«Обращайте внимание на чёртов сценарий!»

Разбираем конфликт создателя «Ходячих мертвецов» и канала AMC.

С декабря 2013 года режиссёр Фрэнк Дарабонт («Побег из Шоушенка», «Зелёная миля», «Мгла») вместе с его представителями из Creative Artists Agency судится с медиакомпанией AMC, которой принадлежит одноимённый канал. Предметом конфликта стала прибыль, которую режиссёр должен был получить от сериала «Ходячие мертвецы» — сторона Дарабонта считает, что компания недоплатила ему и его агентам 280 миллионов долларов.

В июле 2017 года конфликт перешёл в публичное поле после публикации судебных документов. О нём написал The Hollywood Reporter, а мы выбрали из материала главное.

В чём обвиняют AMC

Ситуация интересна тем, что сериал, снятый AMC Studios, распространялся через AMC Network — это дочерние компании одной и той же медиакорпорации.

До своего увольнения на середине второго сезона Дарабонт снимал сериал для AMC Studios и, помимо гонорара, должен был получить процент от прибыли сериала. Однако, поскольку лицензия на его распространение продавалась по сути соседнему подразделению той же компании, AMC Studios могла сделать стоимость этой лицензии гораздо ниже рыночной: полтора-два миллиона за серию вместо двадцати, как утверждают эксперты истца.

Чем меньше лицензионные выплаты, тем меньше получает режиссёр — поэтому перед началом съемок сериала Дарабонт и его представители приняли меры предосторожности. Они внесли в контракт поправку о том, что AMC Studios должна взаимодействовать с аффилированными с ней компаниями на тех же условиях, что и с любыми другими. Тогда и прибыль от лицензионных выплат не должна была быть занижена.

Фрэнк Дарабонт на съемках «Ходячих мертвецов»

Однако, по версии истца, AMC эту поправку не выполнила, соответственно, режиссёр и его агенты недополучили значительную сумму (Дарабонту полагалось 15 процентов, его представителям — десять). Теперь суду нужно решить, действительно ли AMC Studios должна была получать от AMC Network 20-30 миллионов за эпизод «Ходячих мертвецов», а не 1,45 миллиона, как это было с сериями первых четырёх сезонов.

Также AMC обвиняют в искусственном занижении прибыли, полученной от сериала. В качестве примера сторона Дарабонта приводит бухгалтерскую отчётность за 2013 год: сериал заработал более 159 миллионов долларов, однако после подсчёта издержек оказалось, что прибыли получено не было — более того, чтобы окупить затраты на производство и маркетинг якобы не хватило 24 миллионов. При этом прибыль самой AMC выросла — зарплата гендиректора компании Джоша Сапана (Josh Sapan) в 2014 году увеличилась на 323 процента и стала равна 40,3 миллионам.

Создатель сериала получает проценты именно от прибыли, а не от общих доходов. Если прибыль низкая, то и платить ему можно меньше.

Джош Сапан

Сторона AMC все обвинения отвергает и заявляет, что действовала в рамках контракта, а Дарабонт получил максимально выгодные условия работы — лучше были только у Стивена Спилберга.

Из опубликованных судебных документов видно, что осенью 2016 года AMC попыталась сгладить ситуацию: плата за лицензию выросла до 2,4 миллионов долларов за эпизод, а Дарабонт и CAA получили по чеку на три миллиона долларов. Тем не менее, их это не удовлетворило. Сторона истца считает, что AMC должна Дарабонту и его представителям из CAA примерно 280 миллионов долларов, которые они недополучили из-за искусственного занижения прибыли от сериала.

Высказывания Дарабонта

Как это часто бывает, из-за публикации документов стали известны любопытные подробности о внутренней кухне AMC. Например, в гайдлайне для продюсеров сказано, что в сериалах компании слова «Иисус» и «Христос» разрешено употреблять только по отдельности, так, чтобы они не формировали полное имя библейской личности.

Также запрещено использовать слова «проклятый» (goddamn) и «педик» (faggot), а «дерьмо» (shit), «задница» (asshole), pendejo («задница» по-испански) и «киска» (pussy) разрешены, но только по четыре на эпизод, и не в сексуальном контексте.

«Ходячие мертвецы»

Но больше всего внимания приковали к себе электронные письма Дарабонта, адресованные коллегам по съемкам, которые он рассылал в июне 2011 года во время съемок второго сезона «Ходячих мертвецов» — за месяц до того, как его уволили. AMC опубликовала их, чтобы обосновать увольнение режиссёра, которое раньше публично не обсуждалось в деталях. Так или иначе, письма действительно содержат рискованные пассажи.

