Оценка и анализ всех эпизодов первого сезона сериала «Доктор Кто»

Оценка и анализ всех эпизодов первого сезона сериала «Доктор Кто»

«Доктор Кто» — один из немногих сериалов, который я готов пересматривать бесконечное количество раз. Для меня это образцовая фантастика, которая может быть серьёзной, сложной и комплексной, но в то же время лёгкой, простой и понятной каждому зрителю. А таковым он стал благодаря перезапуску 2005 года: авторы грамотно подошли к переосмыслению бренда, сделав историю более приземлённой, а персонажей — живыми и многогранными; ты ощущаешь себя на их месте, будто и сам являешься участником этого интересного приключения. Все эти изменения позволили сериалу достичь успеха на только на британском телевидении, но и во всём мире. Даже у нас случился бум «Доктора Кто» в конце нулевых, ведь его можно было увидеть на многих каналах, в частности, на СТС или «Карусели». Хоть я и не застал того периода, но, смотря сериал в первый раз, всё же смог словить тот самый вайб 2000-х.

И всё же странно, что на DTF можно найти не так много материалов на тему данного сериала, несмотря на огромную народную любовь к нему. Есть, конечно, небольшое сообщество в его честь, но в последнее время там вообще не наблюдается активности. По такому случаю я решил устроить себе ещё один заход по сериалу, освежить воспоминания о нём и поделиться впечатлениями о каждом эпизоде в формате краткого обзора. К тому же, ребуту скоро исполнится 20 лет — ещё один повод пересмотреть любимый сериал. Сразу скажу, что если вы сами планируете посмотреть «Доктора Кто», то лучше отложите прочтение этой статьи, так здесь будет много спойлеров и упоминания сюжетных моментов, которые не поймёшь без предварительного ознакомления. Ну, и напоследок, я оставлю пояснение к своим оценкам, чтобы было проще понимать мою систему критериев:

S (+ / -) – супер / отлично (фаворит сезона);

A (+ / -) – хорошо / интересно;

B (+ / -) – неплохо / среднячок;

C (+ / -) – могло быть и лучше / не очень;

D (+ / -) – скучно / плохо (ненавижу этот эпизод).

Ну что ж, заправляйте свою ТАРДИС, ведь мы отправляемся в путешествие сквозь время и пространство, навстречу славному 2005-ому году!

s01e01. Роза

s01e02. Конец света

s01e03. Неспокойные мертвецы

s01e04-05. Пришельцы в Лондоне / Третья мировая война

s01e06. Далек

s01e07. Долгая игра

s01e08. День отца

s01e09-10. Пустой ребёнок / Танец Доктора

s01e11. Шумный город

s01e12-13. Злой волк / Пути расходятся

«Роза» (Rose)

Роза Тайлер жила самой обычной жизнью, ходила на самую обычную работу, проводила время с самым обычным парнем, но однажды всё изменилось. На людей началась охота, манекены в витринах стали оживать, а в жизни Розы появился эксцентричный человек, зовущий себя Доктором.

Итак, пилотная серия. С неё начинается любой сериал, и от неё зависит, будет ли дан проекту зелёный свет на продолжение. Удалось ли этому эпизоду справиться с поставленными целями? Я думаю, вполне. Однако стоит сразу принять тот факт, что здесь практически нет экшн-сцен, дорогой графики или закрученного сюжета по сравнению с другими сериями (возможно, дело в небольшом бюджете). В первую очередь, пилот должен завлечь нас и показать в полной мере главных героев, и с обеими задачами, по моему мнению, создатели справились хорошо, предоставив простую завязку о встрече с Доктором и вторжении существ из живого пластика. Серию вывозят персонажи, их диалоги, шутки и просто ситуации, которые с ними происходят: взять хотя бы сцену с ожившей рукой манекена, дверцей для животных или даже глючную пластиковую копию Микки.

Роза отправляется в своё первое путешествие с Доктором. Оба они оказываются на миллиарды лет в будущем, на борту космической станции, с которой одни из самых видных граждан галактики будут наблюдать за тем, как Земля погибнет под воздействием расширяющегося Солнца. Однако кто-то хочет, чтобы погибла не только Земля, но и сами гости.

Эпизод классный, он наполнен размышлениями о неизбежной смерти и конце всего сущего и в то же время пропитан иронией неведомого калибра. Забавно и в некоторой степени жизненно слышать, что наша планета может исчезнуть по воле богачей, которые получили Землю как свою собственность и теперь не способны обеспечить её защиту от энергии жёлтого карлика. Сами инопланетные гости тоже могут вызвать невольную улыбку: гуманоидные деревья из лесов Хим, синий карлик Мокс из Болхуна, адепты Повторяющихся Стереотипов в балахонах, гигантский Лик Бо в резервуаре и прочие мультиформы.

