«Max Payne 3» игра, каких больше не делают. Это образчик большой и высокотехнологичной индустрии, который по сути своей является одномерным шутером из начала века, где взамен всем возможным механикам, интеракциям и вариативности предлагается исключительно стрелять, стрелять и стрелять. И это прекрасно. Потому что стрельба в игре бесподобна и почти что идеальна, и большего ей просто ненужно.
Само существование «Max Payne 3» оправдано одной простой мыслью — хорошая видеоигра не должна стремиться объять необъятное — не должна быть по умолчанию разнообразной и не обязана из кожи вон лезть, чтобы стараться удивить, удержать гиперактивное внимание современного игрока количеством возможностей в ней. То, что должна делать игра, так это предлагать качественный игровой процесс, продуманный и выверенный, что уже само по себе вносит в него должную глубину и обеспечивает вовлечённость в него игрока. И «Max Payne 3» из таких игр, возводящих в абсолют идею шутера как полноценного самостоятельного жанра.
Как часто бывает с самыми простыми вещами, их довольно трудно описать. Стрелять в «Max Payne 3» очень просто. Игра спроектирована так, чтобы обеспечить игроку абсолютный контроль над собственным оружием, над темпом и процессом стрельбы, её интенсивностью и вместе с тем убойной силой. Стрельба в «Max Payne 3» порой напоминает математический алгоритм, где точность и расчёт приводят игрока к безоговорочной победе над противником. Но это не однотипные паттерны действий, и не умение эксплуатировать несовершенство врагов — это чистое мастерство, конвергенция между мышечными импульсами руки и пониманием того, что ты хочешь сделать.
И игрок быстро обучится этому, после чего окажется, что в действительности игра очень лёгкая, на какой бы сложности не отважился тот играть. От «средней» до «хардкора» и «олдскула» — «Max Payne 3» проходится почти одинаково на любой из них, потому что весь её «челлендж», весь вызов способностям игрока состоит именно в перенимании её ритма, в интуитивном понимании своих шансов и возможностей, в доведении собственной скорости и точности, реакции до нужной кондиции. И это опять же несложно, но неизменно требует сноровки и внимательности — «Max Payne 3» не превращается в тупой тир как только игрок осваивается в ней. Игра именно что поощряет мастерство и наказывает за нерасторопность, требуя от игрока постоянно оставаться в должном напряжении, не терять хватки и не выбиваться из темпа перестрелок, ведь в противном случае смерть настигает главного героя более чем стремительно.
«Max Payne 3» потому так и хороша, что сочетает требования к навыку с простотой освоения самой игры. Мало какие видеоигры оказываются настолько же честными на «высоких сложностях», но «Max Payne 3» тем и примечательна, что не завышает тяжесть испытаний, лишь немного сильнее наказывает за халатность в их преодолении. Если обобщить всё сказанное, то «Max Payne 3» это игра про баланс, про равнодействующую сложности и возможности, и за исключением от силы пары моментов это правило не нарушается, игрок всегда над схваткой и всегда может закончить её имеющимися средствами, даже не понеся урона, или же напротив, будет умирать снова и снова, если будет слишком плохо стрелять, слишком медленно принимать решения.
И, надо сказать, мало в каком другом шутере убийство противника оказывается настолько приятным и динамичным занятием. Игра нарочито выстроена так, что подавляющее число убийств игрок осуществит именно через попадание в голову — настолько выверена здесь стрельба, а вкупе с ней и перспектива кадра, и поведение самих врагов, очень человечных в своей неповоротливости, хаотичном ведении огня и прочих реакциях на героя. Ну и «Bullet time» конечно же — воистину инфернальная внимательность Макса Пейна точечно расстрелять взвод солдат за несколько мгновений, выраженная в возможности замедлить ход времени по нажатию соответствующей кнопки. Собственно, умение стрелять по головам и является заключительной инициацией, через которую проходит игрок, потому что, как и вся стрельба вместе взятая в этой замечательной игре, это действие даётся настолько же просто, насколько требовательным оно же является до мастерства играющего.
К настоящему времени «Max Payne 3» не только по-прежнему хороша в геймплее, но и всё ещё недурно выглядит. Игра хоть и сосредоточена на стрельбе, но не игнорирует и другие атрибуты качественного художественного произведения, предлагая зрителю очень хорошо проработанное и постоянно меняющееся окружение в виде высоко детализированных офисных зданий, бразильских трущоб, бандитской бухты, ночного клуба, бара и даже кладбища. Игра избегает ярких тонов и света даже под палящим солнцем Бразилии, придерживаясь несколько сухого и блеклого реализма, но даже так картинка в «Max Payne 3» воспринимается отлично, окружение не сливается в единую массу, а враги одновременно и органично вписываются в антураж, и хорошо различимы на его фоне.
