Проблема оптимизации современных игр – очень часто является камнем преткновения на пути к комфортному геймингу сегодня, но что если я скажу, что эта проблема существовала еще в далеком 1992 году? Точнее она существовала всегда, но я намерено заглядываю как можно дальше в прошлое.
Wolfenstein 3D – одна из первых игр в стиле 3D-Action появилась именно в 1992 году. Не совсем трехмерная (2,5D) и к тому же спрайтовая, но маркетинг и в те годы правил балом. Сюжет прост – герой разведчик выбирается из фашистского плена, но игра произвела фурор на рынке ПК игр.
После выпуска Wolfenstein 3D получила положительные отзывы критиков и игровых журналов. Wolfenstein 3D выиграла в 1993 году награду «Лучшая аркадная игра / боевик» на церемонии вручения наград Shareware Industry Awards и награду Codie от Ассоциации издателей программного обеспечения. Wolfenstein 3D была первой условно-бесплатной игрой, получившей награду Codie, а id Software (с 6 сотрудниками) — самая маленькая компания, когда-либо получавшая эту награду. В том же году Wolfenstein 3D была названа одной из лучших игр года на Game Developers Conference, журнал VideoGames & Computer Entertainment присудил ей победу в категориях «Лучшая игра в жанре экшн» и «Самая инновационная игра» в 1992 году. редакторы Compute! выбрал ее как «Лучшую аркаду / игру в жанре экшн», а Computer Gaming World назвал ее «Игрой в жанре экшн года».
Несмотря на мои придирки к «трехмерности» игры, в том далеком 1992-м мы были поражены графикой и сюжетом (пусть он был прост, все недостающее нам дорисовывало воображение) , а представить себе что-то более трехмерное мы были не в состоянии (я уж точно) . У меня были копии моих любимых игр на дискетах, и Wolfenstein 3D была одной из них. Закрыв глаза, я до сих пор помню «запах» той игры: это уникальная палитра, звук через PC-Speaker, бесконечные коридоры и то самое «детское» 3D! Но очередное 3D нам было не нужно, мы его не знали, и искренне считали происходящее на экране самым настоящим трехмерным миром! Помню время, когда я сутками гонял по коридорам подземелья и уничтожая все подряд.
Wolfenstein прекрасно шел даже на 286-м, не говоря уже о компьютерах на базе 386-го процессора. Единственное «НО!» — эту игру нельзя было запускать на компьютерах с процессором 8086. В то время 286 и 386 ПК были еще редкостью для нас, и мне, 11-летнему ребенку, в принципе удалось получить в свое распоряжение некий клон 8086-й машины, а не что-то более современное. То есть даже ради этой игры необходимо было обновить ПК. А видеокарта требовалась с поддержкой VGA, никакие CGA адаптеры не поддерживались! Ничего не напоминает?
Думаю, если бы в то время существовал DTF в его нынешнем «формате», мы бы распяли «id Software» за отсутствие поддержки видеокарт, купленных еще вчера и назвали бы игрушку слишком процессорозависимой, за отказ запускаться на процессорах 8086.
Вместе с тем оптимизация дошла до этой игры в 2023-м! Так, пользователь jhhoward с GitHub. com (в портфолио которого есть и другие интересные проекты) выложил в своем профиле релиз игры WolfensteinCGA, которую можно запустить на компьютере с процессором 8086 и CGA видеокартой!
Скачать можете по этой ссылке — https://github. com/jhhoward/WolfensteinCGA/releases
Пример игрового видео я выложил на YouTube, чтобы вы могли посмотреть его без утомительной эмуляции DOS на своем компьютере и других танцев с бубнами.
Эх, если бы у меня была эта версия, о которой я сейчас пишу, в те далекие годы. Графика CGA не была бы проблемой. Сколько есть игр той эпохи, которые интересны своим геймплеем и по сей день. Ведь даже мои дети, избалованные современной графикой игр, иногда просят меня сыграть им в «Dangerous Dave in the Haunted Mansion».
Это конечно не обзор игры, это скорее проведение параллелей между вопросами ретро и современного геймдева (оптимизации, процессорозависимости, производительности видеокарт) с притягиванием за уши, и история об оптимизации одной игрушки из нашего прошлого, а также обрывки воспоминаний, возникших в голове, когда я вновь запустил старый добрый Wolfensyein 3D.
Всего Вам доброго, друзья мои!