Николас Кейдж выслеживает маньяка на Аляске, наставляет юного бездомного и воюет с русской мафией

Сегодня в рамках марафона фильмов с Кейджем говорим о «Мёрзлой земле», «Джо» и «Гневе» (или «Токареве»).

Половина пути пройдена — мы уже 10 дней обсуждаем кино с участием Николаса Кейджа, а должны обсуждать ещё 10 дней — но самое трудное ещё впереди.

Сегодня три автора DTF, «трое в клетке», рассказывают о двух разгромленных критиками фильмах с Кейджем — «Мёрзлой земле» (37 баллов на Metacritic) и «Гневе» (28 баллов на Metacritic) — а также о неплохой драме «Джо».

Николас Кейдж выслеживает маньяка на Аляске, наставляет юного бездомного и воюет с русской мафией

«Мёрзлая земля» (2013)

История поимки Роберта Хансена — маньяка, убившего как минимум 17 девушек в Анкоридже в 1970-е годы. Мясник-пекарь, как называли преступника в СМИ, похищал женщин, насиловал их, а затем на собственном самолёте отвозил в лесную глушь. Поймать Хансена помогла проститутка Синди Поулсон, которой чудом удалось сбежать.

Дебютный полнометражный фильм Скотта Уолкера довольно точно воспроизводит то, что произошло в реальности, но не без откровенной голливудчины. Когда Николас Кейдж, исполняющий роль сержанта Джека Хэлкомба (фигуры выдуманной, основанной на детективе Гленне Флоуте), трясёт перед маньяком картой, на которой отмечены захоронения, и обещает призвать Хансена к ответу за каждый крестик, невольно улыбаешься наивности подачи.

То же касается и отношений Хэлкомба с семьёй — эти сцены будто подглядели в хрестоматии «Коп, жена и ребёнок». Старой такой хрестоматии, неактуальной. Да что там сцены: в начале фильма герой Кейджа прямым текстом заявляет, что ему осталось две недели до пенсии. Ну и как после такого можно всерьёз воспринимать кино?

Оказывается, довольно просто. У Уолкера получился весьма компетентный и приземленный триллер — именно триллер, а не детектив, потому что никакой интриги из личности убийцы не делается. Авторы сфокусировались на доказательстве вины Хансена и на препонах, которые чинит полицейским бюрократический аппарат.

Параллельно с этой, идут истории Синди Поулсон (Ванесса Хадженс) и самого Роберта Хансена (Джон Кьюсак). Попытка уместить сразу несколько важных и равноценно интересных линий в скромный хронометраж оборачивается общим сумбуром с сопутствующими побочками в виде рваного монтажа и недосказанности почти везде, где только можно. «Мёрзлой земле», по-хорошему, не хватает ещё где-то часа экранного времени, чтобы «с чувством, с толком, с расстановкой» завершить арки героев и дать зрителю насладиться заснеженными лесами Аляски. А в идеале вообще сделать бы из всего этого сериал — тут прямо напрашивается слоубёрнер в духе «Озарка».

Это подтверждает и Николас Кейдж своей игрой — из актёра получился образцовый сержант, повидавший некоторое дерьмо. Больше маньяков и прочих бандитов его, копа, доконали привычные в полиции механизмы работы, но так как сорваться на них не получается, Хэлкомб вымещает злобу на преступниках. Когда герой Кейджа взрывается, он действительно выглядит человек, которого довели до ручки — безо всяких переигрываний. — Андрей Верещагин

«Джо» (2013)

Если особый сорт беспросветных отечественных фильмов, зачастую срывающих овации на кинофестивалях, нередко называют «русской чернухой» (пусть не всегда к месту и не всегда справедливо), то чернуха должна быть и американская. Пожалуй, так в двух словах можно охарактеризовать «Джо» — мрачную историю о людях, живущих где-то у самого «социального дна» США.

Действие разворачивается на юге страны в бедном неблагополучном городке, скорее напоминающем бесконечный пригород. Бывший уголовник по имени Джо (Николас Кейдж) руководит работами в лесу — под его началом (не вполне законно) травят лесополосу, чтобы потом высадить новые деревья. Однажды к нему обращается 15-летний Гэри (Тай Шеридан) из семьи бездомных, готовый трудиться не покладая рук, лишь бы хоть что-то заработать на пропитание.

У двоих постепенно завязываются товарищеские отношения, а Джо становится кем-то вроде ментора мальчика. Но каждый раз, когда кажется, что они помогут друг другу стать чуть лучше и выбраться из той жизни, в которой застряли, что-то тянет их ко дну. Будь то травмы прошлого или пьяница-отец.