Впрочем, с графикой не всё так хорошо, и в некоторых аспектах она заметно устарела, потеряв прежний уровень. Так, например, «Death Cam» — облёт последнего убитого противника в схватке — на сегодня выглядит довольно скверно, почти не предлагая красивых кадров. Противники хоть и двигаются, и ведут себя вполне по-человечески — что более-менее искупает их тактическую ограниченность — но «Death Cam» лишний раз подчёркивает деревянность их скелетной анимации, и, можно сказать, портит впечатление от победы над врагом, ежели чем дополняет его. Да и огнестрельные ранения, что на Максе, что на противниках, выглядят чертовски плохо, будто бы это подтёки малинового варенья, что лишь сильнее резонирует со следами куда более добротной крови, если такова есть на уровне.
Геймплейно «Max Payne 3» по итогу является очень близким переложением предыдущих игр серии, со значительным повышением качества реализации старых идей и решений. Однако игра привнесла и пару новых моментов, как, например, невозможность таскать с собой крупное стрелковое оружие в случае, если обе руки Макса уже заняты пистолетами. Среди прочего, при получении смертельного урона Макс имеет шанс поразить своего убийцу и тем самым остаться в живых, затратив на это флакон болеутоляющих — данная возможность недоступна при игре на сложности «олдскул». Ещё Макс в некоторых моментах способен сбивать гранаты и противотанковые снаряды налету, что несколько выбивает из реалистичного сеттинга и лишний раз подводит к мысли о том, что Пейн это подлинный ангел смерти, проявляющий сверхъестественные таланты к убийству из огнестрельного оружия. Впрочем, как бы он ещё дожил до своих лет.
Пора поговорить и о сюжете игры. Пусть я сказал, что основой всего в «Max Payne 3» является стрельба, но хорошая история позволяет отдаваться геноциду врагов с ещё большей самоотдачей. К тому же, «Max Payne 3» это всё-таки сюжетно ориентированная игра, не в последнюю очередь потому, что до трети всего её хронометража занимают катсцены, за время которых игра прогружает дальнейший уровень. Эту особенность можно было бы причислить к недостаткам, но сам я проходил игру раз 6 или 7 и никогда не имел желания пропускать сюжетные вставки. И не сказать, что история получилась шедевральной и незабываемой — по правде сказать, я до сих пор понимаю её не очень хорошо — дело в самом Максе Пейне, который эволюционировал с предыдущей части ничуть не меньше, чем вся остальная игра. Персонаж из прошлых игр серии воспринимается мной почти карикатурным, эдаким пижоном, для которого звучность «нуарной» фразы подменяет собой эмоции и мысли, которые он мог бы испытывать, не будь настолько одномерен. Тот Макс говорил больше, чем представлял собой на самом деле, а вот Макс Пейн из 3-й части это уже живой человек, чья рефлексия — самобичевание, вина, гнев и жажда возмездия — проходит с ним через всю рассказанную историю.
Канва истории в следующем: Макс Пейн более не коп, всё своё время он безвылазно проводит в баре, заливая алкоголем ненависть к себе за прежние ошибки и слабости, за то, что никого не смог уберечь. В нужный час его встречает некто Рауль Пассос, представившийся его давним знакомым из полузабытых времён, и предлагает работу мечты, а вместе с тем и цель в жизни — стать частным телохранителем у семьи богачей из Сан-Паулу, Бразилия. Предложение Пассоса удачно совпало с тем обстоятельством, что Пейн прогневил целый мафиозный клан и теперь каждый макаронник в округе хотел его смерти, а Макс хоть и жаждет смерти, но всё ещё не готов отдавать свою жизнь просто так. Потому он соглашается на, возможно, последний шанс начать новую главу своей жизни, оставить позади старую боль и сделать что-нибудь важное. Защищать же Максу вместе с Пассосом предстояло своего непосредственного босса Родриго Бранко, его жену и двух братьев от тех угроз, к которым может привести роскошная и успешная жизнь в бедной стране.
И да, хоть повествование несколько раз за игру переносит нас в мрачный зимний Нью-Джерси, но преимущественно история происходит среди блеска и нищеты бразильских реалий. Лишает ли это обстоятельство «Max Payne 3» связности с предшествующими играми и той самой прославненной «нуарности»? Смотря как посмотреть и что брать за критерий. Как по мне, в одном только характере Макса Пейна из 3-й части больше того самого нуара, чем в обеих предыдущих частях вместе взятых.