Хватит упоминать «сценаристов». Нет никаких сценаристов, кроме меня, я и есть эти «сценаристы». ​

из переписки Фрэнка Дарабонта

Значительная часть переписки посвящена жалобам Дарабонта на работу операторов и сценаристов. Например, одну пару сценаристов он назвал «сраными ленивыми задницами» и «жуликами, которым слишком много платят». Получив недостаточно качественный сценарий, он написал одному из руководителей: «Если бы решать нужно было мне, я бы их сначала уволил, потом выяснил, где они живут, забил бы их до смерти кирпичом и сжёг их дома».

Я раз десять говорил с этими идиотами! Почему они не слушают, когда я ОБЪЯСНЯЮ, что и как нужно делать? В одно ухо влетело, из другого вылетело. Они как будто посылают меня на хер прямым текстом. ​

из переписки Фрэнка Дарабонта

С приближением даты выхода сериала, тон писем становится ещё более резким. Например, 13 июня 2011 года Дарабонт так выразил своё недовольство слишком большим количеством сцен с «ручной» камерой: «УСПОКОЙТЕ оператора! Видеоряд слишком трясёт, я не этого хотел. Когда я сказал ограничить использование ручной камеры, я именно это и имел в виду. И скажите операторам, чтобы они ДЕРЖАЛИ ЧЁРТОВ КАДР».

Далее Дарабонт предполагает, что у оператора «был эпилептический припадок», а снятый материал он называет «дерьмом, которое невозможно использовать».

Скажите операторам, что если они не могут нормально работать, мы заменим их другими. Какого хера мы им столько платим? Даже Рэй Чарльз смог бы снять лучше.

ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА ЧЁРТОВ СЦЕНАРИЙ! Я ДАЖЕ ССАНЫЕ ЗАПЯТЫЕ СТАВЛЮ НЕ ПРОСТО ТАК! ЗАЧЕМ Я РАБОТАЮ ТАК МНОГО, КОГДА ВЫ ВСЁ СНИМАЕТЕ ИНАЧЕ, И НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ? ​

Я сейчас в состоянии абсолютной кипящей ярости. Никогда раньше не орал на людей, но теперь пришлось. Вы превратили меня в яростную сволочь. Большое спасибо, ***** [ублюдки]. ​

Дарабонт выражался и по поводу работы режиссёров сериала, которые, как ему показалось, не следуют сценарию: «Пусть они, ***** [чёрт побери], проснутся и обратят внимание на сценарий. Или я начну их убивать, а тела выкидывать на улицу».

«Кадр на Рике, кипящем от ярости» — что это значит? Важный момент? Для меня да. Именно поэтому я, ***** [чёрт побери], так это написал. Я херню по страницам не размазываю. Так почему эта сцена снята как какое-то случайное дерьмо? ​

из переписки Фрэнка Дарабонта

Ответственного за «ужасно скучную сцену» режиссёра он требует уволить: «Он идиот. Пусть он проваливает и забирает с собой свою собаку-поводыря, потому что у него даже собака слепая».

Дарабонт под присягой заявил о том, что каждое из этих высказываний нужно рассматривать в контексте. По его словам, письма рассылались в тяжёлый период, когда он «сражался как лев, пытаясь защитить сериал». От своих слов он не отказывается и признаёт, что хотя они и были слишком жёсткими, озвученные им проблемы действительно существовали.

Глен Маззара (Glen Mazzara), который стал шоураннером после Дарабонта и занимался съемками «Ходячих мертвецов» до конца третьего сезона, вступился за режиссёра и назвал его хорошим шоураннером. Тем не менее, по словам Маззары, ко второму сезону производственный процесс находился в «убийственно плохом» состоянии.

Помимо работы съемочной группы, Дарабонту не нравилось отношение AMC. После первого сезона компания урезала бюджет на четверть — из-за этого значительная часть событий второго сезона происходит на ферме, в одних и тех же декорациях. Также шоураннера обязали согласовывать сценарий с руководством из AMC задолго до съемок, что в совокупности с «некомпетентностью» сценаристов сильно волновало Дарабонта.

Из-за второго требования AMC сценарий приходилось писать заранее, так что, по мнению стороны режиссёра, можно считать, что он участвовал в съёмках всего второго сезона, хотя Дарабонта и уволили на половине — ведь сценарий был продуктом его деятельности.

Это важный момент, поскольку размер отчислений в пользу шоураннера зависит от ключевых моментов, пройденных сериалом под его руководством. Так что то, сколько процентов от прибыли (15 или 11) полагается Дарабонту, тоже зависит от решения суда. Ждать его в ближайшее время не стоит — скорее всего, тяжба будет тянуться ещё два-три года.

#деньги #сериалы

 
Источник: DTF

Читайте также