Смит родился в США 30 декабря 1918 года, мечтал стать летчиком, но фотоаппарат подаренный ему родителями на 14 летие предопределил его судьбу. Скоро Смит начинают подрабатывать фотокорреспондентом в местной газете. Его коллеги отмечают его невероятное упорство и нежелание ставить себя в какие-то рамки при выполнении работы. Кроме того, он очень критически относится к своим работам и в один день даже уничтожил почти все свои первые снимки.
Депп мастерски перевоплотился в Смита, и отыгрывает его по полной, напоминая, нам что Депп был не всегда был эксцентричным и взбалмошным пиратом, но и не плохим драматическим актером.
Этот фильм о том как едва слышный звук затвора шторки фотоаппарата, способен раздаваться набатом в сердцах и жизнях многих людей. Этот фильм — ода жертвам промышленников и капиталистов.
Но давайте немного отдалимся к предпосылкам и истокам. Сам фильм это делает очень вскольз и куцо, что по моему скромному мнению большая ошибка которую я постараюсь исправить.
Краткая историческая справка.
8 августа 1945 года, выполняя свои обязательства перед союзниками, порядком уже уставший от войны Советский Союз объявляет войну Японской империи. В ходе проведения нескольких боевых операций был перемолот главный костяк японской императорской армии, попутно освободив от оккупации китайскую Манчжурию и корейские полуострова. После вступления СССР в войну, многие японские деятели оценили изменившееся положение и решили, что продолжение борьбы — бессмысленно, плюс естественно сильно повлияли трагические события в Хиросиме и Нагасаки унёсшей по некоторым подсчетам порядком 200 000 тысяч человек.
2 сентября 1945 года в 10 часов по токийскому (14 по московскому) времени, союзники на борту линкора «Миссури» приняли Акт о капитуляции Японии. Этот документ положил конец Второй Мировой войне.
После Второй Мировой войны, обескровленная Япония, почти полностью лежала в руинах. Промышленное производство упало примерно до 1/10 довоенного уровня. Тотальная деградация отраслей гражданского производства и сельского хозяйства, остановка производства и сырьевых поставок, нарушение внутренних и внешних хозяйственных связей, лежащие в руинах посёлки и города, непригодные после Американских ядерных бомбардировок довольно крупные японские города.
Присутствовал очень сильный дисбаланс женского населения над мужским, общие же человеческие потери составили, примерно 2 миллиона человек. Страну отхватили тотальная безработица, нищета и тотальная антисанитария в следствии чего рост преступности и бродяжничества. В результате военных действий в целом утрачено около 25 процентов национального богатства, в том числе уничтожено 80 процентов флота, разрушено 24 процента промышленных строений.
В таких тяжелейших условиях, находясь практически под аккупацией, страна пыталась догнать передовые экономики мира, почти полностью пренебрегая окружающей средой и часто даже жизнями собственных сограждан. Пик экологического загрязнения пришёлся на 50-60 ые годы, когда миру и была представлена новая болезнь именованная как « минамата», вызванная сбросом компанией «Чиссо» химикатов и удобрений рядом с одноимённым городком.
Краткая экономическая справка.
Завод Chisso был основан в городе Минамата в 1908 году. Ее основателем стал Ситагау Ногути.
Выбор был между городом Каминоцу и Минамата. Почему именно эти города? Их выбирали по принципу «Как можно более бедные», которые будут работать за любую зарплату. Забавно, что за право располагаться на их территории заводу, произошла настоящая борьба. Например жители Минаматы обещали за собственные средства купить столбы и провода линии электропередач. В конечном итоге как уже вам известно завод и был основан в Минамате. До и после войны Второй мировой войны оставался самым технологически развитым во всей Японии. В 1921 году Ногути купил патент на синтез оммониума. В 1932 стали делать сырье для пластмас, красителя, лекарств и фотохимикат. Побочная реакция производства привела к образованию небольшого количества метилртути – одного из самых токсичных нейротоксинов. Это высокотоксичное соединение регулярно выбрасывалось в бухту Минамата в период с 1951 по 1968 год. И хотя именно метилртуть стала причиной острых заболеваний, Chisso сбрасывала другие соединения ртути в местные воды ещё с начала производства ацетальдегида в 1932 году. Через пару лет уже стали всплывать первые мертвые рыбы.
В 1944 году, Ситагау Ногути умер. Спустя несколько лет была зафиксирована 71 смерть, более 6000 человек с симптомами Минаматы и порядком 100000 потенциально зараженных. Когда независимые эксперты дали показания о высочайщем уровне ртути в водах, правительство не закрыло завод, а запретило рыбакам ловить рыбу.
