Общий сбор: обсуждаем «Последних джедаев»

Редакция DTF делится мнениями о восьмом эпизоде «Звёздных войн».

Мнения о новой части саги о джедаях разделились не только среди фанатов в интернете, но и даже в редакции DTF. Кому-то фильм понравился, другие нашли, за что его покритиковать. Без спойлера «Последних джедаев» мы уже обсуждали (даже дважды), так что сейчас поговорим более предметно. Если вы ещё не успели сходить в кино — читайте только на свой страх и риск.

Вадим Елистратов: Деконструкция «Звёздных войн»

После старта проката «Последних джедаев» я порядком начитался критики фильма и обратил внимание на то, что почти все ненавистники концентрируются на поверхностных вещах.

Допустим, одна из главных претензий — Сноука не раскрыли и убили слишком легко и слишком рано. А кто обещал, что он будет главным злодеем трилогии? Никто. А чем принципиально отличается его смерть от убийства Палпатина, которого сбросили в пропасть? Ничем. А с чего вы взяли, что его бэкграунд не будет раскрыт в девятом эпизоде? Да ни с чего. А почему слишком рано? Потому что надо было повторить историю старой трилогии?

И таким образом можно пройтись по любой претензии, включая Лею, у которой в критический момент вдруг открылась способность управлять Силой. Почему нет? Потому что она раньше так не могла? Быть может, не могла, потому что её не выбрасывали в открытый космос?

В этом главная проблема почти всей критики в адрес «Последних джедаев». Люди смотрят новый фильм, но требуют, чтобы обязательно было как раньше — чтобы повстанцы самозабвенно жертвовали собой, чтобы новый Палпатин «палпатинил», а новый Вейдер «вейдерил», а Люк тупо отыгрывал роль Оби Вана.

Я понимаю, почему так происходит. Всё-таки «Звёздным войнам» уже 40 лет, а инерция мышления — очень сильная вещь. Сама химия мозга работает так, что большинству людей хочется годами мысленно ездить по одним и тем же «рельсам», и всё новое в этой вселенной кажется им глупым, враждебным и требующим критики и отрицания.

Но действительно ли «Последние джедаи» — глупый фильм? Во время очередного спора о них я вдруг осознал, что работа Джонсона для «Звёздных войн» — это примерно как «Хижина в лесу» для хорроров. «Последние джедаи» — фильм-деконструкция, в котором известный нам механизм разбирают на части и собирают заново, но уже по-новому.

И дело в том, что подобного рода деконструкции никогда не даются легко. Чтобы выйти на следующий уровень и посмотреть на «Звёздные войны» свысока, нужно их очень хорошо понимать.

И «Последние джедаи» говорят о том, что Джонсон — преданный фанат. Он знает, в каком направлении будут работать мысли зрителя, забегает вперёд и ставит для них ловушки. Возьмите, например, героя Бенисио дель Торо. Я уверен, что половина зрителей ждала момента, когда выяснится, что он и был тем самым взломщиком, которого искали главные герои — что в кадре мельком появится нашивка на его одежде. Но нет, чёрт подери! Это действительно другой взломщик! Или скажем эпизод, где некто приходит на помощь Финну и Роуз, захватив AT-ST. «Герой Дель Торо передумал и вернулся! У вора есть честь!» Но нет, это был не он. И об этом говорит даже удивлённое лицо Финна — он как будто вместе со зрителями ждал жанрового штампа, а получил нечто новое.

И Райану Джонсону удалось сделать таким вообще весь фильм, что в принципе невозможно без знания зрительской психологии. Конечно, «Последние джедаи» — это не философский трактат, но это умное кино — умное именно с точки зрения того, как оно сконструировано. И это настоящий подарок — после «Пробуждения силы» я ждал от Disney намного меньшего.

Олег Чимде: Сила течёт в нас, и мы едины с Силой

До выхода «Последних джедаев» споры со мной о фильме заканчивались очень быстро. Я отвечал, что после седьмого эпизода мне плевать на «Звёздные войны» и жду я от фильма только красивую сказку и эпичный экшен. Таким образом я, конечно, специально занижал себе ожидания, чтобы не ругаться матом, выходя из зала кинотеатра, как в прошлый раз. Но я и правда особо ничего не ждал.

Но, как и в случае со многими другими блокбастерами этого года (особенно «Лигой справедливости»), я неожиданно получил совсем не то, на что рассчитывал. Красивой сказки здесь нет, прямо скажем: во-первых, герои весь фильм только и делают что лажают, а во-вторых, вся сюжетная линия Финна, которая занимает порядочно времени — абсолютно бесполезная, за исключением мальчика в самом конце. Так себе красивая сказка, в общем.

Да и «Последние джедаи» — очень камерное кино. Здесь всего четыре локации, между которыми фильм переключается будто по щелчку. Он абсолютно не эпичный и, за исключением начальной битвы, не зрелищный. Совсем не то, что ожидаешь от номерного эпизода «Звёздных войн».