Доктор и Роза оказываются в Кардиффе на Рождество 1869 года. По городу ходят слухи, что мертвецы оживают и ходят по улицам. Повелитель времени и его спутница берутся разобраться в чём дело, и им на помощь приходит сам Чарльз Диккенс.

На моей памяти это единственный эпизод, в котором спутница Доктора одевается под стать эпохи, позже создатели почему-то забили на эту условность, что немного вредит логике происходящего. На самого Доктора подобный косяк не распространяется, так как его внешний вид всегда вписывается в любой временной период (за исключением кожаной куртки Экклстона). Может, в этом и заключается фишка Повелителей времени?

Говоря об атмосферности и аутентичности, Кардифф XIX века выглядит хорошо, будто ты смотришь не очередную серию телесериала, а киношную адаптацию произведения Викторианской эпохи или что-то в этом духе. Спецэффекты продолжают радовать, даже газообразные гельты смотрятся интересно и необычно.

Сама же история с призраками, как и «Конец света», имеет много интересных деталей, которые я хотел бы обсудить. Во-первых, впервые упоминается трещина в Кардиффе, через которую пришельцы проникли в наш мир, она потом обретёт более важную сюжетную роль в последующих сезонах. Во-вторых, продолжается раскрытие темы войны Времени и масштабов её последствий, ведь из-за неё гельты лишились физических тел, оказавшись на пороге жизни и смерти. Единственный способ их выживания — это вселение в тела людей, что зарождает весьма интересный конфликт между нашими героями. Доктор проявляет сострадание и пытается помочь умирающим созданиям, в то время как Роза отказывается принимать подобное решение, считая, что многие люди просто не будут готовы принять оживших мертвецов.

Что касается второстепенных персонажей, то мне больше всего импонирует Чарльз Диккенс, которому тоже прописали небольшой внутренний конфликт. Несмотря на то, что в его книгах используются сверхъестественные элементы, сам же писатель отказывается верить в проявление фантасмагории в реальном мире. Встреча с «духами» разрушает его точку зрения, но благодаря поддержке Доктора он понимает, что его познание этого мира только начинается. Про служанку Гвинет особо сказать нечего, она милая и приятная девушка, с которой способности, возникшие из-за энергии трещины, сыграли злую шутку, такая себе участь.

Доктор получает сигнал бедствия, после чего ТАРДИС оказывается в бункере, который богатый коллекционер использует как музей инопланетных артефактов. И среди его экспонатов оказывается то, что Доктор ожидал увидеть меньше всего — выживший далек.

Ещё один из лучших эпизодов сезона, в котором возвращаются главные враги Доктора и самый узнаваемый образ всего сериала. Мне нравится эта серия засчёт своей постановки и драматургии, она воспринимается как полноценный коридорный триллер с элементами хоррора. Удивительно, что сценарий к этому эпизоду написал Роберт Ширман, в то время как Рассел Ти Дэйвис займётся остальными историями с далеками, отсюда, возможно, и серьёзный тон самого эпизода.

Тема войны Времени достигает своей пиковой точки, когда нам наконец демонстрируют обе стороны конфликта в лице последних представителей своих рас. Оба лишились дома, оба потеряли всех и всё, что им было дорого, оба отныне одни во Вселенной… а значит, схожи между собой? Хоть они и оказались в одинаковом положении, но в душе всё же сильно отличаются друг от друга: Доктор — живое существо, способное сопереживать и ценящее жизнь других; Далек — солдат, беспрекословно выполняющий приказы и убивающий во имя мнимого расового превосходства и ненависти, которую он лишь и способен чувствовать.

Кристофер Экклстон отыгрывает здесь так, как никогда прежде, позволяя нам прочувствовать те эмоции, которые переполняют его героя — от злорадства над мучениями полуживого далека до отчаяния и грусти от осознания возможной потери ещё одного дорогого для себя человека. Вообще хорошо, что сценаристы показывают нам Доктора не с самой лучшей стороны, показывая его стремление к насилию, которое он сам же и порицает, что делает его по-настоящему живым и многогранным персонажем с нелёгкой судьбой. Когда жертв становится слишком много, Доктор решается на отчаянную меру и готовится самолично убить последнего далека, но Роза останавливает его и даёт понять, что война давно окончена и эта бессмысленная вражда ни к чему не приведёт.

Доктор, Роза и их новый спутник Адам оказываются на телевизионной космической станции «Пятый Спутник» в 200 000 году. На станции работает множество людей, «Пятый Спутник» круглосуточно передаёт новости со всех уголков космоса. Однако Доктор начинает подозревать, что развитие человечества что-то сдерживает.

В этом эпизоде мне больше всего нравится визуальная составляющая, в частности внутренний дизайн «Пятого Спутника». Он отдаёт неким налётом ретрофутуризма, напоминает чем-то декорации научно-фантастических фильмов 80-90-х годов, люблю подобный вайб.

