Авторы марафона фильмов с Николасом Кейджем разбираются, удалось ли кино, в котором актёр сыграл сразу две версии себя.
Николас Кейдж (Николас Кейдж) не может найти общий язык с дочерью-подростком, должен за жильё 600 тысяч долларов, но это всё мелочи — самое обидное, что его не берут в новые фильмы и не дают сыграть роль всей жизни. Расстроенный таким положением дел актёр решает завершить карьеру, а чтобы расплатиться с кредиторами, соглашается за миллион долларов стать гостем на дне рождения состоятельного бизнесмена Хави Гутьерреса (Педро Паскаль).
Прибыв к нему, Кейдж начинает находить в себе новые творческие силы. В этом ему помогает добродушный Хави, который оказывается, вероятно, главным фанатом артиста, понимающим его с полуслова. Не даёт расслабиться Кейджу и Ники Кейдж (Николас Кейдж) — его внутренний образ, всё ещё молодой и лихой, который время от времени является и твердит: «Хватит ныть, ты же не актёр, ты кинозвезда!».
Но когда дела вроде бы идут на лад, Кейдж с Хави становятся друзьями и вместе занимаются сценарием нового фильма, выясняется, что Хави — глава преступного синдиката, похитивший дочку президента Каталонии. И что Кейдж, похоже, единственный, кто способен помочь ЦРУ спасти девушку.
DTF посвятил Николас Кейджу целый киномарафон: три автора из редакции — Антон Самитов, Андрей Верещагин и Александр Омолоев — 20 дней подряд смотрели фильмы с участием актёра. И разобрали в итоге больше 60 картин с Кейджем, а закончить свой поход планировали тремя отзывами на «Невыносимую тяжесть огромного таланта».
Фильм не вышел в российский прокат, но, спустя месяц после показа в кинотеатрах, наконец стал доступен в сети. А авторы марафона фильмов с Кейджем вернулись, чтобы закончить начатое.
Антон Самитов
Даже если кино не оправдывает ожиданий, иногда оно может как бы становиться лучше со временем. Вот улягутся эмоции от первого просмотра, станут яснее мысли — и можно как-то отчётливее понять (хотя бы для себя самого), что это вообще такое было. Да и в голове наверняка всплывут какие-то положительные качества, за которые можно если не полюбить фильм, то хотя бы по достоинству оценить.
С «Невыносимой тяжестью огромного таланта» у меня, кажется, прямо противоположная ситуация: этот фильм с каждым часом вызывает во мне всё больше досады. Не раздражения или злости, а именно досады. Потому что чуть ли не любой поклонник Николаса Кейджа в состоянии придумать себе куда более интересный фильм, просто услышав завязку сюжета.
Плохое ли это кино? Наверное, нет, ведь его не больно и порой весело смотреть. Проблема в том, что оно заурядное. И это до ужаса странно говорить о фильме с настолько амбициозной задумкой — из тех, что в Голливуде принято называть high concept.
Можно перечислить сразу несколько этаких «фишек», продающих зрителю «Невыносимую тяжесть» — крутых идей для повествования в целом или для отдельных сцен. Но крутыми они почему-то остаются только на словах. Посудите сами.
Да, в этом кино Николас Кейдж играет самого себя, пусть и выдуманного. Правда, чем дальше, тем сильнее ощущение, что сам Кейдж здесь был не так уж и необходим. При большом желании можно было бы сделать главным героем истории другого актёра и соответствующим образом изменить в сценарии отсылки к его творчеству — кажется, ничего бы кардинально не изменилось.
Да, на экране здесь сразу два Кейджа. Но «молодой и горячий» Ники, для которого самое главное в жизни — карьера и статус «рок-звезды», появляется лишь на пару-тройку минут. Вместо того, чтобы, например, буквально мешать актёру уделять внимание семье и периодически «вселяться» в него, он выполняет функцию внутреннего голоса, который молчит большую часть хронометража. Пару раз он вступает в спор с «настоящим» Кейджем, но, кажется, ни в чём его не переубеждает.