Местные жители сообщали об онемении конечностей и губ многих, было трудно слышать или видеть. У других развился тремор рук и ног, трудности при ходьбе, и даже повреждение головного мозга. И, подобно кошкам, некоторые люди вели себя странно, неудержимо кричали. Что-то воздействовало на их нервную систему.
Жизнь Юджина Смита, до начала фильма.
Юджин Смит- это американский фотограф ставший знаменитым благодаря своему перфекционизму, узнаваемому стилю, дурному характеру и вниманием к деталям.
Находился на передовой Американского наступления на Японию во второй мировой войне, работая военным корреспондентом на журнал LIFE. Он часто рисковал ради хорошего кадра и живых эмоций. В результате чего был ранен и прошел 2х летнее лечение.
В 1947, он уже почти выздоровел и сделал свою первую фотографию после ранения ставшую безумно популярной по ряду причин. (Прогулка по райскому саду).
В этом же году он возвращается на работу в журнал где продолжает работать вплоть до 1955 года, откуда поскандалив уходит.
В дальнейшем он устраивается в агентство Magnum Photos, откуда он был откомандирован в Питтсбург на две недели, с задачей сделать 100 снимков для 300 сот летия города. Нарушив все контракты он задерживается в городе и делает около 17 000 тысяч снимков. Питтсбург свёл его с ума, мрачный индустриальный город обнажил перед Смитом все проблемы Америки середины 20го века. Он очень много пил и часто стал употреблять наркотики. Юджин Смит, славящийся своим перфекционизмом, был уверен, что хорошо сделанная работа важнее сроков ее сдачи.
По приезду ему понадобилось еще почти 2 года на обработку, ретушь и печать фотографий. Все это время когда он карпел в проявочной, его семья жила в проголодь. У Смита было в планах выпустить несколько тематических альбомов. Но увы, никто к сожалению не заинтересовался такими монструозными трудами. В итоге он продал всего около сотни фотографий одному альманаху и впал в глубочайшую депрессию.
Деппу было необходимо отыграть побитого жизнью алкоголика и наркоман, разочаровавшегося казалось бы уже во всем. В жизни полный раздор, творческий кризис, долги и одиночество. Пережив все ужасы Второй Мировой войны, снимавший высадку Американских солдат и будучи раненным, он пребывал в глубочайшем эмоциональном и финансовом кризисе и Деппа во многом с ним это роднит.
Именно в это самое время внутреннего и внешнего кризиса Юджину доводиться волею случая создать свой самый большой и самый по истине судьбоносный фоторепортаж. Репортаж о отравлении ртутью в небольшой рыбацком городке Минамата. Там находиться крупный химический завод «Тиссо», многие годы сбрасывавший в воды ядовитые отходы. Жители пили воду, а ничего не подозревающие местные рыбаки активно ловили рыбу, отравляя себя и тем самым медленно убивая.
Кратко о сюжете.
Действие картины происходит в 1971 году, на пороге квартиры Юджина Смита появляется молодая Японка по имени Минами (Ейлин Миоко Смит ее зовут в жизни) . Стучится в дверь с надписью « стучать только в случае второго пришествия»
И это второе пришествие Юджина началось именно с этого момента.
Девушка рассказала Смиту про Маленький городок Минамата, и просит Фотографа пролить свет на случившееся. Он предполагал, что его мало что ещё способно удивить, а тем более испугать, но фотографии и очерки которые Японка привезла с собой сделали своё дело.
В итоге Смиту решил поехать в Японию(Не понятно, что точно послужило причиной, тщеславие и попытка вернуть былую славу, либо ему действия было важно рассказать, и посредством фотоаппарата, и пролить свет на случившееся). Вначале планировалось пробыть там около месяца, но как это бывало уже с Смитом, он отдаётся делу полностью и пробыл там в конечном итоге 3 года.
Это фото было сделано в 1971 году и почти сразу после публикации приобрело широкую известность и внимание мирового сообщества на случившееся в Минамате. Несмотря на широкую известность, кардинально данная медийность ничего не поменяла. Вскоре фотограф был избит, а семья Уэмура подверглась критике и обвинениям от местных жителей и работников завода, считавших их историю враньем и способом получения финансовой выгоды. В 1977 году, Томоко умерла от инсульта, а в 1997 фото было изьято из общего доступа по просьбе семьи Уэмуры.
