В Лондоне 60-х большинство конфликтов решают рукопашной дракой в пабе.
Фетровые шляпы, джаз, длинные пальто, Томми-ган и неизменная апология маскулинности – известные всем элементы нуара, отчего-то всё реже появляющиеся на экранах. И если в игровом кино всё же проскакивают истории вроде «Ирландца» (и менее удачного «Лица со шрамом»), то в играх гангстерская тематика до обидного непопулярна – за последнюю пятилетку успешным высказыванием на тему можно назвать разве что Mafia III и, с натяжкой, Red Dead Redemption 2, которая, вообще-то, совсем про другое.
На этом фоне анонс Empire of Sin от самого Джона Ромеро, отсылающей к подзабытой серии Gangsters: Organized Crime, казался заслуженными подарком фанатам. Но, разгорячив аудиторию шикарными трейлерами, Ромеро вновь принялся за своё любимое занятие — двигать сроки и откладывать релиз игры.
Empire of Sin «переехала» на 2021 год, а ремейк Mafia тоже ещё не вышел, и в образовавшемся томительном ожидании 1С подкинула фанатам сеттинга Company of Crime — пошаговую стратегию про гангстеров от молодой финской студии Resistance Games. Пройти мимо оказалось невозможно.
Другая мафия
Важную ремарку стоит сделать сразу: мафия у Resistance Games совсем другая. Это и не классический образ из эпохи «Сухого закона», и не какая-то вариация на тему реальной ситуации в Лондоне 60х, пусть в этот отрезок и происходят события игры.
Мафия здесь — наряженные в изысканные костюмы ребята, лупцующие друг-друга до изнеможения битами для крикета. Не шпана Гая Ричи, но и не «Острые козырьки». Собирательный образ, где отовсюду взято понемногу, пусть даже прообразы реальных Лондонских банд и появляются в игре. С учётом общей игровой стилистики, дизайна и саундтрека получилось органично, и это, пожалуй, главное.
Убивать у местных мафиози не принято, а потому персонажи разбираются друг с другом в стиле героя Райана Гослинга из фильма «Драйв»: с молотками, битами и просто кулаками в челюсть. Стрельба случается, но скорее как крайняя мера – любой выстрел тут же привлекает повышенное внимание полициейских, от которых лучше всего спасаться бегством. Такие уж тут порядки.
Пошаговая и рукопашная
Незаезженный сеттинг породил множество особенностей в пошаговой тактике. Каждое сражение в Company of Crime играется примерно как XCOM, но с оглядкой на местный колорит. Персонажи чаще всего сходятся в рукопашных поединках – и здесь это обставлено с выдумкой. Герои выцарапывают глаза, швыряют соперников в стены, креативно и со знанием дела используют окружение: настоящий восторг вызвала впервые открытая контекстно-зависимая возможность жахнуть оппонента о барную стойку так, что тот потеряет ориентацию в пространстве и пропустит несколько ходов.
Классов персонажей здесь мало, да и главные отличия между ними, скорее, в «статах», но различных умений всё равно оказывается предостаточно — и первые часы игры уходят только на то, чтобы разобраться со всем разнообразием доступных синергий и возможностей. Ситуацию усложняет ещё и то, что убийства в игре вызывают слишком много ненужного шума в прессе и полиции, а потому приветствуется стиль Брюса Уэйна, когда лучше навсегда оставить врагов с неизгладимыми черепно-мозговыми травмами, но живыми. Приходится выкручиваться.
Банды Лондона
Помимо пошагового тактического, присутствует в игре и глобальный стратегический режим, в котором мы решаем политические и экономические вопросы. Выглядит он простенько, но при этом оказывается весьма аддиктивным.
Лондон здесь поделён на районы, в каждом из которых уже очерчено влияние разных банд. В каждом районе есть свои точки бизнеса, дающие уникальные свойства и материальные ресурсы. Вы, будучи мозгом новообразованного преступного синдиката, ввязываетесь во все интриги сразу и агрессивно ставите себя при «заходе» на новые районы.
