Интернет, безусловно, вещь хорошая и полезная. Не хватит и целой книги, чтобы описать те блага, которые он нам дает, но как любая вещь в нашем мире Интернет содержит в себе и отрицательные черты, являющиеся прямыми продолжениями его достоинств. Таким образом, легкий и простой доступ к знаниям лишил большинство людей желания эти знания искать. А возможность немедленно получить решение по тому или иному вопросу позволила и вовсе не думать самостоятельно над решением многих проблем.
Я не напрасно начал с такой очевидной многим мысли, так как это относится и к любимым нами играм. На примере моего личного опыта я хочу рассказать об одной игре, для которой наличие быстрых решений как минимум было бы вредным. В отсутствии Интернета ее прохождение заняло у меня много лет и было наполнено настоявшимся бессилием и ликованием.
Как вы уже поняли из заглавия, игра эта называется Arx Fatalis. Она является удивительным представителем разных жанров. Официально Arx Fatalis — это ролевая игра, но ее можно смело причислить и к жанру квестов. Многие помнят и любят Arx Fatalis, но большинство никогда о ней не слышали. Мне будет приятно, если благодаря этой статье к числу фанатов Аркса прибавится хотя бы пара человек.
Arx Fatalis — это одна из тех жемчужин, что подарили нам нулевые годы. Ее самобытная и атмосферная вселенная хоть и невелика, но крайне интересна. Действие игры переносит нас в мир Экзоста, где по неизвестным причинам солнце погасло, а народы, населявшие бескрайние зеленые просторы, были вынуждены переселиться под землю. Под землей их радушно приняли гномы, уступившие беженцам из верхнего мира свои старые штольни. Сами гномы в свою очередь переместились в наиболее глубокие и темные подземелья, продолжая заниматься любимым делом — копать. Тем временем поверхность планеты окончательно остыла и оледенела, став непригодной для жизни.
Отважные представители гильдии путешественников. Единственные люди, способные путешествовать по ледяной пустыне.
Для всех рас наступили тяжелые времена. Стали заключаться союзы, которые еще недавно были совершенно немыслимы. Катастрофа на короткое время сплотило людей, троллей, гоблинов, гномов и орден Эдерней. Совместными усилиями этих народов жизнь под землей стала возможной и даже вполне сносной. Но время шло, про старые долги и обиды никто не забывал, постепенно межвидовые отношения вернулись на круги своя. Именно в такой час нам и предстоит явиться в мир Аркса.
Немного о расах представленных в Arx Fatalis.
Люди.
Люди, населяющие мир Экзоста, самые обычные, в приложении к фентезийной вселенной разумеется. Они находятся на уровне развития раннего средневековья, чтят своего короля, знают работу с металлом и магией. Центр жизни людей и единственный известный нам оплот человечества — это город Аркс, бывший некогда на поверхности, а ныне перенесенный под землю. В этом городе нашли приют немногие уцелевшие после великой катастрофы, сохранив при этом все пороки общества. Религия людей Аркса остается довольно туманной и нераскрытой по ходу повествования. Можно лишь заключить, что это язычество, представленное в виде поклонения великим богам. Помимо великих богов имеются так же и демоны, по сути те же боги, но злые, для них тоже находятся свои почитатели среди людей.
Гоблины.
Гоблины это раса, сочетающая в себе жестокость и хитрость. Они подчиняются своему вождю, который правит не по наследству, а путем избрания самого авторитетного гоблина. Основным занятием гоблинов является торговля самоцветами, в чем им помогает близкое соседство с поселком троллей и Арксом. Эта раса никогда не была дружна с людьми и в былые времена предпочитала войну торговле. Нечего и удивляться что, несмотря на заключенный мир, гоблины замечены не только в торговле самоцветами, но и в очень гнусных, темных делах.
Тролли.
Тролли, наделенные огромной силой и выносливостью — очень глупы, что не мешает этой расе быть добродушной. Они прекрасно ладят с людьми, но в виду своей экономической безграмотности находятся в зависимости от гоблинов. Выражается это в том, что могучие тролли, добывающие драгоценные камни в огромных количествах, вынуждены отдавать их «умным» гоблинам. Гоблины ведут торговлю и делятся крупицей прибыли с добытчиками, оставляя себе практически всю прибыль.
Гномы.
О гномах Экзосты, к сожалению, нам мало что известно. Они дальше других продвинулись в техническом развитии, о чем можно судить по их городу. Научились нейтрализовать магию, к которой, видимо, не имеют способностей и, разумеется, являются непревзойденными мастерами в горном деле. Известно, что гномы самодостаточны и редко выходят на контакт с другими расами.
Орден Эдерней.
Орден Эдерней нельзя в полной мере назвать расой. Дело в том, что орден состоит из женщин-змей, которые продолжают свой род при помощи тайных магических ритуалов. Для ритуала возвышения ордену требуются человеческие женщины, которые, как можно косвенно судить, приходят по доброй воле, либо же вымениваются на весьма нетривиальные магические услуги. Что касается магии, в ней сестрам Эдерней нет равных. Именно благодаря ордену жизнь под землей стала возможной. С помощью магии они вывели растения, не нуждающиеся в солнечном свете. Мы, к сожалению, не можем узнать всех тайн сестер, но кое-какие занавесы будут открыты по ходу повествования.
