«Улыбнитесь, каскадеры…Мы у случая прекрасного в гостях. Это наша судьба, жить не можем иначе!»
В чем заключается причина успеха в российском прокате проекта, вышедшего под названием «Кунг-фу жеребец»? Это ностальгический эффект от присутствия Джеки Чана, более высокая склонность к сентиментальности или просто отсутствие конкуренции в текущих условиях? Вероятно, все эти факторы сыграли свою роль, однако есть здесь и нечто большее.
Вообще позиционирование в русскоязычном пространстве у фильма достаточно специфическое, начиная от названия (какое отношение жеребец имеет конкретно к кунг-фу?) и заканчивая описанием, где пишут про тикток, любовь фанатов и могущественных врагов — больше похоже на додумывание сюжета, слабо связанное с сутью фильма. И лично меня это все априори отталкивало, потому что выглядит, как будто под клишейностью скрывают крайне сомнительный материал, который в очередной раз будет выезжать на звезде прошлых лет и попытках выжать эмоции за счет любви к животным.
И отчасти фильм действительно все это использует. Арка с лошадью будет играть достаточно важное значение в сюжете, а моментов в стиле нарезок «милые животные» будет по ходу его развития немало. Да и Джеки Чан вряд ли удивит своим образом в фильме: он исполняет роль мастера Лу — умудренного опытом каскадера с выраженной боевой подготовкой. Не обошелся «Кунг-фу жеребец» и без фирменных для актера потасовок с активным вовлечением окружения. Конечно, скорость и динамика с учетом возраста Джеки у этих эпизодов заметно просела, однако они все еще по-своему уникальны. И да, нарезка неудавшихся дублей в титрах тоже присутствует.
Однако в первую очередь — это фильм про семью в широком смысле. Наиболее очевидна в этом плане сюжетная арка про воссоединение Лу с дочерью, которая на начало сюжета обижена на отца за то, что тот не уделял ей достаточно времени, уходя с головой в работу. Кстати, актриса на роли дочери — Лю Хаоцюнь — неплохо смотрится в образе, а до «Кунг-фу жеребца» успела сняться в трех работах Чжана Имоу, так что будет интересно увидеть ее и в более сложных по драматургии работах. Да и в целом весь актерский состав произвел хорошее впечатление.
Во-вторых, возвращаясь к арке жеребца по кличке «Огонек», семьей можно считать и тех, кого мы приручили. Мастер Лу буквально воспринимает его как члена своей семьи, а с развитием сюжета приходит к важному осознанию: хоть животные что-то и делают по указке человека, у них тоже есть свои чувства, которые нужно уважать, если по-настоящему дорожишь ими.
Наконец, не меньшее значение в жизни персонажа Джеки Чана играет и рабочая семья — каскадерское братство, в рамках которого мастер Лу в фильме предстает уважаемым специалистом старой школы.
Однако время неумолимо идет вперед, и новые технологии открывают окно возможностей для одних, закрывая его для других — герой Джеки Чана не готов переступать через свои принципы и идти на поводу у трендов, однако все-таки в конце-концов примиряется с ними. Новое поколение каскадеров не лучше и не хуже предыдущих, оно просто другое.
И тут раскрывается одна из ключевых ценностей этого фильма для меня: он рассказывает про кино, причем с той стороны, которой многие не придают большое значение. Для среднего зрителя каскадеры это просто безликие специалисты, которых можно просто поменять по щелчку пальцев. Однако нередко эти люди ставят на кон свою личную жизнь и здоровье, чтобы подарить людям настоящие эмоции.
И вряд ли найдется актер, который лучше Джеки Чана сможет донести эту мысль до зрителя. Своей рефлексией в фильме он показывает: не всем суждено быть великими драматическими актерами с кучей премий, однако завоевать место в сердцах зрителей можно совсем иначе. Не нужно изображать глубину, не страшно казаться нелепым — гораздо важнее быть искренним и настоящим, быть преданным своему делу. Думаю, это и смогли прочувствовать и оценить по достоинству русскоязычные зрители.
Словом, если ищите добротный фильм, способный подарить эмоции и найти отклик, то «Кунг-фу жеребец» представляется отличным вариантом. Данная работа вряд ли станет откровением с точки зрения постановки и исполнения, зато покажет кинематограф и непосредственно Джеки Чана в нем под новым углом, что необходимо ценить, ведь неизвестно, сколько еще новых хороших ролей от актера из детства удастся увидеть.