Меры зарабатывания авторитета классические: рэкет, шантаж, подкуп журналистов, крышевание и старый-добрый грабёж. Милая деталь — при должном уровне авторитета в районе вы можете не только крышевать, но и «отжимать» бизнес, но делать это невыгодно – зачастую доход от такого подхода только снизится. Логика в этом есть – и игра остроумно об этом предупреждает ремаркой: «Если бы вы были гением бизнеса, то не стали бы гангстером».
И потому к каждому заведению под своей опекой стоит относиться ответственно. Запугали владельца, взяли конторку под своё крыло – и не дай бог вам позволить налёт на «свой» бизнес от чужой банды. Авторитет падает моментально, и в следующий раз, если вы не досчитаетесь показателей «Страха», «Влияния» и «Уважения», вас пошлют даже владельцы газетного лотка.
А для того, чтобы успеть всё и сразу, предусмотрен менеджмент команды. Чем выше ваше влияние в Лондоне, тем большее количество амбалов вы можете взять под своё командование. Каждый из них требует средств на содержание, а потому важно, чтобы ваш еженедельных доход позволял содержать крепкую команду. Ваши бойцы могут устать, получить ранение или вообще загреметь в тюрьму – во всех случаях ответственность за их судьбы и содержание остаётся на главаре.
Проблемный бизнес
В первые часы Company of Crime очаровывает своей концепцией: глобальный режим интересен, а схватки небанальны. Но стоит поиграть подольше и пошаговая часть, увы, выдыхается: сражения оказываются похожи друг на друга, локации повторяются, врагов становится всё больше и время на каждую новую схватку лишь увеличивается, а разнообразие игровых ситуаций — нет. При этом баланс интереса явно перекашивается в сторону глобального менеджмента, и потому пошаговые бои вообще становятся необходимым злом для дальнейшего прохождения.
Здесь бы ввести в игру автобой и позволить игроку решать только глобальные задачи, но Resistance Games отчего-то не решились на полноценную реализацию этой механики – часть заданий можно пропустить подобным образом, но в большинстве случаев вам придётся самому запугивать несчастных владельцев пабов и прачечных. В итоге захват территорий превращается в нескончаемый однообразный гринд, который естественным образом начинает утомлять – и до конца «бандитского» сценария вытерпят далеко не все.
Тем более, что сюжет вообще не поощряет ваши старания. История в Company of Crime пресная и банальная, и даже диалоги, при всей своей нарочитой пафосности, скорее раздражают нелепостью.
Скотленд-Ярд в деле
На случай, если вы заскучали играть за гангстеров, разработчики продумали полноценную кампанию за полицейских. Геймплей здесь хоть и схож фундаментально, всё же различается в деталях. В тактических сражениях ваша задача не убивать или избивать, а арестовывать врагов, а в глобальном режиме игра вообще превращается в подобие This is the Police, где приходится отправлять наряды на задания и расставлять патрули по городу.
При всех различиях, проблемы у полицейской компании остаются те же: менеджерская часть оказывается существенно интересней пошаговой тактики, а прорываться по сюжету приходится через необязательный гринд.
Сложно понять, чего именно не хватило Resistance Games: денег, опыта или просто времени, но ситуация получилась патовая. Механикам не хватает глубины, и концепт, отлично работающий на протяжении первых восьми часов игры, к десятому безвозвратно рассыпается. При этом иногда в Company of Crime тянет вернуться, да и ругать игру за то, что она не соответствует требованиям AAA, как-то не хочется.
Это действительно обаятельная и необычная пошаговая тактика для любителей жанра и сеттинга, где в качестве боевой способности можно обложить соперника матом так, что тот упадёт в обморок. Остаётся лишь надеяться, что Resistance Games правильно проанализируют слабые стороны игры и проведут работу над ошибками уже в следующем проекте — потенциал у студии есть.