Как «Последние джедаи» исправляют ошибки «Пробуждения силы»

И почему этого мало.

В это трудно поверить, но в «Последних джедаях» режиссёру Райану Джонсону удалось решить, или хотя бы замаскировать почти все проблемы, которыми страдал седьмой эпизод. В результате получилась практически идеальная версия «Пробуждения силы» и просто хороший фильм. Но достаточно ли этого, чтобы назвать восьмой эпизод одним из лучших во франшизе?

Как «Последние джедаи» исправляют ошибки «Пробуждения силы»

Однообразие и самокопирование

«Пробуждение силы» часто критиковали за слишком доскональное копирование оригинальной трилогии. Джакку, родину новой главной героини, было практически невозможно отличить от Татуина, прочие локации и декорации тоже не были оригинальными, а некоторые сцены и события почти дословно были позаимствованы из «Новой надежды». Одни зрители видели в этом отсутствие фантазии, другие утверждали, что в первом фильме новой трилогии Disney стремились отдать дань классике, а креатив и разнообразие оставили на потом.

И в каком-то смысле вторые оказались правы. Пускай показанные в «Последних джедаях» миры тоже похожи на вполне определённые планеты из оригинальной трилогии, над их дизайном явно поработали серьёзнее, чем над Джакку или заснеженной базой «Старкиллер» из седьмого эпизода. Их просто интересно изучать и разглядывать — в основном благодаря обаятельной и разнообразной инопланетной живности.

Как «Последние джедаи» исправляют ошибки «Пробуждения силы»

С ситуациями и сценами та же история. Чувство дежавю будет возникать, но не так уж часто — «Последних джедаев» трудно обвинить в дословном копировании пятого эпизода, духовного предка фильма. К тому же некоторые сцены, которые изначально кажутся знакомыми, в результате удивляют неожиданной развязкой. То есть, это скорее не «ремейки», а «переосмысления» — что уже интереснее.

Нереалистичные персонажи

После седьмого эпизода к Рэй, главной героине новой трилогии, прицепился ярлык «Мэри Сью». Ей абсолютно всё удавалось: она водила звездолёт лучше, чем профессиональные пилоты, одолела Кайло Рена в дуэли на световых мечах, разговаривала на иностранных языках и чинила «Тысячелетнего сокола». Сопереживать героине, которой всё давалось так легко, причём безо всяких объяснений, было непросто.

Как «Последние джедаи» исправляют ошибки «Пробуждения силы»

В восьмом эпизоде Рэй уже больше похожа на настоящего человека: теперь она совершает ошибки, делает глупости и время от времени проигрывает. Вопрос о её боевых навыках тоже больше не стоит так остро — нам показывают её тренировки. Тренировки эти нисколько не напоминают то, через что проходил Люк во время экспресс-курса Йоды, но формально они в фильме есть, так что возмущаться тому, что Рэй так искусно обращается с мечом безо всякой подготовки, уже не получится.

Других персонажей тоже попытались сделать более «человечными» и глубокими. Например, бравый пилот По Дамерон, которого мы раньше видели в основном за штурвалом истребителя, обзавёлся личностью и собственной сюжетной аркой, в которой он проявляет себя с неоднозначной стороны. В целом, новые персонажи стали более «живыми» и уже почти способны вызвать эффект «встречи со старыми знакомыми».

Неиспользованный потенциал

Когда Disney объявила, что на одну из ролей в «Пробуждении силы» утверждён Макс фон Сюдов, моей радости не было предела — такое мощное приобретение для любимой саги! Воображение немедленно нарисовало могущественного джедая или ситха в исполнении знаменитого шведского актёра. Но — увы.

Как «Последние джедаи» исправляют ошибки «Пробуждения силы»

А вот актёрский талант Бенисио дель Торо в «Последних джедаях» использовали на полную катушку — написали ему интересного персонажа и выделили достаточно экранного времени. Кроме того, наконец-то дали хоть как-то раскрыться Энди Сёркису в роли верховного лидера Сноука. Поводов для размышлений о нереализованном потенциале актёров фильм не даёт — если не считать Гвендолин Кристи в роли капитана Фазмы.

Плюс к этому, Марк Хэмилл в роли Люка ни капли не напоминает усталого и будто бы раздражённого Харрисона Форда в роли Хана Соло из седьмого эпизода. Люка попытались превратить в сложного и неоднозначного персонажа, полного душевных терзаний — актёрскому таланту Хэмилла было где развернуться.

Унылые сражения

Для многих из тех, для кого «Звёздные войны» — это прежде всего поединки на световых мечах, «Пробуждение силы» стало разочарованием. Поединок в фильме был всего один, причём назвать его зрелищным было трудно. Космические баталии тоже оказались заурядными — слишком похожими на то, что мы не раз видели до этого.