Крысюки.
Крысюки не входят в союз разумных рас, однако являются одной из них. Ловкие и скрытные крысюки живут особняком от всех остальных и не терпят чужаков. Но кое-что, а именно жадность, все же заставляет их порой идти на контакт. За хорошую плату Крысюки готовы поработать ворами и наемными убийцами, в чем им очень помогают способности к тайной магии и врожденное проворство. Можно так же судить, что крысюки некогда были гораздо более цивилизованными и влиятельными, но постепенно деградировали, сохранив остатки былых знаний.
Драконы.
Драконы — существа легендарные и малочисленные. Большинство из живущих, уверены в том, что они просто вымысел. Но если вам посчастливиться повстречаться с одним из них, то будьте уверены, вас ждет занимательная беседа. Мало кто может сравниться с драконами в мудрости.
Перейдем к деталям геймплея. В Arx Fatalis нет жесткой привязки к классам. На старте вы сами распределяете очки умений и параметров, руководствуясь описанием оных. Всего имеется четыре базовых параметра: сила, ловкость, выносливость и разум. Параметры влияют на базовое значение навыков, требования к предметам экипировки и физические данные.
Что касается навыков персонажа, то всего их девять: незаметность, механика, интуиция, медитация, ремесло, магия, ближний бой, стрельба и защита. Как вы можете судить, навыки условно делятся на боевые и вспомогательные. Какие из них прокачивать, решать вам. Надо заметить, что не все навыки одинаково полезны. Если отыгрывать скрытного убийцу еще возможно, то вот у лучника будут большие проблемы, так как лук в игре всего один и то посредственный. Про лук лорда Инута я не считаю нужным упоминать, так как он скажем так — неофициальный. На пути же у воина или мага никаких проблем не возникнет. Эти классы хорошо сбалансированы, играть ими легко и приятно.
Стоит остановиться отдельно на том, как реализована магия в игре. Любое заклинание состоит из нескольких рун, которые находятся или покупаются по мере прохождения. Но самое интересное не это, а то, что руны эти необходимо рисовать от руки. Таким образом, нарисовав руны и составив заклинание, вы активируете его. Или же вы можете сохранить начертанное заклинание в ячейку для быстрого каста и использовать, когда будет нужно. Всего таких ячеек три, этого более чем достаточно.
Остановимся немного подробнее на прочих геймплейных механиках. Для начала мы рассмотрим аспекты, связанные с ремеслом. Этот навык отвечает за починку снаряжения, алхимию и нанесения яда на оружие. Ремонт необходимо производить в кузнице на наковальне. Делать это приходится довольно часто, ведь меч задевший во время удара не только врага, но и стену изнашивается гораздо быстрее. Если ваш навык ремесла недостаточно высок, то при ремонте вещь, рискует навсегда потерять часть прочности. Что бы этого избежать лучше обратитесь за помощью к кузнецу, он сделает все в лучшем виде но, разумеется, не бесплатно.
Теперь что касается алхимии. Всего в игре представлены пять видов зелий: лечебные, зелья манны, яды, противоядия и зелья невидимости. Для изготовления каждого вида необходимо преодолеть определенный порог в прокачке ремесла. Помимо этого нужно добыть бутыль и правильный ингредиент. Бутылки достать не трудно, ведь каждая опорожненная тара, будь то вино или то же зелье — оставляет пустой сосуд, который можно использовать бесконечно. Ингредиенты же в основном придется собирать самим. Так перетертый в ступке папоротник станет прекрасным сырьем для яда, а кувшинка поможет в изготовлении целебного снадобья.
Если с применением четырех зелий вопросов быть не может, то о ядах стоит сказать отдельно ведь для некоторых билдов их применение остро необходимо. При низком навыке ремесла нанесение отравы на оружие почти не даст результата. Но опытный ремесленник сумеет добиться от яда потрясающего результата даже при наличии самого жалкого кинжала.
Но не одним ядом может побаловать себя жаждущий смертельного творчества игрок. Оружие можно не только смазать отравой, но и зачаровать. Впрочем, зачаровать можно также и доспехи. Для этого потребуются либо высокие магические навыки, либо свитки наложения чар, которых в игре очень мало. Так же вам понадобятся специфические ингредиенты, каждый из которых при зачаровании дает особый эффект. Некоторые из них весьма банальны и буквально растут на грядке, иные же редки и найти их непросто. Собрав все необходимое вы должны применить ингредиент к нужной вещи а затем наложить на нее чары.
Не могу не упомянуть так же о кулинарии, ведь она является интересным игровым аспектом. Хоть готовка и не особо нужна, несмотря на то что персонаж нуждается в пище, но она, безусловно, интересна. Например, для приготовления хлеба потребуется мука, скалка, вода и открытый огонь. Смешав воду с мукой и поработав скалкой, вам предстоит испечь свой хлебушек. Для этого всего лишь нужно положить тесто на огонь, замечу, не применить к огню, а именно положить на огонь тесто. Проявив капельку терпения и наблюдая за тем, как ваша булка печется вы, в итоге получите простую самодельную еду. Таким же образом можно приготовить несколько блюд.