На протяжений всех этих лет, когда местное население ведёт борьбу с гигантской корпорацией, Смит вникает в быт местных жителей и вовлекается в борьбу. Компания Тиссо тоже не сидела на месте, предпринимая от банального подкупа и фальсификаций, то физического устрашения террора. Его пытались подкупить, и имея такие финансовые проблемы, он мог бы согласится, но идейная и моральная сторона, перевесила финансовую(Я верю этому в фильме, человек он явно был идейный и относился к фотографии не как к работе, а как к высочайшему искусству). Он множество раз пытался сдаться, когда уже совершенно опускались руки (особенно когда в фильме сожгли его проявочную студию) .
Но в периоды полного отчаяния, ему всегда подставляла плечо, его соратница, в последствий ставшая его женой. Упорство и настойчивость хрупкой с виду Японки, превращает фотографа не только в стороннего и хладнокровного фиксатора событий, но и в идейного и талантливого бойца, который тем, что умеет лучше всего — фотографирует события и участников. Видно как Юджин «оттаивает» — делиться с пареньком своим фотоаппаратом, получает вдохновение и новую причину творить и жить.
В конечном итоге они победили, но очень половинчато. В фильме тоже это упоминают. Японскому правительству и промышленникам было плевать на суд и победу народа.
Личное мнение и впечатления.
Я не понимаю почему фильм в официальной локализации носит название «Минамата». Кино скорее концентрируется на фотографе нежели экологической катастрофе. Рассказывая о невзгодах, кризисе и терзаниях Смита, забыв, что фильм носит название крупнейшей катастрофы в химической промышленности. Я намеренно внёс в обзор столько информации, терминов и поднагодтой, потому, что сам фильм делает это не очень охотно. Надеюсь, что вам будет интересно узнать подробности как и мне, потому, что садясь смотреть фильм я не знал совершенно ничего ни о фотографе, ни о катастрофе. Поэтому считаю, что название которое фильм получил в России, более логичный и верный вариант.
Он слабоват как документальный и довольно средненький как автобиография, потому что нигде не углубляется и проходиться исключительно по верхам, но мне очень понравилась вкрапления в кино черно будет вставок(воспоминаний Смита о войне, или оригинальные виде и фото им снятые) . Консультантом выступила и поныне живая супруга фотографа. Радует, что она не пыталась вознести нимб над головой мужа, а преподнесла его в лучших традициях главных героев из романов Буковски. (Вечно пьющего, курящего и немного причудливого) .
Изучая не столь многочисленные биографии фотографа в русско язычном интернете, я понял, что рвение и выпяченное чувство правды связанное ещё во многом с юношеской травмой Смита. Так в 1936 году отец Смита покончил с собой, а локальные СМИ извратили факты и перевернули все с ног на голову обращая все в ложь. Это стало настоящим испытанием для юнца и его матери. Может стоило про это упомянуть? Это все ведь очень важно для истории и мотивации героя.
Одна из основных претензий, что фильм пытается быть аполитичным и из-за этого выглядит абсолютно беззубым. Кино пытается самым примитивным и топорным способом обвинить в случившемся не государство и причины почему государство оказалось в таком положении, не окупационные войска находившиеся в Японии, не Хирасиму и Нагасаки, а проклятых капиталистов.
Но у всего есть и оборотная сторона, так как завод обеспечивал рабочие места, многие работники боролись с любыми протестами по собственной инициативе, что бы не потерять работу или выплаты. Фильм об этом тоже говорит очень вяло, хотя это огромный конфликт даже внутри самих граждан. Этот же хозяин завода и упоминает, что завод обеспечивает весь округ рабочими местами и приносим в разрушенную страну крупный приток налогов. Это тоже очень важный и неоднозначный аспект, который режиссер преподносит слишком уж примитивно.
Выводы.
У режиссёра и Деппа получился довольно не плохой дуэт, и если у авторов стояла задача, популяризировать случившиеся в Минамате у них это несомненно получилось. Это очень тревожная и надрывная история об огромном человеческом горе и промышленниках. Юджин всегда снимал только в чёрной белой пленке и вставки с реальными кадрами, придавали картине большой камерности. Тональность картинги очень сдержанная если не сказать темная, немного гнетущая и обволакивающая.
Меня довольно сильно заинтересовал фильм, потому, что я тоже обожаю пленку и фотоаппараты, но приходилось постоянно отвлекаться от просмотра фильма на «гугление» терминов который фильм совсем не раскрывает. Актерская игра на высоте, да и история на первый взгляд кажется отлично поданной и живой, но если начинаешь разбираться, все кажется уже не таким радужным. В целом хоть я и много тут критиковал фильм, он мне понравился.
Содержание скрыто
Показать
Всем спасибо за просмотр, буду очень рад комментариям и критике. Если обзор наберёт хоть сотню сердечек обещаю сделать ещё что-нибудь подобное объемное.