Зато я неожиданно получил философскую драму о природе Силы с двойным дном. Многие пишут, что фильм Райана Джонсона якобы ломает каноны вселенной, но на самом деле он их соблюдает и поясняет. Через многочисленные отсылки к обеим предыдущим трилогиям он закольцовывает «Звёздные войны» и объясняет природу мира, где всё подчинено единой эфемерной субстанции — Силе. Честно говоря, я бы даже отказался от экшн-сцен в фильме, лишь бы побольше узнать о Силе и её пользователях.

Так что перед просмотром ожидания можно было даже не занижать: благодаря восьмому эпизоду даже седьмой теперь смотрится не так позорно, как раньше. Кажется, из диснеевских «Звёздных войн» может получиться что-то путное и глубокое. Главное тут — открыться Силе и не забывать, что Сила течёт во всех нас, и мы едины с ней.

Алексей Сигабатулин: Переоценка ценностей

После выхода почти любого фильма по «Звёздным войнам» в сети начинается апокалипсис. Кто-то остервенело разносит фильм, кто-то прощает картине вообще всё и ругает хейтеров. Но мне кажется, что мы все просто привыкли немного не так оценивать современные истории о Далёкой галактике. Почти каждый из нас прожил большую часть сознательной жизни в мире, где уже была оригинальная трилогия. Мы привыкли: закончил один фильм — включил следующий. Любые недосказанности и сюжетные дыры закрывались в течение нескольких часов, стоило только переключиться на следующий эпизод.

С новой трилогией так не получится: до выхода девятого эпизода ещё много времени, а потому ругать восьмой за какие-то «несостыковки» или перевирание канона очень легко, опровержений-то пока нет. Но как по мне — это ошибочный путь. Быстро «слили» Сноука, толком не раскрыв? Ввели новую героиню? Странно пожертвовали Люком? Но ведь мы не знаем, что будет дальше. Понимаю, что кто-то может воспринять это всё как попытку надуманно оправдать фильм. Но чёрт возьми, центральная тема «Последних джедаев» — надежда. Так почему у фанатов её нет?

Отпустить старый канон непросто, особенно если посвятил его изучению годы. Но это придётся сделать: мир изменился, и «Звёздным войнам» придётся меняться вместе с ним. Проверенные истории и приёмы это прекрасно, но почему бы не попытаться их переосмыслить, что-то поменять. Это, на мой взгляд, у Райана Джонсона получилось отлично. За будущую трилогию я спокоен.

Единственное, что в фильме действительно не понравилось — эпизод с казино. Вот он точно ощущался лишним. Но если он нужен был для того, чтоб подвести к финальной сцене — то пусть будет.

Алексей Хромов: «Индиана Джонс» без Индианы Джонса

Ещё ни разу со времён классической трилогии «Звёздные войны» не выглядели настолько натуралистично. Седьмой эпизод был призван сыграть исключительно на ностальгии, а потому вместо настоящих главных персонажей зрителю показали странных всемогущих героев: штурмовик Финн, умело управляющийся со световым мечом, лучший в мире пилот По Дэмерон и, конечно, Рэй, которая умеет вообще всё. Главной задачей Райана Джонсона при работе над «Последними джедаями», похоже, было превратить этих персонажей в живых людей. И вот уже По сомневается в правильности собственных действий, Финн перестаёт быть эгоистом, а Рэй учится владеть силой. Все они люди.

Но, как ни странно, именно эта «жизненность» — главный недостаток нового эпизода, убивший на корню все эмоции от просмотра. За месяцы ожиданий фанаты уже успели в своих теориях связать Рэй родственными узами со всеми важными персонажами франшизы. И реальная развязка этой истории действительно более логична. Но не стоило тогда этой теме уделять столько внимания. Фраза Кайло Рена звучит так, будто Дарт Вейдер зловеще говорит Люку: «Люк, я не знаю, кто твой отец».

И ровно то же происходит со Сноуком. Учитывая судьбу этого персонажа, вряд ли о нём что-то расскажут в девятом эпизоде. Он просто пришёл, посидел в кресле и ушёл. Можно лишь догадываться, как отреагировали бы фанаты Marvel, если бы во вторых «Стражах галактики» Небула просто убила Таноса, сидящего на своём троне.

Но если с этим ещё можно смириться, то с бессмысленностью большей части сюжетных линий — никак. В одном из эпизодов сериала «Теория большого взрыва» герои приходят к выводу, что если убрать из сюжета фильма «Индиана Джонс: в поисках утраченного ковчега» самого Индиану Джонса, итог был бы ровно таким же. Похожая история и в «Последних джедаях». Если бы По не бегал по кораблю, не спорил и не устраивал заговоры, а просто сидел, ничего бы не изменилось.