Arx Fatalis полнится всяческими мелкими механиками и даже я, человек основательно изучивший игру, не знаю их все. Например, недавно я узнал, что с помощью сыра можно приманить и отвлечь крысу. Дело это совершенно ненужное, ведь приманивать крыс некуда и незачем. Или банк Аркса, там вы можете покупать акции и зарабатывать на смене курса. Игра на бирже тоже особого смысла не имеет потому что, обычно денег итак хватает на все. Тем не менее, эти бесполезные на первый взгляд мелочи делают честь создателям игры, ведь они постарались и наполнили мир такими деталями.
О предметах. В игре очень много разнообразных вещей. Все они имеют собственные модели и при желании их можно выложить и рассмотреть. Иногда это бывает довольно интересно, а иногда напрямую полезно. Я позволю себе дать пару советов касательно некоторых вещей которые вы можете встретить в игре. Например, книги, внимательно присматривайтесь к их содержанию. При должной смекалке и догадливости вы сможете извлечь из них не только информацию, но и иную пользу, все таки книга лучший подарок. Обнаружив торговца всякой всячиной, первым делом купите кольцо для ключей, оно освободит массу места в инвентаре и избавит вас от нужды подбирать нужный ключ. Если же вам посчастливится наткнуться на легендарный мифрил, ни в коем случае не тратьте его весь. Да это великолепное сырье для изготовления клинка, но оставьте хотя бы пару кусков руды про запас.
Теперь пришло время рассказать, почему же я проходил эту игру много лет. Все дело в сюжете и задачах, которые он ставит. Много раз я начинал игру, шел до известного момента и застревал, не в силах решить очередную задачку. Со временем решение неизбежно приходило и продвигало меня чуть дальше по сюжету. Так год за годом, возвращаясь в любимый мир, я снова бросал ему вызов, испытывая непередаваемую радость в момент, когда очередная загадка была решена.
Поговорим конкретнее о задачах, которые ставятся перед героем. Вы не найдете в этой игре загадок в стиле «три пирамидки», большинство из тайн Аркса потребуют от вас внимательности к окружению и собеседникам. Что нравится лично мне, так это то, что методом «тыка» почти ничего решить нельзя и придется искать, слушать и думать логически. Справедливости ради надо отметить, что встречаются задачи в стиле «пойди, найди, а где не знаю», но и они поддаются решению путем исследования мира. Помимо основного сюжета в Arx Fatalis есть так же второстепенные, необязательные задания. В большинстве случаев начать их прохождение вы можете, только проявив все ту же внимательность. Стоять с маркером над головой и кричать: «Эй путник, помоги!» никто не будет. Более того, часть заданий берется вовсе не у персонажей, смотрите по сторонам и вникайте в проблемы героев.
Немного о стилистике и арт. дизайне игры. Это вкусовщина, но мне очень нравится, как построен и оформлен мир Аркса. Исследовать его приятно и увлекательно. По сути это открытый мир и никто не запрещает изучать его вдоль и поперек с самого начала. Да, тут нет просторных уровней, но и сеттинг другой. Это подземный мир, и он не может выглядеть иначе. Конкретные локации отличаются друг от друга по оформлению и создают именно то настроение, которое должно быть. Например, когда попадаешь в склеп, то никаких сомнений не возникает — тут нет никого, кроме мертвецов, холода и жуткой тишины, разгоняемой только сквозняками.
Подводя итог, могу сказать, что Arx Fatalis занимает в моем сердце почетное место, наряду с такими «нетленками», как TES Morrowind и «Готика». Редко какой игре удавалось создать такую чарующую атмосферу и удерживать игрока, несмотря на все сложности, возникающие при прохождении. Мир Аркса хочется исследовать вдоль и поперек, он полон загадок и секретов, которые ждут, чтобы их раскрыли. Крайне рекомендую не пользоваться подсказками, которые может дать Интернет. Лучше отложите прохождение и вернитесь с новыми силами. Впрочем, это решать только вам. В Steam Arx Fatalis стоит всего 99 рублей, согласитесь — это недорого. Последний патч вышел в 2020 году, из-за чего игра прекрасно себя чувствует на современных системах и проблем быть не должно.
Теперь немного о грустном. Для тех, кто как и я знаком с Arx Fatalis, не будет новостью, что после выхода первой части была начата разработка второй. Но увы, друзья, если мы и увидим ее, то очень нескоро. Дело в том, что проект не был ни закрыт, ни заморожен. Он переродился, и теперь мы знаем его под именем «Dark messiah of might and magic». Внимательные игроки могли легко заметить сходство в подходе к дизайну двух игр. Многие готовые модели и предметы напрямую перекочевали из одного проекта в другой. Взгляните хотя бы на некромантов из «Dark messiah», они вам никого не напоминают? Таким образом, можно себе представить, каким мог быть Arx Fatalis 2, но поиграть в него не получиться.