В «Последних джедаях» поединков ненамного больше — зато каждый из них врезается в память. Прежде всего это заслуга зрелищной постановки — до акробатических номеров из приквелов героям новой трилогии далеко, но по сравнению с предыдущим фильмом фехтование выглядит гораздо более захватывающим.

Как «Последние джедаи» исправляют ошибки «Пробуждения силы»

Космические сражения, как и сражения с использованием наземной техники, тоже сняты отлично. И это не очередные противостояния X-Wing’ов с TIE-fighter’ами, успевшие многим набить оскомину, а изобретательный экшен с использованием самых разных механизмов — от ностальгических шагоходов до никогда прежде не виданной в далёкой-далёкой галактике моделей военной техники.

Подвешенный финал

Завершать полнометражный фильм клиффхэнгером — это моветон даже для таких проектов, как «Гоголь: Начало», что уж говорить об одном из самых ожидаемых фильмов десятилетия. Подвешенный финал «Пробуждения силы» подогрел интерес к следующему эпизоду, но слегка подпортил впечатления от самого фильма. Всё-таки хорошей истории нужна мощная кульминация.

Как «Последние джедаи» исправляют ошибки «Пробуждения силы»

«Последние джедаи» завершаются жирной точкой — становится даже не очень понятно, о чём собираются рассказывать в девятом эпизоде. Этой точке предшествует длинная, драматичная, многоэтапная кульминация с участием всех главных героев, которую никак не ожидаешь увидеть в «промежуточном» эпизоде трилогии.

К ритму повествования на этот раз вообще сложно придраться. Фильм получился очень энергичным — с какого-то момента действие начинает нестись вперёд, бросая зрителей от одной захватывающей сцены к другой, не давая перевести дух.

Синдром завышенных ожиданий

Этот фактор тоже нельзя списывать со счетов. От «Пробуждения силы», фильма, ознаменовавшего собой возвращение франшизы спустя столько лет, фанаты ждали чего-то невероятного, в том числе благодаря загадочным, не раскрывавшим слишком многого трейлеров. Они ждали произведения, не уступающего в качестве предыдущим частям, а желательно их превосходящего. Получив обладающий достоинствами, но очень спорный фильм, многие фанаты ужасно разочаровались. Ощутимая часть народной ненависти к «Пробуждению силы» проистекает в том числе из синдрома завышенных ожиданий.

Как «Последние джедаи» исправляют ошибки «Пробуждения силы»

К моменту выхода «Последних джедаев» все уже прекрасно знают, что такое новые «Звёздные войны» от Disney, и знают, чего от них ждать. И тот факт, что восьмой эпизод получился на голову выше своего предшественника почти по всем параметрам, позволит ему приятно удивить скептически настроенных зрителей.

«Последние джедаи» — определённо один из лучших блокбастеров года. Любителю кино, скорее всего, трудно будет к чему-то в нём придраться — после просмотра восторженные оценки западных критиков почти перестали вызывать у меня скепсис. Если относиться к «Звёздным войнам» просто как последовательности из восьми фильмов, то можно даже согласиться с тезисом о том, что «Джедаи» — один из лучших фильмов франшизы.

Но так уж вышло, что «Звёздные войны» для меня — не просто последовательность фильмов. Я отношусь к ним как к чему-то большему — и финальная часть этого текста, возможно, не будет иметь смысла для тех, кто не понимает, что я имею в виду.

Из зала я вышел с пустотой внутри. Я честно пытался заставить себя полюбить «Последних джедаев» — за изобретательный экшен, за умелую игру на ностальгии, за приятный юмор. Но не смог. Режиссёр Райан Джонсон сделал всё, что от него зависело, чтобы исправить проблемы седьмого эпизода, но главную его проблему, как оказалось, решить невозможно.

Как «Последние джедаи» исправляют ошибки «Пробуждения силы»

«Пробуждение силы» напоминало хаотичное нагромождение штампов из оригинальной трилогии «Звёздных войн», которому никто не потрудился придумать нормальное объяснение и органично вписать его в существующий лор. Первый орден казался чем-то, придуманным наспех, чтобы заменить Империю, Сноук — персонажем без предыстории на замену Палпатину, Рэй — на замену юному Люку Скайуокеру. Но поверить в то, что студия Disney приняла решение взять в работу халтурный сюжет, было попросту невозможно — это и привело к возникновению множества фанатских теорий в период между фильмами.

Помните интервью Джей Джей Абрамса, в котором его спросили, почему в седьмом эпизоде R2-D2 «проснулся» именно в самый подходящий для сюжета момент? К тому моменту интернет пестрил теориями о том, почему это произошло, как это связано с Силой и как это будет раскрыто в следующих частях. Но Абрамс неожиданно заявил, что он проснулся, потому что проснулся. Потому что BB-8 что-то ему сказал, а по сюжету Абрамсу было нужно, чтобы R2-D2 очнулся, и ничего лучше он на тот момент не придумал.

