40% Черного зеркала + 60% Кабинета редкостей Гильермо дельТоро
Не будет преувеличением сказать, что былой хайп по новым сезонам Черного зеркала уже давно в прошлом. Тем не менее, учитывая, что характерные для сериала темы проникают в нашу жизнь возможно даже быстрее, чем можно было бы ожидать, ознакомиться с актуальными идеями и видением авторов все равно представляется интересным. Тем более, что с предыдущего сезона прошло 4 года, что могло позволить как-то переосмыслить концепцию сериала, адаптировав ее под текущие условия.
Ужасная Джоан
Первая серия сезона как будто без раскачки пытается дать понять, что создатели готовы продолжать развивать основные свои темы: доминирование корпораций за счет технологий и пренебрежение судьбами и свободами отдельных людей.
По сюжету являющаяся винтиком в корпоративной машине главная героиня по имени Джоан сама оказывается жертвой беспринципности медиакорпорации Streamberry, которая тиражирует подробности ее личной жизни во всех деталях посредством сериала «Ужасная Джоан». Борьба со Streamberry и становится движущей силой для сюжета эпизода, в рамках которого впоследствии раскрывается более серьезная подоплека для показанных событий.
Несмотря на «каноничность» тематики данной серии, нельзя сказать, что она концептуально способна чем-то удивить, что было свойственно ряду эпизодов из прошлых сезонов. В процессе просмотра складывает ощущение, что где-то это уже в каком-то виде было, а демонстрируемые коллизии и технические реалии смотрятся слегка наивными и устаревшими для текущей повестки. Да и попытка Netflix в прямолинейную самоиронию не так чтобы очень сильно выглядит.
Впрочем, придумана и поставлена серия очень даже достойно, и смотреть ее по итогу действительно интересно. Тут по впечатлению нет лишнего в сюжете, все достаточно неплохо раскрывается в плане содержания и темпа повествования. Также кого-то сможет порадовать и актерский состав: Сальма Хайек, Майкл Сера, Химеш Патель. На фоне послевкусия предыдущих сезонов эпизод в какой-то степени даже приятно удивил, создав ожидание, что и другие серии будут хотя бы на таком же уровне.
Лох-Генри
Но приятное впечатление от первого эпизода продлилось недолго. Вторая серия погружает зрителя в очередную историю про возвращение в маленький и тихий городок, который «внезапно» оказывается не таким уж тихим.
Главный герой со своей девушкой приехал в гости к своей маме в шотландскую сельскую местность для съемок скучной документалки, которую впоследствии променяют на потенциально более хайповую историю из темного прошлого поселения в стиле передачи «Следствие вели…». И в целом показанный в эпизоде сюжет в гигантском списке аналогичных вряд ли займет высокое место: он предсказуем, не предлагает хоть чего-нибудь нового и ощущается слегка скомканным в конце.
С этой же серии начинается (а с учетом предыдущих сезонов продолжается) ряд вопросов в духе: «а почему это в Черном зеркале вообще?». Да, тут в очередной раз поднимут проблему циничности масс-медиа, что нередко паразитирует на человеческом горе. И опять попытаются использовать карту самоиронии через упоминание корпорации Streamberry. Но в сухом остатке тут никакой свежей идеи не проглядывается.
Есть вопросы и с точки зрения исполнения: пара главных героев, на мой вкус, смотрится на фоне остальных образов очень слабо и не запоминается, особенно девушка. К немногочисленным плюсам можно отнести живописные виды природы, передачу атмосферы провинциального тихого городка, ну и Джон Ханна в своей роли скорее порадовал.
За морем
Данный эпизод вновь возвращает сезон в полноценное русло Черного зеркала. И, казалось бы, здесь есть все, чтобы выделится даже на фоне антологии в целом.
В первую очередь, это действительно интересная задумка с незаезженной проблематикой. В центре сюжета два космонавта, несущие службу на некоторой космической станции, которые для поддержания отношений со своими семьями используют дистанционный контроль над андроидными телами. Конечно, многие детали и подробности здесь опущены, но сам концепт хотя бы смотрится актуальным с позиции будущего развития общества.
Кроме того, у серии можно сказать достаточно звездный актерский состав. В главных ролях тут набирающий обороты после возвращения Джош Хартнетт, а также Аарон Пол с Кейт Марой.
Но весь номинальный потенциал по факту не оказывается реализованным. Эта серия как будто подцепила современную болезнь кинематографа: «сюжета максимум часа на 2, но покажем 3+ часа». Если авторы хотели показать рутинность и передать ощущение растянутости времени, то для этого есть и иные средства помимо увеличения хронометража. В итоге разбавление содержания сводит на нет интерес к серии, утапливая зрителя в скуке.
Мэйзи Дей
Остаток же сезона как будто совсем явно прошел под знаком сюжетов в стиле Кабинета редкостей Гильермо дель Торо. При этом нельзя сказать, что проблема исключительно в этом.
Четвертая серия посвящена очень актуальной и свежей (нет) теме папарацци. Здесь главная героиня в рамках очередной охоты за подробностями личной жизни звезд попадает в так скажем необычную ситуацию с элементами фантастики.
И тут даже и рассказать по сути ничего: нет ни интересных образов, ни более-менее свежей задумки, ни режиссерских идей. По факту все как будто держится на «неожиданной» развязке, до наступления которой теряешь всякий интерес к сюжету. Да и сама развязка ничего кардинально не дает. В общем, если интересует затронутая по сюжету тематика, то лучше потратьте время на условного Стрингера.
Демон 79
Пятая серия по сюжету переносит зрителя в 1979 год, показывая жизнь того времени глазами представительницы этнического меньшинства. В завязке сценария ее нелегкая жизнь, наполненная пассивной агрессией и надменностью со стороны окружающих, резко изменяется в результате неожиданного появления в ней таинственного существа, которое в силу обстоятельств взваливает на плечи «маленького человека» бремя спасения всего мира.
Вопреки очередному несоответствию вывеске сериала, сам концепт эпизода представляется достаточно любопытным. Он затрагивает неоднозначные моральные и психологические вопросы и при этом не дает совсем банальных ответов на них. Да и перенос время действия в конец 70-х придает определенной атмосферности.
Тем не менее, найдется и ряд ощутимых недостатков. Во-первых, вновь создается определенное ощущение чрезмерной затянутости: некоторые арки, на мой взгляд, можно было заметно подсократить. Кроме того, реализации задумки немного не хватило оригинальности в отдельных аспектах и более выраженных акцентов. Но, в целом, вне контекста антологии эпизод смотрится как минимум заслуживающим внимание.
Таким образом, в 6 сезоне сериал «Черное зеркало» по сюжетной направленности еще более выраженно начал отклоняться от каноничной тематики. А то, что ей все-таки соответствует, уже как будто отстает от текущих реалий. Зачем было возвращаться через 4 года с таким неоднозначным материалом — вопрос открытый. Впрочем, в рамках антологии не обязательно смотреть все, а значит, можно спокойно ограничиться «Ужасной Джоан» и при желании «Демоном 79».