Обзор игры «Torn Away: Возвращение домой»

Обзор игры «Torn Away: Возвращение домой»

Вторая мировая война без сомнения является наиболее важным историческим событием для всей общемировой культуры. Бесчисленное количество литературы, как художественной, так и документальной, фильмов, сериалов, музыки, картин было создано под влиянием от самого масштабного военного конфликта в истории человечества. И видеоигры, конечно, также не оказались в стороне. Однако, восприятие данного события ими слегка так отличилось – к сожалению, в силу ограниченности способов рассказа истории на заре популяризации данного сеттинга, они практически полностью утратили трагизм. Также на этом сказался и ориентир на повествование, сфокусированное вокруг столкновений армий, а не попыток мирного населения выжить – исключительно в силу отсутствия возможности создания качественного геймплея, выстроенного вокруг этой стороны Второй мировой войны. А потому её образ в видеоиграх оказался куда более позитивным и «бравадным», чем в иных произведениях.

Впрочем, не все видеоигры следуют такому шаблону. Многие из них, наоборот, стремятся как можно дальше уйти от «игрового» образа Второй мировой войны. И сегодня речь пойдёт про новинку, только-только, вышедшую в Steam. Игру, что действительно стремится показать весь ужас данного военного конфликта, что унёс столь огромное количество жизней. Речь пойдёт про Torn Away, адвенчуру от студии perelesoq.

Сюжет

Torn Away рассказывает историю девочки Аси, родившейся и выросшей в городе Сталинград. Жила она спокойно, в полной семье, а единственным горем в её жизни была мать-учительница, зорко следившая за успеваемостью своей дочурки. Однако, события 22 июня 1941 года переменили всё – отца, в качестве лётчика, забрали на фронт, а мирная жизнь Аси сменилась на пугающее ожидание прихода войны в её дом. И вот 23 августа 1942 года Ася и её мать были захвачены в плен нацистами и отправлены на принудительные работы в Германию в качестве остарбайтеров.

Тут в пору совершить небольшое историческое отступление, дабы чуть подробнее вдаться в специфику сюжета, ибо такое явление, как «остарбайтерство» крайне поверхностно отражено в культурном наследии. Остарбайтеры – это определение, принятое в Третьем Рейхе для обозначения людей, вывезенных из стран Восточной Европы с целью использования в качестве бесплатной или низкооплачиваемой рабочей силы. Вывозилось таким образом в первую очередь женское население, а именное молодое женское население – большая часть вывезенных находилась в возрасте около 16 лет, а около 30% и вовсе были младше 14 лет. Такие работники также часто жили и работали в специальных лагерях, а отношение к ним было едва ли сильно лучше, чем к еврейскому населению. Но, с моей точки зрения, наибольшей трагедией в данной ситуации стало отсутствие возможности нормально вписаться в общество после завершения войны. К людям, вернувшимся на Родину в статусе бывших остарбайтеров, оказалось крайне предвзятое отношение – их называли коллаборационистами, пособниками гитлеровского режима. Впрочем, оценивать правдивость таких обвинений я не собираюсь – я не историк. Однако, отмечу, что данная тема, выбранная для рассказа истории является достаточно уникальной, чтобы выделить Torn Away на фоне большого количества произведений, посвящённых Второй мировой войне.

Впрочем, дальше история начинает подаваться слегка нелинейным образом – Ася уже не в остарбайтерском лагере, а в заснеженном лесу со своим верным воображаемым другом – Товарищем Варежкой. Именно в таком дуэте и пройдёт большая часть игры. Тут мы также знакомимся с основным методом подачи истории – через «эмоциональные качели». Сцены в Torn Away постоянно меняют своё настроение – с тёплых, милых и уютных, на жестокие, грустные и напряжённые. И делает это мастерски, идеально соблюдая темп, что позволяет усилить и углубить чувства игрока по отношению к любой сцене. Такая постоянная игра на контрастах идёт на пользу нарратива, делая его более интересным. Так, достаточно часто Torn Away нарочно погружает в рутину, дабы с удвоенной силой выбить игрока из колеи напряжённым или грустным эпизодом.

Для того же, чтобы продемонстрировать глубину грустных эпизодов, мне, к сожалению, придётся зайти на территорию спойлеров. Поэтому мотайте дальше, если вас заинтересовал проект. Данный спойлер хоть и не повлияет на общее восприятие сюжета, однако может подпортить впечатление от проекта в целом.

Итак, по сюжету в один момент, девочке необходимо найти ночлег. Чудесным образом она набредает на одинокую хижину, расположенную глубоко в чаще леса. Глубоко в погребе Ася находит дневник еврейской женщины, что спряталась от нацистского режима вместе мужем и ребёнком в уединённой хижине в чаще леса. Там она расписывает, как им повезло, как ей нравится такая жизнь. Вы уже, наверное, понимаете, что хижина пуста неспроста. В углу того же погреба Ася обнаруживает труп женщины, что прижала к груди ребёнка. Тут игра оставляет пространство для додумывания – что же на самом деле случилось? Но, учитывая, что все входы и выходы хижины были перекрыты мебелью, мать с ребёнком прятались в подвале, а тела мужа нигде нет, можно сделать вывод, что его в какой-то момент во время охоты поймали, а женщина с ребёнком оказались обречены на верную голодную смерть.