Как и в «Конце света», здесь присутствует сатира на современность, только если раньше иронизировали над представлением нашей поп-культуры, то сейчас затрагивается тема новостного телевидения, а также контроля и манипуляции информацией СМИ. Очень актуальный в наши дни конфликт, который, как мне кажется, не раскрыли должным образом: да, нам говорят, что люди поглощают новости и преподносящие ими мысли, но не показывают, как это отражается на их мышлении, разве что мельком упоминают отсутствие инопланетян на корабле из-за якобы внешних причин. А вот с чем создатели точно угадали, так это с владением корпорациями всеми данными о людях (их происхождение, род деятельности и т. д.), только вместо имплантированных головных чипов они получают необходимую информацию через устройства и гаджеты, которыми мы пользуемся в повседневной жизни.

Из Джаграфесса вышел такой себе злодей: по сути это гигантский слизняк, установленный на потолке, который может сожрать (или что он делает с людьми?) только тех, кто стоит под ним, но при этом не способен передвигаться — в общем, от него не исходит какой-либо угрозы, так что странно, что ему так услужливо подчиняется Редактор. Видимо, большие деньги и вправду могут кого угодно уговорить.

Роза уговаривает Доктора показать ей, как погиб её отец. Несмотря на то, что Повелитель времени предупреждает её об опасности изменения событий, она в определённый момент не удерживается и спасает отца. В результате над Лондоном объявились кровожадные крылатые монстры, которые не остановятся, пока временная линия не будет восстановлена.

Отличный эпизод, в котором главным фокус поставлен не на атмосфере, сюжете или визуале, а на эмоциях и отношениях между персонажами. Приземлённая, на первый взгляд, история позволяет раскрыть глубину и многогранность наших героев, а это я всегда ценю в подобных сериях.

«Бойся своих желаний» — как точно слова Доктора описывают одну из главных мыслей данного эпизода. Спася своего отца, Роза подвергла опасности многих невинных людей, в том числе и Доктора. Говоря о них двоих, хочется отметить то, как нам показали их разногласия. Подобное явление уже проявлялось в предыдущих сериях, например, в «Неспокойных мертвецах» или «Далеке», но здесь между ними возникает по-настоящему живой и интересный конфликт об изменении времени ради личных целей. Я уже рассказывал об этом, когда Адам попытался заработать на знаниях из будущего, за что его в итоге выгнали из ТАРДИС. Мне не понравилось, что с этой проблемой разобрались слишком просто и быстро, избавившись от персонажа, которого даже толком не раскрыли. В этот раз к исследованию темы подошли более основательно и грамотно, подключив к ней нашу парочку: пока Доктор разочаровывается в меркантильности своей спутницы, Роза упрекает его в том, что он спасает людей в других мирах, но отказывается помочь её отцу.

Ну и, конечно же, антураж начала Второй мировой войны. Создатели смогли хорошо передать атмосферу надвигающейся угрозы, а сопровождает всё это дело хороший визуал и музыкальное сопровождение.

ТАРДИС прибывает в Кардифф 2005 года, чтобы подзарядить системы от пространственно-временного разлома. Между делом, Доктор выясняет, что один из Сливинов выжил и теперь занимает пост лорда-мэра Кардиффа.

На мой взгляд, это одна из самых слабых серий в сюжетном плане за весь сезон. Проблема в том, что ощущается чувство какого-то пройденного этапа, будто мы снова переживаем знакомую историю, но уже под другим углом. С другой стороны, как лёгкая разминка перед финалом эпизод работает как надо, пускай ради этого пришлось ввести в игру экранно мёртвых злодеев (точнее, злодейку).

Но чести ради стоит отметить, что до звания «среднячка» серии очень далеко по многим причинам. «Шумный город», к моему удивлению, вышел очень смешным и забавным, здесь встречается много удачных шуток и приколов, этому же способствует превосходная игра актёров. Тандем Доктора, Розы, Джека и Микки вышел классным, хотелось бы увидеть больше сцен в таком составе, но, увы, недолго музыка играет, да и нечасто.

Что ж, финал сезона вышел и вправду насыщенным. Он смог закольцевать историю, через которую прошли главные герои, а подвела символическую черту в ней сцена с регенерацией, после которой родится уже новый Доктор.

Моя оценка: S

К оглавлению

Что могу сказать, первый сезон даже спустя столько лет смотрится на одном дыхании и, если делать выводы на основе моих оценок, держит высокую планку качества. Эпизоды смогли вновь подарить приятные воспоминания из детства, когда я впервые восторгался этим замечательным сериалом. Очень жаль, что Кристофер Экклстон быстро покинул проект, ведь он смог подарить нам неповторимый и харизматичный образ Доктора, но радует, что о нём до сих пор вспоминают с теплотой и любовью. Ну, а каким же выйдет Повелитель времени в исполнении Дэвида Теннанта, мы узнаем уже в следующем сезоне…

#обзоры #докторкто.

 

Источник

Читайте также