Да, этот фильм — не просто комедия об известном актёре, но и (немножко) шпионский боевик. Вот только этот шпионский боевик откровенно скучноват, а единственный сюжетный поворот в нём делает всю ситуацию в несколько раз проще для персонажей (и сценаристов), а не повышает ставки. Хотя, казалось бы, по всем правилам трёхактной структуры напряжение должно было нарастать, а не падать.
Ещё тут есть эпизод, где Кейдж со своим новым приятелем принимает ЛСД. Однако в сцене, кажется, нет ни одного спецэффекта, Ники в ней не фигурирует, а героев не настигают какие-то откровения или просветления. Да и отношения между ними не меняются, ведь к тому моменту они уже стали близкими друзьями.
Нельзя сказать, что «Невыносимая тяжесть», у которой были все шансы стать самой «кейджевой» картиной в карьере Николаса Кейджа, никак не использует по назначению, скажем так, виновника торжества. Авторы явно любят этого актёра, то и дело вворачивают реплики о «новом шаманизме» и вспоминают не только самые крупные хиты его фильмографии, но и менее известные картины вроде «Выбора капитана Корелли» и «Телохранителя Тесс». Да и одна из самых запоминающихся сцен фильма — это особенно эмоциональный момент между Николасом и Ники.
Всё это вряд ли могли создать люди, равнодушные к творчеству этого замечательного человека. Да и Хави в исполнении Педро Паскаля не был бы и вполовину таким убедительным фанатом Кейджа, не будь в сценарии любви к актёру. Всё-таки большая часть фильма держится на «бромансе» между этими двумя мужиками, и на них по-настоящему приятно смотреть.
Но, видимо, выехать на одном пиетете по отношению к одному из величайших актёров современности не получается. Ведь оригинальностью не блещет ни сюжет, ни юмор, ни постановка (на пару с монтажом: периодически кажется, будто где-то потерялась вырезанная сцена или как минимум общий план). Даже безумия и взбалмошности тут не хватает, хотя именно это, вроде бы, подразумевает история о Нике Кейдже.
Это определённо не худшее кино, но отнюдь не то, которого заслуживает человек калибра Кейджа. Это-то как раз и расстраивает. Но небольшое утешение всё же есть: даже авторы не самых выдающихся фильмов ценят истинные киношедевры. Такие, как «Приключения Паддингтона 2».
Андрей Верещагин
Критикуя этот фильм, так и норовишь съехать к претензиям вида «кошка будь собакой». Невыносимая тяжесть огромного потенциала, заложенного в саму идею, судя по всему, оказалась для авторов и вправду невыносимой. Запала хватило на интригующий синопсис и, выражаясь словами одного из персонажей, trailer-moment — крючок, на которой клюёт доверчивый зритель.
Но зря, потому что получилось довольно посредственное кино из когорты тех, что в начале нулевых показывали по ТВ. Серьёзно, «Невыносимая тяжесть» прекрасно вписалась бы в сетку какого-нибудь СТС. Она крутилась бы там раз в пару-тройку месяцев, чтобы потом, много-много лет спустя, кто-то, случайно наткнувшись на упоминание фильма в интернете, задумчиво почесал висок и протянул: «А, да, кажись, видел его по телеку в детстве».
Несколько действительно хороших шуток есть, но ни о какой, прости господи, метакомедии, речи не идёт. Персонажа Николаса Кейджа при желании можно заменить на абстрактного актёра, не существующего в реальности, и ничего в этой истории не изменится. Кейдж тут — это тот самый trailer-moment, призванный заманить в кинотеатр, не более.
«Невыносимая тяжесть» с большой неохотой обращается к наследию огромного таланта актёра и будто бы боится иронизировать над ним. Герои вспоминают «Скалу», «Без лица», «Воздушную тюрьму», «Телохранителя Тесс», но деликатно обходят стороной direct-to-video период в творчестве Кейджа, на котором как раз можно весело потоптаться. Пару раз что-то говорят о nouveau shamani, но и он не становится поводом для запоминающихся острот.
