Автор — Дем Михайлов
Доброго времени суток. Несколько лет назад у меня появился недуг — игровая импотенция. Хочется, но не можется заставить себя взяться за огромный бэклог игр разных жанров на разных платформах. В связи с этим я отыскал для себя неплохую альтернативу — литературный жанр ЛитРПГ/РеалРПГ. Произведения с игровыми механиками. Об одном из циклов жанра хотелось бы вам поведать.
Цикл «Низший» Дема (Руслана Алексеевича) Михайлова я начал читать аккурат после «Господства клана неспящих» и «Героев крайних рубежей» того же автора пару лет назад, тогда была буквально ломка, организм просил окончательную дозу истории мира Вальдиры с закономерным концом. И я бы счел себя лжецом, если бы вначале рецензии не упомянул об одном важнейшем недостатке автора этих произведений.
Если судить по перу Дема, у него много достоинств, начиная с выдумки миров, их вживления в повествование, заканчивая интересными историями и их хронологическим построением. Но позволю себе назвать один недостаток полностью перекрывающий все достоинства автора и этот недостаток не обошел стороной цикл «Низший». Дем Михайлов не любит заканчивать свои произведения. Настолько не любит, что зачастую истории насильно растягиваются до той степени, когда читатель уже буквально утомляется. Все хорошо в меру и чувство грани, когда нужно остановиться, это скорее искусство, чем просто понимание. У Дема есть и искусство, и понимание, но, к сожалению, у него своя точка зрения касательно финансовой составляющей своих произведений, ради чего они искусственно растягиваются.
Цикл «Низший» начинается на достаточно мрачной и жестокой ноте и с первых глав раскрывает все перспективы созданного автором мира безысходности. Ты в первой же главе начинаешь осознавать, насколько в дальнейшем возрастёт градус жестокости. Некоторые повороты сюжета заставят особо впечатлительных читателей сморщиться от омерзения. Мнения читателей разделяются на два лагеря, для одних это за гранью жести, для других терпимая острота. Тем не менее, к четвертому тому любой привыкнет и воспринимать происходящее станет значительно легче.
Мир «многоуровневый», поделён на сословия и слои, каждой фигуре присуждается роль, начиная от низшей, заканчивая элитной. У каждой роли свои привилегии и ограничения, чем выше роль, тем больше привилегий и меньше ограничений. По сюжету герои поднимаются по карьерной лестнице преодолевая трудности, чтобы дотянуться до верхушки. За порядком следит «Мать», искусственный интеллект контролирующий локации через камеры наблюдения и прочие инструменты. Она же выдает задачи для выполнения, повышает или понижает роли действующих фигур, улучшает или ухудшает качество их жизни. Сами фигуры могут модифицировать свои тела, менять конечности, потреблять химикаты, повышающие физические данные, а могут потерять всё в мгновение ока.
По сути, это некая постапокалиптическая многоуровневая тюрьма/лагерь, где действующими лицами выступают заключенные-рабы, контроль над которыми ведет ИИ-надзиратель и сам мир представляется буквально на руинах былых технологий.
Характеры действующих фигур в цикле проработаны в индивидуальном порядке, у каждого свои тараканы, свои взгляды и цели, и именно они делают этих персонажей интересными, удерживают внимание к ним и их историям. Но у большинства этих персонажей, так или иначе, стачиваются взгляды, теряются или обесцениваются цели, а тараканы усмиряются главным героем произведения. Все это привело к хорошему старту многих действующих фигур, но к финишу дойдут не все, растеряв весь колорит.
Сам главный герой очень целеустремленная и прямая личность, с твёрдыми но жестокими взглядами, не брезгает творить полную жесть в ответ на жесть, что и происходит на протяжении всего цикла. Вначале подкупает и притягивает интерес его неоднозначность, он плавно дрейфует между добром и злом, хоть и исключительно жестокими методами. В дальнейшем герой становится предсказуемым, отчего и менее интересным.
В конечном итоге, из-за неоднозначных отношений и поступков героев, а также крайне сомнительных решений автора, сюжет буквально повторяется на разных «уровнях» (этажах). Сначала главный герой и его спутники карабкаются вверх с самого дна, а потом продолжают делать то же самое поднимаясь ещё выше, меняются декорации, а происходящее не меняется. Большинство фигур подменяют друг друга на доске, но суть повествования остается той же, всё повторяется раз за разом и постепенно начинаешь понимать неоднозначный подход автора к произведению.
По мере продвижения по сюжету произведения читатель неминуемо приходит к выводу, что нет ни конца, ни края этой истории. Она становится однообразной и безосновательно растянутой. Я сейчас говорю и про прямое продолжение цикла «Низший» — цикл «Инфериор».
Пройдясь по многим комментариями и рецензиям к произведениям Дема Михайлова, я то и дело натыкался на бесчисленное множество просящих продолжения читателей. И просят они чаще восторженно, искренне ожидая новых бесконечных филлеров. Лично я совершенно не разделяю их столь ярое желание новой литературной дозы в одном цикле, поскольку у всего есть конец и конец должен наступать к подходящему месту и подходящему времени, а не по прихоти. Важно держать планку, особенно когда начало буквально завораживает перспективами.
Рекомендую цикл «Низший» к прочтению взрослой аудитории с устойчивой психикой и предупреждаю об ощутимом снижении качества заданной планки по мере повествования, будьте к этому готовы.
Буду благодарен любому фидбэку, дайте знать, если подобные обзоры/рецензии интересны или критикуйте, желательно конструктивно.