Нулевой пациент: круги подземного общества в СССР

После второго сезона «Пищеблока» нам очень нужно было восстановить пошатнувшуюся веру в отечественные сериалы — поэтому мы взялись за пропущенного в своё время «Нулевого пациента». Смотрели параллельно с «Ван Писом» от Netflix и… честно сказать, проект Кинопоиска увлёк нас даже больше!

Нулевой пациент: круги подземного общества в СССР

… Но сперва опять отвлечём вас от дальнейшего чтения. Строго говоря, подобные статьи изначально задумывались для нашего Телеграма… Но в какой-то момент мы решили выкладыть их и здесь.

Если вам понравится — то подписывайтесь на ТГ! Там у нас выходит много отзывов, заметок и прочих материалов о всяких интересных штуках из мира кино, видеоигр и литературы. Всем будем рады!

Сюжет «Нулевого пациента» — это художественное переосмысление реальной истории о том, как в СССР началась (и так до сих пор не закончилась) эпидемия ВИЧ. 1988 год — в калмыцкой Элисте молодой педиатр Кирсан Аюшев (Аскар Ильясов) замечает у нескольких детей в своей больнице одинаковые и очень странные симптомы. Ни на одну из привычных болезней они не похожи… разве что на СПИД — но откуда ему в стране взяться, если все газеты и телепередачи хором твердят, что это болезнь капиталистов, наркоманов и проституток, а при коммунизме таких быть не может?

Втайне от руководства больницы Кирсан отправляет анализы детей в московский центр изучения ВИЧ, которым руководит эпидемиолог Дмитрий Гончаров (Никита Ефремов). Худшие опасения подтверждаются — и Гончаров срочно выезжает в Элисту, чтобы остановить зарождающуюся эпидемию, пока она (как тогда казалось) ещё не вышла за пределы одного города. С врачом увязывается КГБшник Пётр Шипов (Павел Майков), чтобы отстоять партийные интересы, а за ними — пронырливый журналист Игорь Карахан (Евгений Стычкин), чтобы привезти сенсацию.

Но в Элисте их поджидает не только зарождающаяся эпидемия, но и ещё один враг: сама советская система. Насквозь прогнившая, надрывающаяся из-за своей громоздкости и никудышного управления. Кажется, что все её винтики ополчились против главных героев — от завравшегося чиновника до медсестёр, подделывающих больничные списки. И всё это никак не помогает искать ни титульного «нулевого пациента», ни ответ на сложный вопрос — как правильно рассказать (и рассказать ли) гражданам правду о загадочной и очень опасной хвори?

Силы в этом противостоянии врачей и системы — неравные. Даже саму четвёрку главных героев не получается назвать союзниками, ведь каждый из них преследует свои интересы. Кирсан хочет защитить детей и персонал больницы. Гончаров — не остановится ни перед чем, лишь бы не выпустить эпидемию из Элисты. КГБшник аккуратно манипулирует информацией, чтобы не допустить народной паники. А Карахан поначалу раззадоривает этот самый народ — а потом сам же сталкивается с последствиями.

Советский народ и его мнимая сплочённость — это вообще одна из главных тем сериала. «Одна страна» моментально разваливается, когда в Калмыкии кто-то вспоминает расовый вопрос. «Одна идеология» не мешает отдельным сотрудникам клиники подрабатывать на стороне.

Ну а «одна беда» так и вовсе становится бедой единиц: когда слухи о ВИЧ распространяются по Элисте, горожане принимаются гнобить больных, винить их во всех смертных грехах и угрожать поджогом, если те не уедут из города. Дремучесть сознания в сочетании с тотальной неинформированностью приводит к панике: жители не верят врачам и не понимают, как передаётся вирус.

Трагедия небольшого города показывается через множество второстепенных сюжетов и небольших историй, которые переплетаются с центральной драмой сериала. Молодую учительницу, только что потерявшую ребёнка, выгоняет с работы бьющаяся в истерике мать одного из школьников — «своего похоронила, теперь решила всех наших детей перезаражать!». Парочка подростков, узнав о диагнозе девушки, боится сообщать информацию её отцу-мусульманину — а вдруг тот обоих прибъёт в гневе. Местные мужики в гаражах намекают недавнему товарищу, что тому пора переезжать — а тот режет руку ножом и грозится измазать их своей кровью. Некогда мирный городок проходит через все круги дантевского ада, только вместо дьявольских сил местной преисподней заправляют люди.

В общем, драма в «Нулевом пациенте» — мощная и завязанная на персонажах. И те бы не смогли как следует раскрыться без отменной актёрской игры — таких талантливых перфомансов (кроме, пожалуй, одного) мы в отечественных сериалах не видели.

Никита Ефремов, который нас ещё в «Тетрисе» очень порадовал, тут показывает весь спектр эмоций — от бессильного отчаяния до опустошающего гнева. У Аскара Ильясова получился бесконечно добрый и идейный врач, который иногда попросту не знает, как сопротивляться окружающей системе. А Павел Майков поначалу кажется самым стереотипным и бездушным сотрудником КГБ, но через несколько серий показывает, что даже у такого персонажа есть совесть и своеобразная этика.

А отдельно хочется отметить Евгения Стычкина. Не только из-за актёрской игры — хотя сыграл он не хуже других — но и потому, что Стычкин совмещал на съёмках место перед камерой с местом ЗА камерой. За режиссуру он отвечал вместе с Сергеем Трофимовым — и у двух постановщиков получился интересный баланс опыта и новых идей.

«Нулевой пациент» отлично выглядит и звучит. Тут нет лишних кадров или затянутых эпизодов, а глаз постоянно цепляется за интересные детали, которые зачастую несут сразу несколько смыслов. Пустынные калмыцкие степи, по которым Кирсан едет на очередной вызов, показывают удалённость Элисты и подчёркивает одиночество врача. Громадный, но неизменно пустой кабинет чиновника — это не только дотошное воссоздание советских интерьеров, но и намёк на то, что перед нами лишь очередной маленький человек, мало на что могущий повлиять.

А вот музыку в сериале зритель замечает редко. Большую часть хронометража она служит оформительным элементом, помогает истории — а не задаёт её: звенит лёгким эмбиентом или минималистичной электроникой на фоне, иногда давит фортепианными и симфоническими мотивами. Но в ключевые моменты, когда эмоции зрителя должны зашкаливать в унисон эмоциям героев, саундтрек просыпается и мощной волной прокатывается по сцене.

В общем, мы даже не пытаемся скрывать наших восторгов от «Нулевого пациента» — потому что эти восторги полностью обоснованы. Можно, пожалуйста, побольше таких сериалов? «Можно!» — отвечает Кинопоиск и анонсирует сразу два сериала от той же команды. Евгений Стычкин уже снял готовящуюся к выпуску детективную драму «Цикады», а Сергей Трофимов сейчас занимается перезапуском фэнтезийной «Этерны», но… Опыт «Пищеблока» показал, что у Кинопоиска пока не всегда получается развивать успех хороших проектов — поэтому и насчёт этих двух сериалов у нас есть сдержанные опасения. Но подождём — увидим.

А пока что у нас есть просто отличный мини-сериал, который нам зашёл на одном дыхании. Даже если у него не появится «духовного» продолжения (прямого там по определению не может быть) — «Нулевой пациент» более чем заслуживает просмотра, если вы его в своё время пропустили. Любите истории про борьбу людей с системой, про мутное правительство и искажение правды во имя «высшего блага»? Тогда настоятельно советуем посмотреть.

#нулевойпациент #Кинопоиск #сериалы

 

Источник

Читайте также