Авторы не пытаются препарировать карьеру Кейджа, а рассказывают историю мужика, у которого проблемы с семьёй на фоне раздутого эго. И история эта старомодная и пресная до панорамы ночного города в финале. Ни в коем случае не плохая, но ординарная и явно не использующая даже десятой доли потенциала, заложенного в идею о фильме про Николаса Кейджа.
В самом деле, «Невыносимая тяжесть» могла бы быть уморительно смешной, если бы её авторы не осторожничали. Если бы они жёстче прошлись по фильмографии и самому Кейджу с его репутацией безумца; если бы позволили себе посмеяться над ироничным культом, сложившимся вокруг актёра. Если бы самому актёру дальше больше возможности проявить себя — поорать, построить гримасы, побеситься в кадре. Но всё это, впрочем, претензии вида «кошка будь собакой».
Александр Омолоев
Посмотрим правде в глаза, у комедии, в которой Николас Кейдж играет Николаса Кейджа и молодого Кейджа, было не так много путей: чудо, неудача, провал. Чуда не случилось. Стало быть, главный вопрос — неудача это или полная катастрофа.
«Невыносимая тяжесть огромного таланта» пытается шутить по двум направлениям: с одной стороны, над образом и повадками Кейджа, с другой — над кинопроизводством как таковым и над созданием именно этого фильма. И со второй задачей, на которую было потрачено много усилий, авторы не справились.
По замыслу «Невыносимая тяжесть» часто должна высмеивать сценарные клише: Кейдж и Паскаль придумывают фильм, в который решают добавить историю мужской дружбы, приём LSD, элемент параноидального триллера, погоню, и так далее. Проблема в том, что весь этот набор сценок так и не превращается в пародию, комические ситуации написаны и сняты назойливо, глупо. Метакомедия, иными словами, оказывается плохой; но всё же недостаточно плохой, чтобы у зрителя отключились все рефлексы кроме радостного визга.
Впрочем, фильм этот ждали не чтобы посмеяться над тем, как высекает себя его режиссёр и сценарист Том Гормикэн. Центр, простите, тяжести здесь в любом случае — Николас Кейдж. Над которым в фильме иронизируют тоже не особо изобретательно, но забавно уже то, что актёр готов к такой самокритике.
Кейдж всё время норовит упомянуть, какой он чуткий лицедей (так он называет себя в жизни, а не актёром) и какие у него познания в кино. Пересматривает фильм со своим участием и сам вздрагивает от того, как он орёт. А каждое появление Ники Кейджа — маленький праздник: сцены, в которых Кейдж бьёт по лицу Кейджа за упрямство или, скажем так, пробует самого себя на вкус, фанатам пропускать не стоит, что бы ни предлагалось в нагрузку.
И даже в худшие моменты (ладно, не в самые худшие) смотреть «Невыносимую тяжесть» как минимум не противно. Хотя бы потому, что тут есть ещё Педро Паскаль, с удовольствием играющий с Кейджем в «бадди-муви», и пара визуальных шуток режиссёру всё-таки удалась: когда Кейдж выходит в спортивном костюме, загримированный под старого итальянца, рефлекторно начинаешь смеяться.
Определённое удовольствие, конечно, можно было бы получить и если бы Кейдж просто молча встал и смотрел на себя (к чему «Невыносимая тяжесть», в общем, приближается). И в жизни Кейдж ведёт себя с куда большим постмодернистским шиком, чем в комедии о себе. Но если чему и учит нас марафон фильмов с его участием и «Невыносимая тяжесть огромного таланта», так это тому, что кино с Николасом Кейджем (пусть и неудачное) по определению лучше того, в котором его нет.
Подсайт развивается при поддержке «Кинопоиска».
#невыносимаятяжестьогромноготаланта #николаскейдж #обзоры #мнения #троевклетке