Продолжаем изучать базу игр и их оценки на metacritic, в этот раз представляю подборку с играми, оценки игроков и журналистов для которых сильно друг от друга отличаются. И пытаюсь разобраться, почему так происходит.
Сначала опишу условия, которые я выбрал для составления списка:
- популярная игра, с большим количеством отзывов и оценок
- оценка игроков отличается от оценки критиков не менее, чем на 40%
- выбрасываем граничные случаи, где оценки отличаются, но из-за современной системы оценок можно принять равными (например, 60 журналистов и 4.5 от игроков)
Если вам интересны только выводы, без примеров, то переходите сразу к последнему разделу.
Подборка составлена по убыванию оценки критиков, серии объединены в одну, для каждого тайтла я постарался найти причины его наличия в этом списке. Платформа указана только если проблема специфична для нее. Всего в списке около 300 тайтлов, и даже если объединить все серии в одну, он никак не слезет в одну статью, поэтому я решил описать выделяющиеся случаи, чтобы в конце обобщить причины различий в оценках игроков и критиков.
Call of Duty (серия). Meta 86-94 User 4.4-6.5
CoD: MW2 (игра серии с самой высокой оценкой критиков — 94) была восхвалена критиками и продалась миллионным тиражом. Низкие оценки от игроков игра получила из-за сильной похожести на предыдущую часть (знали бы они, что будет дальше) и проблем с мультиплеером. Отсутствие выделенных серверов и присущие такой системы лаги, высокий пинг и облегчение жизни читерам, слабый баланс вызывали раздражение, которое затем и вылилось в низкие оценки на Мете. При всем этом, мультилеер был очень популярен и до сих пор немного жив. Еще в ней было «Remember: No russian», которое тоже вызвало волну негатива.
Дальше пошел конвейер, часть от части особо не менялась, а в некоторых из них опять были проблемы с сюжетом.
The Last of Us Part II. Meta 94 User 4.9
Совершенно незнакомая мне и никому больше не надоевшая игра. В список вошла, но писать я про нее не буду.
Red Dead Redemption 2. Meta 93 User 5.3. PC
Рокстар оказались не готовы к ПК-релизу. И так не в первый раз. Фирменный лаунчер у многих не работал и не запускал игру, а у самой игры были проблемы с производительностью. Такое у Рокстар случается не первый раз, но можно понадеяться на то, что к следующему крупному релизу, который наверняка будет не скоро, студия исправится.
Mass Effect 3. Meta 89-93 User 5.9
Третья часть серии должна была завершить историю Шепарда и спасения мира, но игроки остались недовольны: выбор одного из трех цветов в качестве финала, слабое влияние выборов игрока в предыдущих частях, некоторых возмутила «повесточка» и смерть некоторых важных сюжетных персонажей. Нашлись недовольные новым геймплеем и тем, что игра вышла в на тот момент новом сервисе Origin.
Overwatch. Meta 90 User 5.9-6.4
Мультиплеерные игры, как правило, критикуют больше, чем игры, ориентированные на одиночную игру. К стандартным жалобам на плохой матчмейкинг и баланс в случае Овервотча добавилось то, что на момент выхода в нем было мало контента и при этом он стоил как целая ААА. А еще там есть лутбоксы.
Animal Crossing: New Horizons. Meta 90 User 5.3
Одно решение Nintendo привело к множеству низких оценок: только один, первый пользователь Свитча может создать свой остров, а последующие игроки уже не могут пользоваться всеми геймплейными возможностями.
Fez. Meta 89 User 6.2
Множеству игроков, оставивших оценку на метакритике, не понравилось, что небольшая инди игра получила много внимания и очень высокие оценки критиков. Некоторые еще говорят об ужасно репетативном геймплее.
Assassin’s Creed Odyssey. Meta 86 User 6
Низкие оценки Одиссеи игроки ставили игре из-за наличия автолевелинга и микротранзакций в ААА игре. Не стоит забывать и про то, что игра слабо отличается от предыдущей части — Origins, у которой были свои проблемы, что влияет на оценку любой новой игры с конвейера Ubisoft; при этом, многим не нравится отход серии от истоков.
Mortal Kombat 11. Meta 82-86 User 2.9-3.5
Здесь тоже не обошлось без микротранзакций. Добавьте к этому отсутствие некоторых персонажей, какую-то повестку, плохой порт на ПК и получите худший релиз МК за последнее время.
FIFA, PES, NBA, NHL, NFL, Football Manager. Meta 75-88 User 1-5
Спортивные симуляторы страдают от двух больших проблем: во-первых, они выходят каждый год, при этом почти не меняясь, во-вторых, онлайн (и не только) требует микротранзакций. Например, оценки Фифы снизились с 4 у версии тринадцатого года до 1 у девятнадцатого (хотя в последней части они добавили новый режим). Ситуация с спортсимами, скорее всего, не изменится, ведь продажи игр не падают, а альтернатив у них нет.
Добавлю от себя, что Football Manager, хоть и слабо меняется от версии к версии, не страдает от микротранзакций, и, я считаю, таких низких оценок не заслуживает.
PlayerUnknown’s Battlegrounds. Meta 86 User 4.6
Первый по-настоящему популярный баттл рояль, все проблемы которого трудно перечислить: оптимизация, читеры, оптимизация, неткод, матчмейкинг, и это я еще забыл упомянуть оптимизацию.
Лично мне жаль, что игру не стали доводить до ума и развивать, переключившись на мобильную версию, казалось, что у нее большое будущее среди околокиберспортивных шутеров.
DiRT Rally 2.0. Meta 84 User 4.7
Этот раллийный сим пострадал от проблем с «always online» системой защиты, из-за которой у многих людей с нестабильным соединением игра не сохранялась, и отсутствием контента в базовой игре, но его наличием в ДЛС.
Warcraft Reforged. Meta 59 User 0.6
Ремастер WC3 — это яркий пример того, что делать ремастеры ради ремастера не нужно. Невыполненные обещания и в общем плохое качество ремастера, в добавок к этому — невозможность играть на старом клиенте.
Бонус
Какие издатели чаще издают игры для критиков, но не игроков
Выводы
Я выделил ряд причин, почему некоторые игры получают низкие оценки от игроков при высоких от критиков:
- игры выходят из года в год без изменений как с конвейера
- микротранзакции, лутбоксы
- плохое состояние игры на релизе
- системы защиты, влияющие на игровой процесс или производительность
- SJW повестка
- оверхайп: когда игра очень популярна и получает высокие оценки те, кому она не понравилась, пытаются выставлением нулей «восстановить справедливость»
- смерть/отсутствие в игре любимых персонажей
- совсем редко низкие оценки вызваны спорными геймплейными решениями
Сами по себе оценки ничего не значат, и только отзывы могут дать понять, что в игре есть плохого и хорошего. Что игроки, что журналисты занижают и завышают оценки.
Спасибо Илье Куликову за базу игр с Metacritic.