие люди из его команды рано или поздно задались бы вопросом: что пошло не так и как это можно исправить? И нашли бы решение. Если мы знаем, что ядерная бомба теоретически может существовать, то это значит, что она рано или поздно будет создана — хотим мы этого или нет.
Если бы какой-нибудь стартап вроде Pied Piper действительно обнаружил бы, что все системы шифрования в мире ненадёжны, скорее всего, произошло бы то, что случилось с уязвимостью Meltdown, которую недавно нашли в популярных моделях процессоров. Pied Piper бы несколько месяцев работала с крупнейшими IT-компаниями мира, чтобы решить проблему, а потом публично бы объявила бы о её существовании — всем на благо. Вместо этого Ричард предпочёл спрятать чертежи своей «ядерной бомбы» на флешку и залечь на дно в надежде, что никто другой никогда не придёт к той же идее, что и он.
В итоге по воле сценаристов мы получили историю о гениальном программисте, который вдруг бросил дело своей жизни, испугавшись своего же изобретения. И это как-то слишком уж депрессивно для комедии. И делу не сильно помогает финальная сцена, где Ричард пытается найти ту самую флешку. Из сериала как будто вырезали кусок, где главный герой слышит выстрелы и взрывы на улице, смотрит в камеру и говорит: «О, боже!» В этом была бы хоть какая-то доля юмора — пусть и абсурдного.
Я люблю «Кремниевую долину». Это один из лучших комедийных сериалов подходящего к концу десятилетия. Более того, о современной IT-индустрии наши потомки будут узнавать именно из него. Недаром авторы сериала до сих пор убиваются из-за того, что не успели включить в сюжет Cybertruck Илона Маска — как будто не хватило последней главы в энциклопедии.
Но «Кремниевая долина» уходит не на самой высокой ноте, как бы этого ни хотелось сценаристам. Если бы не пятый и шестой сезон, мы бы получили красивую концовку, которую сценаристы придумали изначально, а не ту, которая пришла им в голову в последний момент. Если бы «Долину» решили бы закрыть пораньше, мы бы не увидели все эти странные попытки закончить сюжетную линию Эрлиха Бахмана без ТиДжей Миллера, который его сыграл. Сериал получился бы более цельным.
После финала Миллер дал интервью, где похвалил сериал, но признался, что смотрел последние сезоны урывками и не жалеет о своём решении отказаться от проекта. В конце концов, вечно укуренный Эрлих Бахман оказался главным гением в Pied Piper — он ушёл вовремя. А все остальные задержались «на день дольше нужного».