Линия Финна и Роуз тоже не приносит в итоге никакой практической пользы: они громят планету-казино, находят взломщика, проникают на корабль первого ордена. Но всё это заканчивается ровно ничем для сопротивления. Если бы Лея не умирала, а потом не оживала, и если бы Холдо не появилась вовсе — всё равно бы произошло ровно то, что произошло. Казалось бы, после приземления бессмыслица в действиях должна закончиться, ведь наступает развязка. Но вот Финн совершает геройский поступок, смысл которого тут же обнуляется геройским поступком Роуз.

В итоге после просмотра остаётся ощущение, что если оставить в сюжете только линию Рэй, Люка и Кайло, а остальных заменить на безликих повстанцев — история бы ничего не потеряла. В некоторых фильмах такой подход обоснован и даже необходим. В «Дюнкерке» Нолан таким образом показывает войну глазами самых простых солдат, моряков и пилотов. Но «Звёздным войнам» это совершенно не идёт: действия, совершаемые героями, должны влиять не только на их духовное развитие, но и на жизнь всей «далёкой-далёкой галактики», иначе зачем эти герои нужны.

Федор Сивов: «Звёздные войны» под другим углом

Я не ждал многого от «Последних джедаев». Седьмой эпизод мне нравился ровно до того момента, пока фильм не превратился в фансервис. «Изгой-один» хоть и рассказывал новую историю, но на основе сюжетов из старой Расширенной вселенной, которая теперь не канон.

Тем приятнее было увидеть хороший фильм. В нём местами не хватает логики. Я не раз про себя восклицал: «Да зачем?!», «Да как так можно?!». А в остальное время удивлялся непривычно суровым и умным для серии сюжетным ходам и поворотам.

Это не «Звёздные войны» какими мы их знаем. Наконец-то не просто сказка про добро и зло. Поэтому многие фанаты негодуют и их можно понять. Но для меня такой подход двигает вселенную фильма вперёд, развивает её. «Последние джедаи» радуют тем, что не держатся за старое, как седьмой эпизод, а идут вперёд. И подсказывают зрителям: «Следуйте за мной».

Артемий Леонов: Поддельные «Звёздные войны»

Оказалось, что я зря так старательно избегал утекших в сеть спойлеров к восьмому эпизоду — в нём попросту нечего спойлерить. Никаких неожиданных сюжетных поворотов — Люк всё-таки оказывается хорошим, Рэй остаётся на светлой стороне силы, Кайло Рен — на тёмной. Никто не мог предугадать такого исхода событий, потому что всё это слишком банально, чтобы быть правдой.

Фанатские теории расцвели пышным цветом после выхода «Пробуждения силы» не потому, что фанаты «Звёздных войн» склонны к конспирологии, а потому, что фильм действительно задавал вопросы. «Объяснение» тайны происхождения Рэй, которую усиленно нагнетали на протяжении обоих фильмов, хотя бы можно назвать оригинальным и списать на философское высказывание — мол, неважно, кто твои родители.

Другое дело, например, теория о том, что Сноук — это выживший Дарт Плэгас. Она оказалась настолько популярной потому, что такой поворот мог бы логично объяснить появление в Галактике невероятно могущественного ситха, о котором мы раньше никогда не слышали. Но эту теорию авторы «разбили» — оказалось, что Сноук… это неизвестно кто. Он создал Первый орден и переманил джедаев Люка на тёмную сторону… неизвестно как. Потрясающий поворот, не правда ли?

Поэтому я не разделяю восторгов от «слома» фанатских теорий и ожиданий. Мы просто сочинили у себя в голове более интересную и продуманную историю, чем сценаристы. Грубо говоря, нам не наплевать на мир «Звёздных войн» сильнее, чем им — так зачем над нами откровенно за это издеваться?

Ещё со времён седьмого эпизода я подозревал, что нормального, полноценного сюжета для новой трилогии никто придумывать не стал, а местные персонажи и организации — не более чем вариации на тему старых. Я уверен, что в первых набросках сценария фигурировали не «Сноук», «Первый орден» и «Рэй», а «типа Палпатин», «типа Империя» и «типа женская версия Люка». Вопрос в том, зачем гордиться таким подходом и выставлять его напоказ, высмеивая так называемых «конспирологов», — фанатов, которые просто отказались верить в то, что продолжение их любимой саги — халтура.

При всех своих достоинствах, «Последние джедаи» слабо напоминают полноценный эпизод «Звёздных войн». Именно поэтому сейчас мы вынуждены обсуждать не новых харизматичных персонажей, запоминающиеся сцены или новые элементы лора, а то, как интересно фильм «обыграл» и «переделал на новый лад» моменты из пятого и шестого эпизодов, и какие образы он «деконструировал». Постмодернизм — это, безусловно, круто. Но лично я хотел увидеть не «деконструкцию» и «переосмысление», а старые добрые «Звёздные войны». Их я не получил.

 
Источник: DTF

Читайте также