Новозабытое старое

Забитый школьниками кабинет библиотеки, с пыхтящими от натуги стеллажами по краям, столами для чтения и буйными растениями у небольших окон. Тянущиеся к солнцу зеленые сорняки ухватывались за полки, пытаясь сделать усилие и оказаться хоть чуть-чуть ближе к светящемуся сквозь стекло светилу. Однако проходящая мимо учительница постоянно одергивает, спуская усилия растений на нет. Школьники оккупировали четыре ряда стульев перед длинным телевизором, перешучиваясь между собой и обсуждая фигуру пожилой монахини, что медленно ходит по декорациям на голубом экране. В кабинете душно, и каждая неловкая шутка лишь подогревает атмосферу, ребенок внутри птицей бьется в клетке и хочет скорей на улицу, где мороз будет хлестать его по красным щекам. Учитель улыбается и словно примиряется с обстановкой, спокойно рассказывая о классической музыке, живописи и каком-то далеком времени, где люди носили парики и любили органы…

Так выглядел типичный урок МХК в моей школе. Три буквы пугали пятиклассников, не понимающих почему ИЗО внезапно из понятного предмета превратилось в устрашающую мировую художественную культуру. Монахиня с экрана — герой ряда документальных программ, рассказывающая о художественном наследии. Иногда она разбавляла рассказ монологами о музыке, и вот в этот момент класс встряхивался и слушал. В этом было что-то удивительное — класс детей посреди Сибири внезапно оказывался обуздан магией музыки, смотря на пассионарную фигуру учителя и улыбающуюся монахиню с экрана. Впрочем, ее все называли монашкой, однако звучит это как-то слишком панибратски. Все-таки мы с ней вместе не молились.

Музыка? Какая музыка?

Ты, возможно, забыл, но классическая музыка с детства существовала в жизни уж двух поколений точно. Не в полной мере классическая, но, учитывая фигуры музыкантов за ней стоящих, уж точно. Тем более разговор идет о неоклассике, или, как ее называют на западе, modern classic. На самом деле кощунственно, слушай, провести столько часов на одном стуле, пытаясь достроить замок и наконец-то накопить на Капитолий. Что, не вспоминаешь?

Саундтрек к Heroes of Might and Magic 3/4/5 — для многих билет во времена беззаботного детства. Великолепная работа Пола Ромеро, Роба Кинга и Стива Баки не только шикарно ложилась на путешествия героев в фэнтезийном мире, но и сама по себе являлась цельным произведением, слушать которое можно было в отдельности. Главная тема Некрополиса, навевающая жуть и воссоздающая в сознании картины орды мертвецов, обреченно идущих в свой вечный крестовый поход. Музыка замка рыцарей, бравых защитников Эрафии, поднимающая в груди гордость за пиксельные фигурки солдат, стоящих насмерть. Ну и конечно, темы пошаговых битв, где динамика ощущается несмотря на сосредоточение и продумывание каждого следующего хода.

Отдельно хочется заметить, что от игры к игре композиторы развивались и старались внести что-то новое в музыкальное наполнение игры. Оперные партии, национальные мотивы в собственных аранжировках, заигрывания со стилями — честно, в каждом из знаковых саундтреков можно сейчас копаться и находить что-то восхитительное. Музыка заняла в сердцах игроков особое место где-то на полке с детскими сказками и светлой памятью о временах, когда рваные шорты после игры во дворе в футбол во дворе были главной причиной для переживаний. Следить, как повзрослевшие игроки становятся музыкантами и отдают дань уважения классике — это отдельный сорт удовольствия. Когда энтузиасты из Польши собирают целый кавер-оркестр для выступления в странах Европы, приглашая Пола Ромеро, одного из главных композиторов, в качестве гостя, что ж…

Тот самый CAGMO Orchestra и Пол Ромеро

Но если в детстве это восхищало и вызывало интерес, то вырастая люди теряют интерес к классике, оставаясь на уровне предубеждений “Старо — мне подавайте ново”. Мимо проходит натуральный взрыв популярности неоклассической музыки, когда многие музыканты и вовсе не хотят становиться рок-звездами, ездить в туры, стадионы… Зачем, если сейчас можно собрать концертный зал на 2000 человек, играя подобную музыку? Зачем, если сейчас сотни молодых людей пишут как отечественным, так и зарубежным звездам данного жанра, пытаясь получить совет? И, знаете ли, кощунственно, уже дважды, имея такую прекрасную базу, не интересоваться что же там происходит, когда человек открывает крышку фортепиано. Что ж, пойдем дальше. На примерах трех отечественных фигур разберем, что это вообще такое.

Это часть материала, посвященного фигурам «неоклассики» в отечественной музыке. Решил выгрузить «игровой» отрывок сюда и получить фидбек. Делитесь в комментариях!

 

Источник

Читайте также