Но силён этот эпизод вовсе не показанным, а тем, как он воспринимается самой игрой – она не выстраивает вокруг него сюжет, не фокусирует внимания, а, наоборот, превращает его скорее в обыденность войны – такие ситуации происходили повсеместно и именно в этом главный ужас. Особенно же меня поразила фраза Товарища Варежки: «Тише-тише-тише… Уложить ребёнка – счастье для мамы. Не будем их будить.» Очень мощная сцена, которую вообще можно пропустить и не понять, если бежать сугубо по сюжету, не тратя время на прочтение записок.

Однако, есть у меня и претензии к местному нарративу. Так, концовка, несмотря на вполне очевидный посыл и понятную мораль, как будто была создана в спешке – она ощущается слишком оторванной от довольно личного повествования. И такой обрывистости в конце, как мне кажется, можно было избежать, добавив хотя бы монолог главной героини, который подвёл бы итоги всего произошедшего. Без него же я как будто не вполне ощутил точки в описанной истории – не смогла Torn Away передать это исключительно визуально.

А так, это, конечно, один из лучших, если не лучший, сюжетов про Вторую мировую войну в видеоиграх. Эмоциональный, грустный, в некоторых моментах уютный, напряжённый и, в целом, глубокий. 5/5.

Отметить дополнительно хочется и отличную русскую озвучку, которую создатели рекомендуют даже при прохождении на иных языках. Как главная героиня Ася, так и второстепенные персонажи озвучены очень приятно и качественно.

Визуал

С точки зрения изображения, Torn Away также держится на достаточно высоком уровне. Картинка в игре крайне приятная, а выбранный стиль, напоминающий о рисунках акварелью, позволяет создать чувство лёгкой грусти и тоски, даже без нарративной составляющей. Также порадовало и практически бесшовное смешение 2D спрайтов с 3D окружением – за счёт low-poly стилистики, а также фильтров, игре удаётся сохранить единообразие, которое достаточно часто утрачивается при подобного рода смешении.

Однако, в целом такой подход не нов. Ещё в 2018 году другая игра про войну, 11-11: Memories Retold, также использовала схожую стилистику, за счёт фильтров, придавая игре стилистику масляной картины, также призванную придать чувство лёгкой тоски и грусти.

Тут, впрочем, игра использует куда больше ярких визуальных образов, особенно в катсценах. Наиболее ярким, наверное, можно назвать эпизод с протискиванием через толпу людей в лагере. Он великолепно передаёт чувство потерянности девочки.

В целом, картинку хочется только хвалить – даже упрощённые анимации по-своему дополняют визуал. 5/5 – с моей точки зрения, прекрасная работа.

Геймплей

Пришло время перейти и к самой слабой части игры, но далеко не центральной. К геймплею. Представляет он из себя Limbo-образный платформер с элементами point’n’click адвенчуры.

Point’n’click часть выполнена вполне неплохо, но чересчур просто – загадок тут особо нет, а мини-игры также не представляют никакой сложности. Но, как будто, оно Torn Away не совсем и надо – всё же во главу угла тут поставлен сюжет, а геймплей играет лишь вторичную роль. Переусложнённая point’n’click составляющая только повредила бы этому, серьёзно замедлив темп прохождения. Потому что в игре и так можно затупить из-за скриптов, которые срабатывают исключительно после выполнения определённых условий. Так, в одном месте у меня не работала кнопка открытия подвала до тех пор, пока я не исследовал все остальные элементы сцены.

Ещё более спорной, на мой вкус, вышла платформерная составляющая. Начнём с того, что платформером игра начинает быть лишь в своей последней трети – тут чуть ли не впервые появляются прыжки, которые можно провалить и откинуться на чекпойнт (благо они все расставлены ровно перед началом таких секций). До этого же основным занятием является перетаскивание ящиков, да сталкивание различных столбов. Что, кстати, добавляет игре небольшой лудонарративный диссонанс. Особенно ярко это проявилось ближе к концу игры, когда хрупкая девочка начала таскать шкаф.

Призваны разнообразить такое уныние эпизоды с уникальными механиками. В первую очередь – это стелс-эпизоды, напоминающие о Little Nightmares и эпизодах с Пугалом в Batman: Arkham Asylum. Также прячемся от врагов, которые видят хоть что-то исключительно в свете фонаря. Несложно, однако лично мне было не совсем очевидно, что в таких эпизодах можно бегать, а не только ходить пригнувшись. Также разнообразие привносят эпизоды от первого лица – их мало, а единственной уникальной фишкой стал холодный ветер, сдувающий главную героиню, от которого необходимо прятаться за скалами.

В целом геймплей не раздражает и не перетягивает внимание с истории на себя, за что я готов поставить ему 3/5 баллов.

***

В общем и целом, Torn Away – одна из лучших игр, вышедших в этом году и одна из лучших игр про Вторую мировую в целом. С моей точки зрения – обязательно к прохождению.

Подытожу, подведя итог оценкой – 8,5 баллов.

#якорь #torn_away #adventure #обзор

 

Источник

Torn, возвращение, домой, игры, обзор

Читайте также