Для меня это кино стало маленьким откровением, потому что в своё время прошло совсем незамеченным. Его показали в рамках Венецианского фестиваля, оно понравилось критикам, но с треском провалилось в прокате и, кажется, быстро оказалось забыто публикой, не нашедшей в нём ничего особенного. Но даже если этот фильм — не прорыв для независимых низкобюджетных драм, в нём умело рассказывают трогательную историю, способную даже выдавить слезу.

Авторы «Джо» явно старались как можно натуралистичнее показать, как живёт бедный американский юг. Вот семья копается в мусоре под проливным дождём, человек после тяжёлого дня медленно отрубается на ободранном диване перед пузатым телевизором, кто-то неумело разделывает в собственной прихожей оленью тушу. Вокруг ржавчина, грязь и мерзость. Ощущение только усиливается от того, насколько фактурные на экране лица: когда в первых сценах наблюдаешь за работой бригады Джо, разве что мелькающий в поле зрения Николас Кейдж периодически напоминает о том, что перед тобой не документалка. Профессиональных актёров тут вообще не так уж много, а ключевую для истории роль Уэйда, отца героя Шеридана, и вовсе исполнил настоящий бездомный по имени Гэри Поултер, памяти которого посвящён фильм.

Но, пожалуй, называть «Джо» совсем беспросветной чернухой было бы лукавством, ведь в картине есть и юмор, и немного абсурда. Эпизод, в котором главные герои выпивают и отправляются на поиски сбежавшей собаки, кажется позаимствованным из комедии, а жестокий алкоголик Уэйд оказывается любителем брейкданса. Режиссёру Дэвиду Гордону Грину удаётся органично связывать в один сюжет разные по настроению эпизоды, отчего история кажется только убедительнее и реалистичнее. Хотя, наверное, другого и не стоило ожидать от постановщика, в карьере которого инди-фильмы, снятые за гроши, соседствуют с «Ананасовым экспрессом», «Храбрыми перцем» и перезапуском «Хэллоуина».

Но фильм не работал бы вообще, если бы не партия Кейджа в образе Джо. Актёру удаётся передать внутренний конфликт этого трагического персонажа, мужчины с «низов», который жаждет человеческой близости и понимания, но боится этого. Человека, который чувствует себя бессильным и обречённым, но очень хочет изменить что-то к лучшему и помочь Гэри не повторять его ошибок.

Кейдж мастерски показывает, как внутри Джо пульсирует злость, которую порой некуда девать, и каким мягким он может быть рядом с близким по духу. И в сценах, где герой всё же вскипает ярость, кажется, что он в шаге от того, чтобы разрыдаться. Эта роль — лишнее свидетельство тому, что не очень-то честно провозглашать о «возвращении» Кейджа после очередной его киноработы без откровенных безумств и кривляний. Он, вроде как, и не уходил никуда. — Антон Самитов

«Гнев» (2014)

Пол Макгвайр (Николас Кейдж), любящий муж и отец, когда-то отпиливал людям руки и был налётчиком, но уже 15 лет как завязал. Но однажды он узнаёт, что его дочь похитили неизвестные, а через пару дней — что её убили выстрелом в голову.

Макгвайр собирает старых друзей и ищет виновных, но никаких следов нет. Выясняется лишь, что его дочь застрелили из ТТ-33 — пистолета Токарева, любимого оружия русской мафии. «Лучший способ узнать что-то — навести шороху», — решает Макгвайр и идёт истреблять организованную преступность из России.

«Гнев» (в европейских странах прошедший как «Токарев») первые полчаса напоминает моралистический фильм о мести, не выключить который могут только любители b-movies с видеокассет. Потом выясняется, что всё не так просто: Кейдж кромсает десяток русских из «братвы», а те не могут понять, в чём вообще дело. Обращаются к лидеру группировки, к которой раньше принадлежал Кейдж, а тот тоже ничего не знает; но на всякий случай все решают друг друга убить.

И потому иногда кажется, что из этой истории могло бы что-то получиться. К тому же Николасу Кейджу идёт грубый мачизм: когда он готовится мстить, забавно меняет пиджак на старую кожанку, в схватках предпочитает огнестрельному оружию нож. Но фильм, во-первых, умудряется быть затянутым в свои полтора часа, медленно переходит к экшену, а во-вторых, почти все погони и бои на монтаже нашинковали с быстротой и небрежностью дешёвого парикмахера. Совсем чудовищным «Гнев» назвать нельзя — в конце концов, здесь есть человек, которого зовут Саша Борат, — но смотреть полтора часа в окно для души гораздо полезнее. — Александр Омолоев

#николаскейдж #троевклетке #мнения

 

Источник

Читайте также