Поначалу для Макса мало что изменилось, окромя того, что теперь он оказался посреди бразильского бомонда, про участников которого он всё понимал и без знания португальского языка. Макс продолжал тосковать по погибшей жене и ненавидеть себя за проявленную беспомощность, продолжал и самозабвенно пить, даже на работе, даром что это почти не сказывается на его боевой эффективности. В какой-то момент идиллия заграничной работёнки рушится и семейство Бранко попадает под прицел одной из множества бразильских банд. Конфронтация с ними в конечном итоге приводит к тому, что Макс терпит колоссальное поражение — его босс оказывается убит в результате очередного вооружённого нападения, а его жену удерживают в трущобах с целью выкупа. Вновь столкнувшись с чудовищным чувством вины за произошедшее, чувствуя себя причастным к этой истории, Макс на сей раз не ломается и не падает вновь на дно бутылки, задаваясь целью спасти несчастную женщину, которую всё ещё удерживают в нищих районах Сан-Паулу. Но всех усилий Пейна оказывается недостаточно, и несчастную тоже убивают. Однако Макс, не без посторонней помощи, осознаёт, что происходящие события связаны между собой, и даже его роль здесь неслучайна — его втянули в заговор против семьи Бранко, являющийся лишь частью куда более страшных преступлений, происходящих в бразильских фавелах. Лишившись всего, что бы удерживало его в этой проклятой стране, Макс Пейн тем не менее не отступает — ведомый не то желанием искупления, не то тягой к героической смерти, он продолжает свой путь, желая принести правосудие тем, кто всё это устроил.
С этим сюжетом конечно не всё в порядке. Пройдя игру уйму раз, я так и не смог понять, в чём заключалась роль «козла отпущения» в случае Макса Пейна? Для чего его наняли на самом деле — чтобы обвинить его в смерти Родриго? Или идея была в том, что отставной спившийся коп из штатов никого не сможет защитить? Зачем боевики из «Крача Прето» преследовали, с их слов, самого Макса, если их лидер до этого самолично дал тому уйти? Откуда в кабинете у Родриго появился продажный коп Бахмейер, убивший Бранко в затылок, куда он делся затем, и откуда взялась бомба? Сюжет оставляет достаточно много вопросов, но он выполняет главную задачу — он показывает нам Макса Пейна, человека сломленного, но вместе с тем решительного, саможалостливого, но отважного, пьяного, злого и отчаянного.
Макс Пейн всю игру добровольно идёт на смерть, снедаемый как отвращением к себе, так и ненавистью к своим врагам. Не смотря на толпы убитых им лично и горы выпитого Макс является человеком высоких моральных качеств, превращая сначала спасение заложницы, а затем и месть за семью Бранко в цель, за которую можно сложить голову. Макс не столько глуп, сколько обескуражен и не поспевает за происходящим, будучи иностранцем в чужой культурной и языковой среде. И, наконец, Макс Пейн это большой злой гринго, умеющий убивать лучше любого другого. Он это грубая сила, что слабо различает добро от зла, поскольку слишком часто оказывался по обе эти стороны, но сила, жаждущая быть направленной на свершение возмездия над врагами семьи Бранко. Ведь, в конце концов, за это Пейну и заплатили, не ожидая, насколько самоотверженным и неукротимым может оказаться опустившийся неудачник, если пообещать ему возможность исправить прежние грехи.
Что сказать, «Max Payne 3» далеко не безупречна, и даже в геймплее, который я превозносил на протяжении всей статьи, есть свои проблемы. Время также сказалось на состоянии продукта, будь то графические артефакты или вовсе баги, которых я не видел прежде, пока не запустил игру на «Windows 10» — ничего значительного, но печалит сам факт. И тем не менее, игра выдающаяся, хорошо осознающая, про что она, и как это правильно подать, будь то геймплей, или сам главный герой. Таких произведений как «Max Payne 3», представляющих собой простоту и изящество одной идеи, существующих немного в прошлом, но по сути вне времени, очень мало, а игр подобного толка и вовсе почти нет. Как минимум, «Max Payne 3» есть за что ценить и уважать, я же люблю её и проходил столько раз, сколько не одну другую игру. О ней редко вспоминают, и для индустрии это скорее даже неудачный проект, однократная акция, но таких игр как «Max Payne 3» и не может быть много. Люблю эту игру и советую её всем, кто не знаком с ней.
Прежде чем попрощаться, приложу геймплейный отрывок, который записал сам. Заранее прошу прощение за «ватермарку», я ж не ютубер, всегда иметь под рукой программу для записи экрана.