Как «Последние джедаи» исправляют ошибки «Пробуждения силы»

Это интервью прекрасно даёт понять, что не так с новыми «Звёздными войнами» — их делают (или, в лучшем случае, делали) люди, которым наплевать. Фундамент всей новой трилогии — халтура, и никакие космические баталии и даже очередное ностальгическое возвращение любимого персонажа этому горю не в силах помочь. Восьмой эпизод, к сожалению, только подтверждает этот тезис — по-настоящему шедевральной истории из новой трилогии, судя по всему, уже не получится.

Обязательно сходите на «Последних джедаев» в кино — это хороший, талантливый и очень зрелищный фильм. Но если вы всей душой любите «Звёздные войны», ненавидите «Пробуждение силы» за глупый сюжет и надеетесь, что восьмой эпизод объяснит нелогичности и заставит вас кричать от радости от какого-нибудь давно запланированного сюжетного поворота, то не надейтесь. Это всё тот же седьмой эпизод, просто гораздо лучше.

«Последние джедаи» для меня — те самые поддельные воздушные шарики из анекдота. Не радуют, и всё тут.

11 показ
11K11K открытий
85 комментариев

Ребят, ну вот когда закончится мода писать о произведениях как о продукте? Вы же пишите от лица продуктмейкеров, а не от лица зрителей, это вообще не прикольно, когда вещь которая должна вызывать эмоции, у тебя на глазах разбирают как какой-то пылесос, чья функция утилитарна.

Вы отказались от оценок, это круто, но откажитесь уже от этого блядского, потребительского подхода, которым страдают все профессиональные журналисты и те, кто ими хочет казаться.

Понимаю если бы это был какой-то инсайдерский ресурс для деятелей кино, но вы приучаете (неустанно делаете свой вклад в это) обычных зрителей смотреть на кино и игры как на набор приемов.

"Тут вы увидите взрывы, вам должно понравиться, потому что взрывы вызывают эмоции А и Г, а тут будет неплохой поворот, хотя камеру следовало бы держать под углом в 23,5 градуса, для пущего драйва..."

Тошно уже от этих разборов.

Ответить

не понимаю претензии
фильм - это и арт-объект и продукт. и фильмы с бюджетом уровня зв в гораздо большей степени продукт, чем арт-объект.
его можно попытаться разобрать на объективные критерии и в то же время дать общую эмоциональную оценку
что и есть в этой статье
смотреть на кино и игры как на набор приемовв этом нет ничего неправильного, игры и кино - это всегда набор приемов. и книги тоже, и картины, и музыка и любой объект искусства. эмоциональные отклик идет паралельно, он важен, как все остальные составляющие вместе взятые или даже более, но он также индивидуален для каждого наблюдателя и эфемерен, измерить его сложно, на нем нельзя оновывать рецензию.
кроме того, полезно понимать "наборы приемов", чтобы даже в непонравившихся предметах искусства быть способным отдать должное объективно качественной работе в отдельных аспектах.
если отбросить всяческую объективизацию, все рецензии будут сводится к "вот так хуйня", "ну то си бо си на разок" и "ебать топчик, тронуло"

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Я согласен с вами. Произведение нужно оценивать целиком и в первую очередь с эмоциональной точки зрения. Так вроде бы и стараемся писать, но, возможно, не всегда получается.

Ответить

Потому что это и есть продукт!

Ответить

Идолизация не делает понятным произведение. Хороший разбор ничему не мешает. Разве у вас меняется отношение к людям, если вы узнаете из чего они сделаны ?
Разве реальность не должна иметь и превосходные, и простые стороны ?
Тут скорее вопрос к недовольным разборами - а зачем вы читаете что-то, что не названо обзором фильма ?
Я прочитал мнение автора и это просто его впечатления. Когда я посмотрю фильм, это мнение не вспомню. ЗВ это бутафорский цирк где важны только первые впечатления. Во второй раз ты уже замечаешь неприятные детали.
Но в этом и прелесть магии кино ! Завораживающая радость самообмана.

Ответить

Изложили, конечно, красиво...
Но на мой взгляд, как раз многим СМИ стоило бы уделять побольше внимания непредвзятости своей оценки. Иначе как, по-вашему, люди с разными вкусами должны определять качество фильма или игры по своей личной шкале, прочитав обзор. Это как раз можно сделать, сопоставив сухие факты о продукте, против которых вы тут выступаете (поправьте, если ошибаюсь). С описанным вами подходом я лучше пойду комментарии почитаю, которые ничем не будут отличаться от описанной вами "журналистики".

И да - что плохого вы видите в слове "продукт"? Погуглите значение этого слова.
Вот вам пример из "Википедии", чтоб далеко не ходить:
"Продукт — произведение труда, законченный результат некоторой деятельности."

Черт, как же все-таки иногда люди любят усложнять простые вещи и искать романтику там, где она